Турнир
знатоков русского языка
Цель: формировать устойчивый интерес к изучению
русского языка; развивать творческие способности и логическое мышление детей;
воспитывать любовь к родному языку.
Задачи:
-развитие у детей устной речи, повышение уровня их языкового
развития,
-закрепление знаний о частях
речи, членах предложения.
Оборудование:
- конверты с заданиями на
карточках,
-«сердцевинки» и «лепестки»
цветов,
- листочки для работы детей
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Здравствуйте,
уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего турнира.
Итак, главный гость сегодня – его величество русский
язык.
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что
говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Михаил
Васильевич Ломоносов говорил, что нашему языку присущи «великолепие испанского,
живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского».
Александр
Сергеевич Пушкин с благоговением относился к русскому языку. По
его мнению. «Ему свойственны, величавая плавность, яркость, простота и
гармоничная точность».
«Русский язык –
настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где
нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой
Велик
и прекрасен ты, русский язык!
К
нему, как и все, я с детства привык.
И
где бы ты ни был, в чужой стороне,
Услышать
его будешь счастлив вдвойне.
Все
братья-славяне нас могут понять,
На
нём говорили крестьяне и знать.
Мы
чувства и мысли свои выражаем
И
с помощью слова других понимаем!
Учитель: Знать свой
язык обязан каждый человек! Сегодня учителя, которые являются нашим почетным
жюри, посмотрят, какими знатоками родного языка вы являетесь и как им владеете.
Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?
Учитель: Чему будет
посвящен наш сегодняшний турнир?
Представление
команд : название, девиз
Учитель: Сегодня мы
в очередной раз убедимся в том, что изучать русский язык это не только
необходимо, но и очень интересно.
Мы
совершим путешествие по стране занимательной грамматики Руссляндия
Сегодня
мы будем работать в 2-х группах.
I.
Остановка
«Помогите!»
К вам, ребята, мы
спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.
В конверте
«сердцевинки» цветов: звук, слово, части речи, члены предложения – и
«лепестки»: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание,
приставка, корень, суффикс, основа, прилагательное, существительное, глагол,
предлог, местоимение, сказуемое, подлежащее, обстоятельство, определение,
дополнение.
/Каждая
команда собирает свои цветки./
Учитель: Маршак
говорил: «Человек нашел слово для всего, что обнаружено им во Вселенной»
II.
Остановка «Тарабарский язык»
Учитель: Благодаря
тому, что все слова в русском языке относятся к какой-нибудь части речи,
появляются такие веселые стихи:
Варкалось.
Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
– Сделайте
синтаксический разбор второго предложения. Определите части речи.
/Учащиеся записывают
на листочках предложение, сверху надписывают части речи./
III.
Остановка
«Гора восхождения»
Расположите
слова от самого «горячего» к самому «холодному»
(Тепло,
пекло, мороз, жара, холод, стужа, жарища, прохлада)
IV.
Остановка
«Море слов»
Внимание.Черный ящик
«Загадочный сосуд»
У
меня в руках деревянный сосуд. Свойство этого сосуда – он не тонет в воде. И в
таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в этот
сосуд и отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для
вас.
« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел
крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…..»
Вторая часть письма оказалась размытой водой, сохранились лишь отдельные слова.
Восстановите текст, используя эти слова.
(
страшно, смекалка, умение, климат, дом, дикие животные, бананы, удача, корабль,
помощь)
Пример ответа обучающихся 3 класса:
Мой корабль назывался «Удача». На меня напали дикие
животные. Мне стало страшно. Но мне помогала смекалка. Я дал им бананы.. Я жду
помощь и очень хочу увидеть свой дом.
V.
Остановка
«Лесные премудрости»
Как-то
много лет назад
Посадили
странный сад.
Не
был сад фруктовым –
Был
он только словом.
Это
слово – слово корень,
Разрастаться
стало вскоре
И
плоды нам принесло –
Стало
много новых слов.
Вот
из сада
Вам
рассада,
Вот
ещё посадки рядом,
А
вот садовод.
С
ним садовник идёт.
Очень
интересно
Гулять
в саду словесном.
От
корня слова, так же как и от корня дерева, вырастают новые ростки –
однокоренные слова.
Каждый
лист – это новое родственное слово. На этой остановке нам предстоит вырастить
древо однокоренных слов.
1 команда -«ДОМ» (домик, домишко,
домовой, домашний, домовенок, домовничать, надомник, домище и т.д.)
2 команда -«ЛИСТ»
(листок, листочек, лиственница, листопад, лиственный, листик, листать и т.д.)
На
листочках этого дерева надо вписать однокоренные слова. Победит тот, кто больше
заполнит листиков.
VI.
Остановка
«Островок пословиц»
Учитель: Каждое
слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны
по смыслу: легкий – тяжелый, веселый – грустный. Перед
вами пословицы-перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова не
изменены
Например:
Всё плохо, что плохо
начинается
1 команда:
Новый враг хуже старых двух..
2 команда: Плохая слава дешевле
бедности
VII.
Остановка«Угадай слово»
Корень
мой находится в цене,
В описи найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. Оценка
Его корень
в слове – снежинка,
Приставка в слове – подъехал,
Суффикс в слове – лесник,
Окончание в слове – ученики. (подснежники)
VIII.
Остановка
« Пещера загадок»
Разгадайте
ребусы
Ответы:
темно, щавель, горизонт, тепло, столяр, мороз
IX.
Остановка «Перчинка»
Николай
Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так
вырвалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко
сказанное русское слово!»
Учитель: Ярким
и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения,
которые вы должны объяснить, когда так говорят:
Ежата
– детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых ... . (рукавицах).
Как
это принято у змей,
Кусают за ногу гадюки.
А потому при встрече с ней
Берите, дети, ноги ... (в руки)!
|
Сергей всем
много обещает,
Про обещанья забывает,
Потом, с уверенностью снова,
Исполнить всё даёт он слово.
Мы верим, но на самом деле,
Всё ждём неделя за неделей.
Но сколько же он, вот вопрос,
Намерен нас водить за… (нос)?
Друг нас всех не
замечает,
О любимой он мечтает.
С её именем в устах
Он ВИТАЕТ В … (В ОБЛАКАХ).
|
Учащиеся заканчивают четверостишия
и объясняют смысл выражений
Х.
Остановка «Блиц турнир»
1
|
Сколько
звуков обозначает буква я в слове маяк (2)
|
Сколько
звуков обозначает буква ю в слове вьюга (2)
|
2
|
Какую
безударную гласную нужно писать в слове земля(е)
|
Какую
безударную гласную нужно писать в слове весна(е)
|
3
|
Способ
образования слова повозка (прист-суф)
|
Способ
образования слова походка (прист-суф)
|
4
|
Назови
лишнее слово: гусь, гусята, гусеница , гусыня
|
Назови
лишнее слово: белый, белка белеть, белизна,
|
5
|
Какой суффикс в
слове ключик -ик или -ек (ик)
|
Какой суффикс в
слове замочек -ик или -ек (ек)
|
6
|
Какой
второстепенный член предложения отвечает на вопросы какой? чей? (определение)
|
Какой
второстепенный член предложения отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда?
почему? зачем? как ? (обстоятельство)
|
7
|
Орфограмма
в слове легкий
(Парная согласная в корне слова)
|
Орфограмма
в слове сладкий
(Парная согласная в корне слова)
|
8
|
Назови
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
|
Главный
член предложения, который называет то, о чем говорится в предложении (подлежащее)
|
9
|
Какую
букву нужно писать после Ц в слове цыпленок ( Ы)
|
Какую
букву нужно писать после Ц в слове цирк ( И)
|
10
|
Назови
подлежащее в предложении Мама мыла раму (мама)
|
Назови
сказуемое в предложении Мама мыла раму (мыла)
|
ХI. Александр
Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое
превосходство перед всеми европейскими».
Остановка «Племя
Арам -Зам -Зам»
Учитель. Вот и
закончилась игра.
Расходится
нам пора …
На
жюри взгляните все –
Подведем
итог игре
Конкурс болельщиков «Весёлые
вопросы».
1. Что можно видеть с закрытыми
глазами? (сон)
2. Ты за ней, она от тебя, ты
от неё, она за тобой (тень)
3. Чем больше из неё берёшь,
тем больше она становится (яма)
4. Какой болезнью никто на
земле не болел? (морской)
5. Каким гребнем голову не
расчешешь? (петушиным)
6. Что самое первое мы делаем
утром? ( просыпаемся)
7. Сколько горошин может войти
в стакан? ( сами они войти не могут)
8. За чем во рту язык? ( за
зубами)
9. У кого есть шляпа без головы, нога
без сапога? (у гриба)
10. может ли страус назвать себя
птицей? ( нет, он не умеет говорить)
Учитель:
Наш
турнир окончен.
Вы постарались, как смогли.
Мы снова ждем все с вами встречи
До новых встреч,
прощайте все
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.