Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока русского языка на тему "Лексика и фразеология" (10 класс - 1 курс СПО)

Разработка урока русского языка на тему "Лексика и фразеология" (10 класс - 1 курс СПО)

Скачать материал

ТЕМА: «Лексика и фразеология».

 

ЦЕЛИ: 1) обобщать и систематизировать знания студентов по теме «Лексика и фразеология»;

2) развивать речь, память, орфографическую и пунктуационную зоркость;

3) воспитывать интерес к будущей профессии.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с вопросами, иллюстрации, выставка словарей, мультимедийный комплекс.

 

ТИП ЗАНЯТИЯ: обобщающий.

 

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ: комбинированная.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ.

 

Сегодня мы завершаем изучение темы «Лексика и фразеология».

Цели нашего занятия - повторить и закрепить основные понятия, изучаемые в данном разделе, учиться использовать их в своей речи, обогащая ее синонимами, омонимами, паронимами, антонимами, фразеологизмами.

Учащиеся разделены на 5 групп: 3 команды; студенты - эксперты (жюри); болельщики.)

В конце занятия жюри выявит команду-победительницу.

 

3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

(РАЗМИНКА)

-         Давайте вспомним тот материал, который вы готовили о фразеологии.

-         Что такое фразеологизмы?

-         Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

-         При помощи своих иллюстраций приведите примеры устойчивых сочетаний, объясните их значение.

 

4. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

 

-Выполнение упражнений

 

5. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

 

-Выпишите фразеологизмы в 3 столбика, распределяя по значениям:

1)    «бездельничать»;

2)    «хорошо работать»;

3)    «много говорить»

(3 студента работают у доски.)

 

Бить баклуши, брать быка за рога, валять дурака, горит в руках, длинный язык, засучив рукава, палец о палец не ударить, переливать из пустого в порожнее, перемывать косточки, своротить гору, сидеть сложа руки, считать ворон, точить лясы, чесать язык.

(Проверка.)

Задания болельщикам:

·        найдите фразеологизм-омоним;

·        зачитайте фразеологизмы, которые можно употреблять только в разговорной речи.

 

6.     МИНИ-СЕМИНАР.

Вопросы для обсуждения

1.     Что такое лексика?

2.     Какие понятия входят состав лексики?

3.     Что такое многозначные слова? Приведите примеры.

4.     Что такое омонимы? Назовите виды частичных омонимов.

5.     Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

6.     Что такое синонимы? Назовите виды синонимов.

7.     Что такое паронимы?

8.     Расскажите о русской лексике с точки зрения ее происхождения.

9.     Расскажите о русской лексике с точки зрения ее употребления.

(По окончании работы преподаватель обращает внимание студентов на выставку словарей.)

 

7. ИГРА «ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН» (игра проводится посредством компьютерной презентации).

 

8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

a.     Прочитайте фразеологизмы, написанные на доске, объясните их значение: по горячим следам, не из робкого десятка, связать по рукам и ногам, висеть на волоске, как белка в колесе, ломать голову, сбить с толку.

b.     Используя данные сочетания (4-5), составьте небольшой текст (7-8 предложений) на тему своей будущей профессии. (Проверка.)

 

9.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

 

 

10. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

(Текст записывается с комментированием студентов.)

Красив русский лес зимою. Чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей, одетых в темно-зеленые кафтаны. От зари до зари хочется наблюдать за этой чудесной картиной.

 

-Давайте произведем анализ текста с точки зрения лексики.

 

-         Найдите многозначные слова, дайте им толкование.

-         Найдите слова в переносном значении, дайте им толкование.

-         Найдите заимствованные слова.

-         Найдите устаревшие слова.

-         Найдите фразеологизм, объясните его значение.

-         Подберите синонимы к словам: согнулись, чудесный.

-         Подберите антонимы к словам: тяжелые, белые.

-         Найдите контекстуальные антонимы.

 

11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 

Подготовиться к сочинению (тематика любая, в тексте должны быть использованы разные пласты лексики, объем работы – 1лист).

 

12. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

-Как вы думаете, с какой целью мы так подробно изучаем тему «Лексика и фразеология»?

-Какие вопросы возникли при изучении данной темы?

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока русского языка на тему "Лексика и фразеология" (10 класс - 1 курс СПО)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок проводится для студентов 1 курса Московского областного гуманитарного колледжа, обучающихся по специальности "Право и организация социального обеспечения".

Данный урок позволяет студентам  обобщать и систематизировать знания по лексике и фразеологии, а также повышать интерес к выбранной профессии.

В ходе проведения урока преподавателем используются различные виды работы: мини-семинар, творческая работа, выборочный диктант, работа в малых группах.

На уроке применяются продуктивные педагогические технологии: педагогика сотрудничества, групповая технология, информационно-коммуникационные технологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 640
    • DOCX 16.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Закатина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Закатина Ирина Владимировна
    Закатина Ирина Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2208
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 423 человека из 66 регионов

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 33 регионов

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов