Главная / ИЗО, МХК / Разработка занятия в дополнительном образовании детей по теме: «Зимующие птицы. Получение изображения снегиря при помощи оттиска поролона».

Разработка занятия в дополнительном образовании детей по теме: «Зимующие птицы. Получение изображения снегиря при помощи оттиска поролона».


ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


ТЕМА: «Зимующие птицы.

Получение изображения снегиря при помощи оттиска поролона».


ЦЕЛЬ: обучить рисованию снегирей путем получения изображения при помощи оттиска поролона, обучать принципу компоновки элементов рисунка на листе бумаги.


ЗАДАЧИ:

образовательная: познакомить с понятиями «зимующие птицы», «перелётные птицы», «оттиск», «примакивание», продолжить формировать умения компоновать элементы рисунка на листе бумаги, продолжить знакомство учащихся с нетрадиционными техниками рисования (получение изображения при помощи кусочка поролона);

воспитательные: воспитывать любовь к изобразительному творчеству, животному миру, природе в целом.

развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного, творческое отношение к работе, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.


МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Технические: бумага, раздаточный материал, (возможен вариант использования шаблонов (туловище птицы, крыло, хвост).

Для учащихся: мисочки либо пластиковые коробочки, в которые вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанного гуашью либо краской, плотная бумага для рисования, кусочки поролона, ластик, карандаши простые ТМ.


ФОРМА:

Формы организации занятия: индивидуальная, групповая (демонстрация, выставка).


ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

По источнику передачи и восприятия учебного материала: наглядный, словесный, практический;

по особенностям поисковой деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный.


СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

пятно, фактура, цвет.


Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Ознакомление с птицами зимующими и перелетными.


КОНТРОЛЬ:

Устный, анализ работы учащихся, самооценка, выставка работ.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент, приветствие.

  2. Знакомство с темой занятия.

  3. Анализ образца готового рисунка, составление алгоритма работы учащихся по работе над рисунком.

  4. Физминутка.

  5. Самостоятельная работа учащихся.

  6. Анализ работ учащихся педагогом, выставка рисунков «В зимнем лесу».

  7. Итог занятия.







  1. Организационный момент, приветствие.


Педагог:

- Добрый день, ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимний лес. Но прежде, чем открыть тему сегодняшнего занятия и узнать, что сегодня будем рисовать, давайте посмотрим за окно.



  1. Знакомство с темой занятия.


Педагог:

- Какое сейчас время года?

- Каких животных и птиц можно встретить на улице?

- А почему не все птицы улетели на юг, в теплые страны?

- Как вы считаете, легко ли сейчас приходится птицам и животным?

- Какую помощь может оказать человек птицам и животным в зимний период?



- Отгадайте загадки:


«Тук-тук-тук!» поутру носом долбит он кору.
Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс.
Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.
Много времени потратил на своё жилище … (дятел).


Слайд №1.


http://900igr.net/datai/biologija/Vidy-ptits/0018-011-Srednij-pjostryj-djatel.jpg


Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки.
Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь?
Я не трону, не робей, эй, пугливый … (воробей).













Слайд №2.


http://yahooeu.ru/uploads/posts/2012-01/1327045678_image_4e0866cd1ea63.jpg


Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица? (галка).


Слайд №3.


http://img-2008-02.photosight.ru/13/2548452.jpg


Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? То весёлая … (синица).


Слайд №4.


http://www.zoovet.ru/pet/15894.jpg




Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук красный дан с рожденья … (снегирю).


Слайд №5.


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/620/92620709_1292962335_fotoprikolnet_fotografiisnegirey2.jpg



Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистый. «Кле! Кле! Кле!» поёт со свистом (клёст).


Слайд №6.


http://s54.radikal.ru/i146/0910/9e/2668fbab9359.jpg


Окраска – сероватая, повадка – вороватая. 
Крикунья хрипловатая, важная персона – кто она? (ворона).


Слайд №7.


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/777/57777522_24453790_voron.jpg


Северные гости клюют рябины гроздья,
Так нарядны и ярки, на головках – хохолки!
Столько песен пели наши… (свиристели).


Слайд №8.


http://gorod.tomsk.ru/uploads/47343/1294194828/krasnoiar_stolby_7.jpg



Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая (сорока).


Слайд №9.


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/230/64230675_3813IMG_5018b.jpg


Педагог:

- А как вы думаете, зимой птицам приходится легко? Почему?

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней,
А вьюга с рёвом бешеным,
Стучит по ставням свешенным,
И злится всё сильней.

- Но это происходит с птицами зимующими, теми, которые остаются зимовать там, где они обычно и обитают.

У зимующих птиц прекрасно развита терморегуляция или способность организма приспосабливаться к сильным морозам, согревать себя, регулировать температуру тела так, чтобы не замерзнуть. Пух и перья согревают теплокровных пернатых в зимние холода не хуже меховой шубы. Птицы замечательно могут сохранять активный образ жизни и в холодное время года, но для этого им нужно очень хорошо питаться. Все перелетные птицы покидают родные края именно


потому, что зимой лишаются своего привычного корма. Характерно, что из птиц, живущих в лесах и населенных пунктах, улетает, примерно, половина, а обитатели полей и водоплавающие — почти все.

Пережить морозные и снежные зимы могут лишь те птицы, которые в течение всего года способны находить себе пищу в достаточных для жизни количествах. Этим пернатым ни к чему покидать родные места. Они — птицы  оседлые.

В зимнем лесу не услышишь такого птичьего многоголосья, как в теплое время года, но все же жизнь в нем не замирает. Раздается «барабанная дробь» дятла: он лихо лущит шишки в своей «кузнице» и добывает из-под коры деревьев спящих личинок насекомых. Пересвистываются поползни и свиристели, «тенькают» синички, щебечут снегири, чечетки и сойки. Эти птицы - зерноядные. Особое лакомство для них - ягоды рябины, которые не осыпаются с наступлением холодов. А есть птицы, которые питаются семенами хвойных деревьев.

В неурожайные годы они вынуждены откочевывать далеко от мест их гнездовой родины. А вот глухарям все нипочем. У этих больших красивых птиц еда всегда «под рукой» - это хвоя сосны. Также никогда не покидают мест своего обитания тетерева и рябчики. Эти предпочитают почки и сережки ольхи, выкапывают из-под снега можжевеловые ягоды. Еще одна уникальная птица - это клест, который даже ухитряется зимой свить гнездо и вывести птенцов.

Из хищных птиц никуда не улетают соколы (тетеревятники и перепелятники). Не покидают своих охотничьих угодий совы и филины. Всеядные галки, вороны, сизые голуби и воробьи переживают зиму рядом с людьми.

Всего в России около 70 видов зимующих птиц.

Птицы перелетные.

Каждую весну леса, поля и водоемы нашей необъятной Родины наполняются хором птичьих голосов – это перелетные птицы вернулись домой после зимовки. Что заставляет их каждый год покидать свои насиженные места и совершать дальние перелеты?

Основные причины – это отсутствие еды и изменение климатических условий. Из тех видов, что живут в населенных пунктах или лесах лишь половина является перелетными, а вот обитатели полей и водоемов почти все перелетные, так как зимой, когда поля покрываются снегом, а водоемы замерзают, поиск пищи становится для них невозможной задачей.

Почти все перелетные птицы насекомоядные или плотоядные (хищные), а среди оседлых видов большинство являются зерноядными.

  Ежегодно огромное количество птиц совершает перелеты в Азию, Африку, Южную Европу или Средиземноморье, прекрасно ориентируясь не только в пространстве, но и во времени. Перелеты довольно часто проходят в несколько этапов, так как, совершая дальние перелеты, птицам приходится останавливаться, чтобы поесть и отдохнуть.

Например, мелкие виды могут беспрерывно лететь до 90 часов, преодолевая за это время расстояние почти в 4000 км. Скорость полета при этом составляет в среднем 30 км/ч (у крупных видов она может доходить до 80 км/ч).

Самые известные перелетные птицы России – ласточка, трясогузка, зяблик, дрозд певчий, жаворонок, иволга, малиновка, чибис. Всего в России их насчитывается более 60 видов, некоторые из которых можно ежедневно наблюдать вблизи своего дома, но чтобы познакомиться с большинством из них, придется идти в лес или к ближайшему водоему.

Из городских обитателей последними с наступлением холодов улетают белые трясогузки, крапивники и зарянки. Гуси, лебеди и утки последними покидают водоемы.


  1. Анализ образца готового рисунка, составление алгоритма работы учащихся по работе над рисунком.


Педагог:

- Давайте посмотрим, как выглядят снегири.









Слайды 10,11,12.


http://mojmirok.ucoz.ru/_fr/10/4000469.jpg


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/620/92620709_1292962335_fotoprikolnet_fotografiisnegirey2.jpg


http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/92/620/92620707_large_1292962334_fotoprikolnet_fotografiisnegirey16.jpg


Педагог:

- А так стаю снегирей изобразил художник.

Слайд 13.

http://s013.radikal.ru/i323/1101/75/9fc7679a5612.jpg


Педагог:

- Давайте рассмотрим готовый образец рисунка.

Слайд. 14.

hello_html_1f85b43e.png


Педагог:

- С чего мы можем начать получать изображение?

Дети (варианты ответов):

- С рисования веточки.

- С рисования снегиря.

- С нанесения фона.


Педагог:

- Начнем работу с нанесения ветки рябины карандашом , причем сделать это можно нанеся только одну несущую веточку, ту на которой сидит птица. Сухие листочки и плоды рябины можно нанести после кистью без использования простого карандаша.


Педагог:

- Что будем рисовать дальше?


Дети:

- Потом нарисуем карандашом птицу.


Педагог:

- Верно. Теперь мы можем приступить к раскрашиванию?


Дети:

- Да.


Педагог:

- С чего начнем раскрашивать рисунок?


Дети:

- С нанесения голубого или синего фона неба.


Педагог:

- Хорошо. Фон мы можем нанести как при помощи кисточки, так и при помощи кусочка поролона (для этого нальем немного краски в мисочку и наберем её на поролон, либо примакнем кусочек поролона к штемпельной подушке с краской, а затем, способом примакивания будем наносить голубой или синий цвет на лист бумаги, покрывая всю его поверхность и давая полностью


высохнуть бумаге). Вы знаете как называется след, который оставляет поролон с краской при примакивании к бумаге? Оттиск.


Педагог:

- Что будем раскрашивать далее?


Дети:

- Затем кисточкой покрасим веточку и нанесем на нее листочки и плоды рябины.


Педагог:

- Что будем раскрашивать потом?


Дети:

- Затем раскрасим снегиря.


Педагог:

- Правильно, но сделаем это не так как показано на образце рисунка, а снова при помощи кусочка поролона: возьмем краску и сначала по краю наброска туловища птицы, а затем внутри рисунка покроем его краской красного цвета. Даем краске высохнуть и снова используя поролон покрасим крылья и хвост в черный цвет. Такие маленькие детали как глаз и клюв можно раскрасить тонкой кистью.


Педагог:

А теперь скажите сами, как мы закончим раскрашивать рисунок?


Дети:

- Мы нанесем при помощи кусочка поролона белой краской снег.


  1. Физминутка.


По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге). 
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке
 (подскоки на левой ноге).
По тропинкам побежим, до лужайки добежим 
(бег на месте.)
На лужайке, на лужаечке мы попрыгаем, как гаички 
(прыжки на обеих ногах).
Стоп. Немного отдохнём и теперь пешком пойдём 
(ходьба на месте).


  1. Самостоятельная работа учащихся.


  1. Анализ работ учащихся педагогом, выставка рисунков «В зимнем лесу».

Педагог:

- Давайте рассмотрим получившиеся работы. Все ли вам удалось выполнить С чем возникли трудности?

- А теперь мы организуем выставку ваших рисунков под названием «В зимнем лесу», где ваши снегири соберутся все вмести в зимней птичьей столовой.


  1. Итог занятия.


Педагог:

- Что нового узнали сегодня на занятии?

- Что больше всего понравилось?

- Какие птицы называются перелётными, зимующими, почему?

- Какие средства кроме карандашей и кистей помогают нам получить изображение на листе бумаги?

- Как называется след, который остается после примакивания кусочка поролона с краской к листу бумаги? (оттиск).

- Что еще можно нарисовать с помощью поролона?


Уборка рабочих мест.





Дополнительная информация к занятию

 Все птицы приносят большую пользу человеку. Одни вредных насекомых и их личинок уничтожают, другие – мышей – полёвок ловят, третьи – семена сорняков поедают.

А какие же лес или роща, если там не поют птицы?

У каждой птицы - своя окраска, оперение, повадки, своё «птичье» дело, своя птичья «профессия». Знаете ли вы, что воробьи первые из птиц узнают о приближении сильных морозов? Засуетились, забеспокоились воробьи, начали утеплять свои гнёзда пухом и перьями – жди холода. Воробьиное «бюро погоды» работает точно!

Чечётки – маленькие забавные птички. Собираясь стайками на берёзах, они клюют их мелкие семена. Часть семян при этом осыпается, их подхватывает ветер и уносит далеко-далеко. Там, куда упали семена, вырастают тоненькие белые стволы молодых берёзок.

Тук-тук-тук! – гулко разносится по лесу. Это стучит дятел. Его называют лесным «санитаром». И недаром: он своим крепким клювом выдалбливает жуков-короедов из стволов деревьев и спасает их от гибели.

На опушках леса растут молодые дубки. Их посадила сойка, нарядная суетливая птичка. Готовя на зиму запасы желудей, она часто забывает место, где находятся её «кладовые».

Из этих желудей и вырастают молодые дубки.



Вы когда-нибудь слышали о розовых скворцах? Любимое блюдо у них – саранча, насекомое, наносящее большой вред сельскому хозяйству. За день розовый скворец может съесть около 200 вредителей. Вот это аппетит!



Разработка занятия в дополнительном образовании детей по теме: «Зимующие птицы. Получение изображения снегиря при помощи оттиска поролона».
  • ИЗО, МХК
Описание:

Предлагеем Вам познакомиться с разработкой занятия по ИЗО для учащихся старшего дошкольного возраста по теме: "Зимующие птицы. Получение изображения снегиря при помощи оттиска поролона".

Проводить данное занятие рекомендуется в учреждениях дополнительного образования детей и в дошкольных образовательных учреждениях для детей 5-6 летнего возраста при знакомстве с нетрадиционными техниками рисования.

Представленный материал знакомит детей с видами перелетных и зимующих птиц, причинами миграции птиц, развивает кругозор и мышление. Конспект снабжен загадками о птицах и фотоматериалами, которые можно использовать в форме видеопрезентации.


Автор Марыныч Людмила Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1092
Номер материала 28689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓