Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыРазработка вопросов к экзамену по психологии на тему "Кризис среднего возраста"

Разработка вопросов к экзамену по психологии на тему "Кризис среднего возраста"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 3 вопроса по психологии.odt

 ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА 30 ЛЕТ.

Такой кризис испытывают как мужчины, так и женщины, только считается, что представители сильного пола ощущают этот кризис острее. Кто-то переживает его в 25, кто-то – в 45, но он неизбежен, как переходный возраст. Странное состояние, когда внутри собственного «Я» происходит что-то непонятное — накрывает волна апатии и мир теряет краски. Тем не менее не всё так плохо и индивид может стать не только себе психотерапевтом, тренером и учителем (именно прежде всего он сам в силах преодолеть депрессию),  но и своему партнеру. Необходимо быть сильным внутри и настроиться на позитивный результат.

Психологи выделяют два вида кризиса среднего возраста у мужчин. Первый условно назван «ранним»: он случается в 25-30 лет. Мужчина еще молод, полон амбиций, но все получается совсем не так, как он планировал. Ему казалось, что к 30 у него появится собственное жилье, высокооплачиваемая работа, дорогая машина… Но 30-летний рубеж вот-вот будет преодолен, а он по-прежнему снимает квартиру, ездит на общественном транспорте и получает 300 долларов. Ситуация усугубляется, если и на личном фронте проблемы: до сих пор не женился или, наоборот, уже успел развестись. Жизненная неустроенность, неудачная карьера, нехватка времени и финансов, неудовлетворенность амбиций приводят к постоянному беспокойству, тревоге или, наоборот, к  апатии. Мужчина теряет веру в себя, собственные силы, ощущает себя неудачником, жалеет о  несбывшихся мечтах о красивой жизни. Второй вариант это – «поздний» кризис. Обычно он наступает около 35 лет. Его причины, как правило, противоположны вышеописанным: человек уже состоялся, многого добился, реализовал себя во всех сферах. И в какой-то момент понимает, что дальше идти некуда. Он не видит перспектив, не находит интереса в жизни. Возможно, что разочаровался в любви, в семейных ценностях; возможно, осознал - он всю жизнь занимался нелюбимым делом. И теперь как никогда ощущает беспомощность и бессмысленность земного существования. При этом он разочарован и даже немного опасен. Подобный кризис у женщин с похожими симптомами наступает обычно между 27-33 годами.
     Распознать кризис у человека не сложно (разберём на примере мужчины, хотя это в одинаковой мере касается и женщин). При доверительных отношениях, он сам расскажет о своих чувствах: «все надоело, ничего не хочется, жизнь бессмысленна». Активный и общительный раньше, он вдруг начинает вести затворническую жизнь: отказываться от походов в гости, встреч с друзьями, шумных вечеринок. Или, наоборот, пускается во все тяжкие, пытаясь наверстать упущенное в молодости: поздно возвращается домой, игнорирует жену, детей, близких, возможно даже, заводит интрижку на стороне, но это – крайние случаи. Чаще всего мужчина продолжает вести обычную жизнь, то есть делает то, что делал изо дня в день, но при этом теряет ко всему интерес. Он становится циником и нигилистом: ругает политиков, соседей, коллег, страну. Или замыкается в себе и избегает всяческих расспросов, разговоров на чистоту.
     Выход из кризиса. Нет смысла ополчаться на такого человека, упрекать его, повторять, что и тебе не легче. Это ни к чему не приведет, кроме скандалов и взаимного отчуждения. Сейчас мужчина как никогда нуждается в любящей и понимающей женщине, мудрой и зрелой, способной поднять его самооценку, внушить, что он еще хорош собой, удачлив, умен, что у него впереди – целая жизнь и он добьется всего, чего захочет. Очень важны слова. Некоторые вещи придется повторять по десять раз, но именно этим достигается желаемый эффекта. На каждый аргумент о его никчемности, неудачах, бессмысленности существования нужно найти контраргумент -  перечислять его лучшие качества, вспоминать все его достижения, повторять, как он нужен жене, детям, родителям, друзьям, внушать, что в жизни каждого бывает черная полоса, но за ней обязательно начинается белая. Говорить это нужно с серьезным видом.

Выводить из кризиса человека нужно не только словом, но и делом: надо показать, как его ценят окружающие, например, сделать ему без повода какой-то необычный подарок: дорогую зажигалку,  необычную картину, аксессуар для автомобиля, посвятить ему песню, стихотворение или рассказ. пригласить на концерт, в театр или дать ему почитать  жизнеутверждающие философские произведения. Лучший способ — отправить его в путешествие (возможно даже одного). Важно не давать ему скучать и предаваться грустным мыслям. Для этого заполнять его день до отказа: домашними делами, походами в гости, в музей, простыми прогулками, затеять небольшой ремонт,  перестановку мебели, заняться каким-то спортом (физический труд очень помогает), найти ему новое хобби, дело, которое захватило бы его целиком.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В 40 ЛЕТ. КРИТЕРИИ ВЗРОСЛОСТИ.

Период от 30 до 40 лет часто называют «десятилетием роковой черты». Это возраст подведения предварительных итогов, когда сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юности, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные противоречия обычно осознаются самим человеком как явное расхождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого и действительного. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих профессий. При этом изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения. Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Он зачастую совпадает с угасанием гормонального фона, начинающимся климаксом. Мужчина ощущает, что жизнь уже пройдена до середины, потенция ослабевает, здоровье ухудшается – и из последних сил он старается снова ощутить себя молодым, подхлестнуть угасающие страсти. Осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема. В этот период человек развивает интерес к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Наибольший риск для развития личности представляет сведение жизни к удовлетворению исключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни. Если раньше кризис среднего возраста «вписывался» в возрастные рамки 37 – 45, то в настоящее время, в ускорившемся темпе жизни нашего общества, наблюдается тенденция «омолаживания». Конкретное время переживания кризиса для каждого человека индивидуально и может сильно зависеть от окружающих в узком смысле и от конкретного культурного развития общества в целом.

Выход из кризиса. Для его преодоления человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям.  40-летний мужчина может не только начать строить собственный дом, но и полностью сменить сферу деятельности. Накопив состояние, можно открыть автомобильную мастерскую или заняться коллекционированием раритетных автомобилей. Но, пожалуй, самый действенный способ преодолеть этот кризис  -  сменить обстановку, попутешествовать, искать новое хобби. Эффективным средством являются и регулярные походы в баню. Нужно прекратить искать у себя симптомы различных заболеваний. Не заводить интрижку на стороне. Выходите почаще на люди: выходить с супругой в ресторан, или посмотреть футбол с друзьями. Выключать телефоны на все выходные: у вашей семьи появится шанс с вами пообщаться и весело провести время. Обратиться за поддержкой к близкому человеку, поделиться своими переживаниями. Заботиться о себе: полноценное питание, хороший сон, уход за телом. ценить и любить свое окружение – семью, коллег, друзей и просто случайных людей на вашем жизненном пути. Любовь и доброта, отданные людям, вернутся обратно к человеку их проявившего. Забота о своем теле позволят дольше сохранить силы, нужно с трепетностью относиться к своему организму, уважать его и гордится им. Необходимо принять меры по замедлению процессов старения организма и улучшения физического состояния. Это активный образ жизни и отказ от вредных привычек. Занятие спортом,  также помогает справиться с мыслями о своей несостоятельности и приближающейся старости.

Критерии достижения взрослости.  К ним относятся следующие основные факторы: 1) новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым совершенствованием; 2) способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности; 3) преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других; 4) некоторые черты характера (твёрдость, благоразумие, надёжность, честность и умение сострадать и др.); 5) социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т. д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости; 6) признание права окружающих на свободу самовыражения и умение принимать людей, не стремясь подкорректировать, исправить, подстроить «под себя», не осуждая и не навязывая собственные жизненные критерии и мерки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Этот период часто называют в психологии геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Поздняя зрелость (45-60 лет) -  протекает неодинаково у людей ярко переживших кризис середины жизни и у людей, которым удалось его избежать. Последние не производили осознанно ревизии своих планов и достижений и гораздо легче теряют энергичность и живость, так необходимую для продолжения своего личностного роста в последующие годы. Если переоценка ценностей в середине жизни все же состоялась, то ее следствием является глубинное обновление личности с ростом удовлетворения собой в последующие годы. Активность личности не снижается и даже наблюдается ее рост. Например, имеются наблюдения, что кроме первого оптимального интервала для выдающихся открытий (40 лет) существует и второй пик творческой активности - в 50-55 лет. Период зрелости – это вершина жизненного пути личности. Человек  к этому времени достигает вершин профессионального мастерства и определенного положения в обществе.

Человек, развивающийся последовательно, достигает в середине пятидесятых годов творческой кульминации. Наиболее характерными чертами личности человека зрелого возраста являются реалистичность устремлений, повышенное внимание к ходу своей самореализации в производственной, семейной и личной жизни, повышенное внимание к состоянию своего здоровья, эмоциональная гибкость, тяга к стабильности в быту. Ценности, которые человек находит в кризисе взрослости – это ценности осмысленного бытия, которые он реализует в своем личном существовании. Таким образом, нормальная зрелая личность – это личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням развития. Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека считается пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован.

Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма. В развитии когнитивной сферы (т.е. способности к умственному восприятию и переработке внешней информации) происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Но при этом смысловая память сохраняется. Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито. Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, эта динамика имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости. Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено разными причинами, прямыми или косвенными. К числу прямых причин относятся: заболевания мозга, например, болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Косвенными причинами снижения познавательных способностей человека являются: общее ухудшения здоровья, низкий уровень образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.

Появляются и изменения в эмоциональной сфере - неконтролируемое усиление аффективных реакций (нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний. Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы, на активность и в целом на смену жизненных приоритетов и социального статуса. Мотивация 60-летнего человека - это  потребность в самореализации, созидании и передаче наследства. После 70 лет на передний план выходит другая проблема - поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п. Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека. Итак развитием личности в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка вопросов к экзамену по психологии на тему "Кризис среднего возраста""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данном файле я выкладываю мои компиляции разных источников, и собственные выводы, тему которых можно обозначить, как "Кризис среднего возраста", а конкретнее - особенности каждого периода жизни и необходимые действия психолога в различных ситуациях, которые должны быть направлены на оказание помощи человеку.

Я использовал большое количество литературы и собственные наблюдения, поэтому, надеюсь, данная работа может быть интересна не только психологам, но и педагогам, студентам, кого заинтерисует данная тема.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 318
    • RAR 36 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Апольцев Роман Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Апольцев Роман Сергеевич
    Апольцев Роман Сергеевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 883
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы медицинской психологии в деятельности педагога-психолога

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Преодоление тревожности, застенчивости и страхов у детей в условиях образовательного процесса

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Базовый курс по нарративному подходу в психологии

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции