Главная / Классному руководителю / Разработка внеклассного мероприятия "Экзамены - это не страшно"

Разработка внеклассного мероприятия "Экзамены - это не страшно"

ЭКЗАМЕНЫ – ЭТО НЕ СТРАШНО!


Хорошая подготовка – это половина победы.

М. Сервантес




ЦЕЛИ: расширить представление студентов о психологическом здоровье; познакомить с приемами психоэмоциональной регуляции; формировать позитивное отношение к экзаменам; способствовать повышению самооценки; побуждать к самопознанию, саморазвитию.






ПЛАН:


    1. Вступительная беседа.

    2. Незавершенное предложение «Экзамен – это…».

    3. Моделирование ситуаций. Работа в группах.

1. Пять историй успеха.

2. Самое страшное!

    1. Информационный блок.

  1. Экзамены и здоровье.

  2. Как вести себя на экзамене.

  3. Об экзамене с улыбкой.

    1. Заключительная беседа.













ХОД МЕРОПРИЯТИЯ



Вступительная беседа.


Классный воспитатель. Скоро вам предстоит сдавать экзамены. Одни ждут экзаменов с нетерпением и азартом, другие – со страхом и обреченностью, третьи – с надеждой на удачу и везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.

«Хорошая подготовка – это половина победы», - говорил великий писатель Мигель де Сааведра. Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит для вас?


Примерные ответы:

- Все вызубрить.

- Психологически настроиться.

- Все прочитать, иметь представление о предмете, понимать все темы.

- Отдохнуть как следует, расслабиться, выспаться.

- Написать хорошие шпаргалки и надежно их спрятать.


Классный воспитатель. Как видим, у каждого свое представление о подготовке к экзаменам. А задача сегодняшнего классного часа – выработать универсальные рекомендации, дать советы, которые пригодились бы каждому.




Незавершенное предложение «Экзамен – это…»


Классный воспитатель. Жизнь показала, что к экзаменам люди относятся по – разному. И вы в этом сейчас убедитесь. Попробуйте завершить предложение: «Экзамен – это…». Выберите вариант окончания:

    • разговор двух умных людей

    • лотерея

    • психологический поединок

    • игра в поддавки

    • соревнование «Кто кого обхитрит?»

(по результатам опроса формируется 5 групп.)




Моделирование ситуаций. Работа в группах.


1.Пять историй успеха.


Классный воспитатель. Итак, мы выбрали 5 разных позиций по отношению к экзамену. Какая же из них гарантирует успех? Каждая группа смоделирует свою ситуацию успеха на экзамене. И мы посмотрим, какая же позиция самая выигрышная.

Примерные рассказы:

а) разговор двух умных людей:

- Весь год напряженно и добросовестно учился. Читал дополнительную литературу. К экзамену подготовился основательно, систематизировал и упорядочил свои знания. Выучил все! На экзамене беседовал с учителем на равных. Результат – отлично!

б) лотерея:

- К экзамену почти не готовился. Выучил один билет. И именно он мне попался! Ответил блестяще! Получил пятерку.

в) психологический поединок:

- К экзамену не готовился, билеты не учил, рассчитывал на свою эрудицию и общее развитие. Отвечая по билету, говорил уверенным, громким голосом, держался нахально, самоуверенно, напористо. Сдал на «5».

г) игра в поддавки:

- Ничего не учил, потому что это все бесполезно, двойку не поставят, а ради тройки можно и не стараться. На экзамене больше молчал, отвечал на наводящие вопросы, в основном, использовал два слова «да» и «нет». Получил долгожданную тройку.

д) соревнование «Кто кого обхитрит?»

- Ничего не делал, зато раздобыл хорошие шпоры. Рассчитал все так, что во время подготовки к ответу оказался во втором ряду и, спрятавшись за спинами однокурсников, все успешно списал. Отвечая экзаменатору, громко и уверенно читал свои записи. Получил «4», и это настоящий успех!

Классный воспитатель. Мы выслушали 5 экзаменационных историй. Какая из них самая непредсказуемая? А какая – самая надежная? Попробуйте обосновать свою точку зрения. (Самая надежная первая, в остальных – все зависит от случая.)


2.Самое страшное!

Классный воспитатель. Чтобы преодолеть страх перед экзаменом, психологи советуют заранее пережить в своем воображении самое худшее, что может произойти на экзамене. Еще одно задание для групп. Опишите провальную ситуацию, которая произошла с вашим героем на выпускном экзамене.

Примерные рассказы:

а) разговор двух умных людей:

-Растерялся, испугался, упал духом, расстроился, потерял уверенность в себе – не получил «пятерки».

б) лотерея:

- Попался билет, которого не учил, тянул другой билет, упал духом, расстроился, ничего не смог ответить – получил «неуд».

в) психологический поединок:

- Столкнулся с недоброжелательным, предвзятым отношением преподавателя, растерялся, упал духом, расстроился – получил низкую отметку.

г) игра в поддавки:

- Преподаватель решил меня завалить, задавал трудные вопросы, я ничего не смог сказать – «неуд».

д) соревнования «Кто кого обхитрит?»

- Не рассчитал и оказался прямо перед носом экзаменатора, не смог достать шпаргалку, растерялся, испугался, упал духом, расстроился, потерял уверенность в себе, не сдал.

Классный воспитатель. Итак, самое страшное – плохая отметка. Конечно, пересдача экзамена – не самое приятное занятие, но каждый должен знать, что у него есть шанс исправить отметку.


Классный воспитатель знакомит студентов с Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации и формах контроля в ООАУ СПО «Елецкий медицинский колледж» (Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации и формах контроля в ООАУ СПО «Елецкий медицинский колледж» прилагается.)




Информационный блок.


Классный воспитатель. Как видим, причиной провала на экзамене чаще всего являются отсутствие знаний, неуверенность в себе, психологическая неустойчивость. Я добавлю к этому плохое самочувствие в день экзамена. Поэтому наш информационный блок мы и начнем именно с советов врачей.


1.Экзамены и здоровье.

Врач 1. Экзамен – это всегда стресс. Медики утверждают, что во время экзаменов 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, у них повышается кровяное давление, может появиться, головная боль, тошнота, многих охватывает растерянность, паника, страх. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Некоторые становятся чрезмерно самокритичными, неуверенными в себе. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность.

Врач 2. По мнению специалистов, причиной стресса является интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, но главный фактор, провоцирующий развитие стресса – это отрицательные переживания. Чтобы избежать стресса, нужно готовиться к экзаменам заранее, планировать учебную нагрузку, соблюдать режим дня.

Врач 1. Тут можно дать такие советы. Начать следует с организации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Известно, что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умственная продуктивность различна в разное время суток. Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допозна не просто бесполезно, но даже вредно. А «совам» лучше посидеть за учебником попозже вечерком.

Врач 2. Хорошо поместить на рабочем столе что – нибудь желтое и фиолетовое – эти цвета стимулируют умственную работу.

Врач 1. Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна.

Врач 2. Сведите к минимуму кофе, заменив его водой, соком и спортом. Питание должно быть дробным (4 – 5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.


2.Как вести себя на экзамене.

Классный воспитатель. А теперь - советы психолога. Как вести себя на экзамене.

Психолог 1. Растерянность, суетливость, беспомощность отнюдь не способствуют повышению вашего авторитета у преподавателя. Постарайтесь вести себя достойно, не играйте на жалости, это только ещё больше усугубит ваше положение.

Психолог 2. Настройтесь на победу. Кто – то мудро заметил: «Если вы желаете добиться успеха – ведите себя так, словно вы его уже добились». Вид спокойного, уверенного в себе студента действует на экзаменаторов однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса невольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится.

Идя на экзамен, сосредоточьтесь на достижении успеха, а не думайте о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о поражении. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше боишься, тем более вероятен успех.

Психолог 1. Вытягивание билета. Это стоит сделать как можно быстрее, при этом уберите ужас со своего лица и изобразите радость! Тем самым вы убедите экзаменатора в своих знаниях.

Психолог 2. Подготовка к ответу. Во – первых, успокойтесь (вы все знаете, а чего не знаете – вспомните). Во – вторых, постарайтесь изложить все четко и логично.

Психолог 1. Когда выходите отвечать, не теряйтесь, не спорьте с экзаменатором! В случае если экзаменатор начнет что – либо доказывать, внимательно (ни в коем случае не перебивая) выслушайте его с выражением глубочайшего уважения в глазах и приведите аргументы в пользу его точки зрения.

Психолог 2. Большинство экзаменаторов особенно ценят в ответе:

- умение выделить главное;

- самостоятельность – использование своих собственных

примеров;

- заинтересованность в предмете.

Психолог 1. Не надо рассчитывать на жалость и применять слезы, нельзя быть и некорректным, вступать в пререкания с экзаменатором. Конечно же, нельзя грубить не только словами, но и тоном разговора. Никакой развязности: это может показаться хамством!

Психолог 2. Экзаменаторам, нравится спокойная уверенность в себе, но не нравится броская самоуверенность.


3. Об экзамене с улыбкой.

1. На экзамене по истории.

- Вам задать один сложный вопрос или два легких?

- Лучше один сложный.

- Хорошо. Где появился первый человек?

- В Саратове.

- Это почему же?

- А – а – а – а … А это уже второй вопрос!


2.Преподаватель – студенту:

- Я вас вижу впервые.

Студент:

- Я Вас тоже.


3.- Почему вы мне ставите двойку? Разве я сделал много ошибок?

Преподаватель:

- Нет! Только одну: сунул шпаргалку мимо кармана.


4.Идет вступительный экзамен по химии в медицинский класс. Ко мне подсаживается вызывающе одетая ученица. Ничего не зная по предмету, она пытается пустить в ход свое обаяние. Спустя некоторое время я спрашиваю девушку:

- Вы свободны сегодня вечером?

Девушка изображает смущение и говорит:

- Да – а…

- Тогда поучите ещё химию.

Классный воспитатель. Кто может дополнить нашу коллекцию экзаменационного юмора?



Заключительная беседа.


Классный воспитатель. А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили наши универсальные советы?

    • Как можно преодолеть страх перед экзаменом? (Заранее пережить самое худшее, что может случится.)

    • Каковы причины экзаменационного стресса? (Интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, отрицательные переживания.)

    • Как избавиться от экзаменационного стресса? (Режим дня, правильное питание, физические нагрузки.)

    • Чем отличаются «жаворонки» от «сов»? (Временем умственной продуктивности.)

    • Какие цвета стимулируют умственную работу? (Желтый, фиолетовый.)

    • Какие продукты должны преобладать в меню во время подготовки к экзаменам? (Овощи, фрукты, мед, орехи, растительное масло.) А какие продукты лучше сократить? (Кофе, жиры, углеводы.)

    • С каким выражением лица нужно смотреть на вытянутый билет? (С радостным, счастливым.)

    • Что ценят в ответе экзаменаторы? (Умение выделять главное, самостоятельность, заинтересованность в предмете.)

    • С какими чувствами нужно идти на экзамен? (Уверенность в себе, спокойствие.)


Классный воспитатель. Надеюсь, что эти советы вам помогут, и вы успешно сдадите все экзамены.














ПАМЯТКА СТУДЕНТУ.


Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести полученные вами знания.

При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.

Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека.

Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.

Давайте рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям.

Если вы не в состоянии сосредоточится, не можете включится в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливаться и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.

Активность Вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т.п.

Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1 – 2 минуты) или переключится на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.

«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена Вам помогут методы саморегуляции.

Одни из методов саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:

  • сделать паузу в работе;

  • выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместитесь в другую её часть;

  • подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;

  • опустить ладони своих рук под холодную воду на 2 – 3 минуты;

  • постарайтесь каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т.п.

Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, - это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах самопознания и саморегуляции: релаксации (расслабления), концентрации, визуализации и самовнушения. На этих способах основаны различные техники саморегуляции, например, аутотренинг, ауторелаксация.

Основной способ саморегуляции – самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форм без частицы « не » («я хочу…», «я могу…» и т.п.) и предполагает многократное повторение.

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:

  • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;

  • продумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;

  • рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;

  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;

  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справляюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

Для более рационального использования времени на экзамене, постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию испытаний: поставьте перед собой часы и заметьте время, которое Вы затратите на выполнение демонстрационного варианта экзаменационной работы и отдельных её частей. Постарайтесь работать без перерыва и сравните затраченное Вами время с отведенными четырьмя часами.

Успешность выполнения заданий работы на экзамене вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов.

Надеемся, что предложенные выше рекомендации и советы помогут вам в успешной подготовке и сдаче экзаменов.

Успехов вам!hello_html_m4d466bb7.png

10


Разработка внеклассного мероприятия "Экзамены - это не страшно"
  • Классному руководителю
Описание:

ЭКЗАМЕНЫ – ЭТО НЕ СТРАШНО!

 Хорошая подготовка – это половина победы.

М. Сервантес

 

Целями данного мероприятия являются:

- расширение представление студентов о психологическом здоровье;

- знакомство с приемами психоэмоциональной регуляции;

- формирование позитивное отношение к экзаменам;

- способствование повышению самооценки;

- побуждение к самопознанию, саморазвитию.

Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести полученные вами знания.

 

Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека.

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

Автор Абреимова Анна Александровна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 675
Номер материала 6938
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓