Главная / История / Разработка урока в 7 классе "Эпоха Петра I"

Разработка урока в 7 классе "Эпоха Петра I"

Личностно-ориентированный урок по теме: «Эпоха Петра I»

7 класс


Цель урока:

  • Использовать субъектный опыт учеников

  • Развивать индивидуальные способности учеников

  • Создать условия для проявления познавательной

  • активности учащихся

  • Учить диалогу, работать парами, группой

  • Развить интерес к личности Петра I; способствовать

формированию умения высказывать свое отношение к

исторической личности.


Оборудование:

1 Карта «Россия с конца 17 в. до 60-х годов 18 в.»

  1. Учебные картины: «Петр I» (художник Серов), «Утро стрелецкой казни» (художник Суриков)

  2. Крупный меловой рисунок на доске – парусник

  3. В. Артемов «Рабочая тетрадь по истории Отечества» (задания для групп)

  4. Выставка книг: поэмы Пушкина «Полтава», «Медный всадник»; Павленко «Петр Первый» (Жизнь Замечательных Людей); Алексеев «Небывалое бывает» (рассказы); Кончаловская «Дар бесценный»; Краснов «Беседы по искусству в средней школе»


Оформление доски


На доске написана тема урока, помещены учебные картины, карта. Под картой написано задание: Кем были эти люди?

Апраксин Р.М., Шереметев Б.П., Ягужинский П.И., Меншиков А.Д.


Мелом нарисован парусник, в столбик записаны даты: 1672-1725, 1682-1725, 1698, 1700, 1703, 1714, 1700-1721, 1724


Ход урока

Учитель:

Сообщает учащимся тему, цель, формы организации их деятельности.

В начале урока мы будем участвовать в игровой пресс-конференции. Вы зададите свои вопросы «Петру I», в роли которого сегодня выступит (учитель называет имя ученика, имеющего способности лидера). Я думаю, он успешно справится с этой ролью (готовился заранее). Затем вам будут предложены различные задания, а в заключении урока вы дадите свою оценку личности и деятельности Петра I.



I Пресс-конференция


Учащиеся задают вопросы «Петру I» (готовят заранее)

При необходимости он пользуются картой.

Возможные варианты вопросов:

  1. Кто был первым вашим учителем, чему он вас научил?

  2. В какие игры вы играли в детстве?

  3. С какой целью вы поехали за границу, под каким именем?

  4. Какие страны вы посетили?

  5. Сколько кораблей было посторено за время вашего правления?

  6. За что вы наказали стрельцов?

  7. Когда вы получили титул «император»?

  8. Какие реформы вы провели?

  9. Какие сражения Северной войны вы проиграли, а какие выиграли?

  10. Что вы больше всего цените в людях?

  11. Какие товары вы разрешали вывозить, а какие ввозить?

  12. Кто мог посещать ассамблеи, чем там занимались?

  13. С какой целью вы приказали расширить посевы льна и конопли?

  14. Какие европейские обычаи вы ввели?

и т.д.


Учитель благодарит ученика, отвечавшего на вопросы и задававших вопросы учеников.



II Задания классу


1. Что означают эти даты?

2. Какие из них имеют отношение к картинам, помещенным на доске и меловому рисунку?


1672-1725 Годы жизни Петра I

1682-1725 Годы правления Петра I

1698 Восстание стрельцов

1700 Введение европейского летоисчисления

1703 Основание Санкт-Петербурга

1714 Гангутское сражение

1700-1714 Северная война

1724 Указ об учреждении Академии наук



3. Кем были эти люди? (карту снять, задание на доске под картой):

Апраксин Федор Матвеевич, Шереметев Борис Петрович, Ягужинский Павел Иванович, Меншиков Александр Данилович


4. О ком и почему Пушкин писал:

«И счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин»



III Выступление ученицы

Ученица, посещающая художественную школу, рассказывает о картине Сурикова «Утро стрелецкой казни» (литература: Краснов «Беседы по искусству в средней школе», Кончаловская «Дар бесценный»)


Учитель благодарит ученицу за интересный рассказ.



IV Задания группам

Сначала работаем парами, затем обсуждаем в группе. Вместе готовим ответ.


Задание I группе


Распределите по колонкам следующие явления (некоторые из них можно поместить сразу в несколько колонок): Цифирные школы, Морская академия, «Ведомости», Кунсткамера, «Лексиконы», публичная библиотека, ассамблеи, 1 января, открытие полезных ископаемых, История Северной войны», «бородовые знаки», горные училища, «Юности честное зерцало», гарнизонные школы, издание карт, изобретение новых токарных станков, Акадедемия наук

Образование

Книгоиздательское дело

Наука и техника

Европейские обычаи






Задание II группе


Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочтете фамилию первого «прибыльщика», крепостного графа Шереметева, ставшего благодаря своим проектам по изысканию доходов для государства крупным чиновником и помещиком.

1. Вывоз товаров за рубеж.

2. Крупное промышленное предприятие.

3. Ввоз товаров из-за рубежа.

4. Человек, изыскивающий новые источники государственных доходов.

5. Главный морской порт России до Петра I.

6. Политика превышения вывоза товаров из страны над их ввозом.

7. Название налогов в России.

8. Название переписи населения.



1 Э

К

С

П

О

Р

Т



2 М

А

Н

У

Ф

А

К

Т

У

Р

А


3 И

М

П

О

Р

Т





4 П

Р

И

Б

Ы

Л

Ь

Щ

И

К


5 А

Р

Х

А

Н

Г

Е

Л

Ь

С

К

6 М

Е

Р

К

А

Н

Т

И

Л

И

З

М



7 П

О

Д

А

Т

Ь



8 Р

Е

В

И

З

И

Я


Задание III группе


Исправьте не менее пяти ошибок в тексте:


Вернувшись из первого путешествия за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Остальным разрешалось бриться только после уплаты специальной пошлины.


Ответы учащихся


Учитель оценивает выступившего от группы ученика и тех, кто активно работал в группе.


V Выступления учеников


Чтение наизусть отрывков из поэм Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

Задание классу:

  1. Определите, как Пушкин относился к Петру I?

  2. А как вы относитесь к личности и деятельности Петра I?


Учитель:

Пушкин относился к Петру I с глубочайшим уважением. Петр стал героем его «Полтавы», «Медного всадника», «Арапа Петра Великого». Отношение свое к преобразованиям Пушкин выразил метко и образно: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при стуке топора и громе пушек». Но Пушкин всегда помнил, чьим потом и кровью оплачивались победы и успехи петровского государства. Суровый царь, по его словам, «уздой железной Россию поднял на дыбы». В течение многих лет высказывались разные оценки личности и деятельности. При всей их несхожести, нельзя не согласиться с тем, что Петр I - первоклассный полководец, флотоводец, дипломат, государственный деятель, реформатор. Он верил в возможности России, его не останавливали неудачи. Самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Пушкин называл его «вечным работником». Столь же примечательна постоянная тяга к знаниям и обучению других. В обращении с другими был прост, но суров, порой до жестокости. В повседневной жизни был неприхотлив, хотя любил увеселения по поводу военных побед. В большом и малом он оставался натурой цельной, деятельной. В нашей истории он по праву останется Петром Великим.

Домашнее задание: написать сочинение о Петре I.

Разработка урока в 7 классе "Эпоха Петра I"
  • История
Описание:

Цель урока:

-          Использовать субъектный опыт учеников

-          Развивать индивидуальные способности учеников

-          Создать условия для проявления познавательной

-          активности  учащихся

-          Учить диалогу, работать парами, группой

-          Развить интерес к личности Петра I; способствовать

      формированию умения высказывать свое отношение к

      исторической личности.

 

Оборудование:

1    Карта «Россия с конца 17 в. до 60-х годов 18 в.»

2        Учебные картины: «Петр I» (художник Серов), «Утро стрелецкой казни» (художник Суриков)

3        Крупный меловой рисунок на доске – парусник

4        В. Артемов «Рабочая тетрадь по истории Отечества» (задания для групп)

5        Выставка книг: поэмы Пушкина «Полтава», «Медный всадник»; Павленко «Петр Первый» (Жизнь Замечательных Людей); Алексеев «Небывалое бывает» (рассказы); Кончаловская «Дар бесценный»; Краснов «Беседы по искусству в средней школе»

 

 

Автор Языков Сергей Николаевич
Дата добавления 23.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 606
Номер материала 11263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓