Школьный музейный центр
Занятие № 6
Тема
«Подруга
думы праздной, чернильница моя…» (продолжение)
Цели: привлечь внимание учащихся к
тому, как бережно относились наши предки к вещам, их окружавшим; раскрыть
значимость чернильницы как средства общения между людьми на основе анализе
стихотворения А.Пушкина «К моей чернильнице».
Оборудование:
чернильница,
перьевые ручки, текст стихотворения А.Пушкина «К моей чернильнице», слайды с
изображением черновиков поэта, выставка домашних рисунков учащихся на тему
«Чернильница»
Ход
занятия
Ведущий: Добрый день, ребята. На
прошлом занятии мы познакомились с удивительным школьным предметом -
чернильницей. Чем же она необычна, уникальна? Что вам рассказали о чернильнице
ваши дедушки и бабушки, мамы и папы? (выслушивает ответы, направляя
вопросами).
Молодцы
все, кто постарался добыть знания дома. Сегодня мы попытаемся понять, какую
пользу приносила чернильница … человечеству, как она помогала людям в общении.
Писатели
и поэты очень трепетно, нежно относились к этому чрезвычайно важному для них
предмету. Ведь он был терпеливым другом, вдохновлял на новые творения. Поэты и
писатели помногу раз переписывали, исправляли свои произведения (показывает
слайды, демонстрирующие черновики писателей). А чернильница терпеливо
питала чернилами их перья, ручки, неустанно трудилась вместе с ними. И поэтому
в благодарность ей многие авторы посвящали чернильнице свои произведения. С
какими из них мы уже познакомились?
Сегодня
встретимся ещё с одним. Это стихотворение А.Пушкина « Моей чернильнице».
(
раздаёт тексты стихотворения учащимся 3-4 классов с выделенными «похвальными»
словами, учащимся 5-го класса – без выделения)
Давайте
послушаем чтение и поймём основную мысль данного произведения. ( Читает
подготовленный кружковец).
Ведущий: Найдите слова (или Почему
выделены слова?), говорящие об отношении поэта к чернильнице.
- О
каких сокровищах говорит поэт?
-О
каком «огне небесном» идёт речь?
-Что
находит поэт в чернильнице?
-Чего
не было в чернильнице Пушкина? Это необходимые человеку вещи?
-О
чём просит поэт свою подругу?
-Что
такое «проза почтовая»?
-О
чём говорит с друзьями поэт при помощи писем?
-Кто
из вас получает письма? Хранятся ли у вас чьи-то письма?
-Кому
завещает свою драгоценность – чернильницу - поэт?
-Почему
поэт называет чернильницу подругой?
-Предлагаю
ещё раз прочесть признание А.Пушкина своей чернильнице (читает ученик).
-Ведущий:
Давайте и мы
попробуем извлечь из нашей музейной чернильницы что-нибудь доброе,
весёлое, приятное (раздаёт перьевые ручки, показывает, как их держать).
Напишите
любое слово, которое вам придёт первым на ум. Прочитайте. Вот какие хорошие,
душевные слова. Добавьте к ним ещё пять, и соедините их в маленький рассказ.
(идёт
работа по сочинению минирассказов)
-Давайте
послушаем ваши рассказики.
Молодцы.
Мы сегодня с помощью вот этого (показывает чернильницу) ушедшего, к
сожалению, из нашей жизни предмета, прикоснулись к творчеству великого поэта,
приблизили себя к писателям. Ещё немного осталось подрасти, набраться знаний,
мудрости, чтобы было, что сказать людям.
Домашнее
задание:
спросите у родителей, писали ли они когда-нибудь письма, присылали ли им
письма, не хранятся ли дома у вас письма.
До
свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.