Главная / Математика / Разработка внеклассного мероприятия "Женщины - математики"

Разработка внеклассного мероприятия "Женщины - математики"

Министерство образования республики Башкортостан

ГОУ СПО «Белебеевский педагогический колледж»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

ЖЕНЩИНЫ-МАТЕМАТИКИ










Составитель: Раззаренова Людмила Юрьевна,

преподаватель математики





Белебей,2010


Содержание

Введение

  1. Сценарий внеклассного занятия

  2. Приложение

  3. Библиография


























Введение

Идеи гуманизации и гуманитаризации математического образования вывели на первый план проблемы, которым ранее не уделялось достаточного внимания. Одной из таких проблем является проблема преподавания истории математики.

Среди целей преподавания математики можно выделить одну – формирование у школьников представлений о математике как части общечеловеческой культуры. История науки дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Неразрывная связь истории науки и преподавания темы по предмету поможет ученикам осознать, что они изучают науку, которая является частью окружающего нас мира, частью нашей истории.

Дальнейшее совершенствование математического образования требует повышения эффективности внеклассной работы по данной дисциплине.

Предложенная разработка внеклассного занятия посвящена женщинам-математикам, которые своими трудами обогатили математическую науку.

Жизнь многих из них сложилась нелегко. Трудно было пробивать дорогу к науке, преодолевая и сложные условия того времени и свои тяжелые настроения, которые их порой охватывали под влиянием житейских неудач, борьбы между личным и общественным, между чувством и долгом.

Описанию жизни и деятельности Гипатии Александрийской, Евдокии Ивановны Голицыной, Софьи Васильевны Ковалевской и посвящена данная разработка.

Цель работы: воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Задачи:

- пробуждение и развитие у школьников интереса к математике и ее приложениям,

- развитие навыков работы с математической литературой, приобщение учащихся к творческой деятельности,

- расширение и углубление представлений об истории математики.

Работа представлена сценарием внеклассного занятия. Рекомендуется для преподавателей математики.




















Сценарий

Зрители рассаживаются в зале, ожидают начало представления,
в это время в зале звучит классическая музыка. Открывается занавес.
В глубине сцены на диване сидит ведущая (Оксана Пушкина).

Ведущая: Девочки, девушки, женщины. Их миллионы. И каждая несет в своем сердце теплоту и любовь, нежность и заботу о людях. Мир потускнел бы, он бы перестал существовать, если бы не было женщин. В течение веков женщина была отстранена в интересах господствующих классов от управления обществом, общественной деятельности. Истории известно крайне мало женщин среди выдающихся людей в области политики, философии, науки...

Тем немногим в истории женщин, которым удалось проникнуть в запретную деятельность, пришлось много работать в невыгодных для интеллектуальной, творческой деятельности условиях по сравнению с мужчинами. На них оказывали отрицательное влияние политические условия неравенства полов.

Как же удалось женщине сохранить, сберечь свое достоинство, если всякий выход в большой мир был чрезвычайно труден, а порой и смертельно опасен.

Итак, глава I сегодняшней нашей встречи. Переносимся в IV век нашей эры в древнюю Александрию, где жила Гипатия со своим отцом, видным астрономом, крупным ученым математиком Теоном.

На сцене непродолжительный греческий танец под мелодию сиртаки. Входит Теон, что-то читая, ему навстречу выбегает Гипатия.

Гипатия: Отец, вчера ты говорил, что тебе нужен инструмент для твоих астрономических наблюдений, сегодня я тебе его сделала. Вот он.

Теон (рассматривая деталь): Гипатия, дочь моя, ты проявляешь незаурядные способности к механике!

Гипатия: Это ты, отец с детства окружил меня умными книгами, я рано полюбила геометрию.

Входят три старца, кланяются.

1 старец: Приветствуем тебя, Теон, и тебя, Гипатия.

2 старец: Теон, широта интересов, удивительная работоспособность и острота ума твоей дочери снискали ей уважение ученых.

3 старец: Гипатия, мы хотим предложить тебе преподавать математику.

1 старец: У тебя будут свои ученики!

Гипатия (отходит в сторону и обращается к отцу): Что мне делать, отец?

Теон: Подумай, ведь вместо обычной одежды молодой девушки тебе придется носить темный плащ философа!

Гипатия: Ну и что?

Теон разводит руками, Гипатия медленно подходит к старцам и обращается к ним.

Гипатия: Я согласна!

Старцы радуются, благодарят Гипатию и подают ей темный плащ.
Все уходят, на сцене остается Гипатия в плаще философа, читает книгу.
В это время на сцену выходит мальчик и обращается к ней.

Мальчик: Гипатия, помоги разрешить мою проблему.

К Гипатии подбегают несколько мальчиков, которым Гипатия начинает что-то объяснять, жестикулируя руками, как бы вдохновенно читая лекцию.

Голос ведущей за сценой: Гипатия стала гордостью Александрии. Дочь превзошла отца в астрономии. Она заведовала в Александрийской школе кафедрой философии, одной из ведущих кафедр школы. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии. Слушать ее было одно наслаждение.

Один из слушающих Гипатию мальчиков восклицает: Никто не знает так философию, как несравненная Гипатия!

Голос ведущей за сценой: Популярность Гипатии как преподавателя была чрезвычайно широка. Быть ее учеником считалось большой честью. Учиться к ней приезжали люди из разных стран. Свои лекции она обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. Вокруг нее собирался весь цвет Александрии. Гипатию считали воплощением мудрости, к голосу ее прислушивались не только, когда речь шла о научных вопросах. Сочинения Гипатии до нас не дошли, но известно, что она написала обстоятельные комментарии к теории конических сечений Аполлония Пергского и к алгебраическим сочинениям Диофанта. Утверждают, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений) и планисферу (плоскую подвижную карту неба).

Поэты слагали о ней стихи:

Когда ты предо мной, я слышу речь твою,

Благоговейно взор в обитель чистых звёзд

Я возвожу, - так всё в тебе, Гипатия,

Небесно – и дела, и красота речей,

И чистый, как звезда, науки мудрой свет.

Но были у нее и враги. Растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась архиепископу Кириллу, и он решил уничтожить ее. Кирилл натравил на Гипатию монахов.

К этому времени ученики, поклонившись Гипатии, покидают сцену. Гипатия остается одна. Она подходит к краю сцены и что-то читает. Из зала под музыку (Бетховен, симфония № 5) выходят три монаха, поднимаясь по лестнице на сцену, подходят к Гипатии, вырывают из ее рук книгу, бросают, а Гипатию валят на пол и начинают “избивать”.

Оксана Пушкина: Они подкораули ее у дома, набросились на нее и поволокли к церкви. Там в священном для каждого христианина месте монахи принялись ее бить. Изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Гипатию били нещадно, били, когда она давно уже была мертвой.

В это время монахи расступаются, и на полу сцены лежит Гипатия. С помощью музыки создается сильная немая сцена, способная показать всю жестокость происходящего.

Оксана Пушкина: Останки Гипатии потащили на площадь, где заранее был разложен огромный огненный костер. Ее тело бросили в огонь. Так в глубокой древности сожгли на костре Гипатию Александрийскую, чей ум превосходил мужской. С гибелью Гипатии закатилось солнце древнегреческой математики.

Участники сцены выходят на сцену, кланяются, уходят.

Оксана Пушкина: Более 9 миллионов женщин уничтожила средневековая инквизиция. Но не менее труден был путь женщин в науку и в более просвещенные времена. Итак, глава 2 нашей встречи – воспетая Пушкиным Евдокия Ивановна Голицына.

Звучит музыка. На сцену поднимаются пары: княгиня Е.И.Голицына с князем (1), княжна с князем (2), графиня с А.С.Пушкиным, иноземный гость. На сцене стоит пианино, диван, два кресла. Графиня с А.С.Пушкиным садятся в кресла. Остальные разговаривают в кругу.

Графиня: Салон Голицыной часто посещают академики, ученые и литераторы.

Пушкин: Да, действительно. Математик Брашман, профессора Московского университета, академик Остроградский.

Тут их разговор перебивает Голицына.

Голицына: Графиня, Александр Сергеевич, идемте к нам.

Пушкин помогает встать с кресла графине, и они подходят ко всем остальным. Между ними завязывается разговор.

Князь (1): Я слышал, что Вы написали еще одну работу по математике. Вы не могли бы рассказать нам о ней.

Голицына (с удивлением): Вам, правда, интересно? Тогда приходите завтра (задумываясь), так скажем к часам десяти вечера, я расскажу обо всем. А сейчас, давайте, почитаем стихи.

Все соглашаются.

Графиня: Александр Сергеевич, прочитайте нам, пожалуйста, что-нибудь.

Пушкин: Евдокия Ивановна! Разрешите, я прочитаю стихотворение, которое посвятил Вам.

Голицына: Мне??? Спасибо!!!

Пушкин встает на край сцены. Женщины садятся на диван, а мужчины слушают стоя. Пушкин начинает читать такие строки:

Краёв чужих неопытный любитель

И своего всегдашний обвинитель,

Я говорил: в отечестве моём

Где верный ум, где гений мы найдём?

Где гражданин с душою благородной,

Возвышенной и пламенно свободной?

Где женщина – не с хладной красотой,

Но с пламенной, пленительной, живой?

Где разговор найду непринуждённый,

Блистательный, весёлый, просвещённый?

С кем можно быть не хладным, не пустым?

Отечество почти я ненавидел –

Но я вчера Голицыну увидел (показывает на нее)

И примирен с отечеством моим.

Прослушав, все хлопают. Пушкин подходит к Голицыной и целует ей руку. Она встает. В это время к краю сцены подходят Князь (1) и Князь (2).

Князь (1): А вы знаете, что Голицына написала работу на французском языке, называется “Анализ понятия силы”. Эта работа была опубликована в двух частях.

Князь (2): Да, мне это известно. Первая часть была опубликована в Петербурге, другая в Париже.

Оба князя отходят, показывая, что разговор между ними еще не закончился. В это время к сцене подходят княжна и иноземный гость.
Они начинают обсуждать Голицыну.

Княжна: Дочь сенатора! Княгиня! Получила прекрасное образование и пишет книги! Мхн!

Гость: Женщина? Книги? Нехорошо! Совсем нехорошо!

Голицына: (неожиданно) Друзья! Разрешите, я вам сыграю на рояле?

Пушкин берет ее за руку и ведет к пианино. Сажает и отходит в сторону. Голицына играет на рояле (2–3 минуты). Встает на край сцены и читает такие строки:

Строгая логика – щит от разлада,

Кружево формул – сердцу награда.

Но путь к ней не ровен – от впадин до всплесков,

Мрачен иль светиться солнечным блеском.

К тайнам извечным, разум влекущий,

Тот путь бесконечный осилит идущий.

Звучит музыка и пары, кланяясь, уходят.

Оксана Пушкина: Глава 3. В ней, мы поговорим сегодня о Софье Васильевне Ковалевской, известной, как первой в мире женщина профессор. Рассказ о ее жизни – это увлекательная история о том, как маленькая девочка стала выдающимся математиком, это поучительная история о девушке, полюбившей свободу и математику. Давайте пригласим ее (входит Ковалевская). Добрый вечер. Присаживайтесь.

Оксана Пушкина: Софья Васильевна, расскажите о своей семье.

Ковалевская: Я родилась в семье начальника Московского арсенала, генерала Василия Васильевича Корвин – Круковского. Моя мать, Елизавета Федоровна, была дочерью почетного члена Петербургской Академии наук – геодезиста Ф.Ф. Шуберта и внучкой знаменитого астронома и математика Шуберта Ф.И.

Оксана Пушкина: А кто занимался Вашим воспитанием?

Ковалевская: Моим воспитанием, как и двух сестер занималась няня, а затем – гувернантки. В 12 лет я была совершенно уверенна, что стану поэтом. Но это вскоре прошло.

Оксана Пушкина: А как же математика? Что связывало вас с ней?

Ковалевская: Мое сближение с математикой, это очень увлекательный рассказ. Мы после выхода отца на пенсию поселились в имении Палибино Невельского уезда Витебской губернии. Одна из детских комнат из-за неимения обоев была оклеена листами лекций М.В. Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, по которым учился отец. Эти листы, исписанные странными, непонятными формулами, привлекли мое внимание. Я подолгу стояла перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны следовать друг за другом. От долгого ежедневного разглядывания вид многих формул сохранялись в моей памяти.

Оксана Пушкина: Софья Васильевна, я знаю, что вы учились с большим удовольствием. В те времена наряду со школьными учителями на ниве просвещения трудились и домашние учителя. А кто был Вашим домашним учителем.

Ковалевская: Да, у меня был домашний учитель И.Малевич, но он был больше расположен не к точным, а к гуманитарным наукам. Он гордится моими литературными способностями, и возлагал большие надежды на мое будущее, связанное с литературой.

Оксана Пушкина: Я знаю, что Вы пишите стихи. Может, Вы, нам что-нибудь прочтете.

Ковалевская: Да, я с удовольствием прочту вам одно из моих любимых стихотворений “Пришлось ли...”

Пришлось ли раз вам безучастно,

Бесцельно средь толпы гулять.

И вдруг какой-то песни страстной

Случайно звуки услыхать?

На вас нежданною волною

Пахнула память прежних лет.

И что-то милое, родное

В душе откликнулось в ответ.

Казалось Вам, что эти звуки

Вы в детстве слышали не раз

Так много счастья неги муки.

В них вспоминалось для вас.

Спешили вы привычным слухом

Напев знакомый уловить,

Хотелось вам за каждым звуком,

За каждым словом уследить.

Внезапно песня замолчала

И голос замер бес следа.

И без конца и без начала

Осталась песня навсегда.

Оксана Пушкина: Спасибо, это было прекрасно. Софья Васильевна, я знаю, что значительное влияние на вас оказал ваш дядя, Петр Васильевич.

Софья Васильевна: Да, он не был математиком, но прочитал много книг и любил с увлечением рассуждать о них. Его увлеченность передалась и мне.

Оксана Пушкина: И что же дальше, как проходила ваша учеба?

Софья Васильевна: Математика казалась для меня удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвященным людям. Я решила всерьез заняться математикой. В 1866 году во время зимней поездки в Петербург. Я начала всерьез заниматься математикой у известного преподавателя А.Н. Страннолюбского. В течение двух половиной лет я усвоила всю арифметику, планиметрию и стереометрию. Так же изучала дифференциальное и интегральное исчисления. Изучая эти науки, я вспомнила свое действие и комнату. Передо мной открылся чудесный мир бесконечно малых.

Оксана Пушкина: Вы хотели получить высшее образование?

Софья Васильевна: Да, это была моя заветная мечта, но доступ женщинам во все русские университеты в то время был закрыт. И образование я мечтала получить только за границей.

Оксана Пушкина: Как же вы попали заграницу, ведь отец не позволял вам выехать учиться заграницу?

Софья Васильевна: Чтобы уехать заграницу, я решила вступить в фиктивный брак с известным палеонтологом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. Вскоре мы уехали в Германию.

Оксана Пушкина: А там Вы добились своего?

Софья Васильевна: В Берлине моими занятиями руководил один из крупнейших немецких математиков Карл Вейерштрасс. Кстати первая встреча с ним была очень запоминающейся. А это произошло так...

Оксана Пушкина, Софья Васильевна уходят. На сцене комната перегорожена шкафом и ширмой на две половины в каждой из них стоят стол и кровати с пуховиками. На половине В.О. Ковалевского сидят за столом С.В. Ковалевская, В.О. Ковалевский, И.П. Левкоев. Стук в дверь. Входит Карл Вейерштрасс (в очках). Он говорит резким голосом.

К.Вейерштрасс: Кто здесь желал меня видеть? Говорите быстрее. Что вам угодно? (Недоуменно оглядывает Софью и ее платье).

Левкоев: Я полагаю, нам лучше удалиться. (Уходит вместе с Ковалевским на другую половину).

Софья (волнуясь): Господин профессор... У меня к вам огромная просьба. Я верю, что вы не откажите мне. Я так наслышана о вашей доброте, господин профессор...

К.Вейерштрасс (роясь в кармане жилета): Сколько? На многое не рассчитывайте.

Софья (волнуясь): Господин профессор, я вас не понимаю...

К.Вейерштрасс: Пожертвование! Я не интересуюсь, на какие цели. Говорите прямо: сколько?

Софья (вспыхнув): Как вы смеете...

К.Вейерштрасс: Простите, какие могут быть дела у вас ко мне? (Направляется к двери).

Софья (загораживая собою дверь): Нет-нет, именно вы, профессор, необходимы мне. Вы – моя последняя надежда!

К.Вейерштрасс: Странно... Что же вам, это не шутка.

Софья: Я занимаюсь математикой. Клянусь вам, это не шутка.

К.Вейерштрасс: Вы чересчур красивы, чтобы заниматься такими глупостями. Это удел для стариков и уродов.

Софья: Умоляю вас, разрешите мне посещать ваши лекции!

К.Вейерштрасс: Что?! Вы – мои лекции?.. Яблоки еще падают вниз. Вот когда они, срываясь с ветки, будут лететь вверх, а параллельные линии начнут пересекаться, то милости прошу на мою лекцию... Откройте дверь. Я тороплюсь.

Софья: И не подумаю.

К.Вейерштрасс: Тогда я позову на помощь – пусть взломают двери.

Софья: Когда ее взломают, я скажу, что давно люблю вас и у нас маленький, но прелестный роман. Поверьте, что я способна на это. Я умоляю... Я ехала к вам из России. Я так люблю ваши труды.

К.Вейерштрасс (удивленно): Вы знакомы с моими трудами? Вот что, я позволю вам слушать мои лекции: при условии, если вы решите одну задачу. Перо! Бумагу! ( Софья подносит бумагу, чернила. Вейерштрасс что-то пишет). Вот, понятно? Даю вам срок два часа.

Софья (радостно): Я вам так благодарна! (Углубляется в задачу и уходит в сторону).

К.Вейерштрасс: Я ничем не рискую. Даже профессору требуется для этого целый день. Пусть знают эти дамы, как лезть в науку! (К Софье). Итак, Сударыня, – два часа. Желаю успеха.

Уходит. Из-за ширмы появляются Левкоев и Ковалевский.

Левкоев: Ну что, сударыня? Мы помирали со смеху, слушая ваш научный диспут.

Софья (склонившись над задачей): Ради Бога, не мешайте мне. (Уходит).

Левкоев (глядя ей в след): Какое своеобразное творение природы... Вам должно быть очень трудно с ней?

Ковалевский: Софья Васильевна очень сложный человек. С ней этакая штука, – как у подножия Везувия: жить идет, засевают поля, но каждую минуту может произойти извержение.

Левкоев: Вы любите ее?

Ковалевский: К несчастью. Но она не подозревает об этом.

Левкоев: Почему к несчастью?

Ковалевский: Потому что эта любовь без настоящего и будущего. Но все же я не совсем несчастен. Я рад, что имею возможность существовать подле нее, видеть ее, слышать ее голос... восторгаться неожиданностями ее непостижимого характера.

Софья (вбегает в комнату, кричит): Господин профессор! Господин профессор!

Входит Вейерштрасс. Левкоев и Ковалевский уходят.

К.Вейерштрасс: Что Вам еще угодно?

Софья: Вот! (Протягивает ему лист бумаги).

К.Вейерштрасс (рассматривает написанное): Вы решили? Когда?

Софья: Сейчас. Только что.

К.Вейерштрасс: Не может быть! Это – чудо! Ведь прошли только минуты. Понимаете ли вы, что это чудо, черт вас подери! За такой срок решить мою теорему! Я всегда утверждал, что русские – это загадка. Вы давно занимаетесь математикой?

Софья: С детства.

К. Вейерштрасс: Но я все же не могу вам разрешить посещение лекций. У нас в Германии приход женщины в аудиторию университета был бы равносилен появлению живого дракона.

Софья: Что же делать?

К.Вейерштрасс: Не знаю. Ничем не могу помочь. Во всяком случае, спасибо вам за то, что вы дали мне возможность видеть чудо. Честь имею.

(Уходит).

Софья: Вот она, просвещенная Европа! Да это же воззрения дикарей!

(Уходит).

Оксана Пушкина: Вейерштрасс, пораженный знаниями Ковалевской, стал хлопотать перед Ученым советом университета о допуске ее к слушанию лекций и получил отказ. Тогда он сам решил заниматься с талантливой женщиной. В 1874 году Геттингенский университет присвоил Ковалевской ученую степень доктора философии. В 1884 году она стала первой в мире женщиной-профессором. Научные исследования Ковалевской принесли ее мировую славу. Но даже избрание в Российскую Академию наук не дало ей возможность получить соответствующую работу и вернуться на родину. Она написала несколько замечательных художественных произведений: «Воспоминания детства», драму «Борьба за счастье», роман «Нигилистка» и другие. Скончалась Софья Васильевна Ковалевская в 1891 году на 42–м жизни в расцвете своих творческих сил в Стокгольме от воспаления легких. Мир потерял крупнейшего математика, литератора, борца за раскрепощение женщин. Работы Ковалевской внесли огромный вклад в теорию дифференциальных уравнений, теорию алгебраических функций, теоретическую и небесную механику.

Оксана Пушкина: Сегодня мы рассказали о женщинах, которые добились славы своим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что математика – привилегия мужчин, их род занятий. Для этих обаятельных женщин математика – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “Я”. Женщины... Умные, красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Талантом, Любовью, Красотой.

До следующих встреч!





















Библиография

  1. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997

  2. Панов В.Ф. Математика древняя и юная / Под ред.В.С. Зарубина.-2-е изд., испр. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006

  3. Байбулатов Р.С. Краткий обзор истории математики с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие: - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001

  4. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1982

  5. Рыбников К.А. История математики. М.: Изд-во Московского университета, 1974

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гипатия

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Голицына,_Авдотья_Ивановна

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ковалевская,_Софья_Васильевна






Разработка внеклассного мероприятия "Женщины - математики"
  • Математика
Описание:

Среди целей преподавания математики можно выделить одну – формирование у  школьников представлений о математике как части общечеловеческой культуры. История  науки дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Неразрывная связь истории науки и преподавания темы по предмету поможет  ученикам осознать, что они изучают науку, которая является частью окружающего нас мира, частью нашей истории.

  Дальнейшее совершенствование математического образования требует повышения эффективности внеклассной работы по данной дисциплине.

  Предложенная разработка внеклассного занятия посвящена   женщинам-математикам, которые своими трудами обогатили математическую науку.

  Жизнь многих из них сложилась нелегко. Трудно было пробивать дорогу к науке, преодолевая и сложные условия того времени и свои тяжелые настроения, которые их порой охватывали под влиянием житейских неудач, борьбы между личным и общественным, между чувством и долгом.

  Описанию жизни и деятельности Гипатии Александрийской, Евдокии Ивановны Голицыной, Софьи Васильевны Ковалевской и посвящена данная разработка.

Цель работы: воспитаниесредствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

Автор Раззаренова Людмила Юрьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 492
Номер материала 45533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓