Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка урока в 9 классе на тему: "График уравнения с двумя переменными."

Разработка урока в 9 классе на тему: "График уравнения с двумя переменными."

Скачать материал

 

МОБУ СОШ д.Верхнекарышево

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока в 9 классе на тему:

 

"График уравнения 
с двумя переменными."

 

 

 

Учитель математики: Муниров Ф.Х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 год

Тема урока. График уравнения с двумя переменными.

 

Цель урока: добиться усвоения учащимися определения и алгоритма построения графика уравнения с двумя переменными. Сформировать умения формулировать изученное определение и объяснять алгоритм; применять их для решения задач на построение графиков уравнений с двумя переменными.

 

 Тип урока: обобщения и систематизации знаний, формирования умений.

Наглядность и оборудование: опорный конспект.

 

Ход урока

 

I  Организационный этап

Учитель рассказывает о приблизительном содержании учебно­го материала данного раздела.

 

II  Проверка домашнего задания

Учитель проверяет выполненный учащимися анализ темати­ческой контрольной работы № 3.

 

III  Формулирование цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

На этом этапе урока целесообразными будут слова учителя о том, что материал предыдущего раздела «Функция, свойства функции» может быть использован не только для решения ква­дратных неравенств и задач, предусматривающих их решение, но и для решения других задач. В частности, если вспомнить материал, изученный учащимися на уроках геометрии (уравнение фигуры в декартовых координатах), то становится понятным, что функции и их графики — одно из средств нахождения множеств точек, коор­динаты которых удовлетворяют определенному уравнению с дву­мя переменными. Такую задачу учащиеся уже решали на уроках алгебры в 7 классе (во время изучения темы «График линейного уравнения с двумя переменными»). Итак, на данном уроке стоит вопрос о систематизации знаний учащихся о графике уравнения с двумя переменными, формировании умений выполнять его построение и решать простейшие задачи па его применение.

 

IV. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Устные упражнения

Даны выражения:

 

1) x2 + y;       2)  xy+3;          3) у(х+2).

 

Найдите значение каждого из данных выражений:
а) при
х = -1,  у = 2;   б) при х = -0,5,  у = 0,4;     в) при   ,   у = 3.

Даны функции: 1) у =;    2) у = х2-2;  3) у=3x + 1;   4) у = -2.

Установите соответствие между данными функциями и графиками:

http://books.google.ru/books?id=H2d8ZjdxbG8C&hl=ru&hl=ru&pg=PA119&img=1&zoom=3&sig=ACfU3U19WUrq-KNRQ2SMeaAhliR7WwM-fA&w=685

 

 

3. Выразите одну переменную через другую из равенства:

 

 1) 4х-у = 1;   2) ху = 2;    3) х2 + у = 0;     4) х + ху = 2.

 

V. Усвоение знаний

План изучения нового материала

1.     Понятие уравнения с двумя переменными и сопутствующие понятия.

2.     Определение графика уравнения с двумя переменными. Сте­пень уравнения с двумя переменными.

3.     Алгоритм построения графика уравнения с двумя переменными.

 

 

Опорный конспект

 

Уравнение с двумя переменными

 

Примеры:  х2 + у2 = 25,   ху = 4,      х + ху = 1.

 

Сопутствующие понятия
Решение уравнения с двумя переменными х и у — это упорядоченная пара (х; у), преобразующая уравнение в верное равенство.

Например, пара (2;3) является решением уравнения   ху= 6 ,

 так как при  х = 2 и  y = 3 данное уравнение имеет вид   2*3 = 6,

 т. е. образуется верное равенство.

Степень целого уравнения с двумя переменными p(x; y) = 0  определяется как степень многочлена Р(х; у), если он приведен к стандартному виду.

Например, х2 + ху + у = 0— уравнение второй степени.

 

График уравнения с двумя переменными хиу — это множество точек координатной плоскости с координатами (х;у),  где пара (х;у) является решением данного уравнения с двумя переменными.

 

Алгоритм построения графика уравнения с двумя  переменными

Если уравнение можно привести к виду (х-а)2 +(у-b)г = R2    где a, b — произвольные числа, a R>0, то графиком этого уравнения будет окружность радиуса R с центром (а; b).  В других случаях (если нет модуля) выражаем у через  х  и строим график полученной функции y = f(x).

Пример. Построим график уравнения:
1) 2
x-3у = 6;    2) х2 + у2 = 9;      3) ху = 4.

Решение (см. рисунок)

 

1) 2х - 3у = 6       у = x - 2  — линейная функция.

 

x

0

3

y

-2

0

 

2) х2 + у2 = 9 = З2 — уравнение окружности радиуса 3 с центром (0;0).

 

3) ху = 4; у =  — обратная пропорциональность.

 

x

-4

-2

-1

1

2

4

y

-1

-2

-4

4

2

1

 

http://books.google.ru/books?id=H2d8ZjdxbG8C&hl=ru&hl=ru&pg=PA120&img=1&zoom=3&sig=ACfU3U0Ue-J9NywfODpTJrFx9SOzyrYiVA&w=685

 

Методический комментарий

Основная часть учебного материала урока — это знания и умения, полученные учащимися при изучении алгебры в предыдущих классах. На данном уроке осуществляется преимущественно повторение, обобщение и систематизация учебного материала.

 

Формирование умений

Устные упражнения

 

1.     Является ли решением уравнения    х2 + у = 10

      пара чисел:   1) x = 3, у = 1;        2) (-2;6)?

 

2. Принадлежат ли точки А(-2;3); В(0;0); С(3;0) графику урав­нения:

       1) ху = -6;         2) х2 -у = 9;          3) х2 + у2 = 9?

 

3. Определите степень уравнения:

     1) ху - 2у = 5;             2) х2 - у = 2;             3) х2  + 3у2 = 0.

 

4. Что является графиком уравнения:

     1) х2 + у2 = 4;              2) (х-1)2 + (у + З)2 = 9;

     3) х = ;                    4) х = Зу-1?

 

Письменные упражнения

Для реализации дидактической цели урока следует решить за­дачи такого содержания:

определить, является ли данная пара чисел решением урав­нения с двумя переменными;

построить график уравнения с двумя переменными;

найти несколько решений уравнения с двумя переменными аналитически и графически;

на повторение: решить системы линейных уравнений с двумя переменными.

 

Методический комментарий

Для лучшего усвоения учащимися содержания материала уро­ка рекомендуется при выполнении соответствующих задач неодно­кратно повторять определения решения уравнения с двумя пере­менными, графика уравнения с двумя переменными и алгоритм его построения (см. опорный конспект).

 

Итоги урока

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры уравнений с двумя переменными разных видов.

2. Что называется решением уравнения с двумя переменными? Для каждого из приведенных в п. 1 уравнений найдите хотя бы одно решение (если оно есть).

3. Приведите примеры уравнений с двумя переменными, графиками которых являются:

1) окружность;      2) прямая;

3) гипербола;        4) парабола.

4. Каким общим свойством обладает любая точка графика дан­ного уравнения с двумя переменными?

 

VIII. Домашнее задание

Выучить определение понятий, рассмотренных на уроке.

Решить  № 402

Повторить способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными (по справочнику для 7 класса);

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока в 9 классе на тему: "График уравнения с двумя переменными.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Основная часть учебного материала урока — это знания и умения, полученные учащимися при изучении алгебры в предыдущих классах. На данном уроке осуществляется преимущественноповторение, обобщение и систематизация учебного материала.

Для реализации дидактической цели урока следует решить задачи такого содержания:

определить, является ли данная пара чисел решением уравнения с двумя переменными;

построить график уравнения с двумя переменными;

найти несколько решений уравнения с двумя переменными аналитически и графически;

 

 

на повторение: решить системы линейных уравнений с двумя переменными.

Для лучшего усвоения учащимися содержания материала урока рекомендуется при выполнении соответствующих задач неоднократно повторять определения решения уравнения с двумя переменными, графика уравнения с двумя переменными и алгоритм его построения.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 273 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

План-конспект урока по математике на тему "Простые и составные числа" 5 класс по учебнику Дорофеева Г.В. и др.
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • Тема: 6.2. Простые и составные числа
  • 01.10.2020
  • 1242
  • 21
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 947
    • DOCX 146.9 кбайт
    • 28 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Муниров Фанзави Хадисович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Муниров Фанзави Хадисович
    Муниров Фанзави Хадисович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5967
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 861 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 52 человека

Курс повышения квалификации

Применение математических знаний в повседневной жизни

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе