Главная / Начальные классы / Разработка урока с презентацией по теме "Путешествие по природным зонам России"

Разработка урока с презентацией по теме "Путешествие по природным зонам России"

Название документа 1.pptx

Путешествие по природным зонам России
Дорожка знаний 1 правильный ответ=1 клетке
Станция «Географическая» План: Положение зоны Климат 3анятия населения
Станция «Зоологическая»
Ботаническая Пустыня Ягель Арктическая зона Лиственница Субтропики Саксаул Ле...
Проверь себя Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители ...
физминутка
«Экологическая» «Заповедники и национальные парки России». Название заповедни...
Дорожка знаний Больше 20 км-оценка 5 От 10 до 20 км- оценка 4 Менее 10 км- оц...
Домашнее задание а) «Я эколог-исследователь». Подготовить сообщение о редком ...
 Молодцы!
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Путешествие по природным зонам России
Описание слайда:

Путешествие по природным зонам России

№ слайда 2 Дорожка знаний 1 правильный ответ=1 клетке
Описание слайда:

Дорожка знаний 1 правильный ответ=1 клетке

№ слайда 3 Станция «Географическая» План: Положение зоны Климат 3анятия населения
Описание слайда:

Станция «Географическая» План: Положение зоны Климат 3анятия населения

№ слайда 4 Станция «Зоологическая»
Описание слайда:

Станция «Зоологическая»

№ слайда 5 Ботаническая Пустыня Ягель Арктическая зона Лиственница Субтропики Саксаул Лесна
Описание слайда:

Ботаническая Пустыня Ягель Арктическая зона Лиственница Субтропики Саксаул Леснаязона Кипарис Тундра Лишайник

№ слайда 6 Проверь себя Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Зон
Описание слайда:

Проверь себя Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Зона лесов Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни

№ слайда 7 физминутка
Описание слайда:

физминутка

№ слайда 8 «Экологическая» «Заповедники и национальные парки России». Название заповедника
Описание слайда:

«Экологическая» «Заповедники и национальные парки России». Название заповедника Охраняемые животные Охраняемые растения

№ слайда 9 Дорожка знаний Больше 20 км-оценка 5 От 10 до 20 км- оценка 4 Менее 10 км- оценк
Описание слайда:

Дорожка знаний Больше 20 км-оценка 5 От 10 до 20 км- оценка 4 Менее 10 км- оценка 3

№ слайда 10 Домашнее задание а) «Я эколог-исследователь». Подготовить сообщение о редком рас
Описание слайда:

Домашнее задание а) «Я эколог-исследователь». Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников. б) « Охраняй природу!» Придумать экологические знаки для разных зон. в) «Сам себе художник». Нарисовать рисунок по теме “Природные зоны России».

№ слайда 11  Молодцы!
Описание слайда:

Молодцы!

Название документа Приложение.docx

Приложение.1

Утверждения. «Верно ли?»

1.Что грибы бывают выше берез?

2.Что летом по траве можно ездить на санях?

3.Что «птичьи базары» находятся в лесной зоне?

4. Что тупики это насекомые?

5. Что у белых медведей есть «родильный дом»?

6. Что лемминги - основная пища дельфинов?

7.Что существует благородный сокол?

8. Что верблюды хранят в горбах воду?

9.Что саксаул- дерево без тени?

10.Что кусты могут «бегать» по степи?

11.Что морской конек- отец прячет икринки в кармашек?

H:\дорожка знаний.jpg

Карточки с заданиями



Пустыня

Ягель

Арктическая зона

Лиственница

Субтропики

Саксаул

Лесная зона

Кипарис

Тундра

Лишайник



Корни -луковицы

Арктика

Длинные корни

Тундра

Деревья- долгожители

Зона лесов

Карликовые деревья

Степи

Живут на камнях

Пустыни



Ромашка вопросов

Какую цель ставили?

Удалось ли ее достичь?

Каким способом?

На какой станции понравилась работа?

Что не получилось?

Работать было (легко, трудно)

Мое настроение…



Название документа Физминутка Пингвинчики.pptx

Физминутка Пингвинчики Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
 Белозёрова Т.В.
Источники: http://mirchar.ru:8080/gameimages/clothesview/fon_icecastle_hcm.pn...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Физминутка Пингвинчики Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Физминутка Пингвинчики Белозёрова Т.В.

№ слайда 2  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 3  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 4  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 5  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 6  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 7  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 8  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 9  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 10  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 11  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 12  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 13  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 14  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 15  Белозёрова Т.В.
Описание слайда:

Белозёрова Т.В.

№ слайда 16 Источники: http://mirchar.ru:8080/gameimages/clothesview/fon_icecastle_hcm.png -
Описание слайда:

Источники: http://mirchar.ru:8080/gameimages/clothesview/fon_icecastle_hcm.png - фон http://svetlanal.narod.ru/anim.html - пингвины http://www.audiopoisk.com/track/no/mp3/6ou-gruppa-ulibka---tri-pingvina/ - песня http://file.mobilmusic.ru/e3/15/a2/786608.gif http://www.welldes.com/images/penguin_ice_skating_spin_lg_nwm.gif http://www.welldes.com/images/penguin_holding_umbrella_lg_nwm.gif http://www.welldes.com/gif-animacija/pingviny.html http://www.smayli.ru/data/smiles/pticia-107.gif http://files.myopera.com/ellinidata/blog/dancing.gif http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/83/423/83423070_83564134.gif Белозёрова Т.В.

Название документа разработка.doc


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Орг. момент

Психологический настрой.

(1 мин)





-Необычный день у нас

И гостями полон класс

Что гостям сказать нам надо?

-Возьмите своего соседа за руку, мысленно пожелайте успеха. Сегодня вам понадобится его помощь и поддержка.

И пусть у всех у нас будет…

Приветствуют гостей.

(Видеть вас мы очень рады!)




Хором

(Хорошее настроение!)

Словесный

Личностные

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

(2 мин)







-Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то полгода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то реки, озера,

Где-то край топких болот,

Где-то с ясного неба

И капля дождя не идет.

Где-то сосны и ели,

Густой и тенистый лес,

Где-то мхи и лишайник-

Край пустоты окрест. 

-Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке и какую цель мы должны поставить перед собой?


















Ответы детей.

- В стихотворении были названы разные природные зоны России, и значит сегодня у нас урок обобщения, на котором мы должны будем повторить пройденное.


Беседа

Регулятивные

3.Актуализация знаний (5 мин)






-На прошедших уроках мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

-И сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России» (Сл№1)

Представьте, что если бы сотне художников, живущим в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились бы совсем разные картины. На одной мы увидели бы суровую тундру, на другой – пышный лес, а на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся: сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. И сейчас, если вы выполните задание правильно, мы увидим эти лица!


-Для путешествия нам понадобится карта природных зон, которую нужно составить на доске, в порядке изучения тем.

-Найдите их условные обозначения.

-Теперь давайте подумаем, какой транспорт больше всего подойдет для каждой зоны.

-Транспорт выбран, и мы можем отправиться в путешествие. Но прежде, ответьте на вопрос: «Кто, по вашему мнению, есть самый важный и нужный человек на сегодняшнем уроке?».

-У меня есть один предмет: вот эта шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире, только покажу я вам его в конце урока.

-А еще вы возьмете из нее необходимые для занятия условия: это внимание, честность и уважение к мнению соседа.

-Договорились?

- Начнем мы наше путешествие с «Разминки», где вы сами сможете проверить себя на «Дорожке знаний» (Сл.№3). За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

- Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на «Дорожке знаний», сколько вы получили жетонов.






Дети получают картинки с изображением природных зон, располагают их на доске в порядке изучения, прикрепляют цветные значки.

Из предложенных картинок дети выбирают подходящий для определенной зоны транспорт (ледокол, олени, грузовик, автомобиль, верблюд, автомобиль с откидным верхом), обосновывают свой выбор.


Предполагают.
























Закрашивают.




Фронтальный опрос.













































Регулятивные. Коммуникативные.


4. Обобщение знаний о положении, особенностях климата и занятиях населения природных зон.

(6-мин)














5.Обобщение знаний о животных природных зон

(6мин)











6.Обобщение знаний о растениях природных зон

(6мин)












-Мы находимся на станции «Географическая». (Сл.№2)

-Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара получит конверт с названием природной зоны, картинками и различными карточками карточки, но только 4 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, наклеить их, а затем 1 человек из пары расскажет о вашей природной зоне по плану: 1) положение зоны, 2) климат, 3) занятия населения. (Сл№3)

-А теперь попробуем составить «живую схему» природных зон. Слушайте внимательно и выходите к доске.

- Какая задача стояла перед вами? Проверим, как вы справились.

-Подведем итоги этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов вашей пары.

-Если вы не допустили ошибок, то закрашиваете 4 клеточки, каждая правильная карточка =1 клетке.

- Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую». (Сл.№4)

Возьмите конверт с животными и карту природных зон.

Ваша задача среди картинок выбрать 3 правильных и «заселить животных» в зону, над которой вы работаете». (3 картинки)

-Проверим работу. Какая задача стояла перед вами?


- Если вы поселили своих животных правильно, закрасьте 3 клеточки на «Дорожке знаний». Правильный ответ= 1 клетке.

- Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая». (Сл.№5)

-Предлагаю вам вспомнить растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить каждому тест. Задание на соответствия. Стрелочкой соедините название природной зоны и соответствующее ему растение.

-Теперь самостоятельно проверим работу по слайду.

- По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний». Правильных ответов-5.

-В каждой природной зоне растения имеют определённые особенности, которые помогают им выжить.

Следующее испытание: по особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение и соедините их стрелочкой.

Поменяйтесь карточками, проверьте задание. А теперь еще раз проверим по слайду.

Закрасим клеточки в «Дорожке знаний». Каждый правильный ответ=1 клетке. Их должно быть 5













Выполняют работу.


Выходят к доске. Каждая пара рассказывает о выполненной работе по плану (Сл.№3)

Оценивают работу в паре





Учащиеся, получают карточки с изображениями животных, заселяют их (прикрепляют к карте природных зон)

Выходят к доске группы, которые работали над общей зоной. Обосновывают от свой выбор.


Подведение итогов по этапу, рефлексия.








Дети работают с заданием на соответствие.


Самопроверка. (Сл.№5)









Работа по индивидуальным карточкам.


Взаимопроверка.






Закрашивают.

Самостоятельная работа в парах.
























Самостоятельная работа.








Самостоятельная работа.























Регулятивные. Коммуникативные

























7.Физминутка.

(2 мин)

-У нас гости!

Летать не умеют, но плавают классно,

И жить круглый год в Антарктиде согласны,

По снегу идут, не боятся ангины,

А как называются птицы.

-Пингвины живут среди снега и льда, как и белые медведи? А могут ли они встретиться?

Поэтому они прислали вам веселую физминутку и предлагают всем вместе отдохнуть!










(Пингвины)

Нет, т.к. живут на разных плюсах - медведи в Северном, пингвины - южном.

Выполняют физминутку

«3 пингвина».



8.Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

(6мин)


-И мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую». (Слайд 9) Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, о каких заповедниках и национальных парках мы говорили на уроках.

На столах у вас листочки с таблицей

Используя материал учебника, вы должны ее заполнить.

Проверим!

- За правильно заполненное задание закрашиваем одну клетку.

- Какой вывод по таблице можно сделать?

















Работа в парах.

Зачитывают работу.

В России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.

Работа с учебником.



9.Подведение итогов урока. Ромашка вопросов

(8мин)



-А теперь, я предлагаю каждому из вас вспомнить, о чём мы говорили на уроке и обобщить это при составлении «синквейна».

-Разбейтесь на группы по цвету квадратиков, которые вы получили в начале урока. Соберитесь в группы у своих столов. Время 1 минута. Задача 1 группы составить синквейн на тему Природные зоны

-Проверим!

-Наше путешествие подходит к концу, давайте подведем итоги.

- Какие цели мы ставили вначале урока?

- Мы их достигли?

- Каким способом?

-На какой из станций вам особенно было интересно?

-Что не получилось? Причина?

-А теперь посчитаем, сколько же километров вам удалось пройти! (1 клетка – 1 км

Сосчитайте клеточки и запишите, сколько километров вы прошли. Если вы прошли больше 20 км – то можете поставить себе «5», если от 10 до 20 км – то «4», если менее 10 км – то «3».

-Поднимите руку, кто получил 5, 4! Молодцы!

У вас на столах цветочки красного и зеленого цвета. Отдайте красные цветочки тому человеку в паре, который, по-вашему, внес в работу самый большой вклад. Зеленые цветочки тому, кто был в паре самым вежливым и доброжелательным.

Покажитесь самые вежливые!

Покажитесь самые активные

Работа в группах. Отчет о работе.







Отрывают лепестки, зачитывают вопрос, озвучивают ответ, оценивают свои результаты.






















Синквейн, беседа, самооценка.


Регулятивные. Коммуникативные. Личностные.

10. Рефлексия.

(1-мин)



-Как вы распорядитесь своими знаниями?

- Если вы считаете, что все понятно и может пригодится в дальнейшем - сложите свои знания в чемодан, если нужно над темой еще подумать и переработать - положите в мясорубку, а кому знания не нужны - выбросите в корзину.

-Где в дальнейшем вам пригодятся полученные на этих уроках знания?

А свои выполненные мини- проекты можно положить в папку достижений.


Подходят к доске и помещают свои знания

(Листочки) под выбранную картинку. (Чемодан, мясорубка, корзина)




Предполагают, где пригодятся знания.



11. Задание на дом.

(2мин)

-Подошёл к концу урок

Скоро будет дан звонок. По результатам сегодняшнего урока выберите для себя домашнее задание. ( Сл.№10)

Получившие тройки, подготовят нам сообщение о редком растении или животном одного из заповедников. Вам нужно расширить свои знания! Кто получил четыре- составят к уроку экологические знаки. А кто получил сегодня пять, выполнит творческую работу и нарисует понравившуюся природную зону.

-Теперь мы можем открыть нашу шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя)

-Вы удивлены?

-Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

-Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

-Всем спасибо за работу! (Сл.№11)

















Дети заглядывают в шкатулку.
















Регулятивные. Коммуникативные.


Название документа технологическая карта.doc

Технологическая карта урока

Тема урока:

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России»

Тип урока: урок повторения и обобщения

Форма урока: урок- путешествие

Цели урока:

  1. Обучающая: обобщить знания учащихся по разделу «Путешествие по природным зонам России», проверить знания учащихся. 

  2. Развивающая: развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, умение работать в парах, группах, познавательный интерес и творческую активность, 

  3. Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру. 

Оборудование: карты природных зон, фотографии животных, карточки с заданиями, презентация, учебники, оценочные листы, «ромашка вопросов», жетоны, цветочки для рефлексии, фломастеры, бумага, шкатулка.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые технологии, методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Орг. момент

Психологический настрой.

(2 мин)







Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.


Словесные.

Личностные:

учебно-познавательный интерес,

желание учиться

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

(2 мин)







Цель, которую ставит перед собой учитель: сообщить учащимся тему урока, обеспечить мотивацию учения школьников и подвести к формулировке целей урока.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать тему и цели урока


Беседа, методы

стимулирования

и мотивации

учебно-познавательной

деятельности (АМО)

Регулятивные:

принимать учебную задачу.

Коммуникативные:

вступать

в общение, выражать

свою точку зрения


3.Актуализация знаний

(6 мин)






Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать деятельность учащихся по повторению сведений о природных зонах

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать свои знания о природных зонах.


Технология критического мышления, фронтальный опрос, технология АМО


Регулятивные:

планировать свои высказывания;

оценивать правильность

выполнения заданий.

Коммуникативные:

участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать

собеседника), вступать в общение.

4. Обобщение знаний о положении, особенностях климата и занятиях населения природных зон.

(5-мин)








5.Обобщение знаний о животных природных зон

(5мин)







6.Обобщение знаний о растениях природных зон

(5мин)







Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить формирование у учащихся умения самостоятельно применять знания в ситуации выбора







Цель, которую ставит перед собой учитель: выявить качество и уровень знаний учащихся, обеспечить их коррекцию





Цель, которую ставит перед собой учитель:

выявить качество и уровень знаний учащихся, обеспечить их коррекцию.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применить знания о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон в ситуации выбора






Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

«заселить» животных в свою зону






Цель, которая должна быть достигнута учащимися: узнать по описанию растение, установить соответствие между природной зоной и особенностями растений.


Работа в парах, применение ИКТ











Объяснительно – иллюстративный, работа с картой, работа в парах






Самостоятельная работа.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, предлагаемый план действий, действовать по плану

Коммуникативные:

вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Познавательные:

понимать информацию,

представленную в модельной,

словесной и изобразительной

форме.


7.Физминутка.

(2 мин)


Цель, которую ставит перед собой учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение

Здоровьесберегающие технологии.


8.Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.

(5мин)



Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать поисковую деятельность учащихся.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: представить изученный материал в таблице, используя материал учебника.


Проблемно- поисковый, работа в парах, работа с учебником.


Регулятивные:

понимать предлагаемый план

действий, действовать по плану

Коммуникативные

осуществлять сотрудничество.

Познавательные

осуществлять поиск

информации

в учебнике


9.Подведение итогов урока

«Ромашка вопросов»

(8мин)



Цель, которую ставит перед собой учитель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, оценка результатов деятельности своей и класса.


Беседа, самооценка, технология АМО

Регулятивные:

адекватно

воспринимать оценку учителя, товарищей

Коммуникативные:

вступать

в общение, выражать

свою точку зрения, слушать другого

10. Рефлексия.

(интеллектуальная)

(2-мин)



Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать рефлексию учащихся

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: дать оценку своему труду

Самопознание

Личностные:

оценивать свое эмоциональное состояние

11. Задание на дом.

(3мин)

Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения домашнего задания.


Применение ИКТ, беседа

Регулятивные:

понимать предлагаемый план

действий


Разработка урока с презентацией по теме "Путешествие по природным зонам России"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока, соствленный в соответстствии с ФГОС по теме" Природные зоны России".Разработан на основе программы УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс. На уроке используются различные формы работы- групповая, парная, фронтальная. Дети с удовольствием работают над мини- проектом, выполняя различные задания по карточкам,"зселяя" животныхв различные зоны,  вспомнят доплнительный материал из хрестоматии, оценят свои достижения в "дорожке знаний". Активные методы обучения позволяют держать "интригу" в течении всего урока.В папке можно найти приложение с заданиями, музкальную физминутку и презентацию.Физминутка вкючается автоматичски, кликнув по слову на   слайде.

Автор Цемина Марина Анатольевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 751
Номер материала 8113
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓