Главная / Музыка / Разработка урока с презентацией для 2 класса на тему "Фольклор - народная мудрость"

Разработка урока с презентацией для 2 класса на тему "Фольклор - народная мудрость"

Название документа 2 класс урок по теме Фольклор - народная мудрость.docx

hello_html_m6042f24e.gif

«Фольклор – народная мудрость»

Цель: создать условия для осознания детьми понятия «фольклор»


Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса и активности обучающихся на уроке, чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • способствовать умению использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, любви к русскому народному творчеству.


Методы обучения: диалогический, продуктивный, сравнения, обобщения, эвристический.


Задание на дом: сочинить частушку, потешку, скороговорку на тему школьной жизни.


Зрительный ряд: презентация к уроку.


Ход урока:

Слайд 1

В начале урока звучит музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарева.

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем уютном доме. Как вы уже догадались - я хозяйка этого дома.

Слайд 2

Домовой: Ой, здравствуйте, как вас много!

Учитель: Ребята, вы узнали кто это?

Домовой: Правильно, я домовой, а зовут меня Кузя. Живу я здесь 300 лет. Есть у меня волшебный ларец, да проку с него нет. По своей рассеянности я растерял содержимое всего ларца, осталось в нем лишь одно слово “ФОЛЬКЛОР”. Прежние хозяева говорили, что оно совершенно загадочное, сказочное, веселое, а что оно означает, я не знаю. Но слышал, что где-то есть волшебный лес, в котором и можно найти объяснение этому слову. Ну, раз уж вы пожаловали, то не могли бы вы отправиться в этот лес, чтобы добыть знания о фольклоре?

Когда вы будете в волшебном лесу, постарайтесь, как можно больше найти и взять с собой, что могло бы объяснить значение слова фольклор. 
А чтобы вам быстрей добраться до волшебного леса, я дам вам свою тележку.
Счастливого пути!


Учитель: ребята, а кто из вас знает, что такое фольклор?

Так какова же цель нашего урока? Узнать что такое фольклор - или подтвердить выдвинутую нами гипотезу или опровергнуть её.

Давайте перед дальней дорогой настроимся, возьмемся за руки, чтобы не потеряться в лесу, будем внимательны, чтобы ничего не забыть.

А в дороге нам будет помогать веселое стихотворение. Я буду проговаривать слова, а вы попробуйте их озвучить.

Слайд 3

Едем, едем на тележке (скрип, скрип)
Распевать свои потешки.
Листья шуршат (ш-ш-ш)
Белка на ветке орешки грызет (цок-цок-цок)

Слайд 4
Ручеек журчит (болтают языком)

Слайд 5
В речку он бежит (болтают языком)
Долго – долго ехали, наконец, приехали. (Ух!)

Слайд 6

Учитель: ребята, вот мы и приехали в волшебный лес. Посмотрите, как здесь темно и мне кажется, что мы с вами заблудились. Давайте позовём друг друга.

Распевание:

Девочки: а-у

Мальчики: а-у

Слайд 7

Кажется, стало светлеть. А вот и первая волшебная полянка потешек.

Может быть, кто-нибудь из вас знает, что такое потешки?

 Потешки - небольшие стишки или песенки-приговорки. Давайте посмотрим, какую потешку приготовила нам полянка.

БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ

Погляди, к твоей тарелке *

Из лесов сбежались белки!

Съели булку, съели кашу

И глядят на дочку нашу!

С аппетитом белки ели

И всё съесть они велели!

Доченька послушала…

И всю кашку скушала! (выключить экран)

А сейчас постараемся её запомнить. Разучивание текста потешки и пропевание.

Давайте попробуем проговорить эту потешку очень быстро. (Проговаривание слов скороговоркой).

Учитель: что у нас получилось?

Дети: правильно скороговорка.

Учитель: вот такие скороговорки и потешки пели еще во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из поколения в поколение. * (включить экран) *

Мы можем взять с собой потешки и скороговорки для Кузиного ларца, это в дальнейшем поможет объяснить нам загадочное слово фольклор? Конечно, ведь Кузя велел нам собирать всё, что будет попадаться в пути.

Учитель: какая же следующая полянка встретится нам на пути?

Слайд 8

Это же полянка отдыха, мы с вами засиделись в повозке, давайте встанем и немного разомнемся (Слайд 9).

Продолжаем наше путешествие и попадаем на полянку загадок.

Слайд 10

Какие же загадки она нам приготовила, давайте посмотрим.

Слайд 11

Ой, как тут всё непонятно. Может уже кто-то из вас догадался, что здесь нужно сделать? Что изображено на экране?

Если взять деревянную заготовку и стамеску можно сделать ложку, * кусок кожи и обод с металлическими пластинами – бубен, * а если мы сплетём из бересты что-то похожее на погремушку и насыпем внутрь бусинки или горох, то получится шаркунок.* Что же это такое ложки, бубен, шаркунок? Правильно, это ударные инструменты.

Учитель: все эти инструменты придумал народ, значит они называются…

Дети: народные.

Учитель: какие ещё русские народные инструменты вы можете назвать?

Слайд 11

Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудные дни, и в праздники, и во время печальных событий. Удивительные голоса народных инструментов помогали людям жить. (выключить экран)

Посмотрите вот на этот инструмент, еще раз скажем, как же он называется? 

Дети: ложки.

Учитель: правильно. Это русский народный инструмент.

Для чего нужна ложка? 

Дети: кормит человека.

Учитель: а для того, чтобы ложки звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок.

Возьмите ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Педагог показывает.) Вызвать группу ребят, которые будут играть на ложках.

Учитель: мы сейчас вспомним один из приемов игры на свистульках – короткий звук. Вызвать группу ребят, которые будут играть на свистульках.

разучивание ритмических партий.

Учитель: сейчас одна группа детей будет играть на ложках, другая на свистульках, а все остальные исполнят народную песню «Русская изба». (включить экран) *

Слайды12-23 (переключать после куплета, припева, проигрыша)

Исполнение песни, точнее вступления к песне и проигрыши под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Молодцы! А как вы думаете, что нам нужно взять с собой в волшебный ларец с этой полянки?

Слайд 24

Дети: народные инструменты.

Учитель: а разве на этой полянке мы только играли на музыкальных инструментах? Правильно, мы ещё отгадывали загадки.

Слайд 25

Продолжаем наше путешествие и останавливаемся на следующей поляне хороводов.

(после просмотра видео вопрос к детям)
Учитель: кто из вас знает, что такое хоровод?

Дети: ответ детей.

Учитель: хоровод – это народный танец, в котором танцевальные движения выполняются коллективно под исполняемую песню. Какие русские народные хороводы вы знаете? Давайте посмотрим необычный хоровод-цепочку. (щёлкнуть на видео в правом верхнем углу)

Слайд 26

Исполнение хоровода-цепочки «Хоровод-Земля» вместе с детьми.

Как вы думаете, что можно взять с собой с этой волшебной полянки? Правильно, хороводы и песни. Давайте положим эти слова в ларец.

Учитель: – ребята, настало время и домой возвращаться. В путь.

Слайд 27

Вот мы и добрались до нашей горницы. Очень устали, давайте сядем на лавочки и вместе позовем Кузю, ведь мы выполнили его просьбу, целый ларец набрали различных слов и узнали, что же такое фольклор.

Хором: Кузя!

Учитель: Кузя, мы принесли тебе волшебный ларец и узнали, что же такое фольклор. * (нажать граммофончик и подождать, когда Кузя даст ответ)

Кузя: Нет, нет, я вам не верю. (нажать граммофончик)

Учитель:  ребята, давайте же назовем все, что входит в понятие слова фольклор, всё, что мы собрали в свой волшебный ларец. *

Потешки – небольшие смешные стишки или песенки-приговорки.

Хоровод – древний народный танец, в котором движения выполняются по кругу коллективно, под исполняемую песню.

Скороговорка – словесная игра, в которой необходимо быстро проговаривать слова.

Народные инструменты – это инструменты, которые были созданы народом.

Таким образом, вот это все было создано народом и называется фольклором.

Фольклор – в переводе с английского – народная мудрость, или народное творчество.

Ребята, так что же такое фольклор?

Слайд 28

Слайд 29 (Кузя прощается с ребятами)

Рефлексия

  • Что вам понравилось на уроке больше всего?

  • Вы хотели бы отправиться еще в такое увлекательное путешествие?

Учитель: ребята, посмотрите, а ларец и вправду волшебный. Появились маленькие матрешки. Эти брелочки я дарю вам.

Слайд 30


*- означает щёлкнуть по экрану.

Название документа Фольклор - народная мудрость.ppt

Наши прадеды любовно Топором тесали брёвна, Гвозди крепко забивали, Песни гро...
Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русск...
Что избе капризы моды, Что ей годы-непогоды! Ни хозяевам не тесно, И для гост...
Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русск...
Проигрыш
Ухмыляются иные, А изба стоит и ныне! Не сломалась, не сгорела, Лишь немного ...
Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русск...
Проигрыш
Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечна прадедов работа Будет радова...
Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русск...
Ф О Л Ь К Л О Р - народная мудрость
До новых встреч!
1 из 30

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Наши прадеды любовно Топором тесали брёвна, Гвозди крепко забивали, Песни громко
Описание слайда:

Наши прадеды любовно Топором тесали брёвна, Гвозди крепко забивали, Песни громко запевали!

№ слайда 15 Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русская
Описание слайда:

Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русская изба!

№ слайда 16 Что избе капризы моды, Что ей годы-непогоды! Ни хозяевам не тесно, И для гостя х
Описание слайда:

Что избе капризы моды, Что ей годы-непогоды! Ни хозяевам не тесно, И для гостя хватит места.

№ слайда 17 Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русская
Описание слайда:

Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русская изба!

№ слайда 18 Проигрыш
Описание слайда:

Проигрыш

№ слайда 19 Ухмыляются иные, А изба стоит и ныне! Не сломалась, не сгорела, Лишь немного пос
Описание слайда:

Ухмыляются иные, А изба стоит и ныне! Не сломалась, не сгорела, Лишь немного постарела.

№ слайда 20 Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русская
Описание слайда:

Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русская изба!

№ слайда 21 Проигрыш
Описание слайда:

Проигрыш

№ слайда 22 Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечна прадедов работа Будет радовать
Описание слайда:

Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечна прадедов работа Будет радовать кого-то!

№ слайда 23 Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русская
Описание слайда:

Ставенки узорные, Тонкая резьба, До чего просторная, До чего просторная Русская изба! Русская изба!

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 Ф О Л Ь К Л О Р - народная мудрость
Описание слайда:

Ф О Л Ь К Л О Р - народная мудрость

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30 До новых встреч!
Описание слайда:

До новых встреч!

Разработка урока с презентацией для 2 класса на тему "Фольклор - народная мудрость"
  • Музыка
Описание:

Цель: создать условия для осознания детьми понятия «фольклор»

 Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса и активности обучающихся на уроке, чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • способствовать умению использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
  • способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, любви к русскому народному творчеству.
Автор Супакова Наталья Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 2337
Номер материала 24499
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓