Главная / Классному руководителю / Разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия»

Разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия»

Внеклассное мероприятие

«Недаром помнит вся Россия»

Учитель истории : Анцупова И.П.

Цель: Воспитание молодого поколения в духе уважения к героическому прошлому своей страны и своего народа на примере героической борьбы русского народа с польско-шведскими интервентами в 1612 году, французскими войсками в Отечественной войне 1812 года и с немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1945 годах.

Задачи:

1.Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

2.сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

3.способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

4. формирование героического образа народа в войне;

5.воспитание чувства уважения к защитникам Отечества;

6.воспитание гражданина, патриота, развитие позитивной «Я – концепции»;

7.формирование у школьников нравственно-патриотических качеств, воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны;

8.развитие творческих способностей детей, их умения работать в разновозрастном ученическом коллективе;

9.формирование навыков нетрадиционной работы по предмету;

10.повышение интереса к военной истории, литературе и музыке;

11.формирование у учащихся личностного отношения к прошлому, настоящему и будущему своей Родины;

12.Развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории.

Место проведения: актовый зал школы.


Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование (проектор, экран), микрофоны

Участники: учащиеся 5-11 классов

Форма проведения: исторический литературно-музыкальный журнал с использованием ИКТ

Ход мероприятия

Ведущий 1. Колышет березоньку ветер весенний,

Веселой капели доносится звон,

Ведущий 2. Как будто читает поэму Есенин,

Про землю, в которую был он влюблен.

Ведущий 1. Про белые рощи и ливни косые,

Про желтые нивы и взлет журавлей.

Любите Россию! Любите Россию!

Для русского сердца земли нет родней.

Ведущий 2. Нам русские песни с Рождения пели.

Нас ветер России в пути обнимал.

Когда вся Россия надела шинели,

Нередко, бывало, солдат вспоминал…

И белые рощи, и ливни косые,

Ведущий 1. И мысленно детям своим завещал:

Любите Россию! Любите Россию!

Россию, которую я защищал!

(О.Милявский «Любите Россию»)

Солист исполняет песню «Журавли» (слова Орлова, музыка Полякова).

Чтец 1. Россия!

Ты не зря слыла для стран других загадкою.

Но не всегда

Судьба была страны великой гладкою.

Порой не радость,

А печаль царила над Россией,

И часто защищала сталь её озёра синие.

Порой невзгоды

Над страной кружились чёрным вороном,

Плечом к плечу вставал народ,

Чтобы сразиться с ворогом.

И были у большой страны

Героев поколения,

Ведущий1

Этот год богат на даты,

Историческим объявлен он.

Два века вот уже минуло,

Как потерпел свой крах Наполеон.

Полякам одолеть не удалось

Четыре сотни лет назад тому,

Бежать от ополчения народного

Побитыми пришлось в свою страну.

Россия выстояла и не покорилась,

Отпор дала жестокий и с лихвой,

Что в первую войну с французом,

Что в сорок первом, грозном, под Москвой.

Герои были, есть и будут,

Россия ими ввек была сильна.

И к Дню Победы

вспоминаем вновь этой славы имена.

Всех бывших, будущих и настоящих

Мы поздравляем от души

Защитников, героев наших

Могучей, гордой и большой страны.

Ведущий 2. 2012 год объявлен годом российской истории , так как в этом году отмечается 400-летие со дня освобождения Москвы от польских и шведских интервентов; 200-летие со дня освобождения России от войск Наполеона. Все эти события напрямую связаны с праздником Великой Победы. Давайте пролистаем страницы истории этих великих событий.

1612 ГОД.

На экране - портреты Минина, Пожарского, патриарха Гермогена, Сусанина
Включается фонограмма: Д.Верди - фрагмент из увертюры к опере «Сила судьбы», М.Мусоргский симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе».
Под звучание тревожной мелодии участники читают поэму Т.Павлюченко «Русская смута»

I участник:
Опять над Родиной пожаров дым,
Опять война, разруха, голод
И вражье поругание святынь...
...казалось: русский дух расколот.
II участник:
Народ расколот. Сильной власти нет.
Род, Рюриком зачатый, канул в лету.
Царь Годунов хотел спасти от бед
Страну, предателей призвать к ответу.
Но... умер неожиданно
I участник:
Лжецарь - в Москве, в Москве - поляки,
Пришедшие всю Русь прибрать к рукам,
На церкви русские начав атаки:
Святых иконы - в грязь, к своим ногам.
II участник:
Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута.
Боярин Шуйский быстро занял трон.
Зовет на помощь шведов он. Покуда
Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?
I участник:
Он - новый претендент на царство.
Любым путём пришёл занять престол.
Но в Тушине, как и в Москве, нет братства.
Войска Лжедмитрия - на воре - вор
I1 участник:
Народ собрал торговец Минин,
Душа которого давно горела
Обидой, болью за Россию:
«Победа Родины - святое дело».
I участник:
Пожарский Дмитрий - воевода, князь,
Уже известный битвами с врагами,
Народом избранный, народу поклонясь:
«Полякам не топтать Москву ногами».
II участник:
Здесь русские, мордва, татары
Вступили в ополченье добровольно,
Готовя ворогам проклятым кару
За Родину, за свой народ, за волю

1-й ведущий
20 августа ополчение подошло к разоренной и сожженной Москве. Захватчики, узнав об этом, сожгли город и заперлись в Кремле.
2-й ведущий
Польский король Сигизмунд направил к Москве сильное подкрепление во главе с опытным воеводой – гетманом Ходкевичем.
1-й ведущий
22 августа 1612 года войско гетмана переправилось через Москву-реку у Ново-Девичьего монастыря и двинулось на ополчение Минина и Пожарского. Начался бой.
2-й ведущий
Противник ударил конными латниками. Из Кремля им на подмогу были высланы пешие отряды. Вместе они, как клещами, сжали ополченцев и начали теснить их. Воины Минина и Пожарского вступили в рукопашную.
1-й ведущий
На помощь ополченцам кинулись казачьи атаманы, понимая, что только вместе, общим усилием можно одолеть врага. От вражды же между своими только пагуба творится и государству, и ратным.
2-й ведущий
Удар свежих сил решил исход битвы. Иноземцы были отбиты и возвратились в свой стан.
1-й ведущий
Пришедшие на помощь казачьи отряды больше не отставали от Пожарского и принимали участие в сражении 24 августа, исход которого предрешил исторический бросок в тыл врага отряда во главе с Мининым.
2-й ведущий
На новую битву поляки не решились, и войско Ходкевича отступило от Москвы.
1-й ведущий
22 октября воины ополчения Минина и Пожарского взяли Китай-город, а 24 октября вошли освободители в Московский Кремль с чудотворной Казанской иконой.
2-й ведущий
Подходило к концу Смутное время. Вскоре был избран на русский престол царь Михаил Федорович Романов. В честь славного освобождения Москвы установил царь Михаил Федорович московское празднование Казанской иконе.
На экране - миниатюра «Избрание Михаила Романова на царство»
I ведущий
: После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари - самозванцы. Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь|.
II ведущий: Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как исстари повелось, к святому делу - возрождению. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало ее силу. Начало семнадцатого года возвестило эру национального освобождения.
На экране слайд - памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и памятник Сусанину в Костроме

1812 ГОД.

Ведущий 1.

Отечественная война была для России одним из важнейших событий XIX столетия.

Французская армия без предварительного объявления войны перешла реку Неман и вторглась в Россию. Так началась Отечественная война 1812. Целью своего похода против России Наполеон считал быстрый захват Москвы и ослабление российской империи. В своём приказе Наполеон заявил: «Рок влечёт за собой Россию: её судьбы должны свершиться. Пойдём вперёд, перейдём через Неман, внесём войну на её территорию. Мир, который мы заключим, положит конец гибельному влиянию, которое Россия уже 50 лет оказывает на дела Европы»

Чтец1.

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?

Пойдём, сомкнёмся в ратном строе.

Пойдём, и в ужасах войны

Друзьям. Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу…

(Глинка Ф.«1812»)

Ведущий1. До 26 августа 1812 года русская армия вынуждена была отступать. 22 августа войска остановились у села Бородино. Что в 108 верстах от Москвы. Здесь решил Кутузов дать генеральное сражение. Оно началось 26 августа.

Чтец 2

Никогда ещё в подлунной

Не кипел столь страшный бой!

Из орудий ад чугунный,

Разразившись , поднял вой;

Целый день не умолкает,

извергая смерть кругом,

строй за строем исчезает

под убийственным огнём!

(Вяземский П.А. Поминки по Бородинской битве)

Ведущий 2. Сражение не принесло победу ни одной из сторон. На военном совете в Филях командование русской армии решило оставить Москву без боя. 2 сентября французская армия вступила в пустую Москву.

Чтец 3

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москву коленопреклоненной

С ключами старого кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе , в думу погружён.

Глядел на грозный пламень он.

(Пушкин А.С. «Евгений Онегин»)

Ведущий 1. Наполеон с остатками своих войск был вынужден покинуть горящую Москву и покинуть пределы России в ноябре 1812 года.

Чтец 4.

По безлюдному простору,

Без ночлега, без привала,

точно сонм теней, проходят

славной армии остатки,

егеря и гренадёры,

кто окутан дамской шалью,

кто церковною завесой,-

то в сугробах снежных вязнут,

то скользят, вразброд взбираясь

на подъём оледенелый…

(А. Н. Майков «СКАЗАНИЕ О 1812 ГОДЕ»)

Ведущий 2. Так остатки наполеоновской армии покинули пределы России в ноябре 1812 года. Тяжелейшая и кровопролитная война закончилась полной победой России.


1941 год

Ведущий 1.Год 1941, июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорался в Европе, не затронет нашу страну.

Чтец 1

Июнь … клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.


Июнь: тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м мая


Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и цветам ,

Обшарили немецкие бинокли.


Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

ГОЛОС ЛЕВИТАНА

Звучит запись песни ,,Священная война,,

Чтец1. ( стихи читают на фоне песни)

От бескрайней равнины сибирской

До Полесских лесов и болот

Собирался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он свободный и правый,

Отвечая войной на войну, постоять за родную державу,

За великую нашу страну.

Сокрушая железо и камень, он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя-

Знамя правды своей водрузил.

Путь к победе был долгим и трудным….

Каждый день войны- это кровь и смерть , боль и горечь утраты, радость больших и малых побед.

Чтец 2.

Мяли танки тёплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга.

Разъярился даже горицвет.

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетал как щепа мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подвали мертвецы,

И косматые как облака

В рукопашную пошли века,

Шли солдаты бить и перебить

Как ходили раньше молотить,

Затвердело сердце у земли (начинает играть песня «Дороги» только 1 куплет)

А солдаты шли, и шли, и шли

Шла Урала темная руда,

Шли, гремя, железные стада,

Шли Смоленщины дремучий бор.

Шёл худой зазубренный топор,

Шли пустые тусклые поля,

Шла большая русская земля.

(И. Г. Эренбург, «1941»)

Чтец 3

Сорок второй! На Ленинград

Обхватом с трёх сторон

Шёл Гитлер силой 40 дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон

Не приостановил ни на мгновение

Он сердца ленинградского биение.

И, видя это, разъярённый враг,

Предполагавший город взять с набега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шёл за ними следом.

Чтец 4

Сорок третий!

В сырой степи под перекопом,

Где мы ломали рубежи,

Где были длинные окопы.

Рвы, загражденья, блиндажи.

Там, на пустынных перекрёстках,

Чтоб их запомнила страна,

На звёздах, на фанерных досках

Мы написали имена.

Чтец 5

Сорок четвертый!

Ещё война, но мы упрямо верим,

Что будет день, мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь откроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

В. Инбер (Из поэмы «Пулковский меридиан).

Чтец 6

На рубежах весны четвёртой,

В награду за года тревог,

В дыму и прахе распростёртый

Берлин лежит у наших ног.

Не умолкает гром орудий, бушует пламя в дымной мгле

И говорят друг другу люди –

Есть справедливость на земле!

Чтец 7

Это было в мае на рассвете

Нарастал у стен рейхстага бой

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг…

Тут он вспомнил, как прощаясь летом

Он свою дочурку целовал,

Может быть отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и , телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство.

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!

И Берлине, в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой, спасённой на руках.

Он стоит, как символ нашей славы.

Как маяк, светившийся во мгле.

Это он – солдат моей державы-

Охраняет мир на всей земле.

(Г.Рублёв «Это было в мае на рассвете»)

(Исполняется песня «Вальс Победы»)

Ведущий 1.В ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Песня «День Победы»

Ведущий 1. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Ведущий 2. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущий 1. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Ведущий 2. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

Ведущий 1. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

Ведущий 2. Четыре года войны.

Ведущий 1 . 1418 дней.

Ведущий 2..34 тысячи часов

Ведущий 1. И более 27 миллионов погибших советских людей.

Ведущий 2. 27миллионов - это значит, что каждый восьмой житель нашей страны погиб во время войны.

Ведущий 1 .27 миллионов - это значит 14 тысяч убитых ежедневно.

Ведущий 2. 27 миллионов - это значит, что каждую минуту погибало 10 человек. Сколько осталось вдов и сирот после войны?! Каким счетом можно измерить человеческое горе?!

Пауза.

Ведущий 1. 9 мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем памяти обо всех тех, кому не суждено было вернуться.

Ведущий 2. Слава вам, храбрые!

Слава, бесстрашные!

Вечную память поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие

Память о вас никогда не умрет!

Ведущий 1. Неугасима память поколения

и память тех, кого так свято чтим,

давайте, люди, встанем на мгновение

и в скорби постоим и помолчим.

Предлагаю память о всех погибших почтить минутой молчания.

/минута молчания/

Ведущий 2. Все меньше остается в живых тех, кто сражался за нашу Родину. Тем дороже для нас присутствие на празднике почетных гостей – ветеранов Великой Отечественной войны.

/представление ветеранов/

Слово ветеранам. _________________________________________________

Поздравления ветеранов.

Чтец 1.

Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

Чтец 2.

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было!

Чтец 3.

Носите ордена

И в праздники и в будни.

На строгих кителях

И модных пиджаках.

Чтец 4.

Носите ордена,

Чтоб видели все люди

Вас, вынесших войну

На собственных плечах.

(А.Т. Твардовского: «Боль взывает к людям»)

Чтец 5: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

Чтец 6: Мир – это утро, полное света и надежд.

Чтец 7: Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

Чтец 8: Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Чтец 9: Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым.

Чтец 1. За всё, что есть сейчас у нас.

За каждый наш счастливый час,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Спасибо армии российской,

Спасибо дедам и отцам


За то, что солнце светит нам.

Мы чтим сынов Отечества в мундирах,

Что славу флага умножают.

И в сложный и опасный век

Наш мирный сон надёжно охраняют.

Во все века российский воин

Своим геройством в войнах побеждал.

Он прославления достоин.

За честь России - жизнь он отдавал.

Мы славим всех, кто на страже Отечества –

Наших лучших сынов человечества.

(А. Сурков "Красоту, что нам дарит природа...")

Ведущий 1. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.

Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы…

Ведущий 2.

Живем мы посреди большой России,

Средь городов, лесов, озер, полей,

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить —

И нам порой так нужно оглянуться…



Список литературы

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.


2.Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 - 11 классы / Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. - М.: ВАКО, 2006


3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. —

М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).


4.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус,2007.


5.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.


6.Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус,2006.


7.Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2012 гг.



Разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия»
  • Классному руководителю
Описание:

Внеклассное мероприятие "Недаром помнит вся Россия"

Цель: Воспитание молодого поколения в духе уважения к героическому прошлому своей страны и своего народа на примере героической борьбы русского народа с польско-шведскими интервентами в 1612году, напалеоновскими войсками в Отечественной войне 1812 года и с немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1945 гг.

Форма проведения: исторический литературно-музыкальный журнал  с использованием ИКТ.

Участники: учащиеся 5-11 классов.

Достигаемые результаты: развитие творческих способностей, формирование осознанной ответственности за судьбу страны, формирование активной жизненной позиции.

 

Автор Анцупова Ирина Петровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 433
Номер материала 15996
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓