Упражнение
в подборе проверочных слов для названий предметов
Рибинская Вера Васильевна, учитель
начальных классов
УМК: Гармония
Класс: 2
Тип урока: урок
комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Вид урока:
урок-практикум.
Цель: продолжить
упражнять в решении орфографических задач в корне для названий
предметов.
Задачи: Создание
условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; тренировка
умения различать проверочные и проверяемые слова; формирование навыка подбора
проверочных слов разными способами; развитие у учащихся речи, орфографической
зоркости, навыков самоконтроля и самооценки; умения работать в паре, в группе.
Ход
урока
I.
Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Добрый
день, дети!
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем,
Каждый что-то пожелает.
– Что вы
пожелали своему соседу? (ответы)
– А я
желаю, чтобы сегодняшний урок принёс вам радость, новые знания и новые успехи!
II.
Актуализация знаний
– Ребята,
чему мы учились последние уроки? (решать орфографические задачи в корне
слова)
– Что
значит, решить орфографическую задачу? (правильно выбрать букву)
Слайд 1.
– Сегодня
к нам в гости пришёл старик – годовик из сказки Владимира Ивановича Даля и
приготовил для вас задания. Он немного пошалил, и некоторые буквы выпали из
слов. Давайте наведём порядок. Решим орфографические задачи.
На доске
записаны слова с пропущенными буквами.
Буквы а,
о, и, е. я, б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с написаны на отдельных листочках.
– Вставьте
буквы в слова, обоснуйте свой ответ, подобрав проверочное слово. Вставьте букву
в слово, сделав проверку.
гл.за
|
голу.ь
|
скри.
|
м.сты
|
тра.ка
|
шар.
|
р.ка
|
бере.
|
пар.
|
л.сты
|
огоро.
|
буке.
|
п.тно
|
стри.
|
ланды.
|
|
ска.ка
|
кра.ки
|
(Учащиеся
выходят по очереди, вставляют букву, называя проверочное слово)
III.
Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи
– Что
обозначают все эти слова? (предмет)
– Что вы
делали, чтобы не ошибиться и правильно выбрать букву? (подбирали проверочное
слово)
(Учитель
стирает слова, остаются только буквы.)
а
о
е
и
я
|
б
в
г
д
ж
з
|
п
ф
к
т
ш
с
|
– Что это
за буквы?
(Это
буквы, которые обозначают безударные гласные и парные согласные звуки.)
– Найдите
у себя на столах памятку «Как искать проверочные слова для корня?»
(На каждой
парте памятка «помогай-ка») См. приложение 1.
–
Вспомните, какие способы проверки орфограмм в корне вы знаете?
- изменить
слово по числам (ед.ч.- мн.ч.)
- по
«командам» вопросов «кто? – что?»
- по
«командам» вопросов «Много кого? – чего?»
- подобрать
однокоренное слово (учитель демонстрирует модели)
– Как вы
думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем находить
проверочные слова для названий предметов и делать проверку разными способами.)
Слайд 1. Тема
урока: Упражнения в подборе проверочных слов для названий
предметов.
IV.
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)
Слайд 2.
–
Прочитайте слова на слайде. (В.СНА, З.МА, ЛЕТО, ОС.НЬ)
– Что
объединяет все эти слова? (это название времён года).
–
Старик-годовик приглашает нас в гости к временам года.
– В чём
отличие этих слов? (Во всех словах, кроме слова ЛЕТО пропущены гласные).
– Как вы
думаете, почему? (В слове лето Е находится под ударением, во всех остальных
словах пропущены безударные гласные).
– Какие
буквы надо вставить?
Поиск
проверочного слова для безударного гласного в корне слова.
– Хорошо
живётся ударной гласной корня: все ее отчетливо слышат, видят и правильно
пишут. А как быть бедняжкам безударным? Они очень обижены. Помогите им, друзья.
Организация
работы в парах.
–
Прочитайте задание на карточке. Что нужно сделать? (Надо выбрать проверочное
слово для безударного гласного звука).
– Что для
этого надо сделать? (Выбрать то слово, где безударный гласный звук становится
ударным)
–
Выполните это задание в парах. Чья пара справится, поднимите «общую ручку».
(Паре учеников выдаётся только одна группа слов) См. приложение 2
Е
|
цветок
цветы
цветник
цветик
цветение
|
А
|
травинка
трава
травка
травяной
травянистый
|
Е
|
снежинка
снежный
снегопад
снега
снегирь
|
И
|
листопад
листы
листовая
листочек
листья
|
Слайды 3,
4, 5, 6
(Проверка.
Дети объясняют выбор проверочного слова)
– Молодцы,
ребята, вы отлично справились с этим заданием.
–
Вспомните начало сказки Владимира Ивановича Даля.
(Читает
подготовленный ученик)
«…Вышел
старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим
особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – полетели первые три птицы.
Повеял холод, мороз…»
– О каком
времени года идёт речь? (о зиме)
– О каких
птицах упомянул автор? (январь, февраль, март)
Способ
проверки: изменение числа (ед.ч.-мн.ч.) (демонстрация
модели)
Старик-годовик
предлагает поиграть,
Букву в слове отгадать.
С вами, дружные ребятки,
Парные согласные играют в прятки.
– Найдите
проверочные слова для орфограмм, используя модель
Слайд 7.
Читают
загадки подготовленные ученики. На слайде появляются слова – отгадки с
пропущенными буквами. Дети веером показывают букву, объясняют написание,
изменив слово по числам.
Белое
покрывало
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло (сне.)
Вот идет
какой-то дед,
А в руках его букет:
Не из листьев и цветов –
Из сосулек и снежков. (Моро.)
В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито –
Ночью вставлено (прору.ь)
Без рук, без ног, а в избу лезет.(холо.)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился ... (снегови. )
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму – никто не поднимет.
Весна придет – он сам уйдет. (сугро.)
– Молодцы,
ребята, вы отгадали зимние загадки старика – годовика.
V.
Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные задания)
Способ
проверки: изменение слова по «команде» вопросов «кто? ↔ что?»
– Что там
дальше в сказке говорится? (читает подготовленный ученик)
– «Махнул
старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на
полях показались цветы…»
–
Догадались, ребята, к кому мы в гости направляемся? (к весне)
– О какой
тройке поведал нам В.И. Даль? (весенние месяцы – март, апрель, май)
– Писать
сегодня мы будем не в тетрадях, а на красивых листах. Их для вас приготовил
старик – годовик. Прочитайте первое задание. См. приложение 3.
Слайд 8.
На
карточках прочитайте задание 1.
– «Собери
из слов пословицу. Запиши, вставив пропущенные буквы. Обозначьте в словах
ударение. Подчеркните буквы безударных гласных, требующие проверки.
З.мля,
отдыхает, а, з.мой, в.сной, расцв.тает.»
– Найдите
проверочные слова для орфограмм, используя модель «Изменить слово по команде
вопросов. кто? ↔ что? (ед.ч. ↔ мн.ч.)» Демонстрация модели.
кто? ↔
что?
(ед.ч. ↔
мн.ч.)
|
– Как вы
понимаете пословицу? Запишите её.
–
Объясните, как вы проверяли безударные гласные?
– Земля
зимой отдыхает, и мы с вами отдохнём.
Слайд 9.
Музыкальная
физминутка.
Руки
подняли и покачали –
Это деревья (4 раза) в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает (4 раза) росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы (4 раза) летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим (4 раза) назад.
–
Отдохнули, пора и в путь.
Способ проверки:
изменение слова по «команде» вопросов «Много кого – чего?»
– Найдите
проверочные слова для орфограмм, используя модель. «Изменить слово по команде
вопросов «Много кого? – чего?» Демонстрация модели.
Много
кого – чего?
(ед.ч.
↔ мн.ч.)
|
На доске
записаны слова:
Гря(д/т)ка,
др(о/а)ва, куку(ш,ж)ка, доро(ш,ж)ка, деду(ш/ж)ка,
оши(п/б)ка, улы(п/б)ка.
– Решите
орфографические задачи, объясните выбор буквы.
(ученики
по очереди выходят к доске, подбирают проверочное слово, записывают букву)
VI.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Способ
проверки: подбор однокоренного слова
«Махнул
старик-годовик в третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно,
знойно. Мужики стали жать рожь…»
– Что это
за птицы? (июнь, июль, август)
Организация
работы в группах.
– Для
«летних» слов старик – годовик просит вас найти однокоренное слово. Демонстрация
модели.
Подбери
однокоренное слово
|
– Что
значит подобрать однокоренное слово? (Назвать предмет ласково или наоборот;
назвать как маленький или наоборот, как большой.)
– У
каждого из вас на столе есть одно слово. Найдите себе пару (однокоренное слово)
у ребят, сидящих на вашем ряду. Сядьте вместе.
(Ребята
встают из-за парт, ищут себе пару, садятся вместе.)
– Вставьте
пропущенную букву, выделите корень.
Проверка: Выйдите
перед классом ребята первого ряда. Встаньте парами слева направо так, чтобы
сначала было проверочное слово, потом проверяемое.
(Учащиеся
объясняют правописание)
Медовый – мё.
веточка – ве.ка
дерево – дере.це
морковочка – мокро.ь
– А теперь
выйдут ребята, сидящие на втором ряду.
скворушка – скв.рец
поле – п.ляна
охрана – хр.нение
звери – зв.рьки
птенчик – пт.нец
– Вы
правильно подобрали однокоренное слово. Молодцы!
VII.
Контроль и самооценка
– Вот и
пришло время погостить у последнего времени года.
– «Махнул
старик – годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный
ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы».
– У ворот
какого времени года мы оказались? (осени).
– Какие
птицы теперь полетели? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
–
Перелётные птицы собираются в дальнюю дорогу. Одни из таких птиц – это скворцы.
Слайд 10.
(Подготовленный
ученик рассказывает о скворцах).
Скворцы –
некрупные птицы. Они имеют чёрное оперение с металлическим блеском с белыми
крапинками. Эти птицы первыми прилетают к нам весной и держатся в стаях. Гнёзда
устраивают в дуплах, под крышами домов, охотно селятся в сделанных человеком
скворечниках. В кладке у скворчихи – 3-7 красивых голубых яиц. Их высиживает
самка в течение 14 дней. Кормят птенцов оба родителя. Они носят своим
прожорливым чадам различных насекомых, их личинок, червей, слизней, улиток и
прочую мелкую живность. Через пару недель скворчата вылетают из гнезда, а еще
спустя 5-7 дней становятся совершенно самостоятельными. Скворцы – прекрасные
певцы. Поздней осенью они отлетают на юг. Летят они ночью, собираясь в огромные
стаи, где могут быть сотни и сотни тысяч скворцов. При этом они никогда не
сталкиваются друг с другом. Это удивительное зрелище – наблюдать за их полётом.
Кажется, что летит огромная чёрная туча.
Слайд 11
(видео) Слайд 12.– На карточках прочитайте задание 2. См.
приложение 3.
–
Прочитайте выразительно текст про скворцов.
Скв(о/а)рцы.
Прошёл
сентябрь. Облетают л(и/е)сточки с д(и/е)ревьев. На берё(з/с)ке мокрый от д(о/а)ждя
скв(о/а)речник. Вот из скв(о/а)речника высунулся клю(в/ф), блеснул гл(о/а)зок.
Да это скв(о/а)рчиха! И скв(о/а)рец рядом на ве(д/т)ке. Ночью они отправятся за
тёплые м(о/а)ря.
– Решите
орфографические задачи, устно объясните выбор буквы.
Слайд 13.
Поверка. Поменяйтесь
работами, проверьте друг друга.
– Осень –
время года, когда вы отправляетесь в школу за хорошими оценками.
–
Поставьте друг другу оценки, согласно критериям.
(Запись на
доске) без
ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-5 ошибки – «3»
– Кто все
задания выполнил без ошибок, поставьте себе оценку «5»
– Встаньте
те, у кого «5»,а теперь те, у кого «4». Вы все молодцы!
VIII.
Рефлексия (подведение итогов урока)
– Подведём
итог урока. Вспомните, что мы учились делать сегодня на уроке русского языка? (находить
проверочные слова, решать орфографические задачи, правильно писать слова)
– Какие
способы проверки мы вспомнили на уроке?
– Какую
цель ставили в начале урока? (Учиться находить проверочные слова для названий
предметов разными способами)
– Достигли
ли мы цели урока?
– Сверните
свой листочек пополам. Что у нас получилось? (письмо) См. приложение 3.
– Письмо
мы можем отправить, но сначала его надо подписать.
– Кому оно
адресовано? (Ст.рику- г.довику)
– Вставьте
пропущенные буквы. Подпишите, от кого.
– Старик –
годовик оставил у нас в классе свои варежки. Одна из них синяя, другая красная.
– Если на
уроке вам было легко и интересно, опустите своё письмо в красную варежку
старика – годовика. Если испытывали трудности и было скучно, то – в синюю.
– Какие задания
старика-годовика вам понравились?
– Что было
трудным? – Вы молодцы, спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.