Ход занятия
Тема: Диалог и монолог
Цели урока:
- Познакомить учащихся со структурными
особенностями текста - диалог и монолог;
- совершенствовать навыки выразительного
чтения;
- развивать монологическую и диалогическую речь
учащихся;
- воспитывать культуру общения.
Оборудование: презентация, экран, проектор.
Методы: словесный, наглядный, творческий,
частично-поисковый.
Предварительная подготовка
За день-два до
занятия раздать ученикам анкету
Анкета
1.Умеете ли вы
общаться?
2.С кем вы
общаетесь чаще всего?
3.С кем вы не
общаетесь?
4.Для чего вы
общаетесь?
5.Что такое
общение?
6. Сколько времени
примерно в среднем вы общаетесь ежедневно?
7. Читали ли вы
что-нибудь (в книге, статье) по поводу общения?
8. Считаете ли вы,
что нужно учиться общению или это умение приходит само?
9. Не случалось,
что вам было трудно наладить общение с кем- нибудь?
10. Не случалось
ли, что вас не понимали или понимали неверно?
11.Кто был
виноват в том, что общение не наладилось или прервалось?
12. Считаете ли вы
себя интересным собеседником?
13. Всегда ли вам
есть, что рассказать хорошему знакомому?
14.Если вы
встретились с незнакомцем, кто обычно начинает разговор - вы или он?
15. Допускаете ли
вы, что книга по проблемам общения могла бы вас заинтересовать?
1.Организационный момент.
Приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята! Мы, как всегда,
рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Возьмитесь за
руки, почувствуйте теплоту ваших рук, доброту ваших сердец. Улыбнитесь друг
другу. С радостной уверенностью ответьте на вопрос: «Как вы думаете, мы
справимся сегодня с поставленными перед нами задачами?»
Вступительное слово учителя
“Ребенок в момент
рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему
нужно научиться стать человеком в общении с людьми”. А. Пьерон
Известный философ
Л.Фейербах определил значение общения следующим образом: “Общение
облагораживает и возвышает, человек невольно, без всякого притворства держит
себя иначе, чем в одиночестве”.
- А так ли важно
сегодня общаться и что мы вкладываем в понятие «общение»? Давайте
проанализируем анкеты, на вопросы которых вы отвечали на прошлом занятии.
II. Речевая
разминка.
Для того чтобы
подготовить речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем разминку.
- Чтение с различным логическим ударением.
Произнесите
скороговорку « От топота копыт пыль по полю летит», выделяя разные слова, как
бы отвечая на следующие вопросы:
- От чего
поднялась пыль на поле?
- От какого топота
пыль по полю летит?
- Что летит по
полю?
- Где летит
пыль?
-Прочитайте
вопросительное предложение «Мы поедем сегодня в театр?» так, чтобы ваш
собеседник должен был ответить на вопросы:
Кто поедет сегодня в театр?
Как мы будем добираться в театр?
Когда мы поедем в театр?
Куда мы сегодня поедем?
III.
Словарно-орфографическая работа. Подготовка обучающихся к активному и
сознательному усвоению материала.
Вы уже знаете, что
тексты хранят информацию. И вы знаете некоторые волшебные ключики, которые
помогают “открыть”, то есть понять текст. Сегодня на уроке мы познакомимся с
тем, какие, какие бывают тексты, как в них хранится информация.
Языковой паспорт
человека – это та информация,
которую мы получаем о говорящем, когда слышим его речь. Пока человек молчит, мы
не можем судить о том, что он собой представляет.
Прочитайте диалоги. Что вы можете сказать
об участниках этих диалогов? Каковы их возраст, образование, воспитание, пол,
уровень воспитанности и т.д.
IV. Определение
темы, целей урока
В пустых клетках
зашифрована тема урока. Для того чтобы её разгадать, мы должны определить слова
по их лексическому значению.
Декорация - живописное или архитектурное
изображение места и обстановки действия, устанавливаемое на сцене.
Диапазон - объем человеческого голоса или
тонов инструментов
Импровизация
- произведение
искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно
процесс его создания (от лат. неожиданный, внезапный)
Аншлаг- объявление о том, что все билеты
(на спектакль, концерт, представление) проданы
Антракт
- перерыв,
промежуток между актами пьесы, отделениями концерта
Прочитайте, подбирая
рифму и вставляя пропущенные слова, близкие про значению слову «промежуток».
Простое слово
«промежуток»:
В театре несколько
минуток,
Пока начнется новый
акт
Мы называем все…
На время что-то
прекратив,
Мы объявляем …
После урока
непременно
Нужна ребятам…
Логичность
речи - это
коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно,
непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.
Образ - это характер, искусственно
создаваемый с целью донести до зрителя (читателя, слушателя) определенную
информацию через внешние проявления: поведение, мировоззрение, внешний вид.
Голос - совокупность разнообразных по
высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата
человеком.
Инсценировать - приспособить для постановки на
сцене театра или кино, на телевидении
Инсценировка
- переделка
повествовательного произведения в интересах сценичности
Игра - тот или иной способ, каким
развлекаются
Назовите трудности в
работе актеров. Послушаем беседу двух актеров о трудностях своей работы.
-Ах, нет ничего
ужаснее, чем слышать шаги зрителя, входящего в зал, когда спектакль уже
начался.
-Вы ошибаетесь, есть
вещи и похуже.
- Что может быть хуже?
Шаги зрителя, который
покидает зал, когда спектакль не закончился. Пронзенный предательской шпагой, в
муках падаю я на землю и умираю за добро и справедливость… А он ? А он в это
время бежит со своим номерком в гардероб.
Мимика - выразительные движения лицевых
мышц, выражение лицом своего состояния, своих эмоций, чувств и отношений.
Обработка — в широком смысле любое
изменение (или переосмысление) нотного текста, преследующее как чисто
творческие, так и исполнительские или педагогические цели.
Нюанс
- оттенок, едва
заметный переход в интонациях речи, в значении слов, в красках.
Нонсенс
- бессмыслица,
нелепость, несообразность
Опере́тта- театральное представление, в
котором отдельные музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки.
Лаконизм
- краткий,
сжатый способ выражения мысли
Легенда - поэтическое предание о каком-нибудь
историческом событии
Оформление
- внешняя
отделка чего-либо.
Грим - искусство изменения внешности
актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических
и волосяных наклеек, парика, причёски и др.
Итак, тема
сегодняшнего урока “Диалог и монолог”.
V. Изучение нового
материала по информационному тексту (Работа в группах).
Работа с таблицей
ЗХУ. Осмысление.
Перед каждым из вас
лежит информационный текст, где записаны все сведения
о диалоге. Сейчас вы
самостоятельно изучите эту тему и произведёте маркировку текста с помощью
специальных знаков:
„ ! " - я это
знал.
„ + " - новое
для меня.
„ - " - вызывает
у меня сомнение.
„ ? " - вопрос.
Будьте готовы
ответить на данные вопросы и выполнить практическое задание.
VI. Закрепление. Ответы на вопросы.
1. Что такое диалог? Диалог - это
разговор между двумя лицами, обмен репликами.
2. Что такое полилог? Если в диалоге принимает участие
большое количество лиц, то этот разговор называется полилог.
3. Какова структура диалога? Любой диалог
имеет свою структуру: зачин - основная часть – концовка
4. Чем монолог отличается от диалога? Монолог имеет, как правило, не всегда явную установку на
адресата, а также, в отличие от диалога, в меньшей мере рассчитан на быструю
речевую реакцию слушателя. Следующее
различие монолога и диалога – это темп речи. Очевидно, что быстрее он при
диалоге. Будучи первичной формой коммуникации, диалог
представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи.
5. Как пишется каждая реплика диалога? Ставится
тире и пишется с новой строки
6.
Для какого стиля речи
характерен диалог? Диалог относят к устной речи.
7.
Существует ли письменный
диалог? Да. Примером его может служить обмен
записками лиц, сидящих в одной аудитории, а также довольно развивающийся сейчас
вид общения через компьютер (электронная почта, электронные конференции) и
сотовые телефоны (СМС-сообщения).
8. Назовите типы диалогов. В соответствии с
целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить
следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
9. Что такое монолог? Развёрнутое высказывание
одного лица или целенаправленное сообщение
10. Назовите типы монологов. Выступление на собрании, лекция, дискуссия ,устная
научная речь, судебная речь, устная публичная речь
11.
Как подразделяется
монологическая речь по цели высказывания? Информационная, убеждающая
и побуждающая.
12.
Как может различаться
монолог по его драматургической функции? Монолог может различаться по его
драматургической функции: технический монолог, рассказ героя о событиях,
уже произошедших либо происходящих в настоящее время;лирический монолог,
повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживание; монолог-размышление,
или монолог-принятие решения, монолог в условиях жесткого выбора, требующий
принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому
себе аргументы «за» и «против».
13.
Как диалоги и монологи
используются в драматургии? Театральный диалог, построенный на
основе явного или скрытого конфликта между
двумя людьми, он может прозвучать в пьесе, сказках. В театре один актёр может за всех всё сказать -
это сценический монолог. Это речь
одного лица, обращенная к зрителям, или даже к самому себе. Актёр говорит вроде бы сам с собой, но, конечно
обращается к зрителям. Например, он
начинает рассказывать сказку, которую нам предстоит увидеть на сцене, может призывать стать
соучастником предстоящих событий.
Показ диалога «Встреча одноклассников». Чтение
монолога о матери
VII. Итог урока.
- Какое задание вызвало наибольшие трудности?
- Какое задание понравилось больше всего?
Подводя итог нашей работы, мы можем составить
пятистишье (синквеин). Работа в
группах.
Общение.
Интересное, содержательное.
Говорит, спрашивает, отвечает.
Разговор двух, нескольких лиц.
Диалог- путь к познанию истины
Беседа
Неторопливая,
непринужденная
Спорит, доказывает, утверждает
В споре рождается
истина
Монолог
Речь
Эмоциональная,
убедительная
Говорит, доказывает,
убеждает
Крик души
Монолог
Перед вами портфель.
Какие знания вы сегодня поместите в этот портфель, почему?
VIII Заключительное
слово учителя.
В
общении существуют определенные законы. Мы их изучали на предыдущих занятиях.
Назовите их. Закон зеркала, закон толпы, закон имени, закон подавления
логики, закон речевого поглощения. Есть ещё один закон- закон похвалы.
Людям нужны слова одобрения. Людей нужно хвалить. Зачем и когда? Тогда они
будут лучше учиться, лучше работать, лучше к вам относиться. Одним словом,
похвала жизненно всем необходима.
Комплимент-это
любезные приятные слова, заслуженная похвала, «словесный подарок».
Их говорят, чтобы
человеку было приятно, чтобы показать своё отношение, иногда чтобы поднять
настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно
услышать о себе похвальные слова. Подумайте, за что можно похвалить своего одноклассника или
одноклассницу. Сделайте им комплемент.
Звучит песня
Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.