Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Используемые методы, приемы, формы
|
Формируемые УУД
|
1.Орг. момент
Психологический настрой.
(1 мин)
|
-Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо?
-Возьмите своего соседа за руку, мысленно пожелайте
успеха. Сегодня вам понадобится его помощь и поддержка.
И пусть у всех у нас будет…
|
Приветствуют гостей.
(Видеть вас мы очень
рады!)
Хором
(Хорошее настроение!)
|
Словесный
|
Личностные
|
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
(2 мин)
|
-Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест.
-Кто
догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке и какую цель мы должны
поставить перед собой?
|
Ответы детей.
- В стихотворении были названы разные природные зоны России, и значит
сегодня у нас урок обобщения, на котором мы должны будем повторить
пройденное.
|
Беседа
|
Регулятивные
|
3.Актуализация знаний (5 мин)
|
-На прошедших уроках мы с вами увидели и услышали много интересного о
природе, о растительном и животном мире нашей страны.
-И сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным
зонам России» (Сл№1)
Представьте, что если бы сотне художников, живущим в
разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы
совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой –
пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты
собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не
похожи они одно на другое. И сейчас, если вы выполните задание правильно, мы
увидим эти лица!
-Для путешествия нам понадобится карта природных зон, которую нужно
составить на доске, в порядке изучения тем.
-Найдите их условные обозначения.
-Теперь давайте подумаем, какой транспорт больше всего подойдет для
каждой зоны.
-Транспорт
выбран, и мы можем отправиться в путешествие. Но прежде, ответьте на вопрос:
«Кто, по вашему мнению, есть самый важный и нужный человек на сегодняшнем
уроке?».
-У
меня есть один предмет: вот эта шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может
быть, и в мире, только покажу я вам его в конце урока.
-А еще вы возьмете из нее необходимые
для занятия условия: это внимание, честность и уважение к мнению соседа.
-Договорились?
- Начнем мы наше путешествие с
«Разминки», где вы сами сможете проверить себя на «Дорожке знаний» (Сл.№3).
За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
- Подведем итоги. Закрасьте
столько клеточек на «Дорожке знаний», сколько вы получили жетонов.
|
Дети получают картинки с изображением природных зон, располагают их
на доске в порядке изучения, прикрепляют цветные значки.
Из предложенных картинок дети выбирают подходящий для определенной
зоны транспорт (ледокол, олени, грузовик, автомобиль, верблюд, автомобиль с
откидным верхом), обосновывают свой выбор.
Предполагают.
Закрашивают.
|
Фронтальный опрос.
|
Регулятивные. Коммуникативные.
|
4. Обобщение знаний о положении, особенностях
климата и занятиях населения природных зон.
(6-мин)
5.Обобщение знаний о животных природных зон
(6мин)
6.Обобщение знаний о растениях природных зон
(6мин)
|
-Мы находимся на станции «Географическая». (Сл.№2)
-Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара получит конверт с
названием природной зоны, картинками и различными карточками карточки, но
только 4 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные
ответы, наклеить их, а затем 1 человек из пары расскажет о вашей природной
зоне по плану: 1) положение зоны, 2) климат, 3) занятия населения. (Сл№3)
-А теперь попробуем составить «живую схему» природных зон. Слушайте
внимательно и выходите к доске.
- Какая задача стояла перед вами? Проверим, как вы справились.
-Подведем итоги этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных
ответов вашей пары.
-Если вы не допустили ошибок, то закрашиваете 4 клеточки, каждая
правильная карточка =1 клетке.
- Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую».
(Сл.№4)
Возьмите конверт с животными и карту природных зон.
Ваша задача среди картинок выбрать 3 правильных и «заселить животных»
в зону, над которой вы работаете». (3 картинки)
-Проверим работу. Какая задача стояла перед вами?
- Если вы поселили своих животных правильно, закрасьте 3 клеточки на
«Дорожке знаний». Правильный ответ= 1 клетке.
- Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая».
(Сл.№5)
-Предлагаю вам вспомнить растения, произрастающие в той или иной
природной зоне и выполнить каждому тест. Задание на соответствия. Стрелочкой
соедините название природной зоны и соответствующее ему растение.
-Теперь самостоятельно проверим работу по слайду.
- По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».
Правильных ответов-5.
-В каждой природной зоне растения имеют определённые особенности,
которые помогают им выжить.
Следующее испытание: по особенностям растений узнайте природную зону, в
которой можно встретить это растение и соедините их стрелочкой.
Поменяйтесь карточками, проверьте задание. А теперь еще раз проверим
по слайду.
Закрасим клеточки в «Дорожке знаний». Каждый правильный ответ=1 клетке.
Их должно быть 5
|
Выполняют работу.
Выходят к доске. Каждая пара рассказывает о выполненной
работе по плану (Сл.№3)
Оценивают работу в паре
Учащиеся, получают карточки с изображениями животных, заселяют их (прикрепляют
к карте природных зон)
Выходят к доске группы, которые работали над общей зоной. Обосновывают
от свой выбор.
Подведение итогов по этапу, рефлексия.
Дети работают с заданием на соответствие.
Самопроверка. (Сл.№5)
Работа по индивидуальным карточкам.
Взаимопроверка.
Закрашивают.
|
Самостоятельная работа в парах.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
|
Регулятивные. Коммуникативные
|
7.Физминутка.
(2 мин)
|
-У нас гости!
Летать не умеют, но плавают классно,
И жить круглый год в Антарктиде согласны,
По снегу идут, не боятся ангины,
А как называются птицы.
-Пингвины живут среди снега и льда, как и белые медведи? А могут ли
они встретиться?
Поэтому они прислали вам веселую физминутку и предлагают всем вместе
отдохнуть!
|
(Пингвины)
Нет, т.к. живут на разных плюсах - медведи в Северном, пингвины -
южном.
Выполняют физминутку
«3 пингвина».
|
|
|
8.Обобщение знаний о национальных парках и
заповедниках России.
(6мин)
|
-И мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии
«Экологическую». (Слайд 9) Во время путешествия мы успешно расселили
животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на
территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под
охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, о каких заповедниках и
национальных парках мы говорили на уроках.
На столах у вас листочки с таблицей
Используя материал учебника, вы должны ее заполнить.
Проверим!
- За правильно заполненное задание закрашиваем одну клетку.
- Какой вывод по таблице можно сделать?
|
Работа в парах.
Зачитывают работу.
В России созданы заповедники и национальные парки, где редкие
растения и животные находятся под охраной.
|
Работа с учебником.
|
|
9.Подведение итогов урока. Ромашка вопросов
(8мин)
|
-А теперь, я предлагаю каждому из вас
вспомнить, о чём мы говорили на уроке и обобщить это при составлении
«синквейна».
-Разбейтесь на группы по цвету квадратиков, которые вы получили в начале
урока. Соберитесь в группы у своих столов. Время 1 минута. Задача 1 группы
составить синквейн на тему Природные зоны
-Проверим!
-Наше путешествие подходит к концу, давайте подведем итоги.
- Какие цели мы ставили вначале урока?
- Мы их достигли?
- Каким способом?
-На какой из станций вам особенно было интересно?
-Что не получилось? Причина?
-А теперь посчитаем, сколько же километров вам удалось пройти! (1
клетка – 1 км
Сосчитайте клеточки и запишите, сколько километров вы прошли. Если вы
прошли больше 20 км – то можете поставить себе «5», если от 10 до 20 км – то
«4», если менее 10 км – то «3».
-Поднимите руку, кто получил 5, 4! Молодцы!
У вас на столах цветочки красного и зеленого цвета. Отдайте красные
цветочки тому человеку в паре, который, по-вашему, внес в работу самый
большой вклад. Зеленые цветочки тому, кто был в паре самым вежливым и
доброжелательным.
Покажитесь самые вежливые!
Покажитесь самые активные
|
Работа в группах. Отчет о работе.
Отрывают лепестки, зачитывают вопрос, озвучивают ответ, оценивают
свои результаты.
|
Синквейн, беседа, самооценка.
|
Регулятивные. Коммуникативные. Личностные.
|
10. Рефлексия.
(1-мин)
|
-Как вы распорядитесь своими знаниями?
- Если вы считаете, что все понятно и может пригодится в дальнейшем -
сложите свои знания в чемодан, если нужно над темой еще подумать и
переработать - положите в мясорубку, а кому знания не нужны - выбросите в
корзину.
-Где в дальнейшем вам пригодятся полученные на этих уроках знания?
А свои выполненные мини- проекты можно положить в папку достижений.
|
Подходят к доске и помещают свои знания
(Листочки) под выбранную картинку. (Чемодан, мясорубка, корзина)
Предполагают, где пригодятся знания.
|
|
|
11. Задание на дом.
(2мин)
|
-Подошёл к концу урок
Скоро будет дан звонок. По результатам сегодняшнего урока выберите
для себя домашнее задание. ( Сл.№10)
Получившие тройки, подготовят нам сообщение о редком растении или
животном одного из заповедников. Вам нужно расширить свои знания! Кто получил
четыре- составят к уроку экологические знаки. А кто получил сегодня пять,
выполнит творческую работу и нарисует понравившуюся природную зону.
-Теперь мы можем открыть нашу шкатулку и посмотреть, кто же был
самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое
лежит на дне шкатулки каждый видит себя)
-Вы удивлены?
-Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!
-Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
-Всем спасибо за работу! (Сл.№11)
|
Дети заглядывают в шкатулку.
|
|
Регулятивные. Коммуникативные.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.