Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока в по истории

Разработка урока в по истории

Скачать материал

Тарасова Е.А.

Учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1

с  углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района РТ

elenatarasova15@yandex.ru

 

Методическая разработка урока истории в 11 классе

 Советская страна в годы НЭПа.

 Цели  урока:

§  выявить причины смены экономической политики «военного коммунизма» на новую экономическую политику на завершающей фазе гражданской войны;

§  охарактеризовать сущность и основные мероприятия НЭПа на основе сравнительной характеристики с мероприятиями политики «военного коммунизма», отметив общие и отличительные черты;

§  подчеркнуть в результате анализа, что главным противоречием Новой экономической политики являлось невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества;

§  проанализировать результаты и противоречия социально-экономического развития СССР в период Новой экономической политики;

§  раскрыть борьбу за власть между политическими наследниками Ленина, развернувшейся в партии после его болезни и кончины и причины победы в этой борьбе И.В. Сталина (Джугашвили);

§  уделить основное внимание основным вопросам дискуссии среди лидеров партии о дальнейших путях развития СССР;

§  дать оценку развития советского государства и общества в период Новой экономической политики.[2, с.70]

Основные понятия: Новая экономическая политика, продналог, хозрасчет, «нэповские метаморфозы», «ножницы цен», кооперация, «культурная революция», советская интеллигенция.

Основная дата: 1921 г. – введение НЭПа на X съезде РКП(б).

Персоналии: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов.

ЭпиграфНэп  «вводится всерьез и надолго, но… не навсегда»  (Ленин В.И.).

Оборудование и ресурсы: видеофрагмент «НЭП: уроки истории», чистые листы формата А4, карандаши, фломастеры; табличка в форме квадрата с номерами 1,2,3,4 (номера расположены по углам квадрата) – мэнэдж мэт, нумерация столов, за которыми сидят учащиеся, составляющие группу.

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

1)    Приветствие учащихся.

2)    Сегодня вам предстоит работать в группах по 4 человека. Сидящие за номерами 1 и 2, 3 и 4 являются партнерами по плечу (приветствие кулачками), сидящие за номерами 1 и 3, 2 и 4 – партнеры по лицу (приветствие ладошками).

II. Актуализация знаний: Работа с текстом учебника  с элементами повторения и обобщения. Выявление причин политического характера, которые привели к осознанию  необходимости изменения экономической политики большевиков на заключительном этапе гражданской войны.

Дата: Х съезд партии – 1921 год – введение политики НЭПа.

Цели НЭПа:

1. Экономическая: восстановление и развитие экономики;

2. Социальная: создание условий для роста пролетариата, привлечение на сторону большинства населения;

3. Укрепление власти РКПб – «диктатура пролетариата».

III. Изучение нового материала. 1. Сущность, мероприятия, особенности НЭПа. Использование модели ФРЕЙЕР: Чтобы  добиться более глубокого освоения и осознания изучаемого материала, учащиеся рассматривают политику НЭП, записывая его обязательные характеристики, примеры и антипримеры  - то, что не характерно НЭПу (в сравнении с политикой «военного коммунизма»). После выполнения работы в течение определенного времени, проводится совместная проверка под руководством учителя.

 

Обязательные характеристики

- продналог

- допущение свободы торговли

- денационализация мелкой и средней промышленности

- частичная децентрализация управления

- рынок рабочей силы

- внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

Необязательные характеристики

 

 

Новая экономическая

политика

НЭП

 

Примеры

- размер продналога был вдвое ниже размера продразверстки, объявлялся заранее и не мог увеличиваться в течение года

- возможность свободно реализовать излишки хлеба на рынке

- многие ранее национализированные предприятия передавались в частные руки

- Объединение предприятий в тресты на основе хозрасчета

- биржи труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противоположные примеры

(на примере политики «военного коммунизма»)

- продразверстка

- запрещение свободы торговли

- национализация всей промышленности

- полная централизация управления экономикой

- трудовая повинность, трудовая мобилизация

- Уравнительная оплата труда, натуральными продуктами

 

2. Работа над понятиями новая экономическая политика, хозрасчет, концессия:

- прочитать определения понятий, записать в тетрадях.

 Модель ТАЙМД ПЭА ШЭА: Два ученика в группе (либо товарищи по «плечу», либо товарищи  по «лицу» рассказывают друг другу определения понятий новая экономическая политика, хозрасчет, концессия).  По окончанию работы внутри группы партнеры по «лицу» и партнеры по «плечу» благодарят друг друга за работу, учитель проводит опрос: стол № … ученик № … - Что такое новая экономическая политика? Стол № … ученик № … - Что такое хозрасчет? Стол № … ученик № … Что такое концессия?

3. Результаты и противоречия НЭПа. В целях организации познавательной деятельности старшеклассников по изучению темы   организуется чтение текста учебника (п.4,5), просмотр     фрагмента учебного видеофильма «НЭП: уроки истории», который поможет дополнить и систематизировать учебный материал параграфа учебника.[1, с.185 - 189]

Работа в группах: 1 группа выявляет политические противоречия, 2 группа – экономические, 3 группа – социальные противоречия. В ходе проверки результатов работы групп выявляются политические, социальные и экономические противоречия НЭПа.  

Противоречия:

1. Экономические: возникают противоречия между общественной и элементами частной собственности, идеалами коллективного общественного труда и существованием индивидуального крестьянского хозяйства, плавным началом в экономике и невозможностью регулировать «сверху» рыночное хозяйство».

2. Социальные: проблема инвестиций решается в первую очередь за счет крестьянского хозяйства со всеми вытекающими из этого социальными последствиями. Появление экономического неравенства вызывает недовольство, вступает в противоречие с коммунистической идеологией. Люди, вкладывающие средства в экономику, воспринимаются в массовом сознании как «классово чуждый элемент», как спекулянты и эксплуататоры.

3. Политические: Элементы экономического плюрализма (многоукладная экономика с допущением частной собственности) требовали демократизации, либерализации политической системы.[3, с.52-53]

4. Внутрипартийная борьба за власть. Причины сворачивания НЭПа.

- после прочтения п.6,7 учебника, учащиеся формулируют в тетрадях основные тезисы – причины свертывания НЭПа.

Организуется обсуждение ответов учащихся в группе по очереди более одного круга (до тех пор, пока не закончатся аргументы каждого).

- проверка выполнения задания: стол № … ученик №… и т.д.

Причины свертывания НЭПа:

1. Диспропорция структурной и ценовой политике по отношению к городу вызвали кризисы (1925 г, 1927 – 1928 гг.), выход из которых большевики видели через призму административных методов.

2.  Государству понадобились средства для модернизации промышленности. «Нэп – это медленно» Сталин.

3. НЭП не соответствовал идее создания тоталитарного государства.

4. В массовом сознании господствует психология «военного коммунизма».

5. НЭП рассматривается как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.[3, с.53-54]

IV. Закрепление. Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие». (самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой – ключи на доске).

1. Отсутствие средств в государственном бюджете.

2. Введение прогрессивного налога на доходы частных предпринимателей.

3. Недостаток крупных иностранных инвестиций.

4. Повышение цен на промышленные товары.

5. Не стабильная экономическая и социально – политическая ситуация в стране.

6. Уменьшение товарной сельскохозяйственной продукции.

7. Сокрытие доходов нэпманами.

8. Крупное промышленное производство восстанавливалось и развивалось очень медленно.

9. Осереднячивание деревни.

10. Нехватка промышленных товаров

11. Доля частной промышленности в общем объёме производства не высока.

V. Итоги урока. Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.

На IX съезде советов в декабре 1921 г. Ле­нин заявил о введении нэпа «всерьез и надол­го, но ... не навсегда». Почему всерьез и надол­го? На этот вопрос ответить не трудно: в годы «военного коммунизма» были разрушены союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надол­го - потому что быстро избавить страну от го­лода и нищеты было невозможно.

А что означает не навсегда? Конечно, то, что нэп Ленин считал чем-то временным, рассчи­танным на восстановление разрушенного хо­зяйства. Известно, что Ленин связывал нэп с необходимостью временного отступления по­сле неудавшегося штурма, но отступление не бывает вечным.

Уже на XI съезде партии Ленин заявил, что через не­сколько лет «из России нэповской будет Рос­сия социалистическая».

VI. Рефлексия.  

Попробуйте оценить свою роботу на уроке по 10 балльной шкале.

 - Получил прочные знания, усвоил весь материал- 9-10 баллов.

 - Усвоил новый материал частично- 7-8 баллов.

 - Мало что понял, необходимо еще поработать -4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

 - Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов

 - Допустил ошибки -7-8 баллов.

 - Не справился -4-6 балов.

Как работала учебная группа?

 - Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания- 9 - 10 баллов.

 - Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4 - 6 баллов.

 

Сформулируйте Ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?

VII. Домашнее задание. § 28, термины, даты, отв.на вопр. Подготовить сообщение «НЭП в произведениях русских писателей» (М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова и т.д.)

Список литературы

1.     Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ – начале XXI века. 11 класс. – М.: Просвещение. 2010. – 185 – 189 с.

2.     Игнатьев А.В. Методические рекомендации по использованию учебника О.В.Волобуева, В.А.Клокова, М.В.Пономарева, В.А. Рогожкина «Россия и мир.11 класс». – М., 2004. – 70 с.

3.     Корнева Т.А. История России ХХ – XXI века. 11 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова. – Волгоград: Учитель. 204. – 52-54 с.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока в по истории"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 994 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 551
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Петрова Елена Сергеевна
    Петрова Елена Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31211
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 51 человек

Мини-курс

Психология развития и воспитания детей: особенности и подходы

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов