Главная / Русский язык и литература / Разработка внеклассного мероприятия "Историко-литературно-музыкальная экспедиция "Пушкиным очарованные"

Разработка внеклассного мероприятия "Историко-литературно-музыкальная экспедиция "Пушкиным очарованные"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 18 г.Томска
















Историко-литературно-музыкальная экспедиция

«Пушкиным очарованные»

6 класс

Внеклассное мероприятие

Шалабаева Татьяна Анатольевна

учитель русского языка и литературы























2014 г.

г.Томск

Цели мероприятия:

  1. Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение знаний, умений и навыков в практической деятельности.

  2. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, коммуникативности, воспитание любви к истории России, к людям, принесшим ей славу.

  3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности. Развитие эстетического отношения к поэзии, музыке, изобразительному искусству через развитие познавательных и эстетических интересов.

  4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.


Сценарий мероприятия:

В зале собираются все участники экспедиции, звучит классическая музыка.

Ведущий: Дорогие ребята, 6 июня мы будем отмечать 215 лет со дня рождения А.С.Пушкина. В истории каждого народа, как и в жизни каждого из нас, есть особые дни памяти, когда главное место принадлежит воспоминаниям и только им. Один из таких дней день явления в мир Александра Пушкина.

Торжества, посвященные этому событию, по традиции проходят на Пушкинской площади в Москве. Люди собираются у памятника поэту, чтобы прочитать стихи и принять участие в массовых мероприятиях.

Традиция всенародного чествования поэта в этот день родилась на его родине, в Москве, во время открытия памятника Пушкину, которое и было приурочено к 26 мая. Однако, из-за кончины императрицы Марии Александровны 22 мая пушкинские торжества были отодвинуты на 6 июня 1880 г.

Ведущий озвучивает правила участия в экспедиции. Командам-участницам выдаются маршрутные листы.


Содержание:


Станция «Биографическая»

Командам предстоит вытянуть по 2 билета с вопросами по биографии А.С.Пушкина

- В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)

- Какого числа мы будем отмечать 215 лет со дня рождения поэта? (6 июня)

- В каком городе родился Пушкин? (в Москве)

- Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, На­дежда Осиповна)

- В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царско­сельском лицее)

- Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Оль­га и брат Лев)

- Сколько веков Пушкинскому роду?

(8 веков. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному боярскому роду, родоначальником которого считают выходца «из немец» Радшу, родившегося около 1200 года)

- Какова история Ибрагима Ганнибала?

(Сын абиссинского князя, попал в плен к туркам. В Россию привезен русским посланником для Петра I. Крещен Петром I, 18-летним отправлен во Францию обучаться инженерному и артиллерийскому делу. В России занимал видные государственные посты. Умер в чине генерал-аншефа на 92 году от рождения.)

- Кто из близких родственников Пушкина был известным в своё время поэтом и в «Послании Жуковскому» писал:

Кто мыслит правильно,

Кто мыслит благородно,

Тот изъясняется приятно и свободно?

(дядя Пушкина – Василий Львович Пушкин)

- Как звали крепостного дядьку Пушкина?

(Никита Тимофеевич Козлов)


Станция «Реставратор»

Внимательно посмотрите на картину Н.Н.Ге «И.И.Пущин у А.С.Пушкина в Михайловском» и вставьте пропущенные слова в приведенный ниже текст. На выполнение этого задания отводится 5 минут.

hello_html_51172319.jpg

hello_html_7a8e8525.jpghello_html_490368bc.jpg

Станция «Историческая»

hello_html_5c45e800.png Внимательно посмотрите на портрет. Что Вы можете сказать о человеке, изображенном на этом портрете. Как его имя связано с именем А.С.Пушкина?

hello_html_5c45e800.pngЭто портрет императора Николая I.

Про взаимоотношения писателя Александра Сергеевича Пушкина и императора Николая I высказывались различные версии в разные времена — от близкой дружбы до полной враждебности. Известны слова императора о творчестве Пушкина, когда он заявил, что будет его личным цензором и редактором. Сохранились даже рукописи писателя с пометками и правками Николая Павловича.

hello_html_m38387acc.jpg













Станция «Лицей». Командам необходимо ответить на 8 вопросов.


  1. Дата основания Царскосельского лицея. Что вы знаете об этой учебном заведении?

(19 октября 1811 года. Высшее учебное заведение для детей дворян, образовано по инициативе императора Александра I «с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы.)

  1. Кто из преподавателей лицея оказал влияние на Пушкина?

(А.П.Куницын («Он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада зажжена»; Н.Ф.Кошанский; А.И.Галич)

  1. Первое печатное стихотворение Пушкина? Под каким именем оно было опубликовано? Где? Сколько лет поэту?

(Н.к.ш.п. «К другу стихотворцу» (1814); опубликовано в журнале «Вестник Европы»; автору – 15 лет)

  1. Первое стихотворение Пушкина, подписанное его полным именем?

(«Воспоминания в Царском Селе» (1815); опубликовано в журнале «Русский Музеум» под именем Александр Пушкин)

  1. Пo какому поводу Пушкин произнес слова: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил"?

(В 1815 году на переводном экзамене в лицее Пушкин читает стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». В комиссии Г.Р.Державин. В восхищении талантом Пушкина, он произнес: «Оставьте его поэтом».)

  1. Кто автор картины «Пушкин на лицейском акте»?

(И.Е.Репин)

  1. Кто были лицейскими друзьями Пушкина?

(Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Малиновский, Горчаков, Бакунин)

  1. Кому из своих друзей-декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь:

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

hello_html_4410b429.jpg(И.И.Пущину)























hello_html_73e74443.pngСтанция «Умники и умницы». Заполнить клетки кроссворда.

hello_html_m57007f10.png















По горизонтали

2. Кто убил Пушкина?

4. Персонаж повести «Капитанская дочка».

6. Чьей внучкой была мать Надежда Осиповна?

13. Место, где стоит дуб зеленый.

14. Как звали отца Дубровского.

16. Имя автора романа.

19. Как называлось имение отца.

23. Кто такой Шабашкин?

24. На каком языке в 9 лет Александр пристрастился к чтению?


По вертикали

1. Кого попросила царица отвести царевну в лес?

3. Кто называл себя учеником Пушкина?

5. Место встреч Дубровского и Маши.

7. Фамилия няни Дубровских.

8. Один из героев романа в стихах «Евгений Онегин».

9. Как звали пса семи богатырей?

10. Литературный критик, давший глубокий анализ творчеству поэта.

11. На ком женился Пушкин?

12. Чем убит Пушкин?

14. Фамилия князя, за которого Троекуров хотел отдать Машу.

15. Русский поэт, откликнувшийся на гибель А.С.Пушкина стихотворением «На смерть Поэта».

17. Как звали жену А.С.Пушкина?

18. Название лицея, в который поступил Пушкин в 1811 году?

20. Название журнала, который издавал Пушкин.

21. Русский художник, автор необычайно похожего портрета Пушкина.

22. За что Троекуров уважает учителя?


Станция «Пушкин-художник»

Ведущий на станции:

Пушкин никогда не рисовал с натуры, а рисовал он только по памяти, иногда спустя много лет после встречи. Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста.

Назовите героев пушкинских зарисовок.




Н.Н.Пушкина Е.К.Воронцова Автопортрет

hello_html_54e4e211.jpg


hello_html_m56babfd4.jpghello_html_m5567331c.jpg

















Станция «Памяти Пушкина».

Назовите города, в которых расположены памятники А.С.Пушкину.

hello_html_1df4ffff.jpg
















г.Санкт-Петербург. Царскосельский лицей







hello_html_3b5348c3.jpgг.Москваhello_html_m3612a29d.jpg г.Оренбург























hello_html_2bad039c.jpg г.Челябинск г.Ялта


hello_html_72319e65.jpg






hello_html_m246dd0d5.jpg












г.Томск

Станция «Музыкальная»

Ребята из студии бального танца исполняют вальс. Назовите автора музыки, к какому произведению А.С.Пушкина она была написана?

Георгий Свиридов – вальс из музыки к драме Пушкина «Метель».


Станция «Лукоморье»

Подведение итогов экспедиции, награждение команд, вручение призов, Дипломов и Сертификатов.


Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия

Александр Сергеевич Пушкин — великий национальный гений, создатель поэтических произведений непревзойденной красоты и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значительное в русской и мировой культуре. Воспитанный на французском классицизме XVII и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние романтической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, одним из первых в литературе XIX столетия поднялся на уровень высокого реализма.

6 июня 2015 года исполняется 215 лет со дня рождения гения литературы. Торжества, посвященные этому событию, проходят во всем мире. Люди собираются у памятника поэту, чтобы прочитать стихи и принять участие в массовых мероприятиях.


Участники экспедиции: 5 команд 6 класса по 5 человек в команде, на каждой станции есть ведущий – ученики старших классов.


Описание хода экспедиции: Экспедиция представляет собой путешествие команд по станциям «Биографическая», «Историческая», «Реставратор», «Лицей», «Музыкальная», «Умники и умницы», «Пушкин-художник», «Памяти Пушкина», «Лукоморье».

У каждой команды свой маршрутный лист. Учитывается количество баллов, набранных в ходе экспедиции и время прохождения всех станций.


Мотивация учащихся. Награждение: Последняя станция маршрута – «Лукоморье». Победителем становится та команда, которая раньше других оказывается на этой станции и достигает цели экспедиции – сказочного сундучка с наградами (в сундучке – сладкие призы - конфеты «Сказки А.С.Пушкина»). Команда-победитель и призёры награждаются Дипломами, все участники экспедиции получают Сертификат за участие.


Место проведения, материально-техническое обеспечение: 9 кабинетов – станции, интерактивное оборудование для демонстрации, подбирается музыка (Георгий Свиридов – вальс из музыки к драме Пушкина «Метель», иллюстрации, портреты и т.д., маршрутные листы.


Заключение: Форма игры – историко-литературно-музыкальная экспедиция – интересна учащимся 6 класса, а подобранный материал содействует расширению кругозора, нравственному воспитанию, развитию эстетического вкуса.


Список использованной литературы:

  1. Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь. 5 класс. Часть 1. – М.: «Просвещение», 2014, стр. 24-25

  2. http://literatura5.narod.ru/pushkin1.html

  3. http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/literatura/pushkin.html

  4. http://koglib.ru/index.php/78-novosti/453-aleksandr-pushkin-i-nikolaj-i-interesnye-fakty




Разработка внеклассного мероприятия "Историко-литературно-музыкальная экспедиция "Пушкиным очарованные"
  • Русский язык и литература
Описание:

       Экспедиция представляет собой путешествие команд по станциям «Биографическая», «Историческая», «Реставратор», «Лицей», «Музыкальная», «Умники и умницы», «Пушкин-художник», «Памяти Пушкина», «Лукоморье».

        У каждой команды свой маршрутный лист. Учитывается количество баллов, набранных в ходе экспедиции, и время прохождения всех станций.      

     Форма игры – историко-литературно-музыкальная экспедиция – интересна учащимся 6 класса, а подобранный материал содействует расширению кругозора, нравственному воспитанию, развитию эстетического вкуса.

 

Автор Шалабаева Татьяна Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 689
Номер материала 24718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓