Главная / Директору-завучу / Разработка методического тренинга для педагогов (и учащихся 10-11 классов) "Эффективное использование навыков запоминания".

Разработка методического тренинга для педагогов (и учащихся 10-11 классов) "Эффективное использование навыков запоминания".

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау» Титовская Н.А.

Эффективное использование приёмов запоминания


Методический тренинг


Время работы – 60 минут


Цель:

  • Учителя, систематизировав знания о способах запоминания,  смогут на уроках  научить учащихся основным приемам запоминания информации (от 3 до 5).

Задачи:

  • создание позитивного эмоционального фона;

  • развитие внимания;

  • формирование ассоциативного мышления и умения обобщать;

  • развитие творческого мышления и воображения;


Материалы – интерактивная доска, листы, маркеры, стикеры.


Форма работы – групповая


Ход тренинга

1 задание. «Солнце светит на того, кто…» (введение в тему тренинга, создание позитивного эмоционального фона) Время работы – 5 минут

Все участники встают в круг, внутри которого ведущий. Ведущий произносит фразу, например, «Солнце светит на того, кто сегодня не выспался», участники, считающие, что к ним относится данное утверждение, должны быстро выйти в центр круга, а затем занять места других участников в кругу.

Возможные утверждения:

  • кто сегодня в синем (или любой другой цвет)

  • у кого короткая стрижка

  • кто может всю таблицу умножения рассказать без запинки

  • кто любит смотреть детективные фильмы

  • кто предпочитает активный отдых

  • кто сегодня на завтрак пил кофе

  • кто в новогоднюю ночь встретил Деда Мороза (или Снегурочку)


Рефлексия:

- Припомните, какие утверждения звучали?

- Кто из ваших коллег вышел в центр круга, когда прозвучали утверждения:

  • кто может всю таблицу умножения рассказать без запинки

  • кто любит смотреть детективные фильмы

  • кто в новогоднюю ночь встретил Деда Мороза (или Снегурочку)

- Почему возникают трудности при воспроизведении?

Вывод: Невозможно вспомнить то, чего вы не запоминали!

Память — сложный психический процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение.


2 задание. Работа со слайдом (Развитие внимательности и творческого мышления) Время работы – 3 минуты


hello_html_5fb9d919.png


- Посовещавшись в группах в течение минуты, определите лишний элемент и обоснуйте свое решение. (Заслушивание результатов работы групп)

- В конце тренинга мы вернёмся к данному слайду.


3 задание. Осмысление (10 минут)

Тема тренинга - Эффективное использование навыков запоминания. Данный навык заключается в определении лучших способов закрепить информацию в памяти и удержать ее для использования в нужные моменты. Ученики используют память для того, чтобы концентрироваться на уроке, для следования инструкциям или удержания информации, полученной от учителя. Эта часть памяти называется рабочей памятью. Она действует в течение нескольких секунд, и информация легко ускользает до того, как у вас появляется возможность ее использовать.

Например, выполните данное мною задания: Дотроньтесь до левого уха правой рукой, положите правую ногу на левую, посмотрите на соседа слева и произнесите последовательность цифр 357986421.


- Легко ли вам было выполнять задания? Почему?

- Что помогло бы вам запомнить данную информацию и воспроизвести её?

(«Мозговой штурм», затем обращение к слайду)

hello_html_m1c3673b5.png


- Что помогает правильно выполнить задание?

1) Представление информации в письменной форме, для того, чтобы впоследствии иметь возможность прочитать и вернуться к предыдущему шагу в случае, если что-то не запомнилось (важность выполнения записей для запоминания)

2) Разделение информации на 4 отдельные инструкции с использованием маркированного списка для визуализации (важность четкой организации информации).

3) Предоставление визуальных подсказок для наиболее важной информации (важность использования визуальных символов – в особенности для учеников с развитой пространственно-визуальной памятью)

4) Выявление повторяющихся сценариев в информации.

-Есть ли что-то, за что можно зацепиться для облегчения запоминания? Здесь присутствуют 2 полезных сценария. Первые 2 инструкции – Правое делает что-то с Левым. Все 3 действия направлены на Левое. Несмотря на то, что в последовательности цифры сначала увеличиваются и являются нечетными, при уменьшении они становятся четными и завершаются единицей. То есть можно сгруппировать следующим образом: 3579 8642 1)


-Ещё раз посмотрите на слайд и уже без его помощи выполните задание целиком.

- Почему сейчас вам не составило труда выполнить данное задание? (произошла активная обработка информации)


hello_html_m1b293fed.png


- Какие способы запоминания информации мы использовали:

  • Представление информации в письменном виде

  • Разделение информации (маркировка)

  • Визуализация (использование символов)

  • Группирование

- Какие ещё методы (способы) запоминания при работе с информацией вы можете предложить?

  • Ключевые слова

  • «Прогулка по памяти» (запоминание слов или объектов через придумывание истории, в которой встречаются эти слова в определённом порядке)

  • Составление вопросов (тестовых заданий) к тексту. Повторение материала через ответы на эти вопросы.

  • Концептуальные (или Интеллектуальные) карты

hello_html_m22aa1ef3.png


(комментарии к схеме: Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, линеарность, упорядоченность. Правое полушарие отвечает за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Для эффективной работы головного мозга требуются оба полушария и наибольшего эффекта достигает тот, кто научился гармонично использовать оба полушария. Интеллектуальные карты заставляют человека использовать оба полушария. Но запомнится данная карта в том случае, если она выполнена тем, кому нужно запомнить определённую информацию)


Вывод: Легче всего мы запоминаем не слова, не картины, а то, что мы сами делали — реально или в уме. Лучше всего запоминаются наши собственные действия!


Возвращение к заданию №2. Работа со слайдом (Развитие внимательности и творческого мышления) Время работы – 3 минуты


hello_html_5fb9d919.png


- Что объединяет все четыре рисунка?

- Какой из них лишний и почему?

Тематически, картинки имеют большое значение для памяти, так как все 4 изображения связаны с памятью, но 3 из них связаны с будущей памятью, т.е. способом удостовериться, что в определенный момент времени в будущем вы вспомните что-то, что может выскользнуть из памяти. Например, узел на салфетке, лента вокруг пальца, записи на бумаге, в то время как слоны известны своей долгосрочной памятью.


4 задание. Практическая часть.(15-20 минут)


hello_html_m6152fa9c.png


- Обработайте информацию для закрепления новых знаний о слонах, представленную на данном слайде.

По окончании 10 минут группа должна рассказать о том, что запомнилось из предоставленной информации, используя инструменты запоминания, которые вам будут предложены. Каждая группа вытягивает один из вариантов.

1 группа – запоминание текста через визуализацию образов

2 группа – составление ключевых слов

3 группа – метод «Прогулка по памяти», например, составление истории об определенном слоне (персонализируйте историю)

4 группа – составление концептуальной карты

5 группа – составление тестовых заданий по материалу текста.

6 группа – театрализация (драматизация) содержания.


Презентация результатов работы групп, сопровождается комментариями групп: необходимо назвать одно достоинство и один недостаток данного способа запоминания


- Многие из данных приёмов учителя активно используют на уроках. Мы предлагаем ребятам схемы, таблицы, «зашифрованные» тексты для обработки учебного материала и его запоминания. Почему же данные приёмы не всегда успешно срабатывают? (Важный вывод, к которому должны прийти педагоги: учителя дают ребятам часто готовые варианты схем, таблиц и т.д., а важно, чтобы обучающиеся сами пришли к этому в ходе обработки информации)

И снова…

Легче всего мы запоминаем не слова, не картины, а то, что мы сами делали — реально или в уме. Лучше всего запоминаются наши собственные действия!


«В копилку учителя»

- Какие способы запоминания информации, не прозвучавшие сегодня, вы используете на своих уроках? (обсуждение)


Рефлексия «А напоследок я скажу…» (работа выполняется на стикерах)

-Что вы чувствуете по окончании тренинга? Какие эмоции испытываете? Высказать своё отношение к проделанной на тренинге работе, передать своё настроение и эмоции необходимо при помощи строчки из песни, стихотворения или при помощи пословицы.


7


Разработка методического тренинга для педагогов (и учащихся 10-11 классов) "Эффективное использование навыков запоминания".
  • Директору-завучу
Описание:



Тема тренинга, который предназначен как для педагогов, так и для учащихся старших классов, - "Эффективное использование навыков запоминания". Данный навык заключается в определении лучших способов закрепить информацию в памяти и удержать ее для использования в нужные моменты.

Предлагаемые в ходе тренинга приёмы служат своеобразным «закреплением» и повышают вероятность запоминания информации.

 Активные действия обеспечивают большую эффективность при усвоении и запоминании новой информации, нежели пассивное слушание.

           

Автор Титовская Наталья Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 459
Номер материала 52126
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓