Главная / Русский язык и литература / Разработка урока русского языка на тему "Лексика и фразеология" (10 класс - 1 курс СПО)

Разработка урока русского языка на тему "Лексика и фразеология" (10 класс - 1 курс СПО)

ТЕМА: «Лексика и фразеология».


ЦЕЛИ: 1) обобщать и систематизировать знания студентов по теме «Лексика и фразеология»;

2) развивать речь, память, орфографическую и пунктуационную зоркость;

3) воспитывать интерес к будущей профессии.


ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с вопросами, иллюстрации, выставка словарей, мультимедийный комплекс.


ТИП ЗАНЯТИЯ: обобщающий.


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ: комбинированная.


ХОД ЗАНЯТИЯ:



1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ.


Сегодня мы завершаем изучение темы «Лексика и фразеология».

Цели нашего занятия - повторить и закрепить основные понятия, изучаемые в данном разделе, учиться использовать их в своей речи, обогащая ее синонимами, омонимами, паронимами, антонимами, фразеологизмами.

Учащиеся разделены на 5 групп: 3 команды; студенты - эксперты (жюри); болельщики.)

В конце занятия жюри выявит команду-победительницу.


3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

(РАЗМИНКА)

  • Давайте вспомним тот материал, который вы готовили о фразеологии.

  • Что такое фразеологизмы?

  • Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний?

  • При помощи своих иллюстраций приведите примеры устойчивых сочетаний, объясните их значение.


4. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.


-Выполнение упражнений


5. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.


-Выпишите фразеологизмы в 3 столбика, распределяя по значениям:

  1. «бездельничать»;

  2. «хорошо работать»;

  3. «много говорить»

(3 студента работают у доски.)


Бить баклуши, брать быка за рога, валять дурака, горит в руках, длинный язык, засучив рукава, палец о палец не ударить, переливать из пустого в порожнее, перемывать косточки, своротить гору, сидеть сложа руки, считать ворон, точить лясы, чесать язык.

(Проверка.)

Задания болельщикам:

  • найдите фразеологизм-омоним;

  • зачитайте фразеологизмы, которые можно употреблять только в разговорной речи.


  1. МИНИ-СЕМИНАР.

Вопросы для обсуждения

    1. Что такое лексика?

    2. Какие понятия входят состав лексики?

    3. Что такое многозначные слова? Приведите примеры.

    4. Что такое омонимы? Назовите виды частичных омонимов.

    5. Чем отличаются многозначные слова от омонимов?

    6. Что такое синонимы? Назовите виды синонимов.

    7. Что такое паронимы?

    8. Расскажите о русской лексике с точки зрения ее происхождения.

    9. Расскажите о русской лексике с точки зрения ее употребления.

(По окончании работы преподаватель обращает внимание студентов на выставку словарей.)


7. ИГРА «ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАРАФОН» (игра проводится посредством компьютерной презентации).


8. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

    1. Прочитайте фразеологизмы, написанные на доске, объясните их значение: по горячим следам, не из робкого десятка, связать по рукам и ногам, висеть на волоске, как белка в колесе, ломать голову, сбить с толку.

    2. Используя данные сочетания (4-5), составьте небольшой текст (7-8 предложений) на тему своей будущей профессии. (Проверка.)


9.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.



10. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

(Текст записывается с комментированием студентов.)

Красив русский лес зимою. Чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей, одетых в темно-зеленые кафтаны. От зари до зари хочется наблюдать за этой чудесной картиной.


-Давайте произведем анализ текста с точки зрения лексики.


  • Найдите многозначные слова, дайте им толкование.

  • Найдите слова в переносном значении, дайте им толкование.

  • Найдите заимствованные слова.

  • Найдите устаревшие слова.

  • Найдите фразеологизм, объясните его значение.

  • Подберите синонимы к словам: согнулись, чудесный.

  • Подберите антонимы к словам: тяжелые, белые.

  • Найдите контекстуальные антонимы.


11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Подготовиться к сочинению (тематика любая, в тексте должны быть использованы разные пласты лексики, объем работы – 1лист).


12. ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

-Как вы думаете, с какой целью мы так подробно изучаем тему «Лексика и фразеология»?

-Какие вопросы возникли при изучении данной темы?




Разработка урока русского языка на тему "Лексика и фразеология" (10 класс - 1 курс СПО)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок проводится для студентов 1 курса Московского областного гуманитарного колледжа, обучающихся по специальности "Право и организация социального обеспечения".

Данный урок позволяет студентам  обобщать и систематизировать знания по лексике и фразеологии, а также повышать интерес к выбранной профессии.

В ходе проведения урока преподавателем используются различные виды работы: мини-семинар, творческая работа, выборочный диктант, работа в малых группах.

На уроке применяются продуктивные педагогические технологии: педагогика сотрудничества, групповая технология, информационно-коммуникационные технологии.

Автор Закатина Ирина Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1089
Номер материала 22303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓