Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыРазработка уроков на тему "Избирательная система в РФ"

разработка уроков на тему "Избирательная система в РФ"

Скачать материал

МОУ «Средняя  общеобразовательная  школа  № 17

                             г. Новоалтайска»

 

 

 

 

Избирательная  система   в  Российской  Федерации.

   Методические  разработки  уроков  по  обществознанию.

        Профильный уровень.  11  класс.

 

                                          Автор: Анцупова  Ирина  Петровна

                                          учитель  истории  и  обществознания

        

 

 

 

 

 

                           

 

 

                                                                  

                                      Оглавление:

1.Пояснительная  записка………………………………………………………………. ……….3

2. Избирательная  система  в  РФ ( методические  разработки  уроков):  6

    2.1 Избирательное  система: понятие, структура, принципы……………….7

    2.2.Избирательное  право:  понятие, принципы, нормативная 

          база……………………………………………………………………………………………………16

3. Список  литературы  и  нормативных  актов…………………………………………25

4.Приложение (схемы)………………………………………………………………................26

     4.1.Организация  государственной  власти  в  РФ

     4.2.Структура  избирательной  системы

     4.3.Современные  избирательные  системы

     4.4.Принципы  избирательной  системы

     4.5.Функции  выборов  при  демократическом  режиме

     4.6.Принципы   организации  избирательного  процесса

     4.7.Факторы  эффективности  выборов

     4.8.Избирательные  права  граждан  России

     4.9.Ограничения  избирательных  прав   граждан  РФ

      4.10.Источники  избирательного  права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Пояснительная  записка

  Изменения, происходящие  в  настоящее  время  в жизни  российского  общества—становление  гражданского  общества  и  правового  государства, укрепление  рыночной  экономики, признание  человека, его  прав  и  свобод  высшей  ценностью—определяют  новые  требования   к  отечественной  системе  образования.

   Важнейшей   задачей  учебно-воспитательного  процесса  становится  подготовка  учащегося  к  жизни  в  постоянно  меняющемся  современном  мире, формирование  гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения  к  закону, любви  к  Родине. В  этой  связи  не  случаен  интерес  к  развитию  гражданского  образования, включающего  в  себя   обучение  основам  поведения  в  гражданском  обществе ( знакомство  с  социальными  ролями, моделями  поведения  в  той  или  иной  ситуации  и  т.д.), развитие  демократических  начал  в  жизни  образовательных  учреждений  и  организацию  социальной  практики  обучающихся.

  В  письме  Министерства  образования  Российской  Федерации  «О  повышении  правовой  культуры  и  образования  учащихся  в  сфере  избирательного  права  и  избирательного  процесса»  подчёркивается , что  правовой  базой  обучения  будущих  избирателей  является  законодательство  РФ  о  выборах  в  органы  государственной  власти  и  местного  самоуправления, а  школьные  курсы   обществознания  должны  насыщаться  сведениями  о  сущности  демократической  системы, процедурах  подготовки  и  проведения  выборов, защита  прав  избирателей [  5 ].

    Вопросы  избирательного  права  включены  в  обязательный  минимум  содержания   обществоведческого  образования, отражены  в  примерных  программах   и  учебниках  по  обществознанию  [ 6 ].

    Автор  предлагает  методические  разработки   уроков  обществознания  на  базовом  уровне   в  11-ом  классе . Целесообразно   выделить   микромодуль  « Избирательная  система   в  Российской  Федерации», т.к.  это  позволяет  более  системно  изучать  вопросы  избирательной  системы, избирательного  права. Автор  предлагает  составленный   комплект  схем ( см.  Приложение). Схемы  составлены  на  основе  Федерального  закона  « Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  РФ» [ 2  ]  и « Методических  рекомендациях  по  изучению  избирательного  права  в  школе» [ 8]. Федеральный  закон  «Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  РФ»  является  универсальным  актом, регулирующий  любой  избирательный  процесс  на  территории  РФ.

 Разработка  уроков  осуществляется   с  использованием  учебника  «Человек  и  общество. Обществознание»  под  ред. Л.Н.Боголюбова  и  А.Ю.Лазебниковой  [ 10  ].

     Цели    УММ: 

           --способствовать  развитию  правовой  и  политической  культуры  уча-

               щихся—граждан  РФ;

           --способствовать  формированию  ключевой  компетентности  личности

              в  сфере  интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой

              деятельности  как  совокупности  способностей  и  готовности  актив-

              но , ответственно  и  эффективно  реализовывать  избирательные  пра-

               ва  в  демократическом  обществе.

      Задачи  УММ:

            - знакомство  учащихся  с  особенностями  российского  парламента-

             ризма  и  основными  понятиями, связанными  с  избирательной  сис-

              темой  в  России, с  формами  политического  участия, с  избиратель-

              ным  законодательством  РФ;

            - развитие  навыков  работы  с  документами, их  анализом  и  получе-

               нием  необходимой  информации;

             - развитие  гражданского, ответственного  отношения  к  выборам.

  Целесообразными   методами  обучения  с  точки  зрения  новизны  материала  и  относительной  сложности  являются использование  объяснительно—иллюстративного  метода  ( словесного  и  печатно-словесного  способов  обучения) ;  с  точки  зрения  личностно-ориентированного  обучения   и  деятельностного  подхода—использование  частично-поискового  метода ( работа  с  нормативными  документами ,  работа  со  схемами, рассуждение  ).

  Целесообразными  формами  организации  учебно-познавательной  деятельности   с  точки  зрения  личностно-ориентированного  обучения   является  сочетание  фронтальной, групповой  , парной  и  индивидуальной  работы.

    Учебно-методические  материалы  включают  также  дидактические  и  тестовые  задания    для  текущего  и  итогового  контроля   по  теме «Избирательная  система  в  РФ» (  с  учётом  требований  к  уровню  подготовки  выпускников  и  подготовки  к  ЕГЭ).

   Результативность   УММ:

1)     Освоение  знаний  по  вопросам  избирательной  системы, избирательного  права  и  применение  их  для  решения  познавательных  задач;

2)     Обогащение  субъективного  опыта  учащихся  по  вопросам  избирательного  права;

3)     Формирование  позитивного  отношения  к  выборам  и  голосованию;

4)     Участие   в  деятельности  школьных  ученических  органов  самоуправления( Совете  старшеклассников)  и  выборах  в Городскую  Молодёжную  Думу ( проводимых  уже  трижды).

 

 

Микромодуль :« ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА   В  РФ»

Цели   изучения:

   1.Освоение  системы  знаний    по  вопросам  избирательного  права, избирательной  системы;

   2.Развитие  личности  в  период  ранней  юности, её  политической  и  правовой  культуры, социального  поведения, основанного  на  уважении  закона, способности  к  личному  самоопределению  и  самореализации;

  3.Воспитание  гражданской  ответственности, правового  самосознания, приверженности  гуманистическим  и  демократическим  ценностям, закреплённых  в  Конституции  РФ;

  4. Овладение  учащимися  умениями  получать  и  критически  осмысливать  социальную  информацию, анализировать, систематизировать  полученные  данные; освоение  способов  познавательной, коммуникативной, практической  деятельности, необходимых  для  участия  в  жизни  гражданского  общества  и  государства;

 5.Формирование  опыта  применения  полученных  знаний  и  умений  для  решения  типичных  задач  в  области  избирательного  права;

 6.Формирования  понимания  того, что  голосование  и  выборы—реальный  путь  участия  граждан  в  жизни  общества  и  деятельности  государства; формирование  позитивного  отношения  к   выборам  и  голосованию;

7.Формирование  понимания  у  учащихся  механизмов  участия  в  выборах  и  их  влияние  на  жизнь  в  современном  обществе.

           

Микромодуль   включает  темы:

1.     Избирательная  система: понятие, структура, принципы.

2.     Избирательное  право: понятие, принципы, нормативная  база.

 

Урок  1. Избирательная  система: понятие, структура, принципы.

Цели:

1. Создание  условий  для  восприятия, осознания, первичного  обобщения  знаний  об  избирательной  системе: понятии, структуре, видах;

 2. Обогащение  понятийного  аппарата  понятиями  «избирательная  система» , «избирательное  право», «избирательный  процесс», «избирательная  кампания»;

3. Создание  условий  для  актуализации  субъективного  опыта  учащихся  по  теме;

4.Формирование  предметных  и  межпредметных  умений:  выделение  квалифицирующего  признака  по  разновидностям  выборов, установление  причинно-следственных  связей  между  политическим  режимом  и  процессом  осуществления  выборов ;  оценивание   преимуществ  и  недостатков  пропорциональной и  мажоритарной  избирательных  систем ;

5.Развитие  креативных  составляющих  мышления: стратегических  свойств  через  постановку  целей; продуктивности  и  результативности  через  внутрипредметный  перенос  знаний, умений  в  новую  учебную  ситуацию;

6.Развитие  речи: грамматически  и  логически  правильно  выражать  свои  мысли;  вести  диалог  и  монолог;

7.Развитие  личностных  качеств: целеустремлённости, критического  мышления, настойчивости, воли, чувства  собственного  достоинства, патриотизма;

 8.Формирование  активной  жизненной  позиции  через  формирование  собственной  точки  зрения;

 9. Формирование  потребности  и  способности  к  деятельности:  мотивации, осознанности  своих  действий, умения  организовать  и  контролировать  свою  деятельность, воспитание  ответственности  за  результаты  своего  труда;

Основные  понятия: избирательная  система, избирательное  право, избирательный  процесс, избирательная  кампания, пропорциональная  избирательная  система, мажоритарная  избирательная  система.

Оборудование  урока:  учебник , схемы: ‘’Организация  власти  в  России’’,

 ‘’ Структура  избирательной  системы’’ и  ‘’ Виды  избирательных  систем’’,  «Принципы  избирательной  системы» , « Функции  выборов  при  демократическом  режиме» ,рабочие  листы  с  заданиями.

Формы  организации  учебной  деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы  обучения: репродуктивный , частично-поисковый, самостоятельная  работа.

Тип  урока:  освоение  нового  материала.

                               План  урока:

1.     Организация  власти  в  России.

2.     Избирательная  система:  понятие , структура, принципы.

Функции  выборов  при  демократическом  режиме.

 3.Современные  избирательные  системы.

                                Ход  урока:

     

 

 

 

 

 

 

 

 


«Сценарий»  урока  1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ   СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ.

 
Этап  урока

 

Дидактические  задачи

 Деятельность  

            учителя

  Деятельность 

          учащихся

 Прогнозируемые 

      результаты

I.Организационный

Мобилизация  учащихся

для  работы  на  уроке

Создание  положительного  эмоционального  настроя  на  работу

Сосредоточение  внимания

Создание  положительного  эмоционального  настроя  на  работу

II.Целеполагание. «Вызов».  Подготовка  к  активной  УПД.

Определение   целей  урока.  Активизация  и  актуализация  знаний, субъективного  опыта

Создание  условий  для  « вызова» знаний  через  создание  учебной  ситуации: Кто  осуществляет  государственную  власть  в  РФ? Каким  образом  формируются  основные  институты  власти?

 

Активизация  знаний  по  вопросу  организации  власти  в  России

( воспроизведение  схемы « Организация  власти  в  РФ»( см. Приложение  1) .  Актуализация  субъективного   опыта  уч-ся  по  организации  выборов  в  РФ

Формулировка  целей  урока.

Активизация  и  актуализация  знаний  по  теме.  Формулировка  целей  урока.

III.Освоение  нового  материала.

Формирование  представления  об  избирательной  системе:  понятие, структура, разновидностях  и  функциях.  Создание  условий  для  понимания  особенностей  современных  избирательных  систем.

Развитие  навыков  критического  мышления. Развитие  умений  выделять  квалифицирующие  признаки , формулировать  свою  точку  зрения.  Развитие  навыков  работы  со  схемами   в  парах, группах.

Создание  условий  для  восприятия  и  осознания  знаний  об  избирательной  системе  ( схемы  в  Приложении  2,3).  Организация  самостоятельной   работы  в  парах  по  выделению  квалифицирующих  признаков   разновидностей  выборов. Организация  работы   по  определению  функций  выборов  и  факторов  эффективности  выборов  при  демократическом  режиме

( см.Приложение  5 ,7).

Организация  работы  со  схемами  « Современные  избирательные  системы»( см. Приложение   3), «Организация  государственной  власти  в  РФ» ( см. Приложение  1).

Организация  работы  в  группах  с  текстом  учебника.

 

Осознанное восприятие  информации  об  избирательной  системе.  Составление схем ‘’Принципы  избирательной  системы’’(см. Приложение 4) и ‘’Функции  выборов  при  демократическом  режиме’’(см.Приложение 5)’. 

Выделение  квалифицирующих  признаков  разновидностей  выборов.  Работа  со  схемами: выполнение  заданий.  Работа  в  парах, группах.

Формирование  личностного  знания  по  избирательной  системе.

Выделение  квалифицирующих  признаков.

 Развитие  умения  составления  схем.

Развитие   навыков   критического  мышления.   Развитие  навыков  работы  в  парах, группах.

Формирование  активной  жизненной  позиции .

IV.  Закрепление  нового  материала.

Закрепление  нового  материала  через  решение  познавательных  задач, выполнение  тестов. Включение  изученного  материала  в  систему  раннее  изученного  материала.

Организация  закрепления .  Создание  условий  для  использования  полученных  ЗУН  и  СУД.

Применение  ЗУН  и  СУД  в  новых  условиях—решение  познавательных  задач.

Формирование  умения  применять  новые  знания . Обогащение  субъективного  опыта  учащихся.

 

V. Рефлексия.

Создание  условий  для  анализа  успешности  овладения  ЗУН  и  СУД.

Организация  общения  для  подведения итогов  урока.  Оценка  активности  учащихся. Оценка  качества  учебной  деятельности  учащихся  отметками.

Оценка  собственной  деятельности. Обсуждение  итогов  урока.

Формирование  умений  критического  анализа  своих  действий, мнений. Становление  личностного  смысла  учения.

VI. Постановка  домашнего  задания

Постановка  домашнего  задания  с  правом  выбора.

Сообщение  домашнего  задания  и  проведение  инструктажа  по  его  выполнению.

Запись  домашнего  задания. Постановка  вопросов  по  его  выполнению.

Успешное  выполнение  домашнего  задания.  Проявление  творческих  способностей. Развитие  устойчивой  потребности  в  приобретении  новых  знаний.

 


Приложение

Этап  « вызова»: учащимся  предлагается  воспроизвести  схему «Организация  власти  в  РФ» .

    Вопросы  к  схеме: 1)Какими  способами  формируются  органы  государственной  власти  в  РФ?  ( путём  выборов  и  путём  назначения)

 2) Какие  институты   власти  формируются  путём  выборов?

              --Президент  России;  Государственная  Дума  РФ; законодательные

            ( представительные ) органы  власти  субъектов  РФ; органы   ме -

              стного  самоуправления ( представительные  органы—в  виде  со

               ветов  депутатов  на  уровне  муниципальных  образований, испол-

             нительные  органы—в  виде  глав  муниципальных  образований).

« Выход»  на  целеполагание:  Что  представляет  собой  избирательная  система? Каковы  функции  выборов?  Какие  избирательные  системы  существуют  в  современном  мире?

               Этап   освоения  нового  материала:

1.Избирательная  система: понятие, структура, принципы.  Функции  выборов  в  России.

Избирательная  система—порядок  организации  и  проведения  выборов( способ  формирования  органов  власти  и  управления  с  помощью  выражения  по  определённым  правилам  политической  воли  граждан) в  представительные  учреждения  или  индивидуального  руководящего  представителя, закреплённой  в  юридических  нормах, а  также  сложившейся  практикой  деятельности  государственных  и  общественных  организации.

     Схема:            Структура  избирательной  системы ( см. Приложение  2)

Избирательное  право—совокупность  юридических   норм, регулирующих  участие  граждан  в  выборах, их  организацию  и  проведение, взаимоотношения  между  избирателями  и   выборными  органами  или  должностными  лицами, а  также  порядок  отзыва  не  оправдавших  доверие  избирателей  выбранных  представителей.

Избирательный  процесс—мероприятия  государства  по  организации  и   проведению  выборов, практическое  применение  норм  избирательного  права.

Избирательная  кампания—действия   непосредственных  участников  выборов, представляющий  собой  комплекс  организационных, политических  и  информационно-агитационных  мероприятий  по  непосредственному  обеспечению  избирательного  процесса  в  государстве  или  выборов  определённого   политического  субъекта.

                            Разновидности   выборов:

--президентские, парламентские, муниципальные  и  т.д.

-- очередные, внеочередные, дополнительные;

--всеобщие—ограниченные, равные—неравные, прямые—косвенные, тайные—открытые.

Задание  для  учащихся: предлагается  определить  критерии  выделения  разновидностей  выборов.

                      Принципы  избирательной  системы ( см.приложение  4)

 Задание  к  схеме:

   1.Каким  принципам  избирательного  права  соответствуют   эти  характеристики:

-избиратели  голосуют  на  выборах  «за»  или  «против»  кандидатов  непосредственно;

-никто  из  голосующих  не  получает  каких-либо  преимуществ;

-избирать  имеют  право  все, кроме  категорий  граждан, специально  оговоренных  в  законе;

-какой-либо  контроль  за  волеизъявлением  избирателей  исключается.

 2. Приведите  примеры  нарушений   данных  принципов.

                Функции  выборов  при  демократическом  режиме

Задание  для  учащихся:  Выскажите  мнения  по  данному  вопросу. Результат  работы  представляется  в  схеме( см. Приложение 5).

2.Современные   избирательные  системы.( см. Приложение  3).

      Работа   с  текстом  учебника  стр.284-285.

      Задание  группам:  I  группа: Назовите  особенности  мажоритарной  избирательной  системы. Подумайте, в  чём  заключаются  её  достоинства  и  недостатки .

     II  группа: Назовите  особенности  пропорциональной  избирательной  системы. Подумайте, в  чём  заключаются  её  достоинства  и  недостатки. 

     Общее  задание  группам: Какая  избирательная  система  представляется  вам  наиболее  справедливой?

       Пропорциональная                                   Мажоритарная                      

                                                    Особенности

-Система  представителей  поли-               -Система  большинства;

   тических  партий;

-Голосование  по  партийным                    -Голосование  по  избирательным                                                                         

  спискам;                                                           округам:  одномандатный  округ--

 -Выборы  проводятся  по  едино-               один  депутат; двухмандатный--

   му  общенациональному  округу;            два  депутата;

-Количество  депутатских  мест                 -«Система  первого  пришедшего

  зависит  от   количества  пода-                   к  финишу».

   ных    голосов.

                                                       Недостатки 

-Обезличенность  партийных                        -Значительная  часть  избирателей

   списков ;                                                            ( иногда  до  50 %) может  быть  не

-Весьма  слабая  непосредственная              представлена  в  органах  власти 

  связь  между  депутатами  и  из-                  по  причине  неизбрания  их  кан-

  бирателями ;                                                      дидата.

-Зависимость  депутатов  от  своих

 партий  и  их  лидеров;

-Сложность  при  формировании

 правительства, его  нестабильность

                                                       Достоинства

-Представлена  реальная  картина              -Тесная  связь  между  депутатами 

  политической  жизни  общества,                 и  избирателями;

  расстановки  политических  сил;                -Простота  при  определении 

-Существует  обратная  связь  между             результатов  выборов;

 государством  и  организациями                  -Возможность  применения  при

 гражданского  общества;                                  выборах  как  коллегиальных,

-Способствует  развитию  плюрализ-             так  и  единоличных  органов.

 ма  и  многопартийности.

                            Избирательная  система  в  России .

  Работа  со   схемой  ‘’Организация  власти  в  России’’( см.Приложение 1) :  определение  типа  избирательной  системы  в  порядке  формирования  выборных  органов  власти.   Задание    для  учащихся:  Какие  институты  власти  формируются  по  пропорциональной  системе?  Какие—по  мажоритарной  системе?  Какие—по  пропорционально-мажоритарной?  

                   Этап   закрепления

Задания : 1. На  выборах  в  Государственную   Думу  в  декабре  1995  г.  из  43  объединений  и  блоков, участвоваших  в  выборах  по  пропорциональной  системе, лишь  4  получили  места  в  Думе. Как  вы  думаете, рационально  ли  образовывать  такое  большое  количество  объединений  и  блоков  в  предвыборный  период? Почему?

  Тесты:  1.При  какой  избирательной  системе  в  каждом  округе  большинством  голосов  избирается  один  депутат:

              А) при  пропорциональной  системе;

              Б) при  селекционной  системе;

              В) при  мажоритарной  системе?

         2.Какие  политические  силы  заинтересованы  в  том, чтобы  ‘’процентный  барьер’’ при  пропорциональной  системе  выборов  был  выше:

       А) многочисленные  и  влиятельные  партии;

       Б) малочисленные, но  щедро  финансируемые  партии;

        В) неорганизованные  массы  избирателей?

                 Домашнее  задание

Написать  эссе  по  выбору:

 1.»Каждый  имеет  право  на  ошибку, а  чтобы  каждый  мог  этим  правом  воспользоваться, проводятся  выборы» ( Э.Маккензи)

2. «Выборы—единственная  гонка, в  которой  выигрывает  большинство  участников» ( Лоренс  Питер).

 

Урок  2. Избирательное  право: понятие, принципы, нормативная  база.

Цели: 1.Создание  условий  для  восприятия, осознания, первичного  обобщения  знаний  об  избирательном  праве  как  структурном  компоненте  избирательной  системы, как  отрасли  конституционного  права; его  принципах, видах ;

2.Обогащение  понятийного  аппарата  понятиями « избирательное  право» ,  « активное  право» , « пассивное  право», « избиратель»;

3.Создание  условий  для  актуализации  субъективного  опыта  учащихся  по  теме;

4.Формирование  предметных  и  межпредметных  умений: работать  с  историческим  источником (Конституцией  РФ и  Федеральным  законом);конкретизировать  теоретические  знания  примерами  , опираясь  на  субъективный  опыт; обобщать  получённую  информацию;

5.Развитие  креативных  составляющих  мышления: стратегических  свойств  через  постановку  целей; продуктивности  и  результативности  через  внутрипредметный  перенос  знаний, умений  в  новую  учебную  ситуацию;

6.Развитие  речи:  грамотно  читать  исторический  источник, грамматически  и  логически  правильно  выражать  свои  мысли, грамотно  вести  диалог;

7.Развитие  личностных  качеств: целеустремлённости  через  постановку  целей, критичности  мышления, настойчивости, чувства  собственного  достоинства  через  формирование  адекватной   самооценки; патриотизма;

8.Формирование  активной  жизненной  позиции;

9.Формирование  потребности  и  способности  к  деятельности:  мотивации  учебной  деятельности, осознанности  своих  действий, ответственности  за  свои  действия.

Основные  понятия: избирательное  право, активное  право, пассивное  право, избирательные  права.

Оборудование  урока: учебник, схемы ‘’Структура  избирательной  системы’’,   « Принципы организации  избирательного  процесса» , «Избирательные  права  граждан  РФ» , «Ограничения  избирательных  прав  граждан  РФ», «Источники  избирательного  права».

Формы  организации  учебной  деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы  обучения: репродуктивный, частично-поисковый, самостоятельная  работа.

Тип  урока: освоение  нового  материала.

                                            План  урока:

1.     Избирательное  право: понятие, принципы, виды. Нормативная  база.

2.     Избирательные  права  граждан  России.

3.     Сложна  ли  роль  избирателя?

                                 Ход  урока:


«Сценарий» урока 2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ  ПРАВО:  ПОНЯТИЕ , ПРИНЦИПЫ, НОРМАТИВНАЯ  БАЗА.

 
Этап   урока

Дидактические  задачи

Деятельность  учителя

    Деятельность 

          учащихся

Прогнозируемые

   результаты

I.Организационный

Мобилизация  уч-ся  для  работы  на  уроке.

Создание  положительного  эмоционального  настроя  на  работу.

Сосредоточение  внимания.

Создание  положительного  эмоционального  настроя  на  работу.

II. Целеполагание.  Подготовка  к  активной  УПД.

Активизация  и  актуализация  знаний, субъективного  опыта   учащихся по структуре  избирательной  системы. Определение  целей  урока.

Создание  условий  для  «вызова»  знаний  по  структуре  избирательной  системы  и  «выхода» на  целеполагание.

Активизация  знаний  по  структуре  избирательной  системы. Формулировка  целей  урока.

Формирование  навыков  целеполагания, «переноса»  знаний  в  новую  ситуацию.

III. Освоение  нового  материала.

Формирование  представления  об  избирательном  праве, его  принципах ; об  избирательном  процессе  и  его  этапах. Восприятие, осознание , первичное  обобщение  знаний  об  избирательных  правах  граждан  РФ. Формирование  умений  работать  с нормативными   источниками. Формирование  умений  вести  дискуссию, высказывать  свою  точку  зрения.

Создание  условий  для  восприятия, осознания  и  первичного  обобщения  знаний  по  избирательному  праву.  Организация  работы  в  парах   и  группах  по  нормативным  документам ( Федеральный  закон « Об  основных  гарантиях  избирательных  прав   и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  РФ»  и Конституцией  РФ ) . Организация  обсуждения  предложенных  вопросов  в  микрогруппах  и  обмена  мнениями  между  группами.

Непосредственная  работа  с  нормативными  документами, его  интерпретация.

 Работа  со  схемами: «Принципы  избирательной  системы» ,   « Избирательные  права  граждан  РФ» , « Ограничения  избирательных  прав  граждан  РФ» ,

« Принципы  организации  избирательного  процесса» см.Приложение 4,6,8,9) .использование  субъективного  опыта.  Участие  в  работе  группы  , в   обсуждения  вопросов  о  ролях  граждан  РФ  в  избирательном  процессе.

Формирование  конкретного  представления  об  избирательном  праве, избирательном  процессе  в  РФ. Развитие  навыков  работы  с  информацией, нормативными  документами. Развитие  навыков  работы  в  парах, группах.  Формирование  личностного  знания. Обогащение  субъективного опыта  учащихся.

IV. Закрепление.

Закрепление  ЗУН  и  СУД. Включение  нового  материала  в  систему  ранее  изученного.

Организация  закрепления.

Применение  новых  знаний   при  выполнении  заданий  и  тестов.

Формирование  умения  применять  полученные  знания  при  решении  познавательных  задач. Обогащение  субъективного  опыта  учащихся.

V. Рефлексия.

Анализ  успешности  овладения  ЗУН  и  СУД.

Организация  общения  для  подведения  итогов  урока. Оценка  активности  уч-ся.

Оценка  собственной  деятельности. Обсуждение  итогов  урока.

Формирование  критического  анализа  своих  действий. Становление  личностного  смысла  учения.

VI. Постановка  домашнего  задания.

Постановка  разновариантного  домашнего  задания  с  правом  выбора  способа  его  выполнения.

Сообщение  домашнего  задания. Проведение  инструктажа  по  его  выполнению.

Запись  домашнего  задания. Постановка  вопросов  по  его  выполнению.

Успешное  выполнение  домашнего  задания. Появление  творческих  способностей.


Приложение 

1.Избирательное  право:  понятие, принципы, виды. Нормативная  база.

   Задание  к  схеме ‘’Структура  избирательной  системы’’( см. Приложение 2): определить  место  избирательного  права  в  избирательной  системе .  Вспомните  сущность  избирательного  права .

           «Выход»  на  целеполагание.

                  Принципы  избирательного  права  ( обязательные  требования  к  порядку  организации  и  проведения  выборы)

  Работа   со  ст.3  Федеральным  законом « Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  РФ»                   

                               Виды  избирательного   права

 

               Активное                                                          Пассивное

     избирательное  право                                     избирательное  право

               Нормативна  база . ( см. Приложение  10).  Источники  избирательного  права.              

2 Избирательные  права  граждан  России.

                 Работа  в  группах:

I  группа: Работа  Федеральным  законом ‘’ Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации»( ст. 2  п.26-28).  Назовите  избирательные  права  граждан  РФ и  составьте   схему « Избирательные  права  граждан  РФ»   ( см.  Приложения  8).

 II группа: Работа  с  Федеральным  законом « Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  РФ» ( ст. 4) Задание: Существуют  ли  ограничения  в  реализации  избирательных  прав?

Согласны  ли  с  необходимостью  ограничений  избирательных  прав?

 Составление  схемы  « Ограничения  избирательных  прав  граждан  России»

( см. Приложение  9).

Ценз—специальные  юридические  правила, ограничивающие  допущение  лица  к  пользованию  какими--либо  политическими  правами.

3.Сложна  ли  роль  избирателя?

Практическое  применение  норм  избирательного  права  связано  с  понятием  избирательный  процесс.  Вопрос: Вспомните  что  такое   избирательный  процесс? ( см. Приложение 2).       

  Вопросы  для  обсуждения: Какие  политические  роли  в  избирательном  процессе  выполняют  граждане  России? В  чём  заключается  роль  избирателя? Сложна  ли  роль  избирателя? В  чём  сложность? Как  осуществить  политический  выбор?

          Задания  для  закрепления.

   1. Какие  варианты  окончания  предложений  вам  кажутся  правильными:

       I.Уважительное  и  доверчивое  отношение  к  другим  гражданам—это

         -признак  житейской  наивности;

          -результат  благополучной, беззаботной  жизни;

         -одно  из  основных  качеств  нравственного  человека;

         -основа  гражданского  мира;

         -утопия, совершенно  нереальная  в  нынешнем  безумном  мире.

     II. Уважительное  отношение  к  государственной  власти—это

        -признак  политического  соглашательства;

        -условие  деградации  государственной  власти;

        -свидетельство  высокого  уровня  общественного  развития;

       -результат  строго  контролируемых  демократических  выборов.

Домашнее  задание  

  Параграф  №25.  Выполнить  на  выбор  задание  4,6, 7.

 

         

 Задания  для  итогового  контроля .

1.В государстве  Г. во  время  голосования  граждане  получают  списки  политических  партий, борющихся  за  места  в  парламенте. Победителями  по  закону  окажутся  партии, получившие  не  менее  7 % голосов; среди  кандидатов  в  депутаты  по  данному  избирательному  округу  только  один  в  случае  победы  сможет  занять  место  в  парламенте. Какая  избирательная  система  существует  в  данном  государстве?

                   1) смешанная                           2) мажоритарная  

                   3)пропорциональная              4)многомандатная.

2. В  государстве  Н. народ  активно  ходит  на  выборы. Политическая  власть  широко  использует  принуждение, многие  средства  массовой  информации  финансируются  из  государственного  бюджета, большими  полномочиями  наделена  армия, граждане  должны  поддерживать  государственную   идеологию, утверждаемую  правящей  партией.  Какой  тип  политического  режима  существует  в  этом  государстве?

            1) демократический                     2) анархический

            3) авторитарный                                4) националистический.

3.Верны  ли  следующие  суждения  о  выборах?

   А.  Точная  и  чёткая  процедура  проведения  выборов—решающее  усло-

         вие  развитие  демократии.

    Б. При  выборах  по  мажоритарной  избирательной  системе  существует

        тесная  связь  между  избирателями  и  депутатами.

4.Какой  ценз  существует  в  РФ  для  кандидата  на  пост  президента  на  президентских  выборах?

    1)образовательный 2)имущественный   3)возрастной  4)конфессиональный

5. Верны  ли  суждения  о  недостатках  мажоритарной  избирательной  системы?

    А.Значительная  часть  избирателей  в  стране  может  остаться  не  пред-

       ставленой  в  органах  власти.

    Б. В  парламенте  страны, как  правило, представлен  не  весь  спектр  поли-

      тических  партий  и  движений.

6.Основной  смысл  проведения  предвыборной  кампании  состоит  в  том, чтобы

     1) оказать  поддержку  кандидатам  на  выборные  должности

     2) дать  возможность  избирателям  познакомится  с  программами  претендентов

      3) активизировать  политическую  жизнь  в  стране

      4) помочь  партиям  накопить  опыт  политической  борьбы.

7. Форма  прямого  волеизъявления  граждан, осуществляемого  в  соответствии  с  действующим  законодательством  в  целях  формирования  органа  государственной  власти, органа  местного  самоуправления  или  наделения  полномочиями  должностного  лица

   1) опрос             2)референдум      3)выборы           4) плюрализм.

8. Право  избирать  у  граждан  РФ  наступает  с

 1) 15  лет                2)16  лет              3)18  лет             4) 21  года.

9. Граждане , наделённые  избирательными  правами, называются_________

10.Федеральным  государственным  органом, организующим  подготовку  и  проведение  выборов, референдумов  в  РФ  является________________.

11.Прочитайте  приведённый  ниже  текст, каждое  положение  которого  пронумеровано

    (1)На  волне  предвыборной  кампании  на  политической  арене  страны  появилась  новая  партия, объединившая  ряд  общественных  организаций  и  движений. (2)Основу  программы  партии  составили  требования  расширения  демократических  прав  и  свобод, гарантии  прав  частных  собственников, амнистии  капиталов. (3)Это  можно  рассматривать  как  новый  шаг  на  пути  развития  демократии  в  нашей  стране. (4)В  то  же  время  заметны  негативные  моменты  увеличения  числа  демократических  партий, что  может  усложнить  выбор  избирателя.

  Определите, какие  положения  текста  носят

    А) фактический  характер      Б)характер  оценочных  суждений.

12.Ваш  знакомый  баллотируется  по  одномандатному  округу  в  депутаты  Государственной  Думы.  За  него  проголосовало  48% избирателей  данного  избирательного  округа, а  его  конкуренты  получили  соответственно  31%  и  21% голосов.  Можете  ли  вы  поздравить  своего  знакомого  с  избранием? Приведите  два  аргумента.

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список  литературы  и  нормативных  актов:

Нормативные   акты:

      1.Конституция  РФ.

      2.Федеральный  закон «Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и

        права  на  участие  в  референдуме  граждан  РФ» от  12.06.2002 ( с  изм. 

       и  доп. вступившими  в  силу  с  07.09.2007).

       3.Федеральный  закон « О выборах  депутатов  Государственной  Думы 

          Федерального  собрания  РФ» ( вступившим  в  силу  с  07.12.2006).

4.     Федеральный  закон «О выборах  Президента  Российской  Федерации»   от  27.12.2002.

5.Письмо  Минобразования  России  от  07.04.1995  г.  № 385/ 11 «О  повышении  правовой  культуры  и  образования  учащихся  в  сфере  избирательного  права  и  избирательного  процесса».

6.Примерная  программа  среднего(полного ) общего  образования  по  обществознанию( базовый  уровень) / электронный  вариант//

Литература :

     7.Катков  Д.Б., Корчиго  Е.В. Избирательное  право: Вопросы  и  ответы/ Под  ред. д.ю.н. Ю.А.Веденеева.—М.: Юриспруденция, 2001.—288  С.

      8.Мостяева  Л.В., Мостяев  Ю.Н. Методические  рекомендации  по  изучению  избирательного  права  в  школе// Право  в  школе.—2007.--№ 4.

      9.Пылин  В.В. Избирательное  и  референдумное  право  Российской  Федерации: Учебник.—СПб: ЛГОУ  им.А.С.Пушкина, Орёл: Издательство «Вариант  В», 2001.—282  С.

     10. Человек  и  общество. Обществознание. Учеб. Для  учащихся  10-11  кл. В  2  ч. Ч.2. 11кл. / Л.Н.Боголюбов, А.И.Лазебникова, Л.Ф.Иванова  и  др.; Под. Ред.  Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой.—3-е  изд.—М.: Просвещение, 2004.—281  с.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка уроков на тему "Избирательная система в РФ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер монтажа

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                «Избирательная   система   в  Российской   Федерации»( Методическая  разработка  уроков  по  обществознанию.  Базовый  уровень.)  

 Цели:1.Способствовать  развитию  правовой  и  политической  культуры учащихся—граждан  РФ;

      2. Способствовать  формированию  ключевой  компетентности  личности  в   сфере  интеллектуальной, коммуникативной , гражданско-правовой  деятельности  как  совокупности  способностей  и  готовности  активно, ответственно  и  эффективно  реализовывать  избирательные  права  в  демократическом  обществе.

 Задачи : 1.Создание  условий  для  освоения  учащимися   особенностей  российского  парламентаризма  и  основных  понятий, связанных  с  избирательной  системой  в  России, с  формами   политического  участия, с  избирательным  законодательством   РФ;

       2.Развитие  навыков  работы  с  документами , их  анализом  и  получением  необходимой  информации;

       3. Развитие  гражданского , ответственного  отношения   к  выборам.

  Составлен   комплект  схем  по  теме.

 

Образовательная  область: обществознание  ( базовый  уровень).

 

Формы  работы:  уроки   в  рамках  интегрированного  курса  «обществознания».

Методический  инструментарий:   методы  обучения: объяснительно-иллюстративный (словесный  и  печатно-словесный  способы  обучения)  и  частично-поисковый

  ( работа  с  нормативными  документами , работа  со  схемами, рассуждение) ; формы организации  учебно-познавательной  деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая  и  парная;  средства  обучения:  вопросы, вопросы-задания, схемы, нормативные  документы ( Конституция  РФ, Федеральный  закон « Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан  РФ»).

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Проверочная работа по теме Право и правоотношения. 8 класс (с ответами)
  • Учебник: «Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.
  • Тема: § 3. Какие отношения в нашей жизни являются правовыми
  • 01.10.2020
  • 15140
  • 225
«Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 922
    • DOCX 55.9 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анцупова Ирина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Анцупова Ирина Петровна
    Анцупова Ирина Петровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10610
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 291 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 305 человек

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1354 человека из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 913 человек

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 841 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 383 человека

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе