Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока,Атлантический океан,7 класс

разработка урока,Атлантический океан,7 класс

Скачать материал

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 имени К. И. Недорубова

 

 

 

 

 

 

 

Разработка  урока географии

по теме

«Атлантический океан»

7 класс

( «Естественнонаучное» направление)

 

 

 

 

работу выполнила

учитель географии

высшей категории

Шелест

Ольга

Николаевна

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

Цель:    изучить   географическое    положение,   историю     исследования,

             особенности  природы  Атлантического  океана и  его  хозяйственное 

             использование.

Задачи  урока:

1.     Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

2.     Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами  атласа.

3.      Воспитательная – воспитание  внимательности, сосредоточенности, аккуратности, умение  работать самостоятельно.

Оборудование:

·        карта океанов;

·        физическая  карта  мира;

·        атласы;

·        компьютер, мультимедийный  проектор, интерактивная доска;

·        мультимедийная   презентация   «Атлантический  океан».

 

УМК: 

1.   Учебник:  И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев.  География.

      Материки, океаны,  народы  и  страны. 7 кл. – М.: Дрофа, 2009.

2.   Географический  атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.   Рабочая  тетрадь  по  географии.  Материки  и  океаны: 7 класс/

      И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство  «Экзамен», 2010.

Тип  урока:  изучение нового материала и первичное закрепление  знаний

Ход урока

слайда

презентации

 

Вид деятельности

1.

I. Организационный момент

–  Сегодня на уроке нам  откроет  свои  тайны  ещё  один  океан –

Атлантический. Прежде чем отправиться в путешествие по этому океану, вы должны  хорошо  усвоить  знания  о  ранее  изученных  океанах – Тихом  и  Индийском. Проверку ваших знаний  проведем  в  виде  цифрового  диктанта  (выполняется  на  листочках).

 

2.

II. Проверка домашнего задания

Цифровой  диктант  по  теме:  «Тихий  и  Индийский  океаны»

  -   Прослушав   утверждение, определите, о  каком  океане  идет  речь.  Если  речь  идет  о  Тихом  океане,  запишите  цифру  «1», если  об  Индийском – цифру  «2».

                    Тихий  океан         -  1

                    Индийский  океан  -  2

1)     Третий  океан  на  Земле  по  величине.

2)     Название  океану  дал  Ф. Магеллан.

3)     В  этом  океане  расположен  Марианский  желоб.

4)     Северной  частью  океан  омывает  материк  Евразия.

5)     Одно  из  морей  океана  имеет  самую  высокую  соленость  в

        мире.

6)     Этот  океан  соединен  с  Северным  Ледовитым  океаном

        Беринговым  проливом.

7)     Богатейшее  месторождение  нефти  на  шельфе  Персидского

        залива.

8)     Самый  теплый  океан  по  температуре  поверхностных  вод.

9)     На  западе  океан  омывает  Евразию,  на  востоке – Америку.

10)   В  северной  части  океана – мощное  Муссонное  течение.

11)   Этот  океан  занимает  почти  1/3  земной  поверхности.

12)   Западной  частью  омывает  Африку.

Учащиеся  сдают  листочки  с  ответами  на  проверку  учителю.

Правильность  выполнения  цифрового  диктанта:

21 – 12 – 21 – 21 – 12 – 12

Критерии  оценок:

«5»  -  11 - 12  правильных  ответов;

«4»  -   8 - 10   правильных  ответов;

«3»  -    6 - 7    правильных  ответов;

«2»  -    0 - 5    правильных  ответов.

III. Изучение нового материала

1. Введение

–  Итак, мы  начинаем  наше путешествие по Атлантическому океану.

    Запишите  в  тетради  число  и  тему урока: “Атлантический океан”

    (запись  темы  урока  в  тетрадь).

3.

Сегодня на  уроке  мы  должны  изучить   географическое   положение, историю    исследования,  особенности  природы  и хозяйственное  использование  Атлантического океана.

4.

-  Знакомиться с океаном мы будем по плану:

1.      Географическое положение океана.

2.      История  исследования  океана.

3.      Происхождение.

4.      Рельеф  дна.

5.      Особенности  природы.

6.      Хозяйственная  деятельность  в  океане.

5.

-  Познакомимся  с  основными  характеристиками  Атлантического 

   океана.  Работа  с  атласами,  запись  в  тетрадь.

        Второй  по  величине  океан.

        Площадь – 91, 6 млн. км2.

        Объем  -  329,7  млн. км3.

        Средняя  глубина  -  3 600 м.

        Наибольшая  глубина  -  8 742 м    (желоб  Пуэрто-Рико).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

2. Характеристика географического положения океана

–  Откройте  учебники на стр. 346, охарактеризуем  ГП   океана  по

    плану. Работа с атласами.

         Между какими материками расположен Атлантический океан?

         С  какими  другими  океанами  он  связан?

         Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

         Как  расположен  океан  относительно  экватора, тропиков,

           полярных  кругов  и  нулевого  меридиана?

         В  каких  климатических  поясах  расположен  океан?

Атлантический     океан  вытянут от субарктических широт  до

 Антарктиды.

Наибольшей  ширины он достигает   в    умеренных широтах   и

 сужается   к  экватору.

7.

3. История исследования океана

Сообщение 1-го  учащегося

         Атлантический  океан  стал   осваиваться      мореплавателями еще   во  II в.  до  н.э.   Маршруты древних     мореходов   пролегали на север (вдоль  берегов  Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось  огромное  мужество, чтобы  в    те   времена    выйти    в неизвестный     океан. Первыми, как  считают  географы, Атлантику  пересекли  викинги.   

          С эпохи  Великих  географических  открытий  (плавания Х.Колумба, Васко  да  Гамы, Ф. Магеллана  и  др.)  Атлантический   океан   стал  главным   водным   путем    на    Земле.    Начались  работы   по   его  исследованию:  промеры  глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.

          Начало   комплексным   исследованиям   Атлантики  было   положено    плаванием  «Челленджера» в  конце XIX в. По  степени  изученности  Атлантический   океан  занимает  первое  место. В  настоящее    время    многие  страны  продолжают   изучать   водные  массы,  рельеф  дна,  течения,   взаимодействие  океана  с  атмосферой.

8.

4. Происхождение  Атлантического  океана

-   Атлантический   океансамый   молодой. Образовался он 160 млн. лет  назад   при  распаде   Гондваны.

Задание.  Пользуясь  картой  «Строение  земной  коры», ответьте  на  вопросы:

·         В    результате   каких    процессов  образовался Атлантический  океан?

·         Какие   литосферные   плиты   образуют дно   океана,  в   каком   направлении  и  с  какой  скоростью  они  перемещаются?

9.

6.  Рельеф   дна  океана

         Почти  посередине  океана проходит Срединно -Атлантический    хребет  длиной  более  17 тыс.км  и  шириной  1 000 км.

         На  севере  океана  хребет   выходит  на  поверхность – остров  Исландия.

         Ложе  океана   занято   океаническими равнинами,  подводными  поднятиями.

         Шельф занимает  около  1/3  подводных  окраин  материков.  Наиболее    широк  он    у   берегов   Европы   и   Северной

          Америки.

Ответьте  на  вопросы:

      Узкая    полоса    шельфа   –   важная  особенность  котловины  Атлантического  океана.  Какие  из  морей  шельфовые?

      В   Атлантическом   океане    почти    нет  глубоководных  желобов.  Объясните  эту  особенность   с    точки    зрения   теории   литосферных  плит.

 

 

 

 

 

10.

7. Особенности природы

Взаимодействие океана, атмосферы и суши

   Океан  лежит  во  всех  климатических  поясах.  Наиболее  широкая    часть   Атлантики  расположена  в  тропических   и  умеренных  широтах.
-  В  какой  части  Атлантики  штормы  бушуют  во  все  сезоны  года?  (Ответ  на  вопрос  найдите  в  тексте  учебника на с. 209)

 

 

 

 

11.

Температура  и  соленость  воды  в  океане

Особенности  климата  отражаются  на  свойствах  водных  масс.   

-  Температура    поверхностных     вод    в   Атлантике    в  среднем  ниже,  чем  в  Тихом  и  Индийском  океанах. Чем  это  объясняется?  (Ответ  на  вопрос  найдите  в  тексте  учебника  на  с. 209-210)
      Значительные   различия   между   температурой   воды  и  воздуха    в    некоторых     районах     вызывают     образование  сильных  туманов,  осложняющих  судоходство.

-  Объясните подобное распределение температур  поверхности

   Атлантического океана.

 

      Средняя  соленость  Атлантического  океана  -  34,87‰,  средняя  соленость его  поверхностных  вод – 35,3‰,   максимальная – более  37,5‰.  (Запись  в  тетрадь)

Ответьте  на  вопросы:

1)  Чем  объясняется  пониженная  соленость  (менее  35‰)

      в  экваториальной  зоне  Атлантического  океана?

     (Обилием  осадков  и  распресняющим  действием  речного  стока)

2)  Чем  обусловлена  более  высокая  соленость (35,5 -37‰)

     Атлантического  океана  в  субтропических  широтах?

     (Значительным  испарением  и  небольшим  количеством  осадков)

3)  С  чем  связано  повышение  солености  (37,5‰)   водных  масс 

     Атлантики по  сравнению  со средним  показателем?

     (Значительная  часть  испарившейся  с  поверхности  влаги  из-за  

     относительной узости океана переносится  ветрами на  соседние

     материки)

Течения

-  В  водах  Атлантики имеются  теплые  и  холодные  течения.

   Назовите  их  и  покажите  на  карте.
-  Течения    в    океане  направлены    не    по  широте, а почти  вдоль
   меридианов.  Почему?
- Какую  роль  оказывают течения   на   океан   и  климат прибрежных
  территорий?

 

 

 

12.

Айсберги

   Особенность  Атлантического  океана – многочисленные  айсберги  и  плавучий  морской  лед  в  северной  части.

Сообщение 2-го  учащегося

Течения  выносят  айсберги  в  открытый  океан  до  400 с.ш. 
Эти  районы  Атлантики  опасны  для  судоходства. 
Трагедия    «Титаника»,  который  на   полном    ходу  столкнулся  с 
айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля,  который  сообщает  всем судам о размерах, координатах    и    путях   дрейфа  айсбергов.

13.

Сообщение 3-го  учащегося

Органический   мир   Атлантики  беднее  видами,  чем  органический  мир  Тихого  океана.   Объясняется   это  его  молодостью, сильным  похолоданием  климата  во  время    последнего   оледенения. 

Атлантический  океан  богат  промысловыми  видами  рыб: сельдью, морским  окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются  акулы, киты, тюлени. Район  Канарских  островов  богат  лангустами  и анчоусами. В  северной  части  встречаются  морские  ежи, моллюски.    Географическая физкультминутка.

14.

8. Хозяйственная деятельность в  океане  (рассказ  учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной  деятельности в океане)

Транспортные пути

Издавна    Атлантический     океан   используется  для транспортного  сообщения  между  материками и странами. На   долю   океана   приходится   половина   всех   морских перевозок.  Для  улучшения  связи  Атлантического  океана  с   другими   океанами   сооружены  Суэцкий  и  Панамский  каналы (показать на карте каналы).

Задание.  Между  35-400  и  55-600 с.ш. проходят  самые  оживленные  морские  пути  не  только  в   Атлантике,   но  и  в  Мировом  океане.  Назовите  крупные  порты.

Рыбный  промысел

Атлантический  океан  самый  рыбопродуктивный. Обилие  промысловых  рыб  привело  к  развитию  интенсивного  рыбного  промысла. Большая  часть  улова  рыбы  приходится  на  его  северную  часть.

Добыча полезных ископаемых

Шельфы    Атлантического   океана  богаты  месторождениями  нефти  и  другими   полезными   ископаемыми.  Тысячи  скважин пробурены на  дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

Рекреационные ресурсы

Атлантический     океан    и    его  моря    принимают     на     свои 
берега  миллионы  отдыхающих.  К   наиболее   крупным  морским
рекреационным     центрам  относятся  Средиземное  море,  Черное море, южное побережье  Балтийского    моря,    Флорида,  Антильские    и     Бермудские  острова,     Венесуэла,     Куба,  Колумбия,  Бразилия
(показать  на  карте).

15.

Экологические проблемы

    В  связи  с  развитием  судоходства,  ростом  городов на побережье  океана   природные  условия   в   нем  резко  ухудшились.   Ежегодно   в   океан    попадают   десятки миллионов   тонн   вредных    токсичных    веществ.

    Океан  уже  не  в  состоянии  самоочищаться.  Требуются  международные  усилия    по  спасению    Атлантического  океана.  Подписаны   договоры,   запрещающие   сброс  в  океан  опасных  радиоактивных  отходов.

16-23.

IV.  Закрепление

Итоговое  тестирование

1.  Укажите  особенность  ГП  Атлантического океана:

1)  Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается 

     начальным  меридианом.

2)  Атлантический океан не пересекается экватором,  но пересекается

     начальным  меридианом.

3)  Атлантический  океан  пересекается  и  экватором,  и  начальным

     меридианом.

4)  Атлантический  океан  не  пересекается  ни  экватором, ни  

     начальным  меридианом.

2.  Обширные  шельфы  Атлантического  океана  прилегают  к

     берегам:

1)  Северной  и  Южной  Америки;

2)  Южной  Америки  и  Африки;

3)  Африки  и  Европы;

4)  Европы  и  Северной  Америки.

3.  В  каких  широтах  расположена  наиболее  широкая  часть

    Атлантики?

1)  в  полярных  и  умеренных;

2)  в  тропических  и  умеренных;

3)  в  умеренных;

4)  в  экваториальных.

4.  Образуют    ли    течения    кругооборот  в  Атлантическом

     океане?  Выберите   ответ  с  правильным  объяснением:

1)  нет, так  как Атлантический  океан  очень  узкий;

2)  нет,  так   как   береговая   линия  материков  в  Северном

     полушарии  сильно  изрезана;

3)  да,  так  как  течения  возникают  в  результате  общей

      циркуляции  атмосферы;

4)  да, так как водные  массы находятся  в  постоянном  движении.

5.  «Эти    два    течения     Атлантического    океана    теплые,

      переносят   воду   из   тропических  широт   в   умеренные   и

      проходят   вдоль восточных  берегов  материков».  Какие это
      течения?

1)  Канарское  и  Бенгальское;

2)  Гвианское  и  Бразильское;

3)  Гольфстрим  и  Бразильское;

4)  Северо-Атлантическое  течение  и  течение  Западных  ветров.

6.  Почему  в  северной  части  Атлантического  океана  айсберги

     могут  встречаться  даже  на  сороковых  широтах?

1)  на  эти  широты  их  выносят  течения;

2)  из-за  высокой  солености  вод  океана  в  этой части  они  долго  не  тонут;

3)  Гренландия – главный «производитель»  айсбергов – находится  на  этих  широтах;

4)  климат  в  сороковых  широтах  очень  суровый.

7.  В  каком  из  данных  морей  Атлантического океана  добывают

    нефть?

1)  в  Балтийском;

2)  в  Саргассовом;

3)  в  море  Уэдделла;

4)  в  Северном.

8.  По общему  объему  мировых морских перевозок Атлантический

    океан:

1)  уступает  Индийскому, но  превосходит  Северный

     Ледовитый;

2)  превосходит  Тихий  и  Индийский  океаны;

3)  превосходит  Северный  Ледовитый,  но  уступает

     Тихому;

4)  уступает  Тихому  и  Индийскому  океанам.

24.

 Проверьте  правильность  выполнения  итогового  тестирования:

1)   3                        5)   2

2)   4                        6)   1

3)   2                        7)   4

4)   3                        8)   2

25.

Поставьте  себе  оценку, согласно  критериям:

«5»  -       8       правильных  ответов

«4»  -     6 - 7    правильных  ответов

                                         «3»  -     4 - 5    правильных  ответа

                                         «2»  -     0 - 3    правильных  ответа

26.

V. Домашнее задание:   § 42;   задание  № 2  на  с.22  в  рабочей  тетради   по   географии   (И.И.Баринова, В.Г.Суслов);  подготовить  сообщение  о  загадочных  и  необычных  явлениях  Атлантического океана.

 

        

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока,Атлантический океан,7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель:    изучить   географическое    положение,   историю     исследования,

             особенности  природы  Атлантического  океана и  его  хозяйственное 

             использование.

Задачи  урока:

1.     Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

2.     Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами  атласа.

3.      Воспитательная – воспитание  внимательности, сосредоточенности, аккуратности, умение  работать самостоятельно.

Оборудование:

·        карта океанов;

·        физическая  карта  мира;

·        атласы;

·        компьютер, мультимедийный  проектор, интерактивная доска;

·        мультимедийная   презентация   «Атлантический  океан».

 

УМК: 

1.   Учебник:  И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев.  География.

      Материки, океаны,  народы  и  страны. 7 кл. – М.: Дрофа, 2009.

2.   Географический  атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.   Рабочая  тетрадь  по  географии.  Материки  и  океаны: 7 класс/

      И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство  «Экзамен», 2010.

 

Тип  урока:  изучение нового материала и первичное закрепление  знаний

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 353
    • DOCX 49 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шелест Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шелест Ольга Николаевна
    Шелест Ольга Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 2559
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 291 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 40 регионов

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 40 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе