Главная / Начальные классы / Разработка внеклассного мероприятия "В мире грамматики" (3 класс)

Разработка внеклассного мероприятия "В мире грамматики" (3 класс)

Внеклассное мероприятие

по русскому языку в 3Д классе

«В мире грамматики»

Цели занятия: создать необходимые условия для развития интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии; содействовать обогащению словарного запаса; развитию памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; способствовать укреплению и сплочению детского коллектива.


Ход мероприятия

I.Организационный момент.

Ведущий: сегодня нашу игру мы посвятим русскому языку. О нём писали многие выдающиеся писатели.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой. 

Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В нём скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, побывав в Мире грамматики.

Грамматика – это раздел русского языка. А чтобы узнать, для чего же нам нужна грамматика, послушаем стихотворение, которое нам приготовили ребята. Называется оно «Серьёзный разговор».

Ольга Высоцкая

Серьёзный разговор.

1. Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.


2. Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!


3. Сочиняя поздравленья,
Помни правила склоненья
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!


4. А приставки и частицы-
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться
Обмануть учеников.


5. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!


- Давайте выясним, кто же сегодня будет нашими помощниками.


Ведущий: Стоит в поле теремок

                  И красив он, и высок,

                  Ни комар, ни мышь – норушка,

                  Не живёт никто в избушке

                Это, право, непорядок,

                Поселить кого-то надо.


Существительное: Отворите на минутку

                                   Да не бойтесь вы меня,

                                   Существительное я.


Ведущий:   Дверь тихонько отворило

                  И порог переступило.


Существительное: Никого. Не может быть!

                  Останусь в тереме я жить.


Ведущий: Вдруг стучится кто-то в дверь

                  Может это страшный зверь?

К теремку бежит вприпрыжку

                Развесёленький мальчишка.


Прилагательное:  Здравствуй, здравствуй теремок!

                               Кто,  скажи,  в тебе живёт?


Существительное: Даю предметам имена,

Существительное я!

- А ты кто?


Прилагательное: Признаки обозначаю я,

Пригожусь я вам, друзья,

Прилагательное я!

- Пусти меня в теремок жить!  


Существительное: Проходи! Будем жить и творить вместе!

                       

Ведущий:  Время движется вперёд

                  Дружно трудится народ

                Словами весело играют,

                Но чего-то не хватает!

Вдруг, неожиданно для всех

Постучался кто-то в дверь.


Глагол: В теремочке кто живёт?

              В распрекрасном кто живёт?


Ведущий: Друзья дверь отворили,

                  Гостя в теремок впустили.


Все: Ты кто?


Глагол:  Я – глагол, всем помогаю,

Действовать всех заставляю.

(берёт их за руки)


          Дружно будем жить друзья!

                Друг без друга нам нельзя!


Существительное: Вместе все мы – части речи

                                  Вечерком зажжём мы свечи,


Прилагательное: Будем тексты сочинять

 Глагол: Ребятишек развлекать!


II. Основная часть.

- Итак, мы отправляемся в мир «Грамматики». На уроках русского языка мы закончили раздел «Состав слова» и приступаем к подробному изучению частей речи. А сегодня мы вспомним, что же мы уже знаем об основных из них. Они будут нашими помощниками. А жюри определит команду - «лучшего знатока русского языка». Задания вы будете выполнять в группах .(названия групп)


Первым мне помогает имя существительное. Но сначала оно расскажет о себе.

Существительное Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты,

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ,

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!


1 конкурс «Разминка» (проводит имя существительное)

- Составьте  слова из названия нашего  мероприятия  “Мир грамматики”,

- Составьте за 2 минуты как можно больше слов (запись на листочках; звучит музыка).


- Ребята, а к какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

- Имя существительное обозначает …, отвечает на вопросы…


2 конкурс «Грамматическая арифметика» (проводит существительное)

Нота «до» плюс зарытые в земле ценности = доклад

До + рожки у улитки = дорожки

До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада

Кабан – ан + лук = каблук

Ква +рак-ак+тира= квартира

Чёрный – ый + о + слива = чернослив


конкурс   «Фразеологические загадки» (проводит имя существительное)

Правило в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к следующей загадке, если нет читаю второе высказывание. У вас три- четыре попытки. И так начнем.

  • Его вешают, приходя в уныние.

  • Его задирают, зазнаваясь.

  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС


  • Не цветы, а вянут.

  • Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают.

  • Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные УШИ


  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека

  • Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;

  • На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ВЕТЕР


  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

  • Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.

  • Её «просит» рваная обувь.

  • Она в голове у путаников. КАША


  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается

бесполезным делом.

  • Её набирают в рот, когда молчат.

  • Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.

  • В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из

неё сухими. ВОДА


  • Его проглатывают, упорно не желая говорить.

  • Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко

и бойко.

  • За него тянут или дергают, заставляя высказаться.

  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. ЯЗЫК


4 конкурс «Проще простого»  

-Некоторые люди не умеют правильно  петь. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:

           Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо)

- В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:

          Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён)

- В словах найдите название дерева

Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель



Физминутка (проводит существительное)


Задание на внимательность

- Если я назову одушевлённое существительное– вы хлопаете в ладоши;

- Если неодушевлённое – приседаете;


Дом, ехать, красивый, печь, пою, красный, течь


- А теперь мне будет помогать имя прилагательное. Давайте послушаем, что оно расскажет о себе.

Я - сильно любознательное 
Имя прилагательное. 
В чём предметов-то секрет? 
На вопросы дай ответ: 

Он какой? Она какая? 
Сильный, добрая, родная. 
А оно? Оно смешное, 
Тёплое и озорное. 

Эти признаки важны, 
Речь обогатить должны. 


5 конкурс “ Ты – волшебник ” (проводит прилагательное)

- Скажи одним словом – прилагательным. Оно отвечает на вопросы…


(вопросы командам по очереди задаёт прилагательное)


Повязка на рукаве – нарукавная.
Календарь на стене – настенный.
Переход под землёй – подземный.
Камни под водой – подводные.
Час перед рассветом – предрассветный.
Доска для класса – классная.
Занятие в группе – групповое.
Вечер в субботу – субботний.
Поле для хоккея – хоккейное.

- Молодцы!


6 конкурс «Загадки»

(по 1 загадке каждой команде)


1) Каждый полдень, там, где юг
  Всем сиял над полем круг. (Солнце)(вывешивается картинка)


- Назовите признаки солнца. (Большое, яркое, лучистое, жёлтое, горячее, сверкающее)


2)  В небе тучи растревожит,
    Дождь пригонит проливной,
    Лодке парусной поможет,
    Засвистит в трубе печной.
    Побывал везде на свете 
    Озорной, весёлый …..(Ветер)


- Назовите признаки ветра. (Сильный, порывистый, холодный, северный)


3) Приказало солнце: “Стой!
   Семицветный мост крутой!”
   Туча скрылась, солнца свет,
   Рухнул мост, а щепок нет.  (Радуга)


- Назовите признаки радуги. (Красивая, дугообразная, разноцветная, цветная, семицветная, яркая)             


Физкультминутка  (проводит имя прилагательное)

Игра “Лови мяч”.

- Я кидаю вам мяч в руки, а вы называете мне, какой частью речи являются эти слова.


ель, интересная, ёж, вкусное, погода, яблоко, колючий, хорошая, книга, зелёная                                             

- Какой части речи у нас ещё не хватает? Глагола.

Приглашаем к нам глагол. Теперь он будет моим помощником. Послушаем, что он расскажет о себе.

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол: 
Встал, оделся и пошёл. 
Что же делает предмет? 
Даст такой глагол ответ: 
Смотрит, думает, читает, 
Любит, знает, сострадает. 
СОСТОЯНИЯ души 
Ты в глаголы запиши. 

Без глагола, к сожаленью,

Бедным будет предложенье!


- На какие вопросы отвечают глаголы? (что делает? что делают? что делать?)


7 конкурс Игра «Крылатые выражения» (фразеологические обороты)


Заменить высказывания одним словом, называющим глагол

- очки втирать - (обманывать)

-обвести вокруг  пальца – (обманывать)

- поставить на ноги - (вылечить)

- вешать нос – (огорчаться)

- зарубить на носу – (запомнить)

- заговаривать зубы (отвлекать).


8 конкурс “Угадай-ка”. (Работа в группах)

В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.

Предлагаю вам найти в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их. Сверху надпишите, какая это часть речи.

  1. Затопили печь, чтобы пироги печь.

  2. Снежное покрывало всё поле покрывало.

  3. В лесу росли ели. Мы ели суп.


- Какие слова вы подчеркнули?

 - Какой частью речи они являются? (существительное и глагол)


9 конкурс “Закончи пословицу”. Работа в группах.

1)  Труд  кормит,  а  лень портит.

2)  Как  аукнется,  так  и откликнется.

3)  Нет  друга  -  ищи,  а  нашёл, береги.

4)  Сам  погибай,  а  товарища выручай.

 5) Мир строит, а война разрушает.

 6) Смелый побеждает, а трус погибает.


-Пока наше жюри подводят итоги, мы поиграем.


    Если я назову существительное – вы кружитесь на месте

Если прилагательное – прыгаете

Глагол – наклоняетесь вперед

- А теперь послушаем жюри и подведём итоги. Какая команда заслуживает звания - «лучшего знатока русского языка» ?

Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.


- Мероприятие окончено. Всем спасибо!




Разработка внеклассного мероприятия "В мире грамматики" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

1) Организационный момент. Вступление (высказывания о русском языке);

2) Чтение детьми стихотворения О. Высоцкой "Серьёзнай разговор";

3) Инсценирование детьми сказки "Теремок";

4) Основная часть. Задания Имени существительного (Разминка. Графическая арифметика, Фразеологические загадки, Проще простого); 

 5) Физминутка (проводят сами дети);

6) Задания Имени  прилагательного (Ты - волшебник, Загадки);

7) Физминутка;

8) Задания Глагога (Крылатые выражения, Угадай-ка, Закончи пословицу);

9) Физминутка ;

10) Подведение итогов игры. Подсчёт результатов.   

Автор Медникова Инна Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 296
Номер материала 41279
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓