Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока русского языка на тему:

Разработка урока русского языка на тему:

Скачать материал

                                     ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

                                русского языка  УМК « Школа России»

                                         4 класс по теме:

                                 « Повторение. Состав слова»

 

Цель  урока:. Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

                          Ход урока

1.       Орг.момент

2.       Повторение

-Над какой темой работали на прошлом уроке?

-Что называем предложением?

-Какие предложения бывают по цели высказывания?

-Какие предложения бывают по интонации?

-Составьте предложение по схеме:

        3.  Сообщение темы и целей

                -А если два или несколько предложений  связать по смыслу , то что получится?(текст)

   С.120 Упр.№523

             -Прочитаем текст на странице 120 упражнение 523 и определим тип текста.

             -Ответьте на вопрос? Светит ли Луна?

              -А теперь образуйте и запишите однокоренные слова к слову луна.      Выделите корень в однокоренных словах.

             -Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

        4.Повторение

             - Почему эти слова называются однокоренными?
           (Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

             -Как называется общая часть родственных слов?

            -А какие части слова вы знаете ещё?

           -Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (лунный)
-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.
-Ребята, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с

упражнения «Найди «лишнее» слово».
Поле, полька, полюшко, полевод.
(Полька - не однокоренное слово.)
-Что такое корень?
Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет.

(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)
-Что такое приставка?
Носик, машинист, берёза, колечко.
(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)
-Что такое суффикс?
-А какой части слова мы ещё не сказали?
-Что такое окончание?
-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?(нет)
- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?
-Как называется способ образования слов с помощью приставки? Суффикса? Приставки и суффикса?

 

5) Работа по учебнику.
Упр.526 стр.122
-Образуйте однокоренные слова и запишите их.
(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с выделением приставки;
Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой;
устно составляется предложение с одним из слов)
в) Упр.525
-Прочитайте, сравните между собой слова: какая часть в них одинаковая и какие части разные.
-Спишите, обозначьте части слова.
Разбор слов по составу: зелёненький, дошкольник.
г)Упр.527

-Прочитайте текст.

-Что описывает автор?

-Что кажется особенно интересным в описании берёзы после дождя?Как поэту это удалось передать?

-Выпишите из текста слова, которые подходят к данным схемам:

                                         ­­ (дождик, садовой, дорожке, серёжки, берёзку);

                                          (висят, тронешь);

                                          (засмеётся);

6. Подведение итогов.
-Какие части слова мы сегодня повторили?
-Какие части слова служат для образования новых слов?

-Какие слова называются однокоренными?

 

 7.Игра «Грамматическое домино». Работа в парах.

Учитель: Подведём итог урока.  Поиграем в игру «Грамматическое домино».
Работаем в парах. Используем карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других ответы. Один ученик задаёт вопрос, а сосед находит ответ и отвечает.  (Карточки разрезаются или можно соединить стрелкой)

Что вы знаете о родственных словах?

  

Главная часть слова

Какая часть слова бывает во всех словах?

часть слова, которая стоит перед корнем.
При их помощи  образуются новые слова

Что называется корнем?

Родственные слова имеют общую часть.
Они близки по смыслу.

Что называется окончанием?

 Служит для связи слов в предложении.

Что называется приставкой?

 Часть слова, которая стоит перед корнем.
При помощи приставок образуются новые слова.

Что называется суффиксом?

 Общая часть родственных слов.

 

8. Выставление оценок.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

9, Итог урока.

-Чему был посвящён урок?

-Для чего нужно знать части слова?

 

Тест
В-1

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова:
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова:
а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) Повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :
а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:
а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) Стол, дерево, книга
6.В каких рядах записаны слова с приставками:
а) (по)горели
б) (по)горе
в) (за)болели
7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышленый
г) мышка

В-2

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова:
а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :
а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:
а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) стол, дерево, книга
6.В каких рядах записаны слова с приставками:
а) (от)боли
б) (за)грустил
в) (у)лететь
7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) жалость
б) жалоба
в) жалкий
г) жалить

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока русского языка на тему:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа России".

Цель  урока:. Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

 -Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

-Ребята, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 278 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 340
    • DOCX 21 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бегашева Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бегашева Людмила Викторовна
    Бегашева Людмила Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 113767
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1181 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 547 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек