Главная / Начальные классы / разработка урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" 3 класс

разработка урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" 3 класс

Предмет русский язык

Урок № 76

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные

Тип урока:  Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель:  формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному  с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление отличия в орфографическом оформлении имён собственных и нарицательных

Формирование УУД:

Личностные действия:

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Регулятивные действия: 

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные действия: 

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные действия: 

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- учащиеся научатся различать смысловые отличия собственных и нарицательных имен супу тельных: называние одного (единичного) предмета или I однородных предметов;

- оценивать правильность выполнения действия;

- контролировать свои действия.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока

I . Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Пишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите к именам прилагательным имена существительные.

Вод..росли, бос.ногий, земл..ройка, след..пыт, бел..-розовый, кисл..- сладкий, полководец, нов..сел, неб..склон, мух..мор, луп..глазый.

Как называются эти слова? Как они образованы?

III. Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику

Упр. 239 (с. 138) Прочитайте отрывок из стихотворения. Перечислите группы собственных имен существительных. (Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.)

Как они пишутся? На уроке будем говорить о правописании

собственных имен существительных.

Большая буква!

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города!

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Е. Измайлов

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Стр 138

- Прочитайте сообщение Совенка.

Вспомните, чем различаются собственные и нарицательные имена существительные. Что обозначают имена существительные той и другой группы? Чем они различаются в написание!

- Что обозначают собственные имена существительные? (Единичный предмет.)

- Что обозначают нарицательные имена существительные? (Группу предметов.)

Нарицательные имена существительные являются обобщенными наименованиями однородных предметов, действий или состояний (ель, дерево, беготня, краснота). Имена существительные служат для называния единичных предметов, отдельных лиц, животных с целью выделения их из ряда других, однородных с ними (Кипр, Петров, «Веселые картинки»).

- Чем различаются имена собственные и нарицательные в написании? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные — со строчной.)

Упр. 238 (с. 138) ( Самостоятельно.)

Словом «город» можно назвать многие населенные пункты, а слово Москва» называет один конкретный город, поэтому слово «город» пишется со строчной буквы, а «Москва» — с заглавной.

  1. (А, а)лександр (С, с)ергеевич (П, п)ушкин родила в (Г, г)ороде (М, м)оскве. 2. Мой любимый (К, композитор (П, п)ётр (И, и)льич (Ч, ч)айковский. 3. Лето»«< мы отдыхали на (О, о)зере (С, с)елигер. 4. Люди дан но мечтали о полёте на (П, п)ланету (В, в)енера.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради Упр. 13 (с. 12,13)

(По заданиям. Самостоятельно.)

(Учитель может предложить карточки для индивидуальной работы.)

  1. Установите соответствия.

Космонавт Петр Ильич Чайковский

Ученый Федор Иванович Тютчев

Поэт Иван Владимирович Мичурин

Композитор Светлана Евгеньевна Савицкая

  1. Напишите фамилии, имена и отчества известных людей.

Первый космонавт....

Великий русский поэт....

Детский писатель....

Русский художник....

Упр. 15(с. 14)

(По заданиям. Работа в паре.)

(Учитель может предложить карточки для индивидуальной работы.)

1. Спишите, исправив ошибки.

Мы жывем в москве. Москва — столица росии. Москва стоит на реке москве.

2. Спишите, исправив ошибки.

Город орел — родина моей мамы. Хищная птица — Орел. У Никиты Черный карандаш. Летом я купался в черном Море. По небу плывет Белое облако. В белом море много рыбы.

Упр. 16 (с. 14)

(По заданиям.)

В каком случае слово «ночка» может быть именем собственным?

(Когда называет конкретный живой предмет корова Ночка.)

В каком случае это слово может быть именем нарицательным? (Когда называет группу однородных предметов.)

(Аналогично проводят разбор остальных слов.)

  1. Работа по учебнику Упр. 241 (с. 139) (По заданиям.)

Доброхотов, Милославский, Светозаров, Добролюбов, Миролюбов.

Прочитайте первое слово. От каких слов оно образованно (Добра хочет.)

Как называются слова, образованные слиянием двух корней? (Сложные.)

Назовите соединительную гласную.

(Аналогично проводят разбор других слов.)

Вспомните другие фамилии, образованные по той же модели. (Белоглазое, Черноусое, Скороходов.)

V. Физкультминутка

Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на подъем,

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки,

Снова лезли на подъем,

Чтобы съехать вниз потом.

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику творческая переменка Упр. 242 (с. 139)

242. Попробуйте составить русские фамилии с данными корнями.

Люб- + -мир-, добр- + -нрав-, злат- + -кудр-, благ- + -вид-, мил- + -вид-

Запишите их. Не забудьте о прописной букве!

(По (зданиям.) Упр. 243 (с. 139)

(Но заданиям.)

243. Знаете ли вы, что у разных народов есть похожие имена собственные: Михаил — Мишель — Михась — Майкл? Попробуйте догадаться, какому русскому имени соответствуют данные имена собственные.

Во Франции Жан,

в Англии Джон,

в Германии Иоганн,

в Польше Ян,

в Италии Джованни,

в Испании Хуан.

А в России?

VII Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради Упр. 18, 19 (с. 15, 16)

(По заданиям.)

Запишите по два сложных слова, чтобы это были:

а) Фамилии людей (Самохвалов, Краснощекое);

б) названия улиц (Красносельская, Новокузнецкая, Первомайская);

в) названия городов (Верхоянск, Нижнеудинск, Краснодар).(коллективная проверка.) (Резервное упражнение. 17 (с. 15) в рабочей тетради.)

VIII. Подведение итогов урока

Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных?

Для чего создаются имена собственные и нарицательные?

Домашнее задание

упр. 240 (с. 138) в учебнике или творческое задание 14 (с. 13)в.рабочей тетради.

разработка урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Предмет  русский язык

Урок № 76

Тема урока: Собственные и нарицательные  имена существительные

Тип урока:  Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель:  формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному  с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление отличия в орфографическом оформлении  имён собственных и нарицательных

Формирование УУД:

Личностные действия:

- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Регулятивные действия: 

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познавательные действия: 

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

 Коммуникативные действия: 

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

- учащиеся научатся различать смысловые отличия собственных и нарицательных имен супу тельных: называние одного (единичного) предмета или I однородных предметов;

-  оценивать правильность выполнения  действия;

-  контролировать свои действия.

 

Оборудование: карточки с заданиями.

Автор Лесковская Елена Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1998
Номер материала 52259
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓