Главная / Другое / Разработка внеклассного мероприятия по литературе

Разработка внеклассного мероприятия по литературе

Школьный музейный центр

Занятие № 5

Тема: «Подруга думы праздной, чернильница моя…»

Цели: познакомить учащихся с необычным школьным предметом – чернильницей; показать её оригинальность как средства письма; обратить внимание учащихся на то, что каждый обычный предмет впоследствии может стать исторической ценностью - раритетом.

Оборудование: выставка книг Ю.Яковлева, Е.Пермяка, Г-Х Андерсена; экспонаты школьного музейного кабинета - чернильница и перьевая ручка; презентация «Чернильница».

Ход занятия

Ведущий (руководитель кружка «Музееведение» или кружковец): Здравствуйте, ребята. Мы с вами встретились в нашем школьном музейном кабинете для того, чтобы продолжать узнавать тайны привычных для нас школьных предметов. Но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в том месте, где находятся музейные экспонаты, редкие книги, необычные вещи.

(Выслушивает ответы, дополняет)

Ведущий: Молодцы. А теперь вспомните, какие школьные предметы мы извлекли из портфеля на прошлом занятии. Что интересного узнали?

(Выслушивает ответы, дополнения, сделанные учащимися)

Ведущий: Молодцы. А сегодня мы извлечём из портфеля один очень важный для школьной жизни, но, к сожалению, ушедший из неё предмет. Про него писатель Юрий Яковлев сочинил рассказ. Послушайте его. ( Читает рассказ «Зелёная чернильница», не указывая названия, второй кружковец).

Ведущий: Ребята, а как вы себе представляете этот предмет? Опишите его. Он, действительно, зелёный? (Выслушивает ответы)

Ведущий: Друзья, видов чернильниц было множество. Вот посмотрите на некоторые из них.

( показывает слайды с видами чернильниц). На то, что это был очень важный, нужный предмет в жизни человека, указывает разнообразие чернильниц, оформление. Люди украшали своих любимец, придавали им различные формы. В каждом доме, в каждом учреждении этот предмет находился под рукой.

Школьная чернильница особая. Посмотрите - в ней жидкость (пронося по ряду, показывает). И в этой баночке (показывает маленькую баночку) тоже жидкость. Что произойдёт, если я переверну баночку? Верно, жидкость выльется. А вот если перевернём чернильницу, (переворачивает), то ничего из неё не выливается. Такую чернильницу назвали « непроливайка». Предназначалась она ученикам. А как вы думаете, почему вот такой или такой (показывает слайд с канцелярскими чернильницами) не разрешали пользоваться ученикам? Верно, озорничают дети, могут опрокинуть её, и все чернила выльются на руки, на одежду, на тетрадь. Вот и придумали такую форму - непроливашку. Кто из вас попробует объяснить, почему чернила из неё не выливаются? (выслушиваются версии, уточняются). Вот видите, какое удивительно простое и в то же время оригинальное решение было найдено. Сами понимаете, что и орудие письма было приспособлено для неё. Примерно, вот такое (показывает перьевую ручку).

Взрослые придумали безопасную форму чернильнице, однако, дети - народ неугомонный, изобретательный, любящий поразвлекаться, и чернильницу приспособили для этого. Скатывали мелкие шарики бумаги и бросали соседу по парте в чернильницу. А у каждого была своя, её в школу в мешочке носили. Ну вот, бумажка в чернилах размокнет, и когда обмакнёшь ручку, то за перо цепляется и на лист шлёпается. Грязь, клякса - так называли чернильное пятно -,учитель ругает за неаккуратность…

Так шалили маленькие ученики. А ребята постарше уже понимали, что из чернильницы можно извлечь что-то более полезное. Вот, например, что мечтал извлечь из чернильницы герой рассказа Евгения Пермяка. ( Второй кружковец читает рассказ «Перо и чернильница»).

Ведущий: Что вы поняли из этого рассказа - притчи? О чём говорил дедушка? Когда мечта может сбыться? ( Рассказ учит тому, что только терпение, труд и большое желание помогут сбыться мечте).

А что добывали из своих чернильниц известные вам писатель Ганс-Христиан Андерсен и поэт Александр Пушкин? Правильно, сказки. Вот одну из них послушайте. (Кружковец читает сказку Г-Х Андерсена «Перо и чернильница»).

Ведущий: Кто, по-вашему, прав в споре? Кого считает главным автор? (мастера, того кому есть что сказать другим, а если сказать нечего, то из чернильницы извлечёшь только кляксу).

Ребята, время нашего занятия заканчивается. Я предлагаю вам услышанное сегодня на встрече с необычным школьным предметом изобразить в рисунке. Дома нарисуйте то, что придёт вам на память при слове «чернильница». Расспросите у бабушек и дедушек про их чернильницы, расскажите мамам и папам о «непроливашке».

Рассказ о ней мы ещё продолжим на следующем занятии, ведь чернильница долго жила рядом с человеком и оставила большой след в его жизни.

До свидания, ребята.



Разработка внеклассного мероприятия по литературе
  • Другое
Описание:

Внеклассное занятие в рамках школьной недели литературы с учащимися 5 класса с использованием экспонатов школьного музейного кабинета.Цели: познакомить учащихся с необычным школьным предметом – чернильницей; показать её оригинальность как средства письма; обратить внимание учащихся на то, что каждый обычный предмет впоследствии может стать исторической ценностью - раритетом,привлечь внимание учащихся к тому, как бережно относились наши предки к вещам, их окружавшим; раскрыть значимость чернильницы как средства общения между людьми на основе анализе стихотворения  А.Пушкина «К моей чернильнице».

 

Оборудование: выставка книг Ю.Яковлева, Е.Пермяка, Г-Х Андерсена,стихотворение  А.Пушкина «К моей чернильнице». ; экспонаты школьного музейного кабинета - чернильница и перьевая ручка; презентация «Чернильница».

Автор романова галина ивановна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 574
Номер материала 7766
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓