Главная / Классному руководителю / Разработка внеклассного мероприятия "Иоанн Оленевский"

Разработка внеклассного мероприятия "Иоанн Оленевский"

СВЯТОЙ ИОАНН ОЛЕНЕВСКИЙ

Слайд 1.

В эти дни вся православная Русь празднует самый светлый праздник - Пасху, связанный с такими чувствами как добро, милосердие, любовь и сегодня я хочу обратить ваше внимание на духовные, святые истоки Пензенской земли, которыми она так богата. И повествовать вам о человеке, который причислен к лику святых, об Иоанне Оленевском.

Слайд 2-8.

Для этого мы с вами перенесемся в местечко, находящееся в 30-40 км от Пензы, в село Соловцовка.

Село Соловцовка Пензенской области названо по имени помещичьей семьи, владевшей этим селом, – Соловцовых. В 1782 году в Соловцовке была построена деревянная церковь во имя Троицы Живоначальной. Шли годы, церковь обветшала. В 1866 году в ней служил преосвященный Митрофаний и был поражен ветхостью церкви. В проповеди после Литургии он призвал прихожан к постройке нового храма.

На призыв владыки откликнулись многие православные люди, жившие в этом селе. Сборщики средств пошли по всей России. Самыми деятельными при постройке храма были: помещик Александр Соловцов, под руководством и на средства которого началось строительство церкви, учитель земской школы - И.В.Потапов, крестьяне - А.В.Карпов, П.С.Тюряев и А.В.Борунов.

Кстати, богатый крестьянин Адриан Васильевич Карпов пожертвовал на строительство более тысячи рублей, за что был в 1898 году награжден серебряной медалью «За усердие». Еще до освящения храма, в 1895 году, А.В. Карпов был назначен его старостой.

В числе благотворителей был и протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадтский), приславший 100 рублей.

Всего на его сооружение, живопись и позолоту, приобретение ризницы и церковной утвари было израсходовано 12275 рублей.

В конце 1920-х годов церковь была закрыта и вновь открыта в 1945 году, но переосвящена во имя св. Сергия Радонежского. Однако в честь прежнего названия храм именуется Троицко-Сергиевским.

Слайд 9

Одной из святынь храма является икона Божией Матери «Достойно есть», замироточившая 22 июня 1996 года. Мироточе́ние — явление, связанное с появлением маслянистой влаги (так называемое миро) на иконах и мощах святых. Явление представляет собой появление на иконе светлого маслянистого вида вещества, испускающего благоухание. Различные случаи мироточения отличаются друг от друга по виду, цвету и консистенции появляющейся жидкости. Она может быть густой и тягучей, как смола, или напоминать росу

Слайд 10

И нет, пожалуй, ни одного верующего человека в Пензенской епархии, кто бы не слышал о прозорливом старце Иоанне Оленевском, обладающем благодатной молитвой исцеления души и тела.

Слайд 11

Иоанн Оленевский (Иван Васильевич Калинин) прожил долгую жизнь. Как свидетельствуют документы, родился он в 1854 году в селе Оленевка теперешнего Пензенского района.

Иоанн рано остался сиротой. Отца своего он не помнил. Ксения, мать его, также скончалась в раннем его детстве. После их кончины мальчик стал жить у двоюродной сестры своей Наталии. С детских лет, живя с матерью возле церкви, Иоанн возлюбил Божественную службу. Уже с семи лет он читал и пел в церкви. Бог даровал ему красивый и благозвучный голос. Иоанн пел дискантом и тенором. Народ всегда утешался и радовался его пению. Бывало, говорят: «Чего мы в Борисовскую церковь пойдем, лучше в Оленевскую, хоть послушаем Ивана Васильевича, утешимся его пением». Рассказывали: «Пение Иоанном «Хвалите Имя Господне» без слез нельзя было слушать».

Вся жизнь Иоанна была проникнута размышлениями о Боге. Этим были наполнены его детские игры и занятия. «Что ты тут строишь, Ванюша?» – спросят его иногда взрослые. «Целькву», – отвечает двухлетний малыш, сооружая из глины, камешков и деревянных брусочков маленькую церквушку. Родственники впоследствии рассказывали, что Иоанн, будучи маленьким, в куклы играл: они шли в церковь молиться, а кто из них «умирал», он нес их на кладбище, устроенное тут же около церкви, и «хоронил». Это предзнаменовывало будущее его служение, духовное пастырское окормление – руководство людей.



Слайд 12

Еще отроком он начал проводить строгую жизнь. Спал он мало, сидя или согнувшись на полу. Пищу, он принимал редко и помалу. С детства Иоанн отказался от вкушения мяса. Обыкновенной пищей его была мелкая печеная картошка, которую он запивал чуть подслащенным чаем. Хлебушка ситного иногда пожует-пожует, вынет изо рта, да птичкам и отдаст. Сласти блаженный отрок не принимал с малых лет, а конфеты детишкам раздавал. Раз в год, на Святую Пасху, он позволял себе вкусить лишь одно яйцо, радости ради Светлого Христова Воскресения.

Иоанн был слаб здоровьем, поэтому крестьянского труда снести не мог, и зарабатывал мелким ремеслом: брал у крестьянок шерстяную пряжу и вязал шарфы, перчатки и прочее. За это получал небольшое вознаграждение, чаще всего – просто еду и одежду.

Но главное, чему он отдавался со всем жаром своей души, была благодатная молитва и посещение Введенского храма села Оленевки, где он помогал священнику как алтарник, с семи лет читал Часослов и пел на клиросе. Обычно он молился ночью. Вздремнет немного и снова на молитву. Наталья, двоюродная сестра, во время починки его одежды ворчала на него: «Все колени изъерзал и изодрал…» Так и шла его жизнь - фактически, монаха в миру.

Слайд 13

Среди посещавших Соловцовский источник паломников, да и среди своих, оленевских, односельчан Иоанн Калинин еще с дореволюционных времен постепенно стал почитаться как «святой старец-прозорливец», способный не только утешить в любых печалях, разрешить сложный житейский вопрос, но и исцелять болезни телесные и душевные.

В 1920 году архиепископом Иоанном (Поммером), будущим главой Латвийской Церкви, претерпевшим в дальнейшем мученическую кончину, Иван Васильевич Калинин в возрасте 65 лет был рукоположен в сан диакона и служил в храмах сел Оленевки, Соловцовки и Большой Валяевки, а после закрытия храмов считался заштатным. Однако к нему непрерывно шел народ за советом и поддержкой.

Такая известность в народе и подвижническая деятельность Иоанна Оленевского пришлась не по нраву богоборческой советской власти. Многочисленные посещения старца самыми широкими слоями населения дали повод обвинить его в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности. Несмотря на преклонный возраст, его трижды арестовывали, подвергали допросам и несколько месяцев содержали в пензенской тюрьме. Однако от ссылки или казни Господь уберег его.

Слайд 14.

Вспоминают такой факт: В празднование Казанской Божией Матери (4ноября 1936 г.) в келью старца пришли два милиционера и объявили об его аресте: «Собирайтесь, дедушка!» Батюшка немного помолчал, потом смиренно сказал: «сейчас соберусь, а тебя завтра хоронить будем», - махнул он рукой на одного милиционера. На другой день то действительно умер, как и предсказал старец, а отца Иоанна в трескучий мороз, посадив в кузов, увезли на допрос в Кондоль. После месяца допросов его увезли в Пензу, где он полгода содержался в тюремной больнице.

По мере того, как советская власть закрывала церкви, Иоанну пришлось поменять много мест службы, но все же ему дорога была церковь в Соловцовке. И вновь к нему стекались люди, находя у него утешение, ответы на многие вопросы, исцеление душевных и телесных болезней.

Старец в наставлениях был краток, говоря все самое необходимое для спасения души каждого человека. По немощи и возрасту, он принять всех не мог и так говорил: «Когда я всех приму, радуюсь, а кого не приму, о них много скорблю и молюсь».

Старец очень любил в людях чистоту души и целомудрие, а поэтому любил детей. Бывало, погладит по голове младенца и скажет: «Вот такими бы нам быть, как младенцы».

Слайд 15 (прослушать романс «Теплится лампада»)

Грянули тяжкие испытания Великой Отечественной войны, а Иоанн Оленевский оставался духовным наставником и утешителем Пензенской земли: люди продолжали идти к нему.

К концу войны произошло послабление государственной политики в отношении Церкви. В Пензенской епархии, где к началу Великой Отечественной войны оставалось всего два действующих храма из тысячи, бывших в ней до революции, - Митрофановский в Пензе и Казанский в Кузнецке - в 1945-1946 годах были возобновлены богослужения в 28 церквах, в том числе и в соловцовской, теперь уже Сергиевской, церкви, где на должность диакона был назначен Иоанн Оленевский. А 2 сентября 1946 года епископом Михаилом (Постниковым) он был рукоположен в сан иерея. Так о. Иоанн на склоне лет получил возможность окормлять возрожденный приход, передавая прихожанам горение своей пламенной веры.

Иоанн был нестяжателен. Все, что приносили ему люди, он все раздавал людям. Если чувствовал недоброго человека, то ничего у него не брал. Будучи скромным человеком, он всячески скрывал от людей добродетели свои и подвиги и увещевал всех не показывать свои молитвы и дела.

Слайд 16.

Много раз в жизни Иоанн был избиваем. Однажды, когда он молился в лесу, его схватили, привязали к дереву и ушли. Так он прибыл, без пищи и воды, в молчании и молитве, несколько дней. Увидел его Иван Морозов, отвЯзал и истощенного принес домой. В другой раз, старца в лесу избили. В следующий раз злые люди избили его и сбросили в овраг с нечистотами. Всю ночь старец пытался вылезти и не мог. Утром вытащили его окровавленного из оврага. «Кто тебя так, батюшка?»- спрашивали его. Он, как всегда, кротко и смиренно, отвечал: «Бог с ними! Бог с ними! Бог с ними!» Он считал, что это силы Сатаны вымещают на нем свою злобу, а не люди.

Наступил Великий пост 1951 г, который старец провел строго: в день – просфора и один-два глотка святой воды. В ночь на 26 марта два человека проникли в келью старца, когда он, по обыкновению, стоял на ночной молитве, и жестоко избили его. Он переносил побои с молитвой, никого не призывая на помощь. Посчитав старца мертвым, убийцы удалились. Утром его нашли на полу с синими следами от пальцев на шее и окровавленного. До конца поста Иоанн не мог говорить,- так было повреждено горло. Искать убийц он запретил.

С Великого поста старец стал заметно ослабевать. В церковь его водили под руки. Идет, и благославляет всех, и всем улыбается –утешительно и благостно…

Слайд 17.

Господь предсказал ему день его кончины. Когда он сказал об этом людям, они стали спрашивать: "Батюшка, как же нам жить будет без тебя? Кто же за нас помолится и защитит?". И тогда святой ответил: "Никогда никого не забуду, кто придет на могилу ко мне, тому буду помогать молитвами своими у престола Царя Славы...".

Слайд 18 (прослушать романс «Соловей»)



Слайд 19.

В 45-летнюю годовщину его кончины, 6 августа 1996 года останки великого прозорливца были перенесены в Соловцовку с кладбища соседнего села Оленевка к Троицко-Сергиевской церкви для достойного поклонения, а в дальнейшем помещены в раке в самом храме.

Слайд 20.

А 27 декабря 2000 года Священный Синод определил включить иерея Иоанна Оленевского (Калинина) в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века – за исповедническую деятельность, подвижническую жизнь, еще прижизненные дары прозорливости и исцеления, непрекращающееся народное почитание и многочисленные случаи чудесных исцелений.

Слайд 21.

Всю свою жизнь о. Иоанн всячески старался скрывать свои подвиги, но не мог скрыть полученной от Бога благодати и сиял как светильник, зажженный на вершине горы. «Открывай чистое сердце и молись», - постоянно говорил старец. Пусть же эти слова станут для всех нас его духовным завещанием.

Слайды 21-36 просматриваются в сопровождении песни «Истина»



Разработка внеклассного мероприятия "Иоанн Оленевский"
  • Классному руководителю
Описание:

Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия "Иоанн Оленевский", которое рекомендуется проводить в светлые Пасхальные дни. На примере жизни и судьбы реального человека, который был причислен Русской православной Церковью к лику святых, идет процесс воспитания нравственных ценностей, приобщения молодежи к духовности. Рассказ об Иоанне Оленевском сопровождается показом презентации "Иоанн Оленевский" (смотри в публикациях)и прослушиванием романсов в исполнении  иеромонаха Романа ("Соловей", "Теплится лампада", "Тихий вечер"), Жанны Бичевской ("Молитва"), Сергея Безрукова ("Колокольный звон"), Геннадия Заволокина ("Колокольный звон") и др.

Автор Зиновьева Марина Геннадьевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 13387
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓