Инфоурок Музыка Другие методич. материалыРазработка урока с презентацией для 2 класса на тему "Фольклор - народная мудрость"

Разработка урока с презентацией для 2 класса на тему "Фольклор - народная мудрость"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 2 класс урок по теме Фольклор - народная мудрость.docx

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

 «Фольклор – народная мудрость»

Цель: создать условия для осознания детьми понятия «фольклор»

 

Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса и активности обучающихся на уроке, чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • способствовать умению использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
  • способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, любви к русскому народному творчеству.

 

Методы обучения: диалогический, продуктивный, сравнения, обобщения, эвристический.

 

Задание на дом: сочинить частушку, потешку, скороговорку на тему школьной жизни.

 

Зрительный ряд: презентация к уроку.

 

Ход урока:

Слайд 1

В начале урока звучит музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарева.

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем уютном доме. Как вы уже догадались - я хозяйка этого дома.

Слайд 2

Домовой: Ой, здравствуйте, как вас много!

Учитель: Ребята, вы узнали кто это?

Домовой: Правильно, я домовой, а зовут меня Кузя. Живу я здесь 300 лет. Есть у меня волшебный ларец, да проку с него нет. По своей рассеянности я растерял содержимое всего ларца, осталось в нем лишь одно слово “ФОЛЬКЛОР”. Прежние хозяева говорили, что оно совершенно загадочное, сказочное, веселое, а что оно означает, я не знаю. Но слышал, что где-то есть волшебный лес, в котором и можно найти объяснение этому слову. Ну, раз уж вы пожаловали, то не могли бы вы отправиться в этот лес, чтобы добыть знания о фольклоре?

Когда вы будете в волшебном лесу, постарайтесь, как можно больше найти и взять с собой, что могло бы объяснить значение слова фольклор. 
А чтобы вам быстрей добраться до волшебного леса, я дам вам свою тележку.
Счастливого пути!


Учитель: ребята, а кто из вас знает, что такое фольклор?

Так какова же цель нашего урока? Узнать что такое фольклор - или подтвердить выдвинутую нами гипотезу или опровергнуть её.

Давайте перед дальней дорогой настроимся, возьмемся за руки, чтобы не потеряться в лесу, будем внимательны, чтобы ничего не забыть.

А в дороге нам будет помогать веселое стихотворение. Я буду проговаривать слова, а вы попробуйте их озвучить.

Слайд 3

Едем, едем на тележке (скрип, скрип)
Распевать свои потешки.
Листья шуршат (ш-ш-ш)
Белка на ветке орешки грызет (цок-цок-цок)

Слайд 4
Ручеек журчит (болтают языком)

Слайд 5
В речку он бежит (болтают языком)
Долго – долго ехали, наконец, приехали. (Ух!)

Слайд 6

Учитель: ребята, вот мы и приехали в волшебный лес. Посмотрите, как здесь темно и мне кажется, что мы с вами заблудились. Давайте позовём друг друга.

Распевание:

Девочки: а-у

Мальчики: а-у

Слайд 7

Кажется, стало светлеть.  А вот и первая волшебная полянка потешек.

– Может быть, кто-нибудь из вас знает, что такое потешки?

 Потешки - небольшие стишки или песенки-приговорки. Давайте посмотрим, какую потешку приготовила нам полянка.

БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ

Погляди, к твоей тарелке *

Из лесов сбежались белки!

Съели булку, съели кашу

И глядят на дочку нашу!

С аппетитом белки ели

И всё съесть они велели!

Доченька послушала…

И всю кашку скушала! (выключить экран)

А сейчас постараемся её запомнить. Разучивание текста потешки и пропевание.

Давайте попробуем проговорить эту потешку очень быстро. (Проговаривание слов скороговоркой).

Учитель: что у нас получилось?

Дети: правильно скороговорка.

Учитель: вот такие скороговорки и потешки пели еще во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из поколения в поколение. * (включить экран) *

– Мы можем взять с собой потешки и скороговорки  для Кузиного ларца, это в дальнейшем поможет объяснить нам загадочное слово фольклор? Конечно, ведь Кузя велел нам собирать всё, что будет попадаться в пути.

Учитель: какая же следующая полянка встретится нам на пути?

Слайд 8

Это же полянка отдыха, мы с вами засиделись в повозке, давайте встанем и немного разомнемся (Слайд 9).

Продолжаем наше путешествие и попадаем на полянку загадок.

Слайд 10

Какие же загадки она нам приготовила, давайте посмотрим.

Слайд 11

Ой, как тут всё непонятно. Может уже кто-то из вас догадался, что здесь нужно сделать? Что изображено на экране?

Если взять деревянную заготовку и стамеску можно сделать ложку, * кусок кожи и  обод с металлическими пластинами – бубен, * а если мы сплетём из бересты что-то похожее на погремушку и насыпем внутрь бусинки или горох, то получится шаркунок.* Что же это такое ложки, бубен, шаркунок? Правильно, это ударные инструменты.

Учитель: все эти инструменты придумал народ, значит они называются…

Дети: народные.

Учитель: какие ещё русские народные инструменты вы можете назвать?

Слайд 11

Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудные дни, и в праздники, и во время печальных событий. Удивительные голоса народных инструментов помогали людям жить. (выключить экран)

Посмотрите вот на этот инструмент, еще раз скажем, как же он называется? 

Дети: ложки.

Учитель: правильно. Это русский народный инструмент.

– Для чего нужна ложка? 

Дети: кормит человека.

Учитель: а для того, чтобы ложки звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок.

Возьмите ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Педагог показывает.) Вызвать группу ребят, которые будут играть на ложках.

Учитель: мы сейчас вспомним один из приемов игры на свистульках – короткий звук. Вызвать группу ребят, которые будут играть на свистульках.

– разучивание ритмических партий.

Учитель: сейчас одна группа детей будет играть на ложках, другая на свистульках, а все остальные исполнят народную песню «Русская изба». (включить экран) *

Слайды12-23 (переключать после куплета, припева, проигрыша)

Исполнение песни, точнее вступления к песне и проигрыши под аккомпанемент музыкальных инструментов.

– Молодцы! А как вы думаете, что нам нужно взять с собой в волшебный ларец с этой полянки?

Слайд 24

Дети: народные инструменты.

Учитель: а разве на этой полянке мы только играли на музыкальных инструментах? Правильно, мы ещё отгадывали загадки.

Слайд 25

Продолжаем наше путешествие и останавливаемся на следующей поляне хороводов.

(после просмотра видео вопрос к детям)
Учитель: кто из вас знает, что такое хоровод?

Дети: ответ детей.

Учитель: хоровод – это народный танец, в котором танцевальные движения выполняются коллективно под исполняемую песню. Какие русские народные хороводы вы знаете? Давайте посмотрим необычный хоровод-цепочку. (щёлкнуть на видео в правом верхнем углу)

Слайд 26

Исполнение хоровода-цепочки «Хоровод-Земля» вместе с детьми.

– Как вы думаете, что можно взять с собой с этой волшебной полянки? Правильно, хороводы и песни. Давайте положим эти слова в ларец.

Учитель: – ребята, настало время и домой возвращаться. В путь.

Слайд 27

Вот мы и добрались до нашей горницы. Очень устали, давайте сядем на лавочки и вместе позовем Кузю, ведь мы выполнили его просьбу, целый ларец набрали различных слов и узнали, что же такое фольклор.

Хором: Кузя!

Учитель: Кузя, мы принесли тебе волшебный ларец и узнали, что же такое фольклор. * (нажать граммофончик и подождать, когда Кузя даст ответ)

Кузя: Нет, нет, я вам не верю. (нажать граммофончик)

Учитель:  ребята, давайте же назовем все, что входит в понятие слова фольклор, всё, что мы собрали в свой волшебный ларец. *

Потешки – небольшие смешные стишки или песенки-приговорки.

Хоровод – древний народный танец, в котором движения выполняются по кругу коллективно, под исполняемую песню.

Скороговорка – словесная игра, в которой необходимо быстро проговаривать слова.

Народные инструменты – это инструменты, которые были созданы народом.

Таким образом, вот это все было создано народом и называется фольклором.

Фольклор – в переводе с английского – народная мудрость, или народное творчество.

– Ребята, так что же такое фольклор?

Слайд 28

Слайд 29 (Кузя прощается с ребятами)

Рефлексия

·        Что вам понравилось на уроке больше всего?

·        Вы хотели бы отправиться еще в такое увлекательное путешествие?

Учитель: ребята, посмотрите, а ларец и вправду волшебный. Появились маленькие матрешки. Эти брелочки я дарю вам.

Слайд 30

 

*- означает щёлкнуть по экрану.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока с презентацией для 2 класса на тему "Фольклор - народная мудрость""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Фольклор - народная мудрость.ppt

Скачать материал "Разработка урока с презентацией для 2 класса на тему "Фольклор - народная мудрость""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Музыка,
здравствуй!

    1 слайд

    Музыка,
    здравствуй!

  • фольклор

    2 слайд

    фольклор

  • скрипскрипскрипляляляш-ш-ш-ш

    3 слайд

    скрип
    скрип
    скрип
    ля
    ля
    ля
    ш-ш-ш-ш

  • 4 слайд

  • 5 слайд

  • ААУУ

    6 слайд

    А
    А
    У
    У

  • ПОЛЯНКА ПОТЕШЕКПОТЕШКИСКОРОГОВОРКИЧИСТОГОВОРКИ

    7 слайд

    ПОЛЯНКА ПОТЕШЕК
    ПОТЕШКИ
    СКОРОГОВОРКИ
    ЧИСТОГОВОРКИ

  • ПОЛЯНКА ОТДЫХА

    8 слайд

    ПОЛЯНКА ОТДЫХА

  • 9 слайд

  • ПОЛЯНКА ЗАГАДОК

    10 слайд

    ПОЛЯНКА ЗАГАДОК

  • Деревянная заготовкаКожаОбод с металлическими пластинами12342341СтамескаБубен...

    11 слайд

    Деревянная заготовка
    Кожа
    Обод с металлическими пластинами
    1
    2
    3
    4
    2
    3
    4
    1
    Стамеска
    Бубен
    Ложки
    Береста
    Бусинки
    Шаркунок

  • ПЕСНИ

    12 слайд

    ПЕСНИ

  • Русская изба

    13 слайд

    Русская изба

  • Наши прадеды любовно Топором тесали брёвна,Гвозди крепко забивали, Песни г...

    14 слайд

    Наши прадеды любовно
    Топором тесали брёвна,
    Гвозди крепко забивали,
    Песни громко запевали!

  • Ставенки узорные, Тонкая резьба,До чего просторная, До чего просторная Русск...

    15 слайд

    Ставенки узорные, Тонкая резьба,
    До чего просторная, До чего просторная Русская изба!

  • Что избе капризы моды, Что ей годы-непогоды!Ни хозяевам не тесно, И для го...

    16 слайд

    Что избе капризы моды,
    Что ей годы-непогоды!
    Ни хозяевам не тесно,
    И для гостя хватит места.

  • Ставенки узорные, Тонкая резьба,До чего просторная, До чего просторная Русск...

    17 слайд

    Ставенки узорные, Тонкая резьба,
    До чего просторная, До чего просторная Русская изба!

  • Проигрыш

    18 слайд

    Проигрыш

  • Ухмыляются иные, А изба стоит и ныне!Не сломалась, не сгорела, Лишь немног...

    19 слайд

    Ухмыляются иные,
    А изба стоит и ныне!
    Не сломалась, не сгорела,
    Лишь немного постарела.

  • Ставенки узорные, Тонкая резьба,До чего просторная, До чего просторная Русск...

    20 слайд

    Ставенки узорные, Тонкая резьба,
    До чего просторная, До чего просторная Русская изба!

  • Проигрыш

    21 слайд

    Проигрыш

  • Дорожим мы стариною, Стала нам она родною.Вечна прадедов работа Будет радо...

    22 слайд

    Дорожим мы стариною,
    Стала нам она родною.
    Вечна прадедов работа
    Будет радовать кого-то!


  • Ставенки узорные, Тонкая резьба,До чего просторная, До чего просторная Русск...

    23 слайд

    Ставенки узорные, Тонкая резьба,
    До чего просторная, До чего просторная Русская изба!
    Русская изба!

  • загадкимузыкальные
инструменты

    24 слайд

    загадки
    музыкальные
    инструменты

  • ПОЛЯНКА ХОРОВОДОВ

    25 слайд

    ПОЛЯНКА ХОРОВОДОВ

  • ХОРОВОДЫпесниПОЛЯНКА ХОРОВОДОВ

    26 слайд

    ХОРОВОДЫ
    песни
    ПОЛЯНКА ХОРОВОДОВ

  • Фольклор:ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ,
ЧИСТОГОВОРКИ,
ЗАГАДКИ,
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТ...

    27 слайд

    Фольклор:
    ПОТЕШКИ, СКОРОГОВОРКИ,
    ЧИСТОГОВОРКИ,
    ЗАГАДКИ,
    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ,
    ПЕСНИ, ХОРОВОДЫ

  • Ф О Л Ь К Л О Р -
 народная мудрость

    28 слайд

    Ф О Л Ь К Л О Р -
    народная мудрость

  • 29 слайд

  • До новых встреч!

    30 слайд

    До новых встреч!

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: создать условия для осознания детьми понятия «фольклор»

 Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса и активности обучающихся на уроке, чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • способствовать умению использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
  • способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, любви к русскому народному творчеству.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 3242
    • RAR 19.4 мбайт
    • 487 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Супакова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Супакова Наталья Владимировна
    Супакова Наталья Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28132
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Учитель музыки

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 374 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 097 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные направления музыкального искусства

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Музыка")

Учитель музыки

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 22 человека

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе