Главная / Обществознание / разработка уроков по теме"Учимся строить отношения"

разработка уроков по теме"Учимся строить отношения"

Занятие по обществознанию 8 - 9 классы


Тема: Учимся строить отношения

Люди не хотят, чтобы ими управляли.

Они хотят, чтобы их вели вперёд.

Софокл

Время занятия: два урока по 45 минут


Цели урока:

  • учащиеся смогут познакомиться с возникновением у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений;

  • в ходе занятия будут рассматриваться понятия: выбор, правила, конфликт, ответственность;

  • учащиеся смогут научиться анализировать, моделировать ситуацию, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.


Вопросы урока:

- Почему у людей появляется необходимость договариваться?

- Для чего люди создают правила?

- Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет?

- Что такое конфликт? Почему он возникает? Последствия конфликта.

- Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?


Основные понятия: соглашение, правило, конфликт, насилие

Структура занятия

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

I этап. Мотивация. Игра «Нарисуй здание»

Постановка проблемы

Игра; объяснение учителя

7 минут

У учащихся должно появиться желание обсудить проблемы урока.

II этап. Работа с понятиями

Работа в группах; исследовательский метод; поисковый метод, аналитический метод

15 минут

Учащиеся смогут усвоить понятия: соглашение, конфликт, насилие.

IIIэтап. Изучение основной проблемы

Работа в группах; метод моделирования; исследовательский метод; аналитический метод

58 минут

Учащиеся смогут показать умения анализа ситуации, составления таблиц, прогнозирования того или иного решения, моделирования.

IV Итоговая дискуссия

Дискуссия

8 минут

Учащиеся смогут показать умения аргументировать свою точку зрения, принимать аргументы других, делать вывод.

V этап. Заключение

Беседа, обсуждение

2 минуты

Учащиеся сумеют сформулировать выводы, показать понимание того, что они приобрели новые умения и прежде всего умение делать выбор.




Ход урока


Первый урок

1-ый этап

Учебная мотивация

Учащимся предлагается провести игру «Нарисуй здание». Пусть каждая группа выделит художника для участия в игре. Им даётся задание быстро и красиво нарисовать здание.

Художники начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что художники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая всё новые и новые претензии6 здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т. д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Попросите школьников проанализировать игру и обсудить вопросы:


- С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?


- Почему игра не получилась?


- Что было сделано до начала игры?


- Что мы делаем, когда определяем правила игры?


Учитель обращает внимание на то, что никакая игра без правил не может получиться.


Постановка проблемы

Делая выводы из сказанного учащимися при обсуждении игры «Нарисуй здание», учитель выделяет проблемы, которые будут рассматриваться на уроке: договариваться или не договариваться, конфликтовать или не конфликтовать, следовать общепринятым нормам, правилам или не следовать. Учитель подчёркивает важность данных проблем, так как они касаются межличностных отношений.


Предполагаемые результаты

Учащиеся должны понять, что результаты игры зависят от установленных правил. Игра не получилась, потому что не договорились, как будут играть.


2 этап

Работа с понятиями

Задания группам

1 группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «правило». Пусть школьники проанализируют предложенные им словосочетания, выберут те, которые, с их точки зрения, характеризуют данное понятие, чтобы закончить предложение: «Правило – это положение…». Словосочетания: отражающее закономерность, благотворные действия, нравственное зло, устанавливающее порядок чего-либо, общественная совесть, норма поведения, свободно высказывать».

Должно получиться определение: «Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения».


2 группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «соглашение». Для задания предложите школьникам несколько слов, которые они должны вставить в предложение с пропущенными членами: «Соглашение - взаимное ___________, _________________. Договор, ___________________, взаимоотношения, _______________ и ___________________ сторон. Группа слов: какие-нибудь условия, согласие, права, договорённость, устанавливающий, обязанности.

Должно получиться определение: «Соглашение – взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон». Пусть из получившегося определения учащиеся выберут одно ключевое слово, которое наилучшим образом, с их точки зрения, характеризуют понятие «соглашение», и объяснят свой выбор.

3 группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «конфликт». Предложите учащимся проанализировать ситуацию: «Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз тетрадный листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки её и застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в ванной комнате». Пусть школьники ответят на вопросы:

- Что произошло между матерью и дочерью?

- Кто участвует в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?


После обсуждения вопросов пусть учащиеся сформулируют определение понятия «конфликт».

Должно получиться определение: «Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой».

4 группа. Учащиеся получают задание: сформулировать определение понятия «насилие». Попросите учащихся подобрать однокоренные слова к слову «насилие» и из этих слов выбрать те, с помощью которых можно охарактеризовать данное понятие. Затем пусть они ответят на вопросы:

- С какой целью прибегают к насилию?

- В чём насилие может проявляться?

- Какие права человека нарушаются через насилие?

Должно получиться определение: «Насилие – применение физической силы для принуждения человека к чему-либо, нарушение личной неприкосновенности, угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого-нибудь. Притеснение, беззаконие».


3 этап

Изучение основной проблемы

  1. Почему у людей появляется необходимость договариваться?

Договариваться или не договариваться?

Предложите школьникам поработать в группах и выполнить задания.


Задания группам

Обсудите вопросы:

- О чём люди могут договариваться?

- Почему у людей появляется желание договариваться?

- Какими будут последствия, если люди договорятся или не договорятся?

Результаты обсуждения запишите в таблицу «Договариваться или не договариваться». Проанализируйте её и сделайте вывод: нужно договариваться или нет.

Таблица «Договариваться или не договариваться»

О чём люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то











Предполагаемые результаты

Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу о том, что люди договариваются по любому поводу6 о правилах игры, дружбе, помощи друг другу. От того, насколько они смогут договориться между собой, будет зависеть их настроение, благополучие и т. д.


Таблица «Договариваться или не договариваться»

О чём люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то

О правилах игры

игра получилась

игра не получилась, поссорились

О проведении свободного времени

свободное время провели интересно, весело, увлекательно

свободное время проводили поодиночке, было скучно

О дружбе

приобрели новых друзей

дружба не состоялась, одиночество

О приобретении покупок

сделаны хорошие, полезные покупки

покупок не было



  1. Для чего люди создают правила? Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет?

Учитель предлагает школьникам вспомнить, почему не получилась игра «Нарисуй здание» и обращает внимание на то, что они не договорились, не выработали правила. Когда люди договариваются друг с другом, они фактически вырабатывают определённые правила, которым нужно следовать в игре, в жизни.

Попросите учащихся ответить на вопросы и привести примеры:

- Назовите известные вам правила.

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не соблюдали правила7

- Какие последствия это имело?


Задания группам

Группам предлагается разобрать конкретные правила, но не более четырёх.

1 группа – правила общения в коллективе.

2 группа – правила игры.

3 группа – правила поведения в кабинете химии.

4 группа – школьные правила.

После этого попросите учащихся выявить последствия нарушений тех правил, которые они выработали, и сделать вывод о значении правил для человека.

При обсуждении результатов работы в группах предложите школьникам ответить на вопросы:

- Для чего люди создают правила7

- Почему люди нарушают правила?

- Могут ли люди нарушать правила по уважительной причине?

- Следовать ли общепринятым нормам, правилам или не следовать?


Предполагаемые результаты

На данном этапе урока учащиеся вырабатывают конкретные правила, приводят примеры их нарушения, а также выясняют последствия этих нарушений, которые могут быть очень серьёзными для человека. Школьники должны понять, что люди создают правила для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, если правило не очень хорошее, его нужно изменить, но постараться не нарушать даже по уважительной причине.


Дополнительный материал

Примерные правила общения

  • Разговаривай с товарищами на равных.

  • Уважай мнение товарища.

  • Помогай тому, кто нуждается в помощи.

  • Стремись к взаимопониманию.

  • Учись слушать других, не перебивай.

  • Уважительно относись к другим.

  • Не повышай голоса, не кричи.

  • Не пытайся решать вопросы с помощью силы.

  • Не обзывайся и не оскорбляй других.


Примерные школьные правила

  • Ученики и учителя должны уважать друг друга.

  • Каждый ученик может свободно выражать своё мнение, общаться со всеми, свободно получать любую информацию.

  • Школой должны управлять «Совет справедливых» и педагогический совет.

  • Учителя не должны задерживать учеников на переменах и после уроков.

  • Урок начинается и заканчивается по звонку в установленное время.

  • Каждый ученик должен беречь школьное имущество и содержать школу в чистоте.

  • Ученики должны соблюдать дисциплину на уроках.

  • Ученикам запрещается прогуливать учебные занятия.

  • Учащиеся должны находиться на своих рабочих метах за 5 минут до начала урока.


Примерные правила игры «Ручеёк»

  • Играющие выбирают себе пару и определяют водящего.

  • Пары играющих становятся друг за другом.

  • Водящий проходит в «ручеёк» и выбирает себе пару.

  • Оставшийся без пары выполняет роль водящего.

  • Водящий, проходя вдоль «ручейка», обязательно выбирает себе пару.

  • Во время игры нельзя опускать руки, толкаться, подталкивать водящего, бежать.


Примерные правила поведения в кабинете химии

  • Точно выполняйте указания учителя при проведении опытов.

  • Соблюдайте осторожность при работе с химикатами. Не берите их в руки. Не пробуйте на вкус.

  • Осторожно обращайтесь с лабораторной посудой6 не бросайте, не ударяйте и не бейте её. Если посуда разбилась, то не собирайте осколки руками.

  • Во избежание ожогов соблюдайте осторожность при пользовании спиртовкой, а также легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

  • Немедленно сообщите учителю о разливах растворов, а также о рассыпанных твёрдых реактивах. Не убирайте самостоятельно любые вещества.

  • При получении травмы или плохом самочувствии сообщите учителю.

  • На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.

  • Реактивы для опытов берите ложечкой или пипеткой в количестве, необходимом для работы.

  • Не зажигайте одну спиртовку от другой, не задувайте пламя спиртовки, а гасите его колпачком.



Второй урок

Вводная часть


  1. Что такое конфликт? Почему он возникает? Какими могут быть последствия конфликта?

На этом уроке продолжается работа по теме «Учимся строить отношения». Учитель напоминает о проблемах, которые обсуждались на предыдущем уроке, и переходит к проблеме конфликта.

Учитель просит школьников поработать в группах и выполнить конкретные задания.

Задания группам

Предложите учащимся обсудить проблему, какими могут быть последствия конфликта. Для этого пусть школьники рассмотрят следующую ситуацию и ответят на предложенные вопросы.

Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря команды 9-го «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9-го «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9-го «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разглвор в кабинете директора.


Вопросы для обсуждения:

- Что такое конфликт?

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?


Предполагаемые результаты

Учащиеся должны понять, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причин конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону и другие. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт. При этом позиции участников конфликта тоже будут различны: попытка разрешить конфликт с позиции силы, отказ от решения проблемы, стремление прийти к соглашению, договориться. Развитие и последствия конфликта зависят от конфликтующих сторон.


  1. Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?


Задания группам

Обратите внимание учащихся на то, человек может попытаться разрешить конфликт с помощью силы, договориться с противоположной стороной и мирно разрешить конфликт или вообще отказаться от его разрешения. Предложите группам выбрать конкретную ситуацию и смоделировать развитие конфликта, его завершение и последствия для участников конфликта. Пусть они обсудят, какие чувства будут испытывать участники конфликта. Затем школьники могут составить таблицу «Последствия конфликта».

Развитие конфликта

Разрешён или не разрешён конфликт

Чувства участников конфликта










После обсуждения содержания таблицы попросите школьников показать ролевую игру «Различные пути развития и разрешения конфликта», которую они сами придумают. Затем обсудите с учащимися вопросы:

- Какой путь разрешения конфликта для человека менее желателен? Почему?

- Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?


Предполагаемые результаты

Учащиеся должны увидеть и понять, каковы будут последствия выбора для участников конфликта в той или иной ситуации. При отказе от решения проблемы конфликт не будет разрешён. Стремление разрешить конфликт силой неизбежно ведёт к нарушению прав и ущемлению интересов одной из сторон, к углублению старого конфликта или появлению нового. И только стремление конфликтующих сторон к диалогу, соглашению, компромиссу может привести к мирному решению проблемы, и тогда конфликт будет исчерпан.

Проанализировав, какие у участников конфликтов возникают чувства, учащиеся должны прийти к выводу, что именно соглашение, мирное решение проблемы конфликтующими сторонами обеспечит человеку нормальное, комфортное самочувствие. А попытка разрешить конфликт с помощью силы всегда ведёт к унижению человеческого достоинства, нарушению прав человека.

Таблица «Последствия конфликта» может выглядеть следующим образом:

Развитие конфликта

Разрешён или не разрешён конфликт

Чувства участников конфликта

Отказ от решения проблемы

Конфликт не разрешён. Проблема осталась.

Чувство неудовлетворённости, обиды, горечи.

Попытка разрешить конфликт с позиции силы.

I вариант: конфликт не разрешён. Породил новый конфликт

II вариант: конфликт разрешён в пользу сильного. Ущемлены права и интересы потерпевшей стороны.

Чувство неудовлетворённости, обида, злость.

Победитель: чувство удовлетворённости, превосходства, злорадства.

Потерпевший: чувство горечи, обида, унижение, стыд.

Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса, заключение соглашения.

Мирное разрешение конфликта

Чувство удовлетворённости, радость, гордость за принятое решение.

Учитель должен подвести школьников к выводу, что конфликт может иметь очень неприятные последствия для человека: моральный, материальный и физический ущерб. Большинство людей стремится избежать насилия, так как оно приводит к нарушению прав человека, унижению человеческого достоинства.


При обсуждении учащимися вопроса о путях разрешения конфликта необходимо организовать продуктивную деятельность школьников: заполнение таблицы, моделирование ролевой игры, представление её классу. Учащиеся должны будут выбрать из таблицы один из вариантов развития конфликта и на основе этого составить ролевую игру или ситуацию. Ролевая игра не может занимать более 3 минут. Это условие нужно поставить перед школьниками заранее. Такой вариант ролевой игры может быть применён в классе, где эта форма работы (ролевая игра) использовалась неоднократно. Если на уроке ролевые игры не применялись, то пусть школьники просто расскажут о придуманной ими ситуации.


4 этап


Итоговая дискуссия

Перед тем, как подвести итоги, предложите учащимся обсудить следующие вопросы:

- Какой выбор делаете вы лично: конфликтовать или не конфликтовать?

- Применяете или не применяете силу для разрешения конфликта? Почему значительная часть людей стремится при разрешении конфликта избежать насилия?

- В чём проявляется свобода, выбор и ответственность в межличностных отношениях?


5 этап

Подведение итогов работы и выводы

В результате дискуссии учащиеся делают вывод, что насилие порождает жестокость, эгоизм и ответное насилие. Не всегда с помощью силы решается тот или иной конфликт. Нужно попытаться договориться и, если возможно, совместными усилиями, действиями разрешить конфликт. Если противоположная сторона не хочет отказаться от использования силы, то для защиты своих интересов лучше объединиться с другими людьми. Это сделает вашу позицию более значимой и весомой. Ответственность за развитие и последствия конфликта несут его участники.


Домашнее задание

Учитель может предложить школьникам составить памятку «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликтов с родителями, с друзьями».

При наличии времени учитель в качестве рефлексии может предложить школьникам написать синквейн по понятиям: правило, соглашение, конфликт, насилие, ответственность. Лучше взять не более двух понятий.

Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержания синквейна.

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3-я строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

5-я строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Синквейн является быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически и целенаправленно, тогда учащиеся научатся осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего несколько строк.


Примеры


Права Ребёнок

Правильные, необходимые, общие. Хороший, добрый, весёлый.

Направляют, оберегают, защищают. Играет, гуляет, растёт.

Без них жить нельзя. Маленький человек.

Необходимость. Радость.



Выбор СМИ

Правильный, трудный. Шокирующие, информационные.

Определяет, решает, обязывает. Извещают, осведомляют, обобщают.

Выбор – право человека. Без СМИ невозможно жить.

Жизнь. Новости.


Вывод по урокам: человек сам должен решить, что для него важнее, подчиняться большинству или нет. Учитывать мнение других необходимо, но принимать решение человек должен сам.

разработка уроков по теме"Учимся строить отношения"
  • Обществознание
Описание:

На данных уроках учащиеся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой. Ребята рассмотрят такие понятия , как выбор, правила, конфликт,ответственность. Они смогут поучаствовать в ролевой игре,принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации: договариваться или не договариваться,конфликтовать или не конфликтовать, следовать общепринятым нормам, правилам или не следовать. В ходе уроков учащиеся должны понять, что конфликты в жизни человека неизбежны. Как выйти из конфликтной ситуации, зависит от конфликтующих сторон. Не всегда с помощью силы решается тот или иной конфликт, ведь ответственность за развитие и последствия конфликта несут его участники.

Автор Каменская Ольга Дмитриевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 744
Номер материала 7799
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓