Главная / Начальные классы / Разработка урока русского языка на тему:

Разработка урока русского языка на тему:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка  УМК « Школа России»

4 класс по теме:

  « Повторение. Состав слова»


Цель  урока:. Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Ход урока

  1. Орг.момент

  2. Повторение

-Над какой темой работали на прошлом уроке?

-Что называем предложением?

-Какие предложения бывают по цели высказывания?

-Какие предложения бывают по интонации?

-Составьте предложение по схеме:

3. Сообщение темы и целей

-А если два или несколько предложений связать по смыслу , то что получится?(текст)

С.120 Упр.№523

-Прочитаем текст на странице 120 упражнение 523 и определим тип текста.

            -Ответьте на вопрос? Светит ли Луна?

-А теперь образуйте и запишите однокоренные слова к слову луна.      Выделите корень в однокоренных словах.

-Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

4.Повторение

- Почему эти слова называются однокоренными?
(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

-Как называется общая часть родственных слов?

-А какие части слова вы знаете ещё?

-Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (лунный)
-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.
-Ребята, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с

упражнения «Найди «лишнее» слово».
Поле, полька, полюшко, полевод.
(Полька - не однокоренное слово.)
-Что такое корень?
Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет.

(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)
-Что такое приставка?
Носик, машинист, берёза, колечко.
(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)
-Что такое суффикс?
-А какой части слова мы ещё не сказали?
-Что такое окончание?
-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?(нет)
- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?
-Как называется способ образования слов с помощью приставки? Суффикса? Приставки и суффикса?

5) Работа по учебнику.
Упр.526 стр.122
-Образуйте однокоренные слова и запишите их.
(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с выделением приставки;
Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой;
устно составляется предложение с одним из слов)
в) Упр.525
-Прочитайте, сравните между собой слова: какая часть в них одинаковая и какие части разные.
-Спишите, обозначьте части слова.
Разбор слов по составу: зелёненький, дошкольник.
г)Упр.527

-Прочитайте текст.

-Что описывает автор?

-Что кажется особенно интересным в описании берёзы после дождя?Как поэту это удалось передать?

-Выпишите из текста слова, которые подходят к данным схемам:

(дождик, садовой, дорожке, серёжки, берёзку);

(висят, тронешь);

(засмеётся);

6. Подведение итогов.
-Какие части слова мы сегодня повторили?
-Какие части слова служат для образования новых слов?

-Какие слова называются однокоренными?


7.Игра «Грамматическое домино». Работа в парах.

Учитель: Подведём итог урока.  Поиграем в игру «Грамматическое домино».
Работаем в парах. Используем карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других ответы. Один ученик задаёт вопрос, а сосед находит ответ и отвечает.  (Карточки разрезаются или можно соединить стрелкой)

Что вы знаете о родственных словах?

  

Главная часть слова

Какая часть слова бывает во всех словах?

часть слова, которая стоит перед корнем.
При их помощи образуются новые слова

Что называется корнем?

Родственные слова имеют общую часть.
Они близки по смыслу.

Что называется окончанием?

Служит для связи слов в предложении.

Что называется приставкой?

Часть слова, которая стоит перед корнем.
При помощи приставок образуются новые слова.

Что называется суффиксом?

Общая часть родственных слов.


8. Выставление оценок.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

9, Итог урока.

-Чему был посвящён урок?

-Для чего нужно знать части слова?


Тест
В-1

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова:
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова:
а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) Повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :
а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:
а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) Стол, дерево, книга
6.В каких рядах записаны слова с приставками:
а) (по)горели
б) (по)горе
в) (за)болели
7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышленый
г) мышка

В-2

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:
а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.
б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
в) Общая часть однокоренных слов.
г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.
б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.
в) Приставка, корень, суффикс, окончание.
г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова:
а) Вода, водолаз, водитель.
б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.
в) повар, сварка, варит.
г) Гора, пригорок, пригорюнился.
4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :
а) дубы
б) рыбак
в) перелесок
г) выход
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:
а) Домик, грядка, вазочка.
б) Вход, запуски, сговор.
в) Подоконник, отлёт, повара
г) стол, дерево, книга
6.В каких рядах записаны слова с приставками:
а) (от)боли
б) (за)грустил
в) (у)лететь
7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) жалость
б) жалоба
в) жалкий
г) жалить


Разработка урока русского языка на тему:
  • Начальные классы
Описание:

Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа России".

Цель  урока:. Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

 -Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

-Ребята, а для чего надо знать части слова?
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

Автор Бегашева Людмила Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 391
Номер материала 26095
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓