Главная / Русский язык и литература / Разработка урока русского языка в ТРКМ "Как пополняется словарный состав русского языка" (5 класс)

Разработка урока русского языка в ТРКМ "Как пополняется словарный состав русского языка" (5 класс)

Разработка урока в ТРКМ


Сиюткина Светлана Николаевна


МКОУ «Кайлинская ООШ» Усть-Ишимского района Омской области


Русский язык


5 класс


УМК под редакцией М.М.Разумовской


Тема урока: Как пополняется словарный состав русского языка


Место урока в теме: 8-й урок в теме «Лексика. Словообразование». Урок изучения нового материала.


Приёмы ТРКМ: «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт», «Кластер»


Цель: используя приёмы ТРКМ, создать условия для изучения нового материала.


Задачи: формирование представления о путях пополнения словарного состава русского языка,

развитие умения задавать вопросы различного типа, систематизировать и творчески перерабатывать информацию,

воспитание уважительного отношения к мнению других.


Стадия урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

«Вызов»

Орг. момент

Приветствие



Подготовка к работе


Работа с эпиграфом




обмен мнениями


Формулировка темы урока



обмен мнениями


приём

«Тонкие и толстые вопросы»







Постановка цели урока

обмен мнениями

- Добрый день! Мне приятно видеть ваши внимательные глаза. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит вам радость общения друг с другом при открытии новых знаний. Успехов вам и удачи!

Подготовьте тетрадь к работе.

- Какую большую тему мы изучаем?

- Выразительно прочитайте эпиграф к уроку.

- Объясните, как вы понимаете слова М.Горького.




- Попробуем сформулировать тему урока, используя слова М.Горького и название большой темы.


- Запишите тему урока.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы при изучении темы? Сформулируйте «тонкие» и «толстые» вопросы к теме.







- Какова цель урока?

- Что для этого будем делать?







Учащиеся записывают дату.

- Лексика. Словообразование


«Русский язык неисчерпаемо богат и

все обогащается с быстротой поражающей»

М.Горький

- Я считаю, что …

- По моему мнению, …


- Как обогащается русский язык.

- Как обогащается лексика русского языка.

- Как пополняется словарный состав русского языка.

Учащиеся записывают тему урока.

Учащиеся заполняют таблицу.

«тонкие» ?

«толстые» ?

- Сколько в русском языке способов пополнения словарного состава?

- Как они называются?

- В чём различие между способами пополнения лексики?

- Какие признаки имеет слово, пришедшее в русский язык?


- Узнать, как пополняется словарный состав языка.

- Работать с информацией, т.е. читать, задавать вопросы, находить на них ответы.

- Нужно активно работать.

«hello_html_259129dc.gifОсмысление»

Сам. работа с учебником

приём «Инсерт»


беседа



приём «Кластер»









работа в парах


обмен мнениями




Сам. работа с учебником


обмен мнениями



коллективная работа


обмен мнениями








Сам. работа

по карточкам




взаимопроверка






Физминутка







групповая работа


обмен мнениями
























Выразительное чтение текста



Выборочное письмо



взаимопроверка

взаимооценка


Прочитайте самостоятельно текст упр. 271 на стр. 88. Читая текст, делайте пометки «v» - уже знал, «+» - новое, «?» - есть вопросы.

- Что вы уже знали?

- Какие новые сведения вы отметили?

- У кого какие вопросы появились?

- Представим полученную информацию в виде «грозди».

По середине новой строки запишите ключевое понятие. Пропустите строку и запишите понятия, связанные с ключевым. Соедините стрелками ключевое понятие с понятиями второго уровня.


- Осудите в парах понятия третьего уровня.





- Продолжаем строить кластер.

- Прочитайте текст упр. 272 на стр. 89.

- Сформулируйте основную мысль.


- Какие слова мы поместим на четвертом уровне?











- На партах лежат карточки.

Задание. Выберите из списка иноязычные слова, составьте с ними словосочетания и запишите, проверяя себя по орфографическому словарю.

- Для проверки обменяйтесь тетрадями.

Оцените грамотность, аккуратность.




- По каким признакам вы опознали заимствованные слова?



- Прочитайте текст упр. 275 на стр. 90.

- Как текст связан с темой урока?

- Как называются слова, пришедшие в русский язык из старославянского?

- Выскажите свое мнение, как продолжить кластер. Поработайте в группах.









- Какие признаки характерны для старославянизмов?









- Как вы поняли значение терминов «неполногласные сочетания», «полногласные сочетания»?


- Выразительно прочитайте текст упр. 277 на стр. 91.

- Из какого произведения взят этот отрывок?

- Вспомните полное название?



- Кто его автор?

- Выпишите выделенные слова с приметами старославянского происхождения. Письменно укажите однокоренные слова-синонимы, русские по происхождению.

- Для проверки обменяйтесь тетрадями.

Оцените правильность, грамотность, аккуратность.

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m38c0727f.gifhello_html_7ff4c6bc.gifhello_html_m4edf1676.gifhello_html_m4913a2c5.gif


Учащиеся читают текст и делают пометки.


Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою работу.



Учащиеся составляют кластер

hello_html_20e6cd03.gifhello_html_659b056e.gif



hello_html_m1f0ca086.gif

hello_html_m3595ecca.gif

hello_html_259129dc.gifhello_html_m19c3fe06.gifhello_html_m70f3afb5.gif

hello_html_m2ad2a867.gifhello_html_m40e090ef.gif


- Иноязычные слова сохраняют «нерусский облик».

- Признаки иноязычных слов.




hello_html_m7c2f5bde.gif


hello_html_m7c2f5bde.gif



hello_html_m7c2f5bde.gif



Л.генда, простота, б.ллетень, к.лья, чистенький, сестричка, адм.нистрация, приучить, этаж, гр.фин, молоко, близкий, ди.та, к.раул, братский, обновка, ав.ация.



легенда, … бюллетень, … келья, … администрация, … этаж, … графин, … диета, … караул, … авиация.

(Вместо точек записаны слова, составляющие словосочетание.)

Учащиеся отвечают на вопрос, подчеркивая признак в словах.



- Много слов пришло в русский язык из старославянского языка.

- Старославянизмы.

hello_html_7b81e22c.gif






hello_html_840f9f0.gifhello_html_m2ad2a867.gif

-hello_html_m6a763932.gifhello_html_m532edc92.gifhello_html_35d13cd8.gifhello_html_51ac3aa9.gifhello_html_69d94196.gifhello_html_me465f58.gifhello_html_m7c2f5bde.gifhello_html_abc50b0.gifhello_html_m3c387b37.gifhello_html_m3c387b37.gifhello_html_7b16e664.gifhello_html_582cc2f6.gifhello_html_m3c387b37.gifhello_html_m3c387b37.gifhello_html_m3c387b37.gifhello_html_74844efa.gifhello_html_m12bf0a7d.gifhello_html_me465f58.gif Продолжаем строить третий уровень.


-hello_html_4641c3ba.gif На четвертом уровне напишем признаки старославянизмов.

hello_html_m3e1e0237.gif

- Неполногласное сочетание – ра, а полногласное – оро. Например, врата – ворота.


Учитель дает возможность прочитать текст нескольким учащимся.

- «Сказка о царе Салтане».

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

- А.С. Пушкин.

Град – город, на бреге – на берегу, златой – золотой, хранить – хоронить, стражи – сторож.



На доске запись слов.

«Рефлексия»


приём

«Тонкие и толстые вопросы»

беседа





























Домашнее задание





Выставление оценок

- Над изучением какой темы мы работали на уроке?

- Сначала ответим на «тонкие» вопросы таблицы:

- Сколько в русском языке способов пополнения словарного состава?

- Как они называются?

Теперь ответим на «толстые» вопросы таблицы:

- В чём различие между способами пополнения лексики?



- В кластере «заимствование» мы разделили надвое. Почему?



- Какие признаки имеет слово, пришедшее в русский язык?









- Какая часть кластера не заполнена?

- Как вы думаете почему?

- Да. На следующем уроке мы познакомимся, как образуются слова в русском языке, и узнаем, что происходит со словами, пришедшими в русский язык из других языков.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.




- Оцените свою работу на уроке.

Выберите соответствующий фразеологизм.


Поставьте оценку.

Объясните свой выбор.

- Как пополняется словарный состав русского языка.




- Два.


- Словообразование.

- Заимствование.


- Заимствование – это пополнение словарного состава словами из других языков, а словообразование – это образование новых слов на основе тех, которые уже живут в языке.

- Заимствование происходило не только из других языков, но и из родственных славянских.

- Иноязычные слова приспосабливаются к русской речи, но сохраняют «нерусский» облик:

1. Начальная а или э.

2. Буква ф.

3. Сочетания пю, бю, вю, мю, кю в корнях.

4. Сочетания ке, хе, ге в корнях.

5. Сочетания оэ, уэ, ие, еа в корнях.

6. Признак старославянизмов – неполногласные сочетания ра, ре, ле, ла, которым соответствуют полногласные сочетания русского языка оро, ере, ело, оло.


- Словообразование – образование новых слов.

- Это тема следующего урока.






Учащиеся записывают соответствующее задание:

1 группа – стр. 32 ЗСП-5

2 группа – стр.91 упр.278

3 группа – стр. 90 упр.274



Учащиеся делают выбор: бил баклуши, как рыба в воде, воды в рот набрал, не покладая рук, хлопал глазами, окунулся в работу, кипел от негодования.

Объяснения строят по схеме:

Я поставил себе … потому, что…

На уроке я …, поэтому поставил себе…


Разработка урока русского языка в ТРКМ "Как пополняется словарный состав русского языка" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 УМК под редакцией М.М.Разумовской        

Место урока в теме: 8-й урок в теме «Лексика. Словообразование».

Урок изучения нового материала.

Приёмы ТРКМ: «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт», «Кластер»

Цель: используя приёмы ТРКМ, создать условия для изучения нового материала.


Задачи: формирование представления о путях пополнения словарного состава русского языка,  

развитие умения задавать вопросы различного типа, систематизировать и творчески перерабатывать информацию,

воспитание уважительного отношения к мнению других.

Автор Сиюткина Светлана Николаевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1330
Номер материала 19776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓