Главная / Начальные классы / Разработка урока русского языка по теме "Существительное" (3 класс)

Разработка урока русского языка по теме "Существительное" (3 класс)

Ляшко Наталия Николаевна

111200 Республика Казахстан

Костанайская обл. г. Лисаковск

4 мкр. Дом 35 кв. 56


Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя существительное.


Цель и задачи: Обобщение знаний о роли имён существительных в нашей речи.

Уметь находить имена существительные в тексте и в речи.

Изменять их по числам, определять род.

Развивать умение правильно определять падеж имён существительных.

Совершенствовать навык работы в группах.


Предпосылки. Учащиеся знают о существительном: часть речи, обозначает предмет,

отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам и падежам,

одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное, бывает

мужского, женского, среднего рода;

умеют находить сходства и различия между именем существительным,

именем прилагательным и глаголом.


Ход урока.


Введение в тему. Чтобы определить тему урока, необходимо разгадать кроссворд. (приложение 1)











1

















2










3

















4
























5













6


















7
















8















9






















10













11

















12
















13


















14














15



















Вопросы к кроссворду:

  1. Из каких частей состоят слова?

  2. Знак, который ставится на одной из гласных букв в слове.

  3. Какой член предложения отвечает на вопросы кто? или что?

  4. Из чего состоит наша речь?

  5. Из чего состоит предложение?

  6. Какая часть слова пишется перед корнем?

  7. Какие знаки нужны, чтобы написать слово?

  8. Какая часть слова находится между корнем и окончанием?

  9. Что обозначает имя существительное?

  10. Что бывает устной и письменной?

  11. Какая часть речи обозначает действие предмета?

  12. Как называется часть слова, от которой образуются родственные слова?

  13. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?

  14. Какая часть речи пишется раздельно с именем существительным и местоимением?

  15. Часть речи, которая обозначает признак предмета.


Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что знаем об имени существительном: определять падеж, род, число.


Словарная работа: Выписать из словаря 5 имён существительных. Доказать, что выписали имена существительные. Определить безударную гласную.


Работа по теме урока.

Работа в группах: «по кубику» (на гранях куба написаны слова «опиши», «сравни», «ассоциируй», «предложи»)

1 – 2 группа – опишите имя существительное

3 – 4 группа – сравните имя существительное с прилагательным

5 – 6 группа – сравните имя существительное с глаголом

После ответов каждый группы, вернуться к словарным словам, определить род существительных число, падеж.


Физминутка: Гром, гром, гром, гром…

Где – то рядом за холмом.

Гневно молния сверкает,

Голубь сжался под кустом,

Гусаки бегут гуськом.

Гулко град стучит по крышам.

Голоса ребят не слышно.

- Назвать существительное, которые встречаются в этой физминутке (ед. и мн. числа)


Закрепление. Работа в группах с текстами. Даны деформированные тексты. Составить предложения и определить, что указано в задании. (7 – 8 мин)


1 – 2 карточка

Составить предложения. Найти существительное единственного и множественного числа.

Сойка, от, далеко, дуба, уносит, желуди.

Она, под, прячет, мох, плоды.

Зимой, снег, и, копает, ищет, желуди, птица.


3 – 4 карточка

Составить предложения. Найти существительное, определить род.

Кка дргооо дсттсоаёя члвкеоеу хлбе!

Хлдоо и снге, дждьо и жрау прнстееои члвкеое в плое. Нжнуы трду и трпнееие, чтобы врсттьыаи хлбе.


5 – 6 карточка

Составить предложения. У существительных определить падеж.

За йецисил ьсиланг икабос. тоВ – тов тятавхс уцисил. асиЛ гурдв алгелирп к елмез. икабоС ьсилсенорп омим.


Проверка выполнения задания. (3 – 4 мин). (приложение 2)

Итог: Заполним таблицу семантического отличительного анализа.(приложение 3)



часть речи

вопросы

обозначает

изменяется

бывает

кто? что?

какой? какая? какое?

что делает? что сделает?

предмет

признак

действие

по числам

по родам

по падежам

по временам

близким и противоположным по смыслу

муж, жен, ср. рода

имя существит.













имя прилагат.













глагол















Заключение: Напишите всё, что знаете о существительном.






























Приложение 1.










1

с

л

о

г













2

у

д

а

р

е

н

и

е


3

п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е







4

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е













5

с

л

о

в

о








6

п

р

и

с

т

а

в

к

а









7

б

у

к

в

ы











8

с

у

ф

ф

и

к

с








9

п

р

е

д

м

е

т















10

р

е

ч

ь









11

г

л

а

г

о

л











12

к

о

р

е

н

ь










13

о

к

о

н

ч

а

н

и

е









14

п

р

е

д

л

о

г







15

п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е





































Приложение 2.


1 – 2 карточка


Сойка уносит желуди далеко от дуба,.

Она прячет плоды под мох.

Зимой птица копает снег и ищет желуди.



3 – 4 карточка


Как дорого достаётся человеку хлеб!

Холод и снег, дождь и жару переносит человек в поле. Нужны труд и терпение, чтобы вырастить хлеб.



5 – 6 карточка


За лисицей гнались собаки. Вот – вот схватят лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо.


































Приложение 3.

Таблица семантического отличительного анализа.


часть речи

вопросы

обозначает

изменяется

бывает

кто? что?

какой? какая? какое?

что делает? что сделает?

предмет

признак

действие

по числам

по родам

по падежам

по временам

близким и противоположным по смыслу

муж, жен, ср. рода

имя существит.

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

?

+

имя прилагат.

-

+

-

-

+

-

+

+

+

-

+

-

глагол


-

-

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-



Разработка урока русского языка по теме "Существительное" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка для учащихся 3 класса построен по структуре урока в рамках технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология позволяет развить у учащихся навыки самостоятельной работы в группах. В процессе работы учитель является консультантом и тьютором. У учащихся развиваются лидерские качества, саморегуляция.

Целью урока является не только обобщение знаний по теме «Имя существительное», но и развитие логики при выполнении заданий повышенной трудности.
Данная технология предполагает работу в группах, что помогает в развитии коммуникативной компетенции учащихся.

Автор Ляшко Наталия Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 316
Номер материала 44990
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓