Работа с родителями
(методические рекомендации)
1 КЛАСС
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры, тренинга.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей
со школой, администрацией, педагогами, психологическими службами школы и друг с
другом.
2. Помочь семье
подготовиться к обучению ребенка в первом классе. Желательно пригласить на
первое собрание обоих родителей.
Возможный план проведения:
1. Знакомство с
директором школы и школьной администрацией, педагогами класса, психологом.
2. Представление
педагога, который будет работать с классом. (Педагог рассказывает о себе, своей
семье, своей педагогической деятельности).
3. Экскурсия по школьному
зданию.
4. Знакомство с
учебно-воспитательным процессом школы.
5. Самопрезентация семей.
(Рассказать о себе, членах своей семьи, традициях и об ожиданиях, которые
связаны у него со школой).
6. Родительский тренинг
«Ребенок в зеркале родителей».
Рекомендуемая
литература:
1. Дереклеева Н. И.
Родительское собрание в 1-11 классах. – М.: Вербум - М, 2001.
2. Калейдоскоп
родительских собраний: методические разработки: Вып.1/ под ред. Е.Н. Степанова.
– М.: Сфера, 2001.
3. Слова С.Л.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний и коллективных творческих
собраний и коллективных творческих мероприятий с участием родителей //
Начальная школа. – 2001. - № 3.
4. Поляков С.Д.
Технология тренинга // Классный руководитель. - 2000. - № 3.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.
Форма проведения: круглый стол + практикум.
Задачи собрания»:
1. Познакомить
родительский коллектив с трудностями адаптации детей к школе в первый год
обучения.
2. Дать практические
советы по организации общения с первоклассником.
Вопросы для
обсуждения:
1. Психологические
трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Физиологические
трудности адаптации первоклассников к школе.
3. Система взаимоотношений
с ребенком в семье.
4. Мини-лекция: «Законы
воспитания в семье. Каким им быть».
Рекомендуемая
литература:
1. Шульгина В.П. Какой он
наш ребенок //25 современных тем родительских собраний в школе. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Бескоровайная Л.С.,
Перекатьева О.В. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2002.
3. Ивановская О. Г.,
Савченко С. Ф. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников //
Начальная школа.-1999. - № 1.
ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА: КАК
К ЭТОМУ ОТНОСИТЬСЯ?
Форма проведения: «семейный совет» с элементами ролевой игры или
проигрыванием педагогических ситуаций.
Задачи собрания:
1. Ознакомить с
результатами диагностики в классе.
2. Определить причины преобладания
негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Вопросы для
обсуждения:
1. Как проявляются эмоции
у детей?
2. Как мы на них
реагируем?
3. Чем мы можем помочь
нашим детям?
4. Советы педагога и
психолога.
Рекомендуемая
литература:
1 Паудермэйкер Ф.
Гримес Л. Дети в семье – М. 1998.
2. Рогов Эмоции и
воля. – М.: Владос, 2001.
3. Валлон А.
Психологическое развитие ребенка. – М.: Просвещение , 1997.
2 КЛАСС
ЗДОРОВЬЕ НАШЕГО РЕБЕНКА: СОВЕТЫ КАК ЕГО СОХРАНИТЬ
Форма проведения: практикум (возможно с приглашением медицинского
работника, учителя физкультуры, валеолога, психолога, специалиста по
питанию и психолога).
Задачи:
1. Обсудить с
родителями физическое и психическое развитие детей.
2. Показать виды и
формы оздоровления.
Вопросы для обсуждения:
1. Физическое и
психическое здоровье: как правильно его сохранить.
2. Значение
правильного питания и физической культуры для полноценного развития личности.
3. Практические
советы специалистов (советы по питанию, по сохранению осанки, дыхательная
гимнастика, по снятию психоэмоционального напряжения).
Рекомендуемая
литература:
1. Размышления
школьного врача // 25 современных тем родительских собраний в школе. -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Назаренко Л.Д.
Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос-пресс, 2002.
3. Марьясис Е.Д.,
Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья и семьи. – М., 1992.
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ
АГРЕССИИ.
Форма проведения: семинарское занятие с решением конкретных
ситуаций.
Задачи:
1. Определить уровень
агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты
анкетирования родителей.
2. Помощь родителям
понять причины агрессии детей и найти способы ее преодоления. (Что стоит за
словом «агрессия»? Почему она возникает? Как ее преодолеть?)
Вопросы для
обсуждения:
1. Причины детской
агрессии.
2. Родительская
власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
3. Пути преодоления
детской агрессивности. Правила семьи по преодолению детской агрессии.
Рекомендуемая
литература:
1. Бодина Е.,
Ащеулова К. Педагогические ситуации. – М, 2002. (также печатались в журнале
«Воспитание школьников», 2000-2002).
2. Овчарова Р.В.
Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2002.
3. Баркан А.
Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего
ребенка. – М.: Аст-пресс, 1999.
МУЗЫКА И ТЕЛЕВИЗОР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
Форма проведения: собрание – диспут.
Задачи:
1. Обратить внимание
родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором, на то,
какую музыку слушают дети.
2. Определить
наименование и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для
обсуждения:
1. Статистика о роли
музыки и телевидения в жизни ребенка.
2. Влияние музыки и
передач на формирование характера, настроения и познавательной сферы ребенка.
Рекомендуемая литература:
1. Поляков С.Д.
Психопедагогика воспитания. – М., 1996.
2. Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога. – М., 2000.
3 КЛАСС
ТРУД В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ.
Форма проведения: презентация семейного опыта.
Задачи:
1. Ознакомить
родителей с положительным опытом воспитания, с формами трудового участия
ребенка в жизни семьи и школы.
2. Определить
роль семьи в воспитании трудолюбия у детей.
Вопросы для
обсуждения:
1. Труд и его значение в
жизни ребенка.
2. Интеллектуальный труд.
3. Роль семьи в развитии
работоспособности и трудолюбия ребенка.
Рекомендуемая
литература:
1. Трудовое воспитание в
семье // 25 современных тем родительских собраний в школе. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2002
2. Дереклеева Н.И.
Родительские собрания в 1 – 11 классах. М.: Вербум – М 2001.
СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ.
Две эти темы могут
перекликаться и быть объединены, возможны домашние задания (например, трудовые
традиции в семье), проведение родительской мини-конференции.
Форма проведения: ролевая игра, презентация семейного опыта.
Задачи:
1. Познакомиться с
интересным опытом семейного воспитания, национальными традициями.
2. Показать значение
семейных праздников, семейного этикета и народных традиций.
3. Развить навыки
семейного общения, семейных традиций.
Ход собрания:
1. Значение семейных
праздников и традиций.
2. Значение этикета в
семье.
3. Ролевая игра
«Семейный праздник».
4. Выступление
родителей из опыта семейного воспитания.
Рекомендуемая
литература:
1. Праздник в семье
// 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону: Феникс,
2002.
2. Суслопарова Л.Д.
Семейные традиции. – М., 1979.
3. Рожнова П. Семья в
народных традициях // Воспитание школьников. – 1998.-№ 5.
4. Долгих Г.В.
Праздник «семья». Традиции и праздники //Классный руководитель 2001. - № 2
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ
ДЕТЕЙ».
Форма проведения: родительская конференция по обмену опытом.
Задачи:
1. Обратить
внимание на «секреты воспитания» в семье.
2. Познакомить с
интересным опытом семейного воспитания.
3. Формировать
педагогическую рефлексию родителей.
Вопросы для
обсуждения:
1. Что необходимо для
того, чтобы царило счастье в семье?
2. Что значит «любить
детей»?
3. В чем заключается
«искусство воспитания»?
Рекомендуемая
литература:
1. Искусство любить детей
// 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс,
2002.
2. Бим-Бад Б.М. Мудрость
воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1998.
3. Макаренко А.С.
Книга для родителей.
4. Фромм А. Азбука для
родителей – М., 1994.
5. Баркан А. Практическая
психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.:
Аст-пресс, 1999.
4 КЛАСС
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА.
Форма проведения: деловая, ролевая игра.
Задачи:
1. Выявить в ходе игры представления родителей о
проблемах, формах и методах содействия развитию личностных качеств личности
ребенка.
2. Способствовать
сплочению коллектива детей, педагогов и родителей.
Ход игры:
1. Подготовительный
этап (диагностика, подбор вопросов, подготовка оформления).
2. Выступление
классного руководителя, психолога по итогам диагностики и определение проблем.
3. Разделение
родителей по ролевым группам («учащиеся», «родители», «администрация»,
«педагоги», «эксперты»).
4. Мозговой штурм.
5.Подведение итогов и
самоанализ родителей.
Рекомендуемая
литература:
1.Поляков С.Д.
Психопедагогика воспитания. - М., 1996.
2.Миллер В.С. Как
по-настоящему любить детей // Классный руководитель. 1998.- № 6.
3.Дереклеева Н.И.
Родительские собрания в 1-11 классах. - М.: Вербум, 2001.
ИГРЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ.
Форма проведения: мастерская общения (игры общения).
Задачи:
1. Определить
значение общения в жизни человека.
2. Познакомить с
видами общения в различных ситуациях.
План проведения:
1. Виды общения.
2. Общение ребенка в
семье.
3. Проблемы общения в
детском коллективе.
4. Игры общения.
5. «Мои ощущения»
(проведение рефлексии родителей).
Рекомендуемая
литература:
1. Берн Э. Игры, в
которые играют люди. – М., 2002.
2. Дружинин В.И.
Психология семьи – М., 1996.
3. Гиппенрейтер Ю.Б.
Общаться с ребенком. Как? – М., 1997.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ И ЕГО РОЛЬ В
ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ.
Форма проведения: беседа, «разговор по душам».
Задачи:
1. Оценить
развитие самостоятельности у учащихся.
2. Дать рекомендации
родителям по результатам анализа итогов учета за четыре года.
План проведения:
1. Анализ классным
руководителем развития самостоятельности учащихся.
2. Анализ
психолого-педагогическим консилиумом (педагогическим советом) результатов
четырех лет обучения и общие рекомендации родителям. Рекомендации по развитию
навыков самостоятельности у детей в семье.
3. Знакомство с
классным руководителем и учителями, которые будут учить детей в пятом классе.
Рекомендуемая
литература:
1. Глассер У. Школа
без неудачников М.: Прогресс, 1991.
2. Глушкова В.С.
Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе
обучения в школе // Классный руководитель. 2001.-№ 7.
5 КЛАСС
«ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ». ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К
ОБУЧЕНИЮ В 5 КЛАССЕ.
Форма проведения: круглый стол.
Задачи:
1. Познакомиться с
родителями и их характеристиками
своих детей.
2. Рассказать о УВП,
требованиях к обучению, первыми возникшими проблемами.
Вопросы для
обсуждения:
1. Роль семьи и ее
значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными
особенностями.
2. Законы школьной
жизни в обучении и воспитании школьников.
Рекомендуемая
литература:
1. Маленкова Л.И.
Педагоги, родители и дети. М.: Пед. общество России, 2000.
2. Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога. М., 2000.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ.
Форма проведения: практикум (возможно проведение вместе с
учителями-предметниками, работающими в этом классе, психологом).
Задачи:
1. Познакомить
родителей с трудностями обучения детей.
2. Научить родителей
видам оказания помощи детям в учебе.
План проведения:
1. Диагностика
трудностей в обучении детей.
2. Практические
советы родителям.
Рекомендуемая
литература:
1. Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога. М., 1996.
2. Адаптация и
резервы человека. / Сост. М.Ч. Кочеткова, М.Н. Завьялова – Псков, 2000.
3. Глассер У Школа
без неудачников – М.: Прогресс, 1991.
4. Глушкова В.С.
Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе
обучения в школе // Классный руководитель. 2001.- № 7.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ
РЕБЕНКА.
Форма проведения: обмен мнениями.
Задачи:
1. Рассмотреть
влияние культурных ценностей семьи на познавательные качества личности.
2. Познакомить с
положительным опытом семейного воспитания.
Вопросы для
обсуждения:
1. Книга и ее
значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.
2. Культурные
традиции семьи.
3. Влияние культурных
ценностей семьи на познавательное развитие ребенка.
4. Обмен опытом
родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: национальных
традициях; чтение книг; газет и журналов, посещение театров и музеев,
знакомство с природой, совместные игры, туристические походы и т.д.
5. Мини-лекция
классного руководителя о влиянии культурных традиций семьи на познавательную
активность ребенка (связать ее с мнениями, высказанными в процессе обсуждения
темы собрания).
Рекомендуемая
литература:
1. Книга в семье и
духовное развитие ребенка // 25 современных тем родительских собраний в школе. -
Ростов-на-Дону.: Феникс , 2002.
2. Беляков Е. 365
развлечений для ребенка. М.: Айрис-пресс, 2001.
6 КЛАСС
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Форма проведения: педагогический треугольник.
Задачи:
1. Обсудить
физические, индивидуально-возрастные проблемы детей.
2. Определить роль
семьи и школы в физическом воспитании и развитии детей.
Вопросы для
обсуждения:
1. Физические
проблемы взросления детей (выступление врача).
2. Задачи физического
воспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, спортивные
кружки и секции (выступление учителя физической культуры)
3. Проблемы
физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе (выступление
классного руководителя).
4. Обмен мнениями –
педагоги, родители и дети.
Рекомендуемая
литература:
1. Зайцев Г.К.
Школьная валеология. - СПб., 1997.
2. Мухина В.С.
Возрастная психология. М., 2000.
ВОЛЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ
Форма проведения: семинар-практикум.
Задачи:
1. Определить
значение семьи в формировании волевых качеств у детей.
2. Дать рекомендации
родителям по преодолению негативных явлений.
Вопросы для
обсуждения:
1. Роль волевых
качеств личности в преодолении инстинктов.
2. Значение семьи в
преодолении ребенком негативных черт характера.
3. Мнение учащихся о
себе и своих волевых качествах
( анализ
анкетирования детей и родителей по оценке личностных качеств ).
Рекомендуемая
литература:
1. Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога. М., 2000.
2. Рогов Е.И. Эмоции
и воля. М.: Владос, 2001.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ…РОДИТЕЛЕЙ.
Форма проведения: родительский ринг.
Задачи:
1. Определить роль
родителей в становлении личности ребенка.
2. Рассмотреть и
проанализировать педагогические ситуации на проблемы, волнующие детей,
педагогов и родителей (значение примера родителей, как реагировать на
индивидуально-возрастные особенности развития детей и т.д. ).
План проведения:
1. Вступительное
слово классного руководителя (по результатам бесед, диагностики с детьми и
родителями).
2. Определение
семейных команд.
3. «Заповеди
воспитания» (решение педагогических ситуаций).
4. Рефлексия и
подведение итогов.
Рекомендуемая
литература:
1. Педагогический
такт... родителей // 25 современных тем родительских собраний в школе.
Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
2. Степанов С.С.
Психологический словарь для родителей. М., 1996.
3. Азбука любви:
Книга для родителей – М., 1996.
4. Корягина О.П.
Педагогический ринг // Классный руководитель – 2000.- № 8.
7 КЛАСС
МАЛЬЧИК НЕ ДЕВОЧКА. ДЕВОЧКА НЕ МАЛЬЧИК...
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Задачи:
1. Познакомить с
половозрастными особенностями развития детей.
2. Определить пути
решения проблем, связанных с поло-
возрастными
особенностями развития детей.
Вопросы для
обсуждения:
1. Значение семьи в
период полового созревания ребенка.
2. Физиология
подростка.
3. Пути решения
проблем, связанных с половым созреванием (педагогические ситуации для
родителей).
Рекомендуемая
литература:
1. Тархова Л.П.
Мальчик, мужчина, отец. М., 1992.
2. Попова Л.
Воспитание сына. // Воспитание школьников. 2001.- № 3.
3. Хрипкова А.Г.,
Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М., 1985.
СЕМЬЯ – ЭТО...
Форма проведения: творческая встреча с обменом мнений.
Задачи:
1. Обратить внимание
учащихся и их родителей на значение слова «семья».
2. Подвести учащихся
и родителей к необходимости взаимопонимания в семье и определения роли каждого
в ней.
Вопросы для
обсуждения:
1. Взаимопонимание в
семье. Пути достижения.
2. Кто я? Личность
каждого в семье (проведение рефлексии).
Рекомендуемая
литература:
1. Афанасьева Т.М.
Семья. М., 1988.
2. Разумихина Г.П.
Будь, пожалуйста, счастлив. М., 1990.
3. Кэмпбелл Р. Как на
самом деле любить детей. М., 1999.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. КАК ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ?
НАРКОТИКИ: КАК ОТ НИХ УБЕРЕЧЬСЯ?
Форма проведения: вечер вопросов и ответов. Ролевая игра.
Задачи:
1. Предоставить
родителям возможность познакомиться с информацией, статистикой по данной
проблеме.
2. Обсудить с
родителями проблемы, которые возникают, и убедить их в необходимости обсуждения
этой проблемы в семье.
Вопросы для
проведения:
1. Краткое сообщение
классного руководителя (психолога).
2. Определение
проблем.
3. Пути решения
проблем (в форме ролевой игры).
Рекомендуемая
литература:
1. Шаг за шагом к
погибели // 25 современных тем родительских собраний в школе. -
Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
2. Успенская И.А.
Родительское собрание: Подростки и наркотики в современном мире // Классный
руководитель. 2000.- № 1.
3. Предупреждение
употребления алкоголизма и наркотиков школьниками / В.Н. Касаткин и др. -
Казань, 2002.
8 КЛАСС
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ СЕМЬИ – НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ
ЖИЗНИ.
Форма проведения: встреча, вечер вопросов и ответов.
Задачи:
1. Познакомить
родителей с нравственными ценностями
отдельных семей.
2. Обратить внимание
родителей на правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе.
Вопросы для
обсуждения:
1. «Закон и
ответственность» (выступление представителя правоохранительных органов).
2. Анализ классных
руководителей развития коллектива класса за несколько лет и определение задач
на будущее.
3. Разбор
педагогических ситуаций (нравственные проблемы).
4. Анализ
анкетирования детей и родителей по проблеме.
Рекомендуемая
литература:
1. Бодина Е, Ашеулова
К. Педагогические ситуации. М, 2002.
2. Саматова А. Диалог
с родителями. Этика родительской любви // Этическое воспитание. 2003.- № 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ПОДРОСТКА.
Форма проведения: лекция + психологический практикум.
Задачи:
1. Познакомить с
индивидуально-возрастными особенностями развития подростка.
2. Обратить внимание
родителей на проблемы, возникающие в этом возрасте и как их решать.
Вопросы для
обсуждения:
Психологические и
возрастные особенности подростка (выступление психолога).
Анализ процесса
взросления детей (выступление классного руководителя).
Ответы специалистов
на вопросы родителей по теме собрания.
Рекомендуемая
литература:
1. Учителям и
родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М., 1998.
2. Мир детства:
подросток. М., 1989.
3. Черепахова Е.М.
Воспитание без слез – М., 1998.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ Я ДОВЕРЯЮ.
Форма проведения: родительские чтения.
Задачи:
1. Определить роль
отца в воспитании.
2. Обсудить сочинения
учащихся, произведения Сухомлинского В.А.
3. Проанализировать
собственное понимание родителями проблем, предложенных на «родительских
чтениях».
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ сочинений
учащихся.
2. Сухомлинский В.А.
«Письма к сыну».
3. «Высокое доверие»
(самоанализ родителей).
Рекомендуемая
литература:
1. Сухомлинский В.А.
Письма к сыну. Родительская педагогика.
2. Амонашвили Ш.А.
Здравствуйте, дети!
3. Отец и воспитание
детей // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов на Дону.:
Феникс, 2002.
НЕМНОГО ОБ ИСКУССТВЕ ВОСПИТАНИЯ.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Задачи:
1. Определить
«секреты воспитания».
2. Познакомиться с
интересным опытом семейного воспитания.
Вопросы:
1. «Театральные
сцены» из семейного опыта.
2. Обсуждение и
проигрывание педагогических ситуаций.
3. Сов местные
«педагогические советы».
Рекомендуемая
литература:
1. Стили воспитания
// 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс,
2002.
2. Бодина Е.,
Ащеулова К. Педагогические ситуации. М., 2002.
3. Кэмпбелл Р. Как на
самом деле любить детей. М., 1999.
9 КЛАСС
ВЫБОР ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ: ЗА И ПРОТИВ.
Форма проведения:
родительская конференция.
Задачи:
1. Познакомить
родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся,
приоритетами интересов в получении профессии.
2. Организовать
встречу с представителями различных профессий, учебных заведений.
3. Познакомиться с
интересным опытом выбора профессионального пути родителей.
Вопросы для
обсуждения:
Информация об учебных
заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.
Анализ
профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей.
Знакомство с профессиями
родителей.
Рекомендации
психолога по профориентации.
Рекомендуемая
литература:
1. Снайпер Д.
Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М.,
1997.
2. Пряжников Н.С.
Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
3. Анализ контрольных
работ, диктантов и т.д. (объективные оценки качества образования).
4. Педагогические
советы «Поговорим о воспитании ума».
Рекомендуемая
литература:
1. Шустова И.Ю.
Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников // Классный
руководитель. 2000.- № 3.
2. Жариков Е.С. Для
тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991.
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК. КАКОЙ ОН?
Форма проведения: «откровенный разговор».
Задачи:
1. Познакомить
родителей с причинами, которые приводят к «трудному поведению» ребенка.
2. Развить умения
поиска выхода в трудных ситуациях общения с детьми.
Вопросы для
проведения «разговора»:
1. Выступление
классного руководителя, психолога по проблеме.
2. Выступление
представителя инспекции по делам несовершеннолетних.
3. Собеседование с родителями
соответствующих специалистов.
4. Поиск путей выхода
из трудных ситуаций.
Рекомендуемая
литература:
1. Байярд Р., Байярд
Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся
родителей. М., 1991.
2. Волкова Е. Трудные
дети или трудные родители. М., 1991.
3. Буянов М.И.
Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.
10 КЛАСС
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК
ИХ В СЕБЕ РАЗВИТЬ?
Форма проведения: практикум (возможен совместный практикум).
Задачи:
1. Определить
значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей.
2. Дать советы, как
помочь детям их сформировать.
Вопросы для
обсуждения:
1. Что значит – быть
ответственным человеком?
2. Влияет ли
ответственность на формирование самоконтроля и самооценки?
3. Как сформировать в
себе ответственность? (Анализ результатов предварительного «мозгового штурма»
учащихся класса).
Рекомендуемая
литература:
1. Рыбакова Н.А.
Путеводитель профессионального самоопределения. – Псков, 1998.
2. Мнацаканян Л.И.
Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.
3. Вайнцвайг И.
Десять заповедей творческого саморазвития. – М., 1990.
ДРУЗЬЯ И КОМПАНИЯ МОЕГО СЫНА (ДОЧЕРИ).
Форма проведения: дискуссия.
Задачи:
1. Определить
представление родителей и детей о друзьях и сверстник ах, потребностях в
общении.
2. Помочь разобраться
родителям и детям о мнимой и правдивой дружбе.
Вопросы для
обсуждения:
1. Почему мне не
нравится друг сына (дочери)?
2. Друг или товарищ?
Какой друг нужен моему ребенку?
3. Как справляться с
давлением сверстников?
Рекомендуемая
литература:
1. Мир детства:
юность. – М, 1989.
2. Снайпер Д.
Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М.,
1997.
3. Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога. М., 2000.
ПОГОДА В ДОМЕ (КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА В СЕМЬЕ?)
Форма проведения: социально-психологический тренинг (проводится
психологом, социальным педагогом).
Задачи:
1. Определить
возникающие конфликтные ситуации в семье.
2. Научить родителей
выходам из конфликтных ситуаций и умению анализировать ситуации.
Вопросы для
обсуждения:
1. Почему возникают
конфликты в семье?
2. Как выходить из
конфликтных ситуаций?
Рекомендуемая
литература:
1. Анзорг Л. Дети и
семейный конфликт. – М., 1988.
2. Марунич Е.
Взаимоотношения старшеклассников с родителями // Воспитание школьников. – 2002.
- № 5.
3. Кондрунина Т. Как
избежать семейных ссор // Воспитание школьников. – 2003.
- № 2.
11 КЛАСС
ВАШ РЕБЕНОК ВЫРОС: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ».
Форма проведения: беседа.
Задачи:
1. Ознакомить
родителей с индивидуально-психологическими особенностями развития выпускников.
2. Дать советы
родителям, как правильно построить отношения с «взрослыми детьми».
Вопросы для
обсуждения:
1. Взрослые дети и
родители: взаимопонимание и проблемы.
2. Как правильно
расставить акценты в воспитании?
Рекомендуемая
литература:
1. Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога. – М., 2000.
2. Мир детства:
юность. – М., 1989.
3. Марунич Е.
Взаимоотношения старшеклассников с родителями // Воспитание школьников. – 2002.
- № 5.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.