Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Анучино
Занятие экологического кружка
«Но и зимой зелёные растения»
Занятие
разработано
Самусенко
З. Е. – учителем
высшей
квалификационной
категории
Тема:
«Но и зимой зелёные растения»
Цель:
o создать
условия для знакомства детей со мхами и лишайниками, их биологическими
особенностями;
o расширить свое мировоззрение о роли человека в
окружающем мире, его влиянии на живые организмы;
o показать
красоту многообразие окружающего мира
Ход
занятия
1. Вступление.
·
- Звучит музыка. Ученик читает стихи о
зимнем лесе.
Чародейкою
зимою,
Околдован,
лес стоит.
И
под снежной бахромою,
Неподвижною,
немою,
Чудной
жизнью он блестит.
(На доске иллюстрации с изображением зимнего леса)
·
Учитель читает рассказ «Зимний лес»
Пробушевала метель – и
волшебно преобразился лес. Всё стихло. Стоит завороженный чарами зимы
молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
На поляне особняком красуются
крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную
причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка.
Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на
солнце нежно – розовой тонкой берёстой.
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем
лесу.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блёстки.
Хорош лес в зимнем уборе!
·
Учитель
- Ребята, давайте совершим с вами
путешествие в зимний лес
- Отгадайте загадку
Все
паны скинули кафтаны,
Один
пан не скинул кафтан.
(Хвойные деревья)
- Назовите вечнозеленые деревья нашего
леса.
(Ель, сосна, кедр, пихта)
- А знаете ли вы другие зелёные растения
зимнего леса?
- Отгадайте загадку
Мягок,
а не пух,
Зелен,
не трава. Мох
Одни
считают эти растения злостными вредителями и готовы избавляться от них любыми
путями. Другие полагают их верхом изящества и тратят годы на разведение. Ясно
одно: они никого не оставляют равнодушными. Наши друзья или наши враги – мхи и
лишайники.
2. Основная
часть
·
Демонстрация образцов мхов
·
Многие невысокие растения с
бархатистой пушистой поверхностью в народе называют мхами. Но, строго говоря,
настоящие мхи (бриофиты) – это стелющиеся
или прямостоящие споровые растения. Они растут в сырых местах на земле, на
деревьях, камнях и образуют дерновины, куртины, подушки. Всего в природе
насчитывается около 20 тысяч видов мхов, некоторые из них используют в
декоративном садоводстве.
Мхи
– водохлёбы, они бывают во влажных лесах. Цвет зелёный и его оттенки.
·
Ученик читает стихотворение Е. Кочеткова
«Мох»
·
Загадка
У осины на коре,
У забора, на дворе –
Накипь, будто золото,
К дереву приколота. Лишайники
·
Демонстрация лишайников
Лиша́йники (лат. Lichenes) — симбиотические ассоциации грибов (микобионт) и микроскопических зелёных водорослей
А
где живут лишайники?
В Сахаре обожженной
И на Тибетских кручах
Они живут повсюду
И сказочно живучи.
На леденистых скалах,
В полярной Антарктиде
Лишайники живут на голых
скалах, они не выносят загрязнения окружающей среды.
Лишайники могут быть
любого цвета, кроме зелёного.
Из лишайников в Исландии
выпекают хлеб, изготавливают лекарство.
Они переносят лютую стужу
и палящее солнце, растут повсюду: в Антарктиде, на песках Сахары.
Лишайники – индикатор чистоты воздуха.
·
Игра «Угадай, что это?
(Представлены работы, выполненные в
технике «монотипия»)
Сравнивают образцы работ и определяют, где
«мох», где «лишайник»
Учитель
- Незаметные
союзники – мхи, водоросли и лишайники – очищают воздух и повышают плодородие
почв
·
Творческая работа – «Старое дерево зимой».
Работа выполняется в технике «монотипия»
3. Итог
занятия
·
Учитель читает стихотворение.
Любя природу страстью нежной,
Жизнь проживая безмятежно,
В познанье отворяя дверь,
Ты в биологию поверь!
Она расскажет вам, ребята,
О рыбах, водорослях, мхах,
Лишайниках, и о ползучих, о крылатых,
И о растениях, о грибах.
И вы узнаете однажды
Даль неизведанных дорог,
И утолите жажду знаний.
А мы закончили урок.
·
Рефлексия
«Мордашки» - рефлексия
эмоционального состояния,
Учащиеся рисуют
«мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.