Главная / Технология / урока в 5 классе «Производство текстильных материалов"

урока в 5 классе «Производство текстильных материалов"

Технологическая карта урока

Разработала: Яровикова Ольга Викторовна


Класс

5

Раздел

«Создание изделий из текстильных материалов»

Место в разделе

Первый урок

Тема

«Производство текстильных материалов» (2ч.)

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых учебных знаний

Дидактическая цель урока

Восприятие учащимися и первичное осознание нового ученого материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

ТДЦ

Создать условия для формирования системы ЗУН о процессах прядения и технологиях получения ткани, о классификации текстильных волокон

Обучающий аспект

  1. Обеспечить усвоение понятий «пряжа», «процесс прядения», «ткань», «текстильное волокно», «нить основы», «нить утка», «ткацкие переплетения», «раппорт» на уровне понимания

  2. Обеспечить усвоение знаний о процессах прядения и ткачества на уровне понимания.

  3. Обеспечить усвоение знаний о ткацких переплетениях на уровне применения.

  4. Обеспечить усвоение знаний о классификации текстильных волокон, определения лицевой и изнаночной сторон, а также нитей утка и основы на уровне конструктивного применения.

Развивающий аспект

  1. Развить наглядно – действенное мышление

  2. Развить умственные операции (сравнение, анализ)

  3. Развитие мотивации и познавательного интереса к решению задач по определению н.о и н.у, а также задач по определению лицевой и изнаночной стороны на уровне сравнения, анализа и синтеза

  4. Развитие самоконтроля полученных результатов решения

Воспитывающий аспект

  1. Воспитывать внимательность, техническую дисциплину и культуру труда.

  2. Знакомство с профессиями прядильщика и ткача и качествами для этой профессии.

Основное содержание темы


Классификация текстильных волокон. Способы получения натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Простые ткацкие переплетения.

Термины понятия

Волокна растительного происхождения (хлопок, лён), процесс прядения, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка, ткацкий , прядильщик, ткач, отбеливание, крашение, печатание, ткацкие переплетения.

УУД в которые будут включены учащиеся

Познавательные:

  • целеполагание: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание устно и письменно;

  • осмысление цели чтения;

  • сравнение, анализ, конкретизация, установление причинно – следственных связей;

  • рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предметные:

Знать:

  • волокна растительного происхождения;

  • прядильное, ткацкое, отделочное производства;

  • простые ткацкие переплетения

  • признаки определения н.о и н.у, а также признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани.

Уметь:

  • определять направление уточной и долевой нити;

  • определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

  • различать ткацкие переплетения, обозначать раппорт.

Метапредметные:

  • алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности;

  • отражение в устной форме результатов своей деятельности;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Личностные:

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • проявление познавательных интересов и активности в предметно-технологической деятельности;

  • проявление технико-технического мышления.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Дидактическая структура урока

Дидактическая задача урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и формы обучения

Средства обучения

Планируемые результаты

Организация начало урока

2мин

Подготовка учащихся к работе на занятии

Проверяет готовность детей к уроку

Контролируют готовность к уроку.



Л: самоорганизация.

Р: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Подготовка к основному этапу урока

8 мин

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Задает проблемные вопросы: Из чего и как изготавливают одежду, кухонные текстильные изделия? Как изготавливают ткань? Из чего она состоит? И какие бывают ткани?

Подводит учащихся к постановке цели и задач урока

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цели и задачи урока.



Эвристическая беседа по уточнению и конкретизации знаний о текстильных волокнах и способах их получения,

формирование цели,

конкретизация цели в задачах.


Форма: фронтальная


Выставка изделий из текстиля (скатерти, полотенца, разные виды одежды из льна и хлопка)

П: целеполагание: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Л: проявление познавательных интересов и активности в предметно-технологической деятельности;

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Усвоение новых знаний и способов действий

25 мин











Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения






Рассказ о классификации текстильных волокон (презентация «Натуральные волокна растительного происхождения»), способах изготовления нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства с демонстрацией фильма.

Демонстрирует образцы ткани из коллекции (суровая, и набивная), организует работу с текстом учебника стр. 86-87, с демонстрацией на ткани.

Проводит физкультминутку

Работа с понятиями: текстильные волокна растительного происхождения, прядение, пряжа, ткань, ткацкий станок, нить основы и нить утка, ткацкие переплетения,

Записывают основные понятия в тетрадь.


Отвечают на вопросы по просмотру фильма, работают с текстом учебника и коллекцией ткани

Словестные

Объяснительно-иллюстративные

Фронтальная

Индивидуальная

Презентация: Натуральные волокна растительного производства.

Видеоматериал: От прялки к ткацкому станку,

Как это сделано?, Ткани

Учебник, коллекция суровой и набивной ткани

П: осмысление цели чтения;

Предметные:

Знать: волокна растительного происхождения; прядильное, ткацкое, отделочное производства; простые ткацкие переплетения; признаки определения н.о и н.у, а также признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани.

Л: проявление познавательных интересов и активности в предметно-технологической деятельности; проявление технико-технического мышления.


Первичная проверка понимания

5 мин

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений их коррекция

Организует работу в рабочей тетради на печатной основе.

Выполняют задание 1,2 в рабочей тетради на печатной основе

Самостоятельная, индивидуальная работа

Рабочая тетрадь на печатной основе, учебник

П: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; осмысление цели чтения;

П: Знать: прядильное, ткацкое, отделочное производства; простые ткацкие переплетения

переплетения, обозначать раппорт.

М: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Л: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

Закрепление знаний и способов действий

25

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Проводит вводный инструктаж, организует лабораторную работу в парах «Определение направления долевой нити в ткани» и «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей»






Проводит Физкультминутку

Выполняют лабораторные работы (в учебнике № 6,7) «Определение направления долевой нити», «Определение лицевой и изнаночной стороны ткани», результаты заносят в таблицу в рабочей тетради на печатной основе (задания 3,4)

Индивидуальнаялабораторная работа

Фронтальная

Образцы тканей для лабораторной работы, рабочая тетрадь на печатной основе, учебник

П: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; осмысление цели чтения; сравнение, анализ, конкретизация, установление причинно – следственных связей;

П: Знать: признаки определения н.о и н.у, а также признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани.

Уметь: определять направление уточной и долевой нити; определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

М: алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Л: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; проявление познавательных интересов и активности в предметно-технологической деятельности; проявление технико-технического мышления.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблем; минтегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Контроль и самопроверка знаний

10

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Организует работу с презентацией.


Выполняют задания: Заполни пропуски в схеме «Классификация текстильных волокон», ответь на вопросы презентации, определи вид ткацкого переплетения.

Фронтальная

Презентация «Тест по материаловедению» , презентация

П: рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

П: Знать: волокна растительного происхождения; прядильное, ткацкое, отделочное производства; простые ткацкие переплетения; признаки определения н.о и н.у, а также признаки определения лицевой и изнаночной стороны ткани.

М: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Подведение итогов

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу следующей работы


Анализ и оценка успешности достижения целей урока

Самоконтроль, самооценка

Фронтальная


М: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

К: умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Рефлексия

Мотивация учащихся на рефлексию своего поведения, усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Задает вопросы для подведения итогов: 1. Было интересно….

2. Я поняла, что…..

3. Я научилась…

4. Теперь я могу….

5. Меня удивило….

6. Мне захотелось….


Отвечают продолжив предложения

Самоконтроль, самооценка

Фронтальная


П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание устно и письменно; рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

М: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей

П. 14, выполнения задания: Работа в интернет, выполни макет полотняного переплетения (Инструкция)

Записывают Д/З

Фронтальная





Ресурсы:

  1. Учебник 5 класс Н. В. Синица, В. Д. Симоненко.Москва «Вентана-Граф» 2013

  2. Технология ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь,Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Москва «Вентана-Граф» 2013

  3. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов



урока в 5 классе «Производство текстильных материалов"
  • Технология
Описание:

В разработке урока по теме "Производство текстильных материалов" для учащихся 5 класса раздела «Создание изделий из текстильных материалов» представлена технологическая карта урока. Урок первый в изучении данного раздела, урок изучения и первичного закрепления новых учебных знаний. Триединая дидактическая цель урока:  создать условия для формирования системы ЗУН о процессах прядения и технологиях получения ткани, о классификации текстильных волокон. Основное содержание темы:  классификация текстильных волокон. Способы получения натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани.  Простые ткацкие переплетения.

Автор Яровикова Ольга Викторовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1322
Номер материала 22063
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓