Главная / История / Разработка урока в по истории

Разработка урока в по истории

Тарасова Е.А.

Учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1

с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района РТ

elenatarasova15@yandex.ru


Методическая разработка урока истории в 11 классе

Советская страна в годы НЭПа.

Цели урока:

  • выявить причины смены экономической политики «военного коммунизма» на новую экономическую политику на завершающей фазе гражданской войны;

  • охарактеризовать сущность и основные мероприятия НЭПа на основе сравнительной характеристики с мероприятиями политики «военного коммунизма», отметив общие и отличительные черты;

  • подчеркнуть в результате анализа, что главным противоречием Новой экономической политики являлось невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества;

  • проанализировать результаты и противоречия социально-экономического развития СССР в период Новой экономической политики;

  • раскрыть борьбу за власть между политическими наследниками Ленина, развернувшейся в партии после его болезни и кончины и причины победы в этой борьбе И.В. Сталина (Джугашвили);

  • уделить основное внимание основным вопросам дискуссии среди лидеров партии о дальнейших путях развития СССР;

  • дать оценку развития советского государства и общества в период Новой экономической политики.2, с.70

Основные понятия: Новая экономическая политика, продналог, хозрасчет, «нэповские метаморфозы», «ножницы цен», кооперация, «культурная революция», советская интеллигенция.

Основная дата: 1921 г. – введение НЭПа на X съезде РКП(б).

Персоналии: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов.

Эпиграф: Нэп «вводится всерьез и надолго, но… не навсегда» (Ленин В.И.).

Оборудование и ресурсы: видеофрагмент «НЭП: уроки истории», чистые листы формата А4, карандаши, фломастеры; табличка в форме квадрата с номерами 1,2,3,4 (номера расположены по углам квадрата) – мэнэдж мэт, нумерация столов, за которыми сидят учащиеся, составляющие группу.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся.

  2. Сегодня вам предстоит работать в группах по 4 человека. Сидящие за номерами 1 и 2, 3 и 4 являются партнерами по плечу (приветствие кулачками), сидящие за номерами 1 и 3, 2 и 4 – партнеры по лицу (приветствие ладошками).

II. Актуализация знаний: Работа с текстом учебника с элементами повторения и обобщения. Выявление причин политического характера, которые привели к осознанию необходимости изменения экономической политики большевиков на заключительном этапе гражданской войны.

Дата: Х съезд партии – 1921 год – введение политики НЭПа.

Цели НЭПа:

1. Экономическая: восстановление и развитие экономики;

2. Социальная: создание условий для роста пролетариата, привлечение на сторону большинства населения;

3. Укрепление власти РКПб – «диктатура пролетариата».

III. Изучение нового материала. 1. Сущность, мероприятия, особенности НЭПа. Использование модели ФРЕЙЕР: Чтобы добиться более глубокого освоения и осознания изучаемого материала, учащиеся рассматривают политику НЭП, записывая его обязательные характеристики, примеры и антипримеры - то, что не характерно НЭПу (в сравнении с политикой «военного коммунизма»). После выполнения работы в течение определенного времени, проводится совместная проверка под руководством учителя.


Обязательные характеристики

- продналог

- допущение свободы торговли

- денационализация мелкой и средней промышленности

- частичная децентрализация управления

- рынок рабочей силы

- внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции









Необязательные характеристики



Новая экономическая

политика

НЭП


Примеры

- размер продналога был вдвое ниже размера продразверстки, объявлялся заранее и не мог увеличиваться в течение года

- возможность свободно реализовать излишки хлеба на рынке

- многие ранее национализированные предприятия передавались в частные руки

- Объединение предприятий в тресты на основе хозрасчета

- биржи труда











Противоположные примеры

(на примере политики «военного коммунизма»)

- продразверстка

- запрещение свободы торговли

- национализация всей промышленности

- полная централизация управления экономикой

- трудовая повинность, трудовая мобилизация

- Уравнительная оплата труда, натуральными продуктами


2. Работа над понятиями новая экономическая политика, хозрасчет, концессия:

- прочитать определения понятий, записать в тетрадях.

Модель ТАЙМД ПЭА ШЭА: Два ученика в группе (либо товарищи по «плечу», либо товарищи по «лицу» рассказывают друг другу определения понятий новая экономическая политика, хозрасчет, концессия). По окончанию работы внутри группы партнеры по «лицу» и партнеры по «плечу» благодарят друг друга за работу, учитель проводит опрос: стол № … ученик № … - Что такое новая экономическая политика? Стол № … ученик № … - Что такое хозрасчет? Стол № … ученик № … Что такое концессия?

3. Результаты и противоречия НЭПа. В целях организации познавательной деятельности старшеклассников по изучению темы организуется чтение текста учебника (п.4,5), просмотр фрагмента учебного видеофильма «НЭП: уроки истории», который поможет дополнить и систематизировать учебный материал параграфа учебника.1, с.185 - 189

Работа в группах: 1 группа выявляет политические противоречия, 2 группа – экономические, 3 группа – социальные противоречия. В ходе проверки результатов работы групп выявляются политические, социальные и экономические противоречия НЭПа.

Противоречия:

1. Экономические: возникают противоречия между общественной и элементами частной собственности, идеалами коллективного общественного труда и существованием индивидуального крестьянского хозяйства, плавным началом в экономике и невозможностью регулировать «сверху» рыночное хозяйство».

2. Социальные: проблема инвестиций решается в первую очередь за счет крестьянского хозяйства со всеми вытекающими из этого социальными последствиями. Появление экономического неравенства вызывает недовольство, вступает в противоречие с коммунистической идеологией. Люди, вкладывающие средства в экономику, воспринимаются в массовом сознании как «классово чуждый элемент», как спекулянты и эксплуататоры.

3. Политические: Элементы экономического плюрализма (многоукладная экономика с допущением частной собственности) требовали демократизации, либерализации политической системы.3, с.52-53

4. Внутрипартийная борьба за власть. Причины сворачивания НЭПа.

- после прочтения п.6,7 учебника, учащиеся формулируют в тетрадях основные тезисы – причины свертывания НЭПа.

Организуется обсуждение ответов учащихся в группе по очереди более одного круга (до тех пор, пока не закончатся аргументы каждого).

- проверка выполнения задания: стол № … ученик №… и т.д.

Причины свертывания НЭПа:

1. Диспропорция структурной и ценовой политике по отношению к городу вызвали кризисы (1925 г, 1927 – 1928 гг.), выход из которых большевики видели через призму административных методов.

2. Государству понадобились средства для модернизации промышленности. «Нэп – это медленно» Сталин.

3. НЭП не соответствовал идее создания тоталитарного государства.

4. В массовом сознании господствует психология «военного коммунизма».

5. НЭП рассматривается как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.3, с.53-54

IV. Закрепление. Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие». (самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой – ключи на доске).

1. Отсутствие средств в государственном бюджете.

2. Введение прогрессивного налога на доходы частных предпринимателей.

3. Недостаток крупных иностранных инвестиций.

4. Повышение цен на промышленные товары.

5. Не стабильная экономическая и социально – политическая ситуация в стране.

6. Уменьшение товарной сельскохозяйственной продукции.

7. Сокрытие доходов нэпманами.

8. Крупное промышленное производство восстанавливалось и развивалось очень медленно.

9. Осереднячивание деревни.

10. Нехватка промышленных товаров

11. Доля частной промышленности в общем объёме производства не высока.

V. Итоги урока. Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.

На IX съезде советов в декабре 1921 г. Ле­нин заявил о введении нэпа «всерьез и надол­го, но ... не навсегда». Почему всерьез и надол­го? На этот вопрос ответить не трудно: в годы «военного коммунизма» были разрушены союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надол­го - потому что быстро избавить страну от го­лода и нищеты было невозможно.

А что означает не навсегда? Конечно, то, что нэп Ленин считал чем-то временным, рассчи­танным на восстановление разрушенного хо­зяйства. Известно, что Ленин связывал нэп с необходимостью временного отступления по­сле неудавшегося штурма, но отступление не бывает вечным.

Уже на XI съезде партии Ленин заявил, что через не­сколько лет «из России нэповской будет Рос­сия социалистическая».

VI. Рефлексия.

Попробуйте оценить свою роботу на уроке по 10 балльной шкале.

- Получил прочные знания, усвоил весь материал- 9-10 баллов.

- Усвоил новый материал частично- 7-8 баллов.

- Мало что понял, необходимо еще поработать -4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

- Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов

- Допустил ошибки -7-8 баллов.

- Не справился -4-6 балов.

Как работала учебная группа?

- Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания- 9 - 10 баллов.

- Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4 - 6 баллов.


Сформулируйте Ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?

VII. Домашнее задание. § 28, термины, даты, отв.на вопр. Подготовить сообщение «НЭП в произведениях русских писателей» (М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова и т.д.)

Список литературы

  1. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ – начале XXI века. 11 класс. – М.: Просвещение. 2010. – 185 – 189 с.

  2. Игнатьев А.В. Методические рекомендации по использованию учебника О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарева, В.А. Рогожкина «Россия и мир.11 класс». – М., 2004. – 70 с.

  3. Корнева Т.А. История России ХХ – XXI века. 11 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова. – Волгоград: Учитель. 204. – 52-54 с.



Разработка урока в по истории
  • История
Описание:

1.     Аннотация работы:

Цели: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению данной  темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках.

Новизна представленной работы состоит в том, что при изучении данной темы использованы элементы Сингапурской методики: модель ФРЕЙЕР (направлена на понимание и осознание понятия), модель ТАЙМД ПЭА ШЭА (два ученика делятся развернутыми ответами в течение определенного времени). Для управления классом используется инструмент МЭНЭДЖ МЭТ – табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по лицу, по плечу) для организации эффективного учебного процесса в командах.

Данная методическая разработка была реализована на уроках истории в 11 классе в 2013 года выпуска в ходе семинара заместителей директоров по учебной работе образовательных учреждений Бугульминского муниципального района, а также в 2014 году для учителей истории и обществознания образовательных учреждений Бугульминского муниципального района. Уроки способствуют развитию навыков эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, овладению навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми обучающимся придется столкнуться в повседневной жизни.  Если на традиционном уроке один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают, то  при работе в группах,  все вовлечены в этот процесс, им интересно и информация запоминается легко. В ходе повторительно – обобщающего урока обучающиеся смогли воспроизвести пройденный на этом уроке материал в большем объеме и качественнее.  На дальнейших уроках при использовании указанных моделей Сингапуской методики  обучающиеся демонстрировали умение сотрудничества друг с другом, с учителем, умение воспринимать чужую точку зрения. Неплохо развиты навыки составления определений, умение отделить критические характеристики от просто интересной информации об историческом понятии.

Использованы программные средства: образовательные услуги сети Internet (school-collection.edu.ru), KMPlayer, flash, html.

 

 

Автор Тарасова Елена Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 958
Номер материала 15914
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓