Учимся
рассуждать о беседе
(занятие-тренинг
для учащихся 8-9 классов)
Цель:
формирование осознанного отношения учащихся к беседе «Мы учимся рассуждать о
беседе»
Критерии успеха:
·
Ученики могут изложить свое суждение всему
классу.
·
Ученики могут слушать друг друга.
·
Ученики могут назвать качества хорошего
оратора.
·
Ученики могут назвать качества хорошего
слушателя.
·
Ученики могут сформулировать основные
правила учебной беседы.
Ход
занятия
1. Разминка
«Направо-налево»
Все ученики стоят
вместе, ведущий перед ними. Ведущий дает команду, руками показывая направление,
участники должны разбиться на две группы в зависимости от своего выбора.
Направо
|
Налево
|
Кто любит зиму
|
Кто любит лето
|
Кто в свободное
время любит почитать
|
Кто любит
посмотреть телевизор
|
Кто более за легкую
атлетику
|
Кто болеете за
лыжные виды спорта
|
Кто считает себя
разговорчивым
|
Кто считает себя
молчаливым
|
Кто считает себя
хорошим слушателем
|
Кто считает себя
хорошим рассказчиком
|
Кому удобнее на
уроке работать одному
|
Кому на уроке
удобнее работать в паре и группе
|
Кто любит
задавать вопросы
|
Кто любит искать
ответы на вопросы
|
Ребята
рассаживаются по группам в свободном порядке.
- Как вы считаете,
какой темой объединены были последние вопросы?
Объявление темы и
цели занятия.
2. Введение в
тему.
¨
С кем вы любите общаться? Почему?
¨
В каких случаях вас просят не
разговаривать?
¨
Почему важно умение общаться?
¨
Что, по-вашему, есть беседа. (Используя
метод мозгового штурма, составляем кластер «Беседа – это…».)
¨
А чем беседа не является? (Составление
кластера «Беседа – это не…»)
¨
Может ли беседа быть учебной? А что тогда
вы добавите в кластеры с учетом этой конкретизации – учебная беседа?
(Учащиеся должны выйти на то, что беседа
- это не только говорение, но и слушание)
3. Упражнение в
парах.
Разбейтесь на пары. Научите чему-нибудь своего
собеседника. Дайте ему какой-нибудь практический урок. Например, научите его из
бумаги делать цветок или рисовать что-нибудь и т.д. или двигать бровями, ушамиJ.
Задание не должно быть очень сложным и объемным по времени. (На работу по 2
минуты на каждого участника пары). А теперь повернитесь друг к другу спиной и
сделайте то же самое.
¨ В
каком случае вам легче было выполнить задание? Как вы думаете, почему?
4. Работа в группах
Рассчитаться в группах на
первый-пятый. Порядковый номер означает номер группы.
Работая
в группах, составьте
1,2
группы - модель хорошего оратора. (Тот, кто делится идеями. Тот, кто
аргументируем свои мысли. Тот, кто пытается ответить на вопрос, который ему был
задан)
3,4
группы – модель хорошего слушателя (тот, кто смотрит на вас. Когда вы
говорите. Тот, кто сидит спокойно. Тот, кто показывает, что ему интересно то,
чем вы говорите.)
5
группа – что может испортить беседу (распространенные ошибки, которые
допускает оратор-слушатель)
Время
работы 7 минут. Далее презентация результатов.
5. Работа с классом. Разрешение проблемной ситуации.
¨ Есть
ли связь, на ваш взгляд, между беседой и исследованием? Аргументируйте свой
ответ. На обдумывание 5 минут, ответы набрасываются на черновой лист. Далее
составление общей схемы Беседа + исследование. (Учащиеся должны выйти на
понятие исследовательская беседа)
6. Слово учителя об
исследовательском эксперименте на уроках русского языка и литературы
«Влияние исследовательской беседы на развитие познавательные способностей
учащихся». (Если научимся ведению исследовательской беседы, то качество наших
ответов возрастет, научимся рассуждать, выдвигать гипотезы, аргументировать.
Это поможет и на других уроках грамотно строить учебную беседу.)
7. Домашнее задание.
Составьте 5 правил ведения беседы, которых должны придерживаться все
участники учебной исследовательской беседы (записи сделать в дополнительной
тонкой тетради).
8. Рефлексия. «Продолжи
предложение» (на листочках, на стикерах)
¨ Мне
очень понравилось сегодня….
¨ Для
меня было полезным…
¨ Мне
мешало сегодня…
¨ Для
меня было трудным…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.