Разработка внеклассного
мероприятия
Тема урока: «Малая
Родина»
Задачи
урока:
Образовательная:
1. определить вместе с
учащимися понятие «Малая Родина»;
2. познакомить учащихся
с историей родного края.
Развивающая:
1. способствовать
логическому мышлению учащихся;
2. возбуждать мысль и
интерес к предмету
Воспитательная:
1. прививать любовь к
родному краю;
2. воспитывать у
учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитывать у
учащихся чувство патриотизма
Подготовительная
работа. Работа
творческих групп над поиском материала по истории села; её
жителях. Участие в конкурсе сочинений о своей малой
родине. Работа группы по оформлению стенда «История моего села» Участие в
конкурсе рисунков «Моё село» Подготовка фотографий «Природа родного края».
Презентация о своём селе.
Оформление. При оформлении используются
стенд по истории села, газета «Моя школа», выполненная учащимися; плакаты
с высказывания великих людей о Родине. Выставка рисунков «Моё село». Дополняет
оформление компьютерная презентация
Оборудование:
Карта Новомалыклинского
района;
Карта России;
текстовой раздаточный
материал
аудиозапись песни «С
чего начинается Родина?»;
набор слайдов
фотографии знатных и
именитых людей родного края.
Тип
урока: урок- беседа
Проблемная
задача (на доске): Является ли с. Старая Тюгальбуга для нас всех
Малой Родиной?
Ход
урока:
(Звучит
песня «С чего начинается Родина?») приложение1
В это время на экране,
установленном на доске, проецируются слайды о природе родного края (каждая
строка песни иллюстрируется отдельным слайдом)
Учитель
«С
чего начинается Родина?» спрашивается в песне.
….С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
с весенней запевки скворца
и с этой дороги проселочной,
которой не видно конца…
Мы много раз слышали эти слова. А
теперь вдумываемся в них.
Не сразу ответит человек, с чего
начинается для него Родина. У каждого - с чего-то глубоко личного, с любимого
места. Для Л.Н.Толстого Родина начиналась с Ясной Поляны, где прошла вся его
жизнь, без неё он не мог представить себе Россию. Для И.С.Тургенева – с парка
Спасском – Лутовинове, с орловских полей и ярких характеров русских крестьян.
А для нас Родина начинается с порога нашего родного дома.
Два века назад в 1802 году наш
знаменитый земляк, писатель и историк Николай Михайлович Карамзин в статье «О
любви к отечеству и народной гордости» писал: «…Человек любит место своего
рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов.
Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями и
окружающими…»
Для многих из вас, для ваших
родителей и дальних предков наше родное село Тюгальбуга была и останется малой
родиной. Эта прекрасная деревня с чистым воздухом, с обширными полями, с ровным
ландшафтом находится в Новомалыклинском районе Ульяновской области.
Каждый человек должен знать
историю своего села, свои корни, но и ,конечно, историю своей школы, где прошли
самые лучшие годы.
Учитель:
Именно о Родине, ребята,
будет наш сегодняшний урок. И перед нами стоит проблемная задача, которую мы
должны будем решить, и звучит она так: Является ли Тюгальбуга для нас всех,
живущих здесь, Малой Родиной?
Понятие «Родина» имеет для нас
несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на
земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он
познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей
жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня
мы с вами поговорил о нашей малой родине - о селе Старая Тюгальбуга (слайд
заставка). Слова учителя сопровождаются слайдами презентации. (приложение2)
Учитель:
«О светло светлая и
украсно украшена земля Русская. И многими красотами удивлена еси: озеры многими
удивлена еси, реками и кладязьми месточестными, горами крутыми, холми высокими,
дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными,
городы велкими, селы дивными…Всего еси исполнена земля Русская…»
???
О чем говорят нам эти
слова?
В чем их смысл?
Ответы
детей:
-
Учитель:
«За светло
светлую и украсно укращену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя
Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно
заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в
слове поэтов.
С древних
времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали
вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
Родина…
Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано слово «Родина»)
!!! Подберите,
пожалуйста, синонимы к слову Родина
Ответы
детей:
-
родник,
-
природа,
-
рождение,
-
родня,
-
родной,
-
народ,
-
урожай,
-
родить,
-
родинка
Учитель:
Наше чувство Родины тоже
складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих
сердцу.
!!! Ребята! У вас на
столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он
пишет о Родине? Давайте причитаем.
Текст
№ 1.
«Наше
Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому,
что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней
мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное.
Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими
водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких
врагов.
Много
есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у
человека родная мать – одна у него и Родина».
Учитель:
??? А что для вас,
ребята, означает слово «Родина»?
Как называется наша
страна?
Где она расположена?
Какие моря омывают нашу
страну?
Ответы
детей:
-Учитель:
И именно
об этом говорит Константин Симонов.
Ученик:
Касаясь трех великих
океанов,
Она лежит, раскинув
города,
Покрыта сеткою
меридианов
Непобедима, широка,
горда…
Вот где нам
посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до
смерти, мы нашли
Ту горсть земли,
которая годится,
Чтоб видеть в ней
приметы всей земли…
Учитель:
Когда слушаешь это
стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на
географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов,
и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.
??? Ребята, скажите
мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас
живем?
Ответы
детей:
Учитель:
!!! Покажите на карте
свою малую Родину на карте России…
??? А на карте
полушарий
Ответы
детей:
??? Кто из вас родился
здесь, в Тюгальбуге?
А откуда сюда приехали
ваши родители?
Из каких мест?
Как давно они здесь
живут?
Ответы
детей:
Учитель:
??? Почему наше село
так называется - Тюгальбуга?
Ответы
детей:
Учитель:
??? Скажите, а что
является наиболее ценным богатством нашего края?
Без кого не было бы
нашего края?
Назовите одним словом
…
Ответ
детей:
-
люди
Учитель:
??? Какие самые важные
профессии имеют значение для развития нашего края?
Ответы
детей:
Учитель:
??? Можно ли выделить
2-3 профессии и сказать, что они самые главные?
Ответы
детей:
-
(нет)
Учитель:
Почему?
Ответы
детей:
- (без врачей,
учителей, продавцов и др. наш крайне смог бы функционировать).
Учитель:
Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.
??? Ребята! А что
окружает наше село?
Ответы детей
Учитель:
Нравится ли вам наша
природа?
Ответы
детей:
Учитель:
Красива и
неповторима природа, окружающая нас
Скажите, пожалуйста, а
за что мы любим свое село, свой край?
Ответы детей:
Учитель:
!!! Давайте прочитаем
слова Василия Пескова и я думаю, что эти слова имеют очень глубокий смысл.
Текст № 2.
«Из чего
же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове
– Родина? Родина – это очень много. Родина подобна огромному дереву, на котором
не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но
всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер».
Учитель:
Итак, возвращаемся к решению проблемной задачи: так можешь ли
ты считать Тюгальбугу своей Малой Родиной? Почему?
Ответы детей:
Учитель:
А как можно назвать
человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее
интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом…
Ответы
детей:
-
(патриот)
На доске patria
- родина, отечество, слово латинское
Учитель:
Во имя родины люди совершали воинские подвиги и совершают их сейчас.
Где же совершаются
подвиги?
Ответы
детей:
-
(в шахтах, на полях и т.д.);
Учитель:
Подвиги
совершаются и воинами, и учителями, и врачами, и рабочими на заводах. И все они
совершаются во имя любви к своей Родине, к своему Отечеству.
Мне хочется,
ребята, чтобы вы все были патриотами своего края, независимо от того, куда вас
забросит судьба. Вы должны помнить наше село, свой дом, свою школу, как это
делают наши выпускники. Они приходят в школу на встречи, вспоминают с
учителями школьные будни и праздники. Большинство из них учатся в ВУЗах. Они
любят и помнят свое село, в котором они выросли, и который является их Малой
Родиной.
И в заключение
я предлагаю послушать вам песню, которая подытоживает наш сегодняшний урок –
урок о любви к своей Родине, к своему Отечеству.
Учитель:
Что нового вы узнали на
уроке?
Что вам больше всего
запомнилось?
А что понравилось?
Кто такой патриот?
Что значит для вас
слово «Родина»?
Ответы
детей:
Учитель:
Все сегодня
прекрасно поработали. Оценки: …
.В
заключении всем зрителям предлагается записать свои замечания и предложения по
мероприятию и вложить их в урну. Так же предлагается зрителям проголосовать за
лучший рисунок выставки «Моё село».
Наш урок закончен. Всем спасибо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.