Главная / Русский язык и литература / Разработка урока русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение" (9 класс).

Разработка урока русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение" (9 класс).

Урок русского языка в 9 классе на тему «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение».

Лизунова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы НОУ СОШ

«Московская интернациональная школа «Планета»

Тема: СПП с несколькими придаточными. Однородное подчинение.

Цель: углубление понятия об СПП с несколькими придаточными; формирование навыков конструирования и расстановки знаков препинания в СПП с однородным подчинением;

2. развитие пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного предложения; развитие аналитического мышления учащихся и способности систематизировать знания;

3. воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку, желания совершенствовать свою речь.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности; изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Методы: наглядный, словесный, поисковый.

Основные понятия темы: СПП с несколькими придаточными; параллельное подчинение, последовательное подчинение, однородное подчинение; знаки препинания в СПП с однородным подчинением.

Оборудование: наглядный материал, раздаточный материал, доска.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Задача: психологически настроить детей на урок.

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.

  1. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Задача: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия, актуализировать субъективный опыт учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите число. Эпиграфом к уроку я взяла слова Владимира Луговского:

Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Если вы буд…те изучать русский язык, страс…но любить его, вам откроет…ся мир бе…гр…нич…ных радостей, ибо бе…гранич…ны сокровища русского языка.

- Сегодня мы заглянем в эту сокровищницу и продолжим работу над таким явлением, как СПП с несколькими придаточными. Особое внимание уделим на уроке СПП с однородным подчинением.

- Изучение этой темы тем более важно, что задания по синтаксису сложного предложения включены в ЕГЭ, где нужно применить не только синтаксические навыки определения вида сложных предложений, но и пунктуационные навыки расстановки знаков препинания.

- Пока один учащийся делает синтаксический разбор этого предложения у доски, а другой – орфографический разбор, мы проведем цифровой диктант.

- Вспомним сведения о сложном предложении и его видах. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными (1) или ошибочными (0).

- Цифровой диктант.

1) Союзы что, если, где – подчинительные?

2) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей?

3) Сделано все, чтобы я жил спокойно. В этом предложении первая часть – придаточное предложение?

4) Обоз тронулся с места, когда садилось солнце. Это СПП с придаточным времени?

5) Части в СПП могут быть соединены союзами и союзными словами?

6) Союзные слова не являются членами предложения?

7) При последовательном подчинении второе придаточное относится к первому придаточному?

8) При параллельном подчинении придаточные относятся к одному слову в главном?

9) При однородном подчинении придаточные однотипны?

10) В СПП с несколькими придаточными может быть несколько видов подчинения?

- Проверка: 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 (см. ключ на доске).

- Проверим наше предложение и запишем его в тетрадь. (Учащийся делает анализ предложения).

3. Изучение нового материала.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала об СПП с однородным подчинением и знаками препинания в нем.

- Мы знаем, что наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. В том числе и СПП с однородным подчинением.

- Расскажите об особенностях СПП с однородным подчинением. Почему оно называется однородным? (относится к одному слову или всему главному предложению, отвечает на один вопрос и является однотипным).

- Сейчас мы с вами более подробно рассмотрим, как могут быть связаны однородные придаточные предложения и какие знаки в них ставятся.

- Предлагаю вам работу в группах. Каждой группе предлагается карточка с заданием и карточка-консультант, которая поможет вам сделать вывод о постановке знаков препинания в СПП с однородным подчинением (смотри карточки с заданиями).

- Учащиеся делают анализ предложения, записывают его в тетрадь и делают вывод о средствах связи и пунктуации в СПП с однородным подчинением.

1) Я пробирался туда, где гуще зелень, где смолистее запах деревьев.

- Запятая между однородными придаточными со значением перечисления ставится так же, как и между однородными членами предложения с бессоюзной связью.

2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

- Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом И, ДА=И, то запятая перед ним не ставится.

3) Он решительно заявил, что мы должны немедленно убраться из дома или что он вызовет полицию.

- Если однородные придаточные связаны одиночным разделительным союзом ИЛИ, ЛИБО, запятая перед ним не ставится.

4) Находясь в госпитале, он вспомнил, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду удалось пробиться к своим.

- Если однородные придаточные связаны повторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая перед ними ставится.

5) Я люблю леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они заснеженные, и когда они спокойно спят под холодным светом луны.

- Запятая не ставится между главным и первым придаточным предложением, если однородные придаточные присоединены повторяющимся союзом И.

6) Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным.

- Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри них имеются запятые, то между ними вместо запятой ставится точка с запятой.

7) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и засветились одна за другой звезды.

- Если однородные придаточные прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то союз может опускаться (но его можно восстановить).

5. Закрепление новых знаний.

Задача: закрепить полученные знания об СПП с однородным подчинением посредством применения их по образцу.

Тест.

  1. Укажите количество знаков препинания:

Только теперь увидел что совсем рассвело что у синего подножия утеса качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали сизоватыми.

А) одна запятая;

Б) три запятые ;

В) две запятые.

2) Найдите предложение с однородными придаточными, соединенными союзом И, перед которым ставится запятая:

А) И пока садилось солнце и пока сырой туман окутывал луг мы все шли к обещанному проводником зимовью.

Б) Все знали что приехала барыня и что она теперь в детской.

3) Определите вид подчинения в предложении:

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

А) Однородное.

Б) Последовательное.

В) Параллельное.

4. Укажите количество знаков препинания в предложении:

В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя которого гул и трест выгнали из леса.

А) одна запятая;

Б) три запятые;

В) две запятые.

5. Укажите, ставится ли запятая перед соединительными союзами И в предложении (знаки не расставлены):

Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжела и что нам не доехать засветло до деревни и что мы запоздаем.

А) не ставится в обоих случаях;

Б) ставится перед первым союзом И;

В) ставится перед обоими союзами И.

-Взаимопроверка: 1.Б 2.А. 3.А 4.В 5.В.

- Какие ошибки были допущены? Почему?



6. Рефлексия.

Задача: выявить качество усвоения знаний об СПП с однородными придаточными и общие умения учащихся.

- Что нового мы узнали о строении и пунктуации в СПП с однородным подчинением?

- Как могут быть связаны однородные придаточные?

- Какие знаки препинания при этом ставятся?

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Я предлагаю вам написать небольшое эссе, употребив сложные предложения с разными видами связи, в том числе и предложения с однородным подчинением, не забыв при этом правильно расставив знаки препинания.

- Чтение учащимися своих работ.

7. Информация о домашнем задании.

Задача: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- выписать из произведений художественной литературы 10 предложений с однородным подчинением, сделать их пунктуационный разбор; выучить правила.

8. Подведение итогов урока.

Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся на уроке.

- Выставление оценок.

Спасибо за урок.







Разработка урока русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное подчинение" (9 класс).
  • Русский язык и литература
Описание:

 Данный урок русского языка проводится в 9 классе  при изучении темы "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Целью урока является углубление понятия о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, формирование навыков конструирования и расстановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с однородным подчинением, а также развитие  языковой культуры учащихся.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности; изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. 

На этапе актуализации субъективного опыта учащихся проводится работа с эпиграфом - текстом В.Луговского, в ходе которой выполняется орфографический и синтаксический разбор. Основные понятия о сложном предложении повторяются с помощью цифрового диктанта. 

Восприятие, осмысление и запоминание материала о сложноподчиненных предложениях с однородным подчинением и  знаках препинания в них осуществляется посредством работы учащихся в группах. Каждая группа выполняет разбор данного предложения и делает вывод об особенностях постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с однородным подчинением.

На этапе проверки усвоения изученного материала проводится тест с взаимопроверкой.

На этапе рефлексии учащиеся возвращаются к тексту В.Луговского  и пишут небольшое эссе с использованием сложных предложений с однородным подчинением.

 

Автор Лизунова Татьяна Владимировна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2909
Номер материала 4115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓