Главная / Начальные классы / Разработка урока внеклассного чтения по теме "Моя семья"

Разработка урока внеклассного чтения по теме "Моя семья"

Конспект урока внеклассного чтения «Моя семья»
по рассказу Сергея Махотина
«Про Мишу и словарь Ожегова»

(деловая игра для учащихся 8-10 лет)

Рассказ

Однажды Миша взял словарь Ожегова и вычеркнул из него наречие «сейчас» и частицу «же» заодно.

Конечно, портить книги нехорошо. Видела бы мама, закричала бы: «Прекрати сейчас же!» И папа бы не утерпел: «Поставь сейчас же словарь на место!»

Но было уже поздно. С этого дня никто Мише не приказывал гневным голосом:

Сейчас же садись за уроки!

Домой сейчас же!

Сейчас же брось повторять глупости за Виктором Степанычем!

Сейчас же унеси из дома этого грязного щенка!

Без этого «сейчас бы» все приказы превратились в просьбы. Просьбы выполнять не обидно.

В конце концов, родители догадались, в чем дело, и восстановили словарь русского языка.

Но было опять поздно. Миша вырос и сам уже мог безнаказанно орать на собственных детей.

Мог, но не стал.

Конспект урока

Семья – это начало всех начал для ребенка.

Народная мудрость.


Цель:

воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости – важнейших нравственных качеств младшего школьника;

создание в семье здоровой нравственной атмосферы, не допускающей лицемерия, лжи, нечестности, фальши в отношениях.

Дидактический материал:

Карточки с поговорками и пословицами о семье (вывешены на доске в классе).

Коли вся семья вместе, так и душа на месте.

Каково на дому, таково и самому.

Семья в куче – не страшна и туча.

Согласную семью и горе не берет.

Не будет добра, коли в семье вражда.

В семье разлад, так и дому не рад. И т. д.

Текст рассказа Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова» (у детей на столах).

Ход занятия:

Вступительное слово учителя:

Сегодня на нашем внеклассном мероприятии мы с вами постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни – семью.

Работать мы будем необычно – в группах, и я посмотрю насколько слаженно, активно и творчески вы умеете работать.

Представим, что вы ученые – исследователи и ваша группа – это исследовательское бюро. А каждое исследовательское бюро выберет себе руководителя.

(Ребята совещаются в группах, выбирая руководителя.)

Чем занимаются исследователи?

(Ответы детей.)

Работа с пословицами.

Неслучайно народная мудрость богата высказываниями о семье. В этом мы сейчас убедимся, вспомнив пословицы и поговорки о семье. А я посмотрю, какая группа ученых – исследователей назовет больше.

(Дети называют пословицы и поговорки.)

Молодцы! Как много поговорок и пословиц вы назвали. Готовясь к сегодняшней встрече, я тоже подготовила несколько пословиц и поговорок народов разных стран мира.

(Вывешиваю карточки.)

Давайте, объясним их смысл. Каждая группа выберет понравившуюся пословицу. Прошу руководителей исследовательских бюро взять карточку для обсуждения в группе.

(После обсуждения кто-то из группы объясняет смысл.)

Молодцы! Все быстро справились с этим заданием. Это говорит о том, что вы понимаете, как много значит семья в жизни каждого из нас.

Семья – это…

Подумайте, с чем можно ассоциировать семью?

(Ответы детей.)

С солнцем – оно дарит свет и тепло всему живому, как семья, а его лучики – члены семьи.

Цветок – ромашки, его белые лепестки – это родственники, а серединка желтая, как солнышко и др.

Сейчас, работая в группах, сделайте рисунок и напишите, пожалуйста, на лучиках, или на лепестках, как вы понимаете, что такое семья. Семья – это…

Судя по вашим ответам можно сделать вывод: семья – это любовь, мир, дом, тепло, счастье, взаимопонимание и т.д. (Учитель читает ответы учащихся.)

В каждой группе звучало слово дом. Я согласна с вами.

Семья- это дом.

Нарисуйте, пожалуйста, под солнышком или рядом с цветком дом.

(Учащиеся рисуют.)

Какая погода бывает на улице?

В природе бывает различная погода, а какая погода в вашем доме? Изобразите на рисунке.

Работа с текстом.

А сейчас я прочитаю рассказ Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова», а вы внимательно слушайте.

(Чтение текста учителем или самостоятельное чтение детьми)

Работа над содержанием текста.

О ком этот рассказ?

Что в нем сказочное, а что правдивое?

Понравился ли вам Миша?

Чем он вам понравился?

А какая погода в доме Миши? Почему?

Что было неприятно слышать Мише? Почему?

Что решил сделать Миша?

Что произошло, когда мальчик вычеркнул из словаря наречие «сейчас» и частицу «же»?

Какова основная мысль рассказа?

(Ответы детей.)

Нарисуйте ту погоду, которая соответствует атмосфере в доме Миши.

(Ребята рисуют.)

А теперь посмотрите на оба рисунка и ответьте, какая погода чаще всего бывает в вашей семье?

(Ответы учащихся…)

Может быть, вас что-то встревожило, чего бы не хотелось встречать или слышать в вашей семье, в близком окружении? Напишите мини – сочинение.

(Дети пишут.)

Что нужно сделать, с вашей точки зрения, чтобы сохранить ясную погоду?

(Ответы учащихся…)

Теперь давайте подумаем, что нужно сделать тем, у кого пасмурная или дождливая погода, чтобы ее улучшить? Подумайте, посовещайтесь.

(Работа в группах. Ответы детей – представителей групп.)

Теперь вы видите, что от каждого из вас будет зависеть «погода» в вашей семье? А что делать Мишиной семье?

(Ответы детей.)

Педагогические ситуации для обсуждения.

Конечно, мы с вами стремимся к идеальной «погоде» в доме, но в каждой семье бывают проблемы, которые омрачают жизнь всех ее членов. Иногда эти проблемы не зависят от нас, но очень часто мы становимся их источником.

Давайте представим себе такие ситуации:

Ребенок не выучил уроки до прихода родителей с работы.

Дети не убрались в своей комнате.

Сын получил двойку.

Дочь потеряла мобильный телефон.

Давайте разыграем мини-сценки. Для этого в каждой группе решите, кто будет играть роль родителя, а кто – роль ребенка.

(Инсценировка.) Был показ агрессии, безразличия, подкупа, компромисса, помощи.

Как вы думаете, какой подход наиболее правильный и почему?

(Учащиеся отвечают на вопросы.)

А сейчас давайте подумаем над «рецептом семейного счастья» и попытаемся составить его в своих исследовательских бюро.

(Представители групп зачитывают «рецепты семейного счастья»)

А сейчас я предлагаю письменно ответить на пять вопросов. (Приложение. Анкета.).

Подведение итогов.

Дорогие мои ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали, многое обсудили, давайте вспомним, что?

А что вам особенно запомнилось? Понравилось?

И еще я для вас приготовила сердечки, на которых вы напишите пожелания своей семье. Важно написать его с душой, с любовью в сердце. (Дети пишут.)

Ваши пожелания непременно сбудутся, но многое будет зависеть и от вас. Помните об этом, ребята.


Литература:

И.И. Тихомирова «Психология детского чтения от А до Я», Москва «Школьная библиотека» 2004 г.

Справочники классного руководителя за 2008 год




Разработка урока внеклассного чтения по теме "Моя семья"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока внеклассного чтения по теме "Моя семья" по рассказу современного писателя Сергея Махотина "Про Мишу и словарь Ожегова" в форме деловой игры для учащихся 8-10 лет.

Семья – это начало всех начал для ребенка.

Народная мудрость.

 

Цель:

–   воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости – важнейших нравственных качеств младшего школьника;

–   создание в семье здоровой нравственной атмосферы, не допускающей лицемерия, лжи, нечестности, фальши в отношениях.

Дидактический материал:

Карточки с поговорками и пословицами о семье (вывешены на доске в классе).

–   Коли вся семья вместе, так и душа на месте.

–   Каково на дому, таково и самому.

–   Семья в куче – не страшна и туча.

–   Согласную семью и горе не берет.

–   Не будет добра, коли в семье вражда.

–   В семье разлад, так и дому не рад. И т. д.

 

Автор Янсон Лина Викторовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1014
Номер материала 3018
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓