Главная / Биология / Разработка урока по биологии на тему

Разработка урока по биологии на тему


Программа: Пономарева И.Н.

Учитель биологии: Антонова С.А

7 класс.

2

Урок-исследование "Многообразие кишечнополостных. Общие признаки"


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных, признаками приспособления к среде обитания, общие черты организации. Показать их значение в природе и жизни человека;

  2. Закрепить знания учащихся о характерных особенностях строения представителей данного типа, классификации кишечнополостных, их сходства между собой;

  3. Продолжить воспитание бережного отношения к природе, развитию эстетического вкуса.

Оборудование: скелеты коралловых полипов, презентация, таблица “Тип кишечнополостных”.

Оформление доски: биологические термины: гидроидные, сцифоидные, атолл, коралловый полип; название животных: цианея, аурелия, корнерот.

Содержание урока:

  • Многообразие кишечнополостных

  • Класс коралловые полипы

  • Медузы. Их приспособленность к жизни в толще воды, защита от врагов, добывание пищи

  • Общие признаки кишечнополостных

  • Закрепление темы

ХОД УРОКА

I. Многообразие кишечнополостных.

Кишечнополостные – самые древние из настоящих многоклеточных животных. За время длительной истории развития этого типа его представители сумели очень хорошо приспособиться к самым разнообразным условиям обитания. Они заселили буквально весь океан от его поверхности до предельных глубин, их можно обнаружить и в полярных областях, и в тропиках. Кишечнополостные поселяются на самых разнообразных грунтах, некоторые из них способны выносить значительные изменения солености морских вод, а отдельные виды проникли даже в пресные воды.

Познакомимся поближе с этими интересными организмами.


Тип кишечнополостные

http://festival.1september.ru/articles/522183/img1.gif


II. Класс коралловые полипы.


А) Колониальные кишечнополостные, их приспособленность к жизни.

(на экране красный коралл; учитель показывает скелет кораллового полипа)

Остов скелета известковый, на нем много маленьких отверстий и впадин, в них крошечные коралловые полипы со щупальцами, похожие на цветы. На щупальцах имеются клетки, которые обжигают руку человек, словно раскаленный металл.

  • Как называются такие клетки?

  • В каком слое тела они расположены?

  • Каково их действие?

  • Какое значение они играют в жизни кораллов?

Кораллы – это ночные животные. В это время они “расцветают”, размножаются и даже воюют. Кораллы поселяются не глубже 50 метров в теплой, прозрачной, соленой воде, на каменистом дне, образуя колонии.

При земляных работах на территории Московской области находят скелеты древних кораллов. Их называют “окаменевшие соты”.

  • О чем свидетельствуют эти находки?

  • Предположите, как размножаются кораллы, если учесть, что они – колониальные животные.

Если гидра способна отделять новые особи от своего тела, то кораллы – нет. Оказывается, кораллы растут с различной скоростью. Известен случай, когда затонувший в Персидском заливе корабль, через 20 месяцев был покрыт коралловой броней в 60 сантиметров толщиной.


На глыбе крутой, ноздреватой
Коротенький, хрупок и мал –
Цветет стерженек розоватый,
Как легкое пламя – коралл.

Почти неприметная крошка,
Велик для него океан.
Любая малышка – рыбешка –
Ему одному великан.

Но он не стоит одиноко:
Упрямые, с разных сторон,
К нему прижимаются боком,
Такие малютки, как он

Растут малыши, и над ними
С годами – огромен и густ –
Багряные ветви поднимет
Могучий коралловый куст

Где используются кораллы?


Дополнение учителя: Скелеты кораллов используются как хороший строительный материал для постройки домов, набережных, для мощения улиц. Иногда их используют для заполнения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических изделий.

Порошок некоторых видов кораллов используется для приготовления лечебных препаратов. Кораллы используются для изготовления украшений и сувениров.

Кораллы имеют большое значение для экологического равновесия в природе. Они являются своеобразными очистителями воды; служат для некоторых обитателей подводного мира убежищем, а для других - пищей.

 

Б) Актинии - морские одиночные полипы. Их сходство с пресноводной гидрой.

Среди коралловых полипов есть одиночные формы. Это – актинии.

  • На какое животное похожа актиния?

  • Что общего у этих животных?

  • Как устроено тело актинии?

Послушаем небольшие сообщения об этом животном. (Сообщение заранее даются учащимся)


III. Медузы, их приспособленность к жизни в толще воды, защите от врагов, добывания пищи.

Следующая группа животных относится к классу сцифоидные. Представители этого класса свободно перемещаются в толще воды. По внешнему виду медузы не похожи на гидру, но основной тип строения у них по существу тот же самый.

  • Что общего можно обнаружить у гидры и различных видов медуз?

  • Как устроено тело медузы?

Уточнение учителя: Практически все медузы имеют купол в виде зонта, на конце стебелька или хоботка находится рот – единственный, как у гидры. Тело на 98% состоит из воды. Размеры медуз разнообразны: от 2 мм до 2 м диаметра купол. Они обитают на различной глубине. Встречаются глубоководные медузы, которые имеют специальные клетки, способные излучать свет. Среди гигантов – арктическая медуза – цианея и ядовитые кишечнополостные: крестовичок, физалия.

Пользуясь подсказкой природы, изобретатели сконструировали электронный аппарат – вестник шторма – “Ухо медузы”. Он помогает узнать о приближении шторма за 12-15 часов.

Задание для учащихся: Пользуясь учебником, заполнить таблицу.


СТРОЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ МОРСКИХ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ


Признаки

Актиния

Медуза

Симметрия тела

 

 

Форма тела

 

 

Окраска тела

 

 

Место обитания

 

 

Корм

 

 

Способ добывания пищи

 

 

Передвижение

 

 


IV. Общие признаки кишечнополостных.


ПЛАН
“Характеристика типа кишечнополостные”

  1. Строение тела

  2. Полость тела

  3. Симметрия тела

  4. Среда обитания

  5. Передвижение

  6. Способ добывания пищи

(ответы учащихся)

Обобщение учителя: Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные, тело которых состоит из двух слоев клеток и имеет лучевую симметрию. Характерно наличие стрекательных клеток, обитают преимущественно в морских водах и пресноводных водоемах.


V. Закрепление.

Проверочная работа.

Выберите из предложенных суждений – правильные. Зачеркните номера неправильных суждений.


  1. Большинство кишечнополостных обитают в морях и океанах.

  2. Пресноводные гидры живут в реках с быстрым течением.

  3. Морские кишечнополостные ведут малоподвижный, сидячий образ жизни.

  4. Гидры передвигаются при помощи подошвы и щупалец.

  5. Медузы плавают в толще воды с помощью щупалец, расположенных по краям зонтика.

  6. Кишечнополостные – одиночные, небольших размеров животные.

  7. Все кишечнополостные животные – хищники.

  8. Тело гидры состоит из наружного и внутреннего слоев клеток, между которыми расположен неклеточный слой.

  9. Все кишечнополостные животные имеют стрекательные клетки.

  10. Стрекательные клетки расположены по всему телу кишечнополостных, но больше всего их щупальцах животных.

  11. Пищеварение у гидр начинается и завершается в кишечной полости тела.

  12. Дышат кишечнополостные растворенным в воде кислородом, поглощая его поверхностью тела.

  13. Половые клетки гидры развиваются в наружном слое клеток.

  14. Гидры, актинии и медузы могут размножаться как половым путем, так и почкованием.

  15. Гидры зимуют на дне водоемов в различных укрытиях.

  16. Кораллы встречаются в теплых морях, например в Черном и Каспийском.



Ключ

Критерии оценок:

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10
11 12
13
14 15 16




Разработка урока по биологии на тему
  • Биология
Описание:

В блоке уроков используется исследовательский метод по общей теме: Многообразие кишечнополостных.

Цели урока:

1.      Познакомить учащихся с многообразием кишечнополостных, признаками приспособления к среде обитания, общие черты организации. Показать их значение в природе и жизни человека;

2.      Закрепить знания учащихся о характерных особенностях строения представителей данного типа, классификации кишечнополостных, их сходства между собой;

 

3.      Продолжить воспитание бережного отношения к природе, развитию эстетического вкуса. 

Автор Антонова Светлана Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 670
Номер материала 37250
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓