ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
русского
языка УМК « Школа России»
4 класс по теме:
« Повторение. Состав слова»
Цель урока:. Обобщить
знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.
Ход
урока
1. Орг.момент
2. Повторение
-Над какой темой работали на
прошлом уроке?
-Что называем предложением?
-Какие предложения бывают по
цели высказывания?
-Какие предложения бывают по
интонации?
-Составьте предложение по
схеме:
3. Сообщение темы и целей
-А если два или несколько предложений связать по смыслу , то что
получится?(текст)
С.120 Упр.№523
-Прочитаем текст на странице 120 упражнение 523 и определим тип текста.
-Ответьте на вопрос? Светит ли Луна?
-А теперь образуйте и запишите однокоренные слова к слову луна.
Выделите корень в однокоренных словах.
-Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
4.Повторение
- Почему эти слова называются однокоренными?
(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
-Как называется общая часть родственных слов?
-А какие части слова вы знаете ещё?
-Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (лунный)
-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек,
наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного
материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем
совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.
-Ребята, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
а)
Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с
упражнения «Найди «лишнее» слово».
Поле, полька, полюшко, полевод.
(Полька - не однокоренное слово.)
-Что такое корень?
Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет.
(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)
-Что такое приставка?
Носик, машинист, берёза, колечко.
(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)
-Что такое суффикс?
-А какой части слова мы ещё не сказали?
-Что такое окончание?
-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?(нет)
- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?
-Как называется способ образования слов с помощью приставки? Суффикса?
Приставки и суффикса?
5) Работа по учебнику.
Упр.526 стр.122
-Образуйте однокоренные слова и запишите их.
(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с выделением приставки;
Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой;
устно составляется предложение с одним из слов)
в)
Упр.525
-Прочитайте, сравните между собой слова: какая часть в них одинаковая и какие
части разные.
-Спишите, обозначьте части слова.
Разбор слов по составу: зелёненький, дошкольник.
г)Упр.527
-Прочитайте
текст.
-Что
описывает автор?
-Что
кажется особенно интересным в описании берёзы после дождя?Как поэту это удалось
передать?
-Выпишите
из текста слова, которые подходят к данным схемам:
(дождик, садовой, дорожке, серёжки, берёзку);
(висят, тронешь);
(засмеётся);
6. Подведение итогов.
-Какие части слова мы сегодня повторили?
-Какие части слова служат для образования новых слов?
-Какие
слова называются однокоренными?
7.Игра «Грамматическое домино». Работа в парах.
Учитель:
Подведём итог урока. Поиграем в игру «Грамматическое домино».
Работаем в парах. Используем карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на
других ответы. Один ученик задаёт вопрос, а сосед находит ответ и
отвечает. (Карточки разрезаются или можно соединить стрелкой)
Что вы знаете о родственных словах?
|
|
Главная часть слова
|
Какая часть слова бывает во всех словах?
|
часть слова, которая стоит перед корнем.
При их помощи образуются новые слова
|
Что называется корнем?
|
Родственные слова имеют общую часть.
Они близки по смыслу.
|
Что называется окончанием?
|
Служит для связи слов в предложении.
|
Что называется приставкой?
|
Часть слова, которая стоит перед корнем.
При помощи приставок образуются новые слова.
|
Что называется суффиксом?
|
Общая часть родственных слов.
|
8. Выставление оценок.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)
9,
Итог урока.
-Чему
был посвящён урок?
-Для
чего нужно знать части слова?
Тест
В-1
1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова:
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова:
а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) Повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое
окончание :
а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:
а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) Стол, дерево, книга
6.В каких рядах записаны слова с приставками:
а) (по)горели
б) (по)горе
в) (за)болели
7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышленый
г) мышка
В-2
1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова:
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова:
а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое
окончание :
а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:
а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) стол, дерево, книга
6.В каких рядах записаны слова с приставками:
а) (от)боли
б) (за)грустил
в) (у)лететь
7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) жалость
б) жалоба
в) жалкий
г) жалить
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.