Главная / Начальные классы / Разработка урока русского языка в 4 классе

Разработка урока русского языка в 4 классе

5


Разработка урока русского языка в 4 «А» классе


Тема: Обобщение знаний о глаголе

Дата проведения: 29.04.2009 г.

Цели урока:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания о глаголе как о части речи.

Развивающие:

  • Развивать навык правописания личных окончаний глагола;

  • Развивать орфографическую зоркость;

  • Развивать речь учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русскому языку;

  • Воспитывать любовь к природе;

  • Воспитывать внимательного слушателя.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Использующиеся элементы технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый и исследовательский методы.

Оборудование: карточки с заданиями, словари русского языка, музыкальный центр и музыкальные записи.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся делятся на три группы, и за 1 день до проведения урока группы получают задания.

Ход урока

Структурные

элементы

урока

Содержание деятельности

1. Орг. момент

2 мин

Организация класса

На доске записано высказывание С.Шевцова – эпиграф к уроку:

В плену возвышенных идей

Не игнорируй пользу средней школы.

Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,

Необходимо твердо знать глаголы.

Учащиеся прослушивают эпиграф к уроку и объясняют, как они его понимают, затем по просьбе учителя самостоятельно формулируют тему урока.

Учитель: Мы сегодня вспомним, что такое глагол и все о нем. Итак, что такое глагол?

(Глагол – одна из главных частей речи.

Без глаголов мы бы не смогли выражать

действие или состояния в развитии,

движении (процесс), отношения.)

Учащиеся приводят примеры глаголов.

2. Обобщение и систематизация знаний

30 мин

Минутка чистописания

Учащиеся прописывают элементы буквы «г», находящейся в начале слова «глагол», а затем саму букву.



Работа в группах

Три группы учащихся, которым за 1 день до урока были выданы задания, представляют отчеты об их выполнении.

I группа – исследовательское задание «Происхождение слова «глагол».

II группа – исследовательское задание «Роль глаголов в речи».

III группа – исследовательское задание «Удивительные свойства русского языка» (многозначность глаголов).

Свои исследования дети проводят по словарям и художественным текстам.

Рассказ III группы начинается с чтения по ролям фрагмента стихотворения:

За столом сказала мать:

«Хватит языком болтать!»

А сынишка осторожно:

«А болтать ногами можно?»

Затем учащиеся объясняют значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами» и объясняют понятие многозначности глаголов.

Задание всему классу: пользуясь словарем, подобрать словосочетания с глаголом «держать» в разном значении. Проверка выполнения происходит в устной форме фронтально.

С выбранными словосочетаниями учащиеся должны составить предложения и записать их в тетрадь.

Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения на расслабление глазной мышцы.

Работа с текстами.

Зябн…т осинка

Дрож…т на ветру

Стын…т на солнышке

Мерзн…т в жару

И.Токмакова

Задание по тексту:

  • Вставить гласные в окончания глаголов, объяснить свой выбор;

  • Расставить знаки препинания;

  • Составить схему предложения (у доски);

  • Найти в тексте глаголы – синонимы.

Проверка выполнения задания осуществляется в устной форме, фронтально.

Учащиеся должны записать стихотворение по памяти в тетради. Проверка осуществляется в парах (взаимопроверка)

И бунту…т, и клокоч…т,

Хлещ…т, свищ…т и рев…,

И до звезд допрянуть хоч…т

До незыблемых высот.

Ф. Тютчев.

Задание по тексту:

  • Какую картину вы представили?

  • С помощью какой части речи Ф.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря?

  • Найти в словаре значение слов «клокочет», «допрянуть», «незыблемых» (работа выполняется по группам).

  • Списать стихотворение, вставляя пропущенные окончания глаголов, объяснить свой выбор.

  • Выполнить морфологический разбор слова «бунтует» (один человек у доски).

Физкультминутка.

Движения выполняются под стихотворение.

Хомка – Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Шейку моет, щечки трет.

Подметает Хомка пол,

Тихо сели все за стол.

Творческая работа.

Написание мини-сочинения с использованием глаголов (указаны на доске): светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, суетятся, выползают, благоустраивают. Выполнение работы предваряется прослушиванием музыкальной записи с пением птиц, шумом леса, релаксационной музыкой.

Учащиеся должны выделить тему сочинения и озаглавить его.

Проверка осуществляется чтением вслух двух-трех детских сочинений, их анализом совместно со всеми учениками класса.

3. Подведение итогов урока

3 мин

Учитель подводит итог урока, благодарит учащихся за активную работу, выставляет оценки.

Домашнее задание:

Упражнение 516, стр. 117

Учитель комментирует выполнение домашнего задания: в тексте стихотворения С.Есенина «Черемуха» найти многозначные глаголы, выписать их в тетрадь, выполнить морфологический разбор слова «бежит».


Разработка урока русского языка в 4 классе
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема: Обобщение знаний о глаголе

Цели урока:

             Образовательные:

ü Обобщить и систематизировать знания о глаголе как о части речи.

             Развивающие:

ü Развивать навык правописания личных окончаний глагола;

ü Развивать орфографическую зоркость;

ü Развивать речь учащихся.

             Воспитательные:

ü Воспитывать любовь к русскому языку;

ü Воспитывать любовь к природе;

ü Воспитывать внимательного слушателя.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Использующиеся элементы технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый и исследовательский методы.

Оборудование: карточки с заданиями, словари русского языка, музыкальный центр и музыкальные записи.   

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся делятся на три группы, и за 1 день до проведения урока группы получают задания.         

Ход урока

Структурные

элементы

урока

Содержание деятельности

1. Орг. момент

2 мин

Организация класса

На доске записано высказывание С.Шевцова – эпиграф к уроку:

… В плену возвышенных идей

Не игнорируй пользу средней школы.

Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,

Необходимо твердо знать глаголы.

Учащиеся прослушивают эпиграф к уроку и объясняют, как они его понимают, затем по просьбе учителя самостоятельно формулируют тему урока.

Учитель: Мы сегодня вспомним, что такое глагол и все о нем. Итак, что такое глагол?

(Глагол – одна из главных частей речи.

Без глаголов мы бы не смогли выражать

действие или состояния в развитии,

движении (процесс), отношения.)

Учащиеся приводят примеры глаголов.

2. Обобщение и систематизация знаний

     30 мин

Минутка чистописания

Учащиеся прописывают элементы буквы «г», находящейся в начале слова «глагол», а затем саму букву.

 

 

Работа в группах

Три группы учащихся, которым за 1 день до урока были выданы задания, представляют отчеты об их выполнении.

I группа – исследовательское задание «Происхождение слова «глагол».

II группа – исследовательское задание «Роль глаголов в речи».

III группа – исследовательское задание «Удивительные свойства русского языка» (многозначность глаголов).

Свои исследования дети проводят по словарям и художественным текстам.

Рассказ III группы начинается с чтения по ролям фрагмента стихотворения:

За столом сказала мать:

«Хватит языком болтать!»

А сынишка осторожно:

«А болтать ногами можно?»

Затем учащиеся объясняют значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами» и объясняют понятие многозначности глаголов.

Задание всему классу: пользуясь словарем, подобрать словосочетания с глаголом «держать» в разном значении. Проверка выполнения происходит в устной форме фронтально.

С выбранными словосочетаниями учащиеся должны составить предложения и записать их в тетрадь.

Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения на расслабление глазной мышцы.

Работа с текстами.

Зябн…т     осинка

Дрож…т     на     ветру

Стын…т    на    солнышке

Мерзн…т    в    жару 

                                           И.Токмакова

Задание по тексту:

v Вставить гласные в окончания глаголов, объяснить свой выбор;

v Расставить знаки препинания;

v Составить схему предложения (у доски);

v Найти в тексте глаголы – синонимы.

Проверка выполнения задания осуществляется в устной форме, фронтально.

Учащиеся должны записать стихотворение по памяти в тетради. Проверка осуществляется в парах (взаимопроверка)

И бунту…т, и клокоч…т,

Хлещ…т, свищ…т и рев…,

И до звезд допрянуть хоч…т

До незыблемых высот.

                                                                           Ф. Тютчев.

Задание по тексту:

v Какую картину вы представили?

v С помощью какой части речи Ф.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря?

v Найти в словаре значение слов «клокочет», «допрянуть», «незыблемых» (работа выполняется по группам).

v Списать стихотворение, вставляя пропущенные окончания глаголов, объяснить свой выбор.

v Выполнить морфологический разбор слова «бунтует» (один человек у доски).

Физкультминутка.

Движения выполняются под стихотворение.

Хомка – Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Шейку моет, щечки трет.

Подметает Хомка пол,

Тихо сели все за стол.

Творческая работа.

Написание мини-сочинения с использованием глаголов (указаны на доске): светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, суетятся, выползают, благоустраивают. Выполнение работы предваряется прослушиванием музыкальной записи с пением птиц, шумом леса, релаксационной музыкой.

Учащиеся должны выделить тему сочинения и озаглавить его.

Проверка осуществляется чтением вслух двух-трех детских сочинений, их анализом совместно со всеми учениками класса.

3. Подведение итогов урока

          3 мин

Учитель подводит итог урока, благодарит учащихся за активную работу, выставляет оценки.

Домашнее задание:

Упражнение 516, стр. 117

Учитель комментирует выполнение домашнего задания: в тексте стихотворения С.Есенина «Черемуха» найти многозначные глаголы, выписать их в тетрадь, выполнить морфологический разбор слова «бежит».

 

 

                                     

Автор Дорофеева Наталья Вячеславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 876
Номер материала 3083
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓