Главная / Начальные классы / Разработка внеурочного занятия в рамках кружка

Разработка внеурочного занятия в рамках кружка

Тема: Танграм - древняя китайская головоломка.

Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о «Танграме»

  • Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты

  • познакомить с понятием «головоломка»;

  • познакомить историей появления танграмма;

  • повторить названия фигур, известных первоклассникам, учить сравнивать фигуры по форме, размеру;

  • научить составлять картинки с заданным разбиением на части;

Познавательные: выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

Регулятивные: включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими


Оборудование: образцы фигур, головоломка «Танграм», клей, картон.


Этапы занятия

Ход занятия

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Взаимоприветствие, фиксация отсутствующих.

-Поделитесь улыбкою своей и от всей души пожелайте удачи друг другу. Дети в парах, держась за руки, приносят слова хором вслух.

Мы-умны!

Мы-дружны!

Мы-внимательны!

Мы-старательны!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю- у вас всё получится!

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

  • самоопределение (Л);

  • смыслообразование (Л);

  • целеполагание (П);

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).


2. Актуализация знаний


- Вы слышали слово «головоломка»?

- Как вы понимаете это слово?

- Какие головоломки вы знаете?






Познавательные УУД:

1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Беседа «Головоломки».

Рассказ учителя о знаменитых головоломках: Кубик Рубика, Пирамидка Рубика, Змейка Рубика, Волшебные кольца, Цилиндр.

«Кубик Рубика» (первоначально был известен как «Магический кубик») — механическая головоломка, изобретённая в 1974 году венгерским скульптором и профессором архитектуры Эрно Рубиком. Головоломка представляет собой пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой грани кубика окрашен в один из шести цветов. Задача игрока заключается в том, чтобы, поворачивая грани кубика, вернуть его в такое состояние, когда каждая грань состоит из квадратов одного цвета («собрать кубик Рубика»).

«Пирамидка Рубика» Известная механическая головоломка с 4-мя сторонами разного цвета. Цель — собрать все элементы одного цвета на одной стороне. Как и Кубик Рубика, она состоит из элементов, которые при повороте граней могут перемешаться с грани на грань, только роль кубиков здесь выполняют маленькие тетраэдры, из которых и сложен большой тетраэдр. По сути, измененная версия Кубика Рубика, однако для сборке потребуются другие алгоритмы, ведь перемещение игровых элементов — 14 маленьких аналогов пирамидки происходит вокруг осей, расположенных по отношению друг к другу не под прямым углом, как у Кубика Рубика.

Змейка Рубика — головоломка, также придумана Эрнё Рубиком. Задача состоит в сборке различного рода геометрических фигур, животных и прочих ассоциативных вещей. В начале 1980-х годов, Змейка Рубика пользовалась большой популярностью в СССР и до сих пор остается одним из «бестселлеров» среди механических головоломок, сравнимых по популярности с кубиком Рубика. Из данной головоломки можно сложить более ста  фигур. Очень хорошо развивает пространственное мышление.

Цилиндр - представляет собой вращающие вдоль оси кольца с цветными шариками. Задача, перемещая шарики - собрать полоски одного цвета.

Волшебные кольца - два кольца соединены в форме восьмерки. Кольца заполнены цветными (всего от 2 до 4 цветов) шариками, которые могут свободно перемещаться в кольцах. Необходимо из перемешавшихся шариков составить непрерывные последовательности каждого цвета.

Танграм – головоломка с перекладыванием картинок – всего лишь один из множества видов задач для ума. Ребусы, загадки, различные хитрые задачки на подсчёты, логические головоломки – человечество придумывает всё новые и новые развлечения. Все они, на первый взгляд – не более чем забава, на самом деле являются прекрасным средством развить и поддержать свой интеллект на должном уровне.

2. Рассказ о древней китайской головоломке «Танаграм».

Танграм – самая популярная игра из серии «геометрических конструктов». Относительно её существует следующее предание.

Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма.

В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).

Физкультминутка

Физкультминутка. Упражненья 
Крутим мельницу вперёд,
 
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
 
Наклоняться будем все,
 
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
 
А потом назад прогнёмся,
 
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
 
И попрыгать нам пора,
 
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
 
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
 
Поскакали, потянулись —
 
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)



Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.







ΙΙΙ. Применение нового знания

Практическая работа по теме занятия.

-К нам из Китая пришла телеграмма.

« Ребята, помогите! Злой волшебник заколдовал принца и превратил его в фигурку танграма. Части этой фигурки он разбросал по всему свету. Вам надо найти их, собрать и прислать мне. А мой придворный маг расколдует принца. Пожалуйста, помогите!

Китайская принцесса»

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (Собирать танграм.)

-А для чего нам это нужно? (Мы хотим помочь принцессе и принцу)

-Итак, мы разделимся на 2 команды: мальчики и девочки. Вам предстоят сложные испытания, за каждое выполненное задание , вы получите часть фигурки танграма, а потом мы все вместе попытаемся собрать силуэт принца.

(Дети располагаются по группам на коврике)

1 задание

Отправляемся на поиски. Нам нужно средство передвижения. Нам надо будет плыть по реке. На чем мы можем поплыть? (На корабле) Какая команда первой соберет кораблик? На том корабле и поплывем.

(Дети собирают на полу кораблик из фигур танграма)

2 задание

Плыли мы плыли и вот причалили к берегу. Дальше надо идти пешком. А на встречу нам зверь невиданный.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.

Кто это (заяц)

Итак, нам надо сложить фигурку зайца.

3 задание

Трудный путь впереди. Нам надо быть в хорошей физической форме. И чтоб добыть еще одну часть фигуры танграма, надо размяться и сделать зарядку.

Физкультминутка. Разминка 
Мы на плечи руки ставим,
 
Начинаем их вращать.
 
Так осанку мы исправим.
 
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
 
Руки ставим перед грудью,
 
В стороны разводим.
 
Мы разминку делать будем
 
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
 
Руку правую поднимем,
 
А другую вниз опустим.
 
Мы меняем их местами,
 
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
 
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
 
А теперь давайте вместе
 
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте
.)


4 задание

Идем дальше. Вдруг видим под кустом лежит записка, а в ней загадка. Горело 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2, остальные догорели и растаяли). Давайте сложим свечку.

5 задание

Долго мы шли и вот скоро наступит ночь. Нам надо найти место для ночлега. Давайте построим дом. Какая команда пригласит нас к себе ночевать?

Мы устали, нам надо отдохнуть. Легли на коврик, закрыли глазки.

(Дети удобно ложатся на ковер, закрывают глаза. В это время играет тихая китайская музыка)

Представили, что вы лежите в теплых постельках, на мягких пушистых подушках. Вам хорошо и спокойно. Вам снятся чудесные цветные сны. Ваше тело отдыхает, набирается сил. Вас ничего не беспокоит. Вы крепко спите. И вот, вы чувствуете, что уже отдохнули и наступает пробуждение. Вы проснулись, чувствуете себя полными сил и готовыми к новым испытаниям.

6 задание

Мы проснулись, потянулись. Что по утрам надо делать? (зарядку). И за это, если мы хорошо разомнемся, мы получим еще одну часть танграма.

Дети самостоятельно проводят физминутку.

7 задание

Итак, последнее задание.

Задача про конфеты. У Вани и Юли было одинаковое количество конфет. Ваня отдал Юле 2 конфеты. На сколько конфет стало больше у Юли? (на 4 конфеты). Пора бы нам и подкрепиться. Сложили конфетку.

Молодцы, теперь все части у нас есть. И у нас получился силуэт принца на коне. Мы отправим этот танграм принцессе, а ее добрый маг-волшебник расколдует его. Скажите, какая цель была у нас сегодня? Вам понравилось наше путешествие? А какие фигуры вам показались более сложными? Как вы думаете, мы достигли своей цели? Будем надеяться, что у принца с принцессой все сложится хорошо. А вам спасибо, что помогли им и не оставили в беде.



Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

V. Итог

Рефлексия

- С какой игрой познакомились на занятии?

- Где была придумана эта игра?

- В чём она заключается?





WALLS 360 BLOGhousesolrider_sl



Разработка внеурочного занятия в рамках кружка
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Танграм  - древняя китайская головоломка.

Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о «Танграме»

  • Планируемые результаты:

 

Предметные результаты

Метапредметные результаты

  • познакомить с понятием «головоломка»;
  • познакомить историей появления танграмма;
  • повторить названия фигур, известных первоклассникам, учить сравнивать фигуры по форме, размеру;
  • научить составлять картинки с заданным разбиением на части;

Познавательные: выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуаль­ное затруднение в пробном действии;

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де­тали в соответствии с заданным контуром конструкции;

Регулятивные: включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблем­ных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Автор Габелко Наталия Александровна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1137
Номер материала 12745
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓