Главная / История / Разработка урока "Жизнь древних людей"

Разработка урока "Жизнь древних людей"

Разработка урока по истории Казахстана. 6 класс

Тема. Обобщение. Жизнь древнейших людей.

Цели:

1 повторить, закрепить знания по разделу «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники», создать условия для их практического применения

2 Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативной компетенции, умению работать в группе, применять свои знаний на практике, формировать навык само и взаимооценки

3 Способствовать воспитанию интереса к предмету, формированию ответственного отношения к результатам своего труда

Ожидаемый результат: учащиеся на практике применяют знания: версии о происхождении человека, периодизацию каменного века, этапы формирования предков человека, характеризуют изменения в природно- климатических условиях, орудиях труда и занятиях древнего человека, определяют особенности появления древних людей в Казахстане. Учащиеся умеют применить знания на практике, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Тип урока: обобщение и применение знаний

Оборудование: раздаточный материал, оформленная доска.

Форма урока: урок-соревнование «Путешествие по станциям»

План урока.

1.Орг. момент.

А) Формирование групп (4 группы)

Б) Определение капитана, ведущего подсчет очков команды за задания.

В) Команда придумывает название, связанное с изученным периодом.

Г) Оформление счетного листа в течение урока.

Д) привлечение сильных учащихся (3-4) в качестве экспертов, при проверке заданий

Счетный лист.

Команда ___________________

станция баллы

1 Разминка

2 Хронологическая

3 Знатоки терминов

4 Археологическая

5 Казахстанская

6 Почемучки

Всего баллов_______________

Слово учителя: Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по историческим знаниям, в ходе которого вы должны показать, что вы хорошо изучили жизнь древнейших людей. Каждая станция будет для вас небольшим испытанием, а заработанные баллы, внесенные в копилку команды, помогут вам стать победителями.

2. Конкурсная программа

1. Разминка.

Соотнесите теорию и её содержание (раздаточный материал) (макс. 5 баллов) 1 мин.

Теория Содержание

Тотемная теория А. Человек создан пришельцами инопланетянами

Религиозная теория Б. Человек возник в результате развития микроорганизмов, занесенных из космоса

Эволюционная теория Ч. Дарвина В. Человек произошел от священного животного

Космическая теория Г.Человек возник в результате длительного развития от человекоподобных обезьян

Радиационная теория Д. Человек был создан богом

1 - …., 2 - …., 3 - ….. 4 - …., 5 - ….. (соотнесите цифру и букву)

Самопроверка, заполнение счетного листа.

2.Станция «Хронологическая»

Завершить таблицу периодизацию каменного века (раздаточный материал каждой команде) -3 мин.

(каждый правильный ответ - 1 балл, максимально - 16 баллов)

Проверка учениками -экспертами, заполнение счетного листа.

3.Станция «Знатоков терминов»

Допишите к определениям термины (макс. 10 баллов) 3 мин. (раздаточный материал)

термин определение

Первоначальный коллектив древнего человека

Способ обработки камня

Постоянный, устойчивый коллектив родственников

Мелкое орудие труда (1-2 см)

Орудие труда, обработанное с двух сторон

Древний каменный век

Орудие труда, обработанное с одной стороны

Главенство в роду женщины

Средний каменный век

Место, где проживали древние люди

Самопроверка (озвучивание правильных ответов), заполнение счетного листа.

4.Станция «Археологическая»

Восстановите последовательность, место и время появления древних людей (10 баллов) 5 мин.

(Материал разрезается и систематизируется учащимися в виде схемы)

Человек умелый Синантроп Китай Кроманьонец 200-500 тыс. лет

Франция Человек прямоходящий О.Ява, Юг.-Вост. Азия 1 млн. л.

Человек разумный 2,6 млн. лет Питекантроп Неандерталец

Австралия, Африка 35-40 тыс. лет Германия Австралопитек 100-35 тыс.л.

Проверка учениками-экспертами, заполнение счетного листа.

5.Станция «Казахстанская»

Завершите кластер «Древние люди в Казахстане» (1 балл за каждый правильный ответ) 5 мин.

Др. человек в Казахстане

Проверка учениками-экспертами, заполнение счетного листа.

6.Станция «Почемучки»

Каждая группа получает по 3 вопроса, за каждый правильный ответ - 3 балла (30 сек. на подготовку)

Почему человек изобрел лук и стрелы?

Почему охота становиться основным занятием древнего человека?

Почему древние люди не жили подолгу на одном месте?

Почему древние люди мало жили?

Почему собака стала первым прирученным животным человеком?

Почему человек изобрел лодку и плот?

Почему костер горел у древних людей не потухая сотни лет?

Почему в эпоху каменного века формируется материнский род?

Почему 100 тыс. лет назад жизнь древних людей резко изменились?

Оценивание ответов команд учениками-экспертами, заполнение счетного листа.

3. Итог игры.

Слово учителя: Мы завершили путешествие, вы показали свои знания и умения. Вы молодцы! А теперь капитаны озвучат набранную сумму баллов и мы определим победителей.

А) подведение общих итогов команд

Б)самооценивание работы ученика в группе по критериям (каждому выдается таблица)

Критерий

Как я выполнял(а) задание

Я отлично справился(лась), и принес(ла) несколько баллов группе 4

Я справился с частью заданий, но активно участвовал(а) в работе группы 3

Я немного подсказал(а) своей группе, но задания для меня были сложными 2

Я не участвовал(а) в выполнении задания. 1

Моя работа в группе

Я был(а) активно вовлечен(а) в работу своей группы 4

Большую часть времени я работал(а) вместе с ребятами. 3

Часть времени я работал(а) вместе с ребятами, но моя работа могла быть лучше. 2

Я практически не работал со всеми. Другие ребята работали больше меня. 1

«5» - 8 баллов

«4» -7-6 баллов

«3» - 5-4 баллов

выставление оценок

В) оценка работы учеников-экспертов

4.Рефлексия.

Ребята оцените наш урок. Прием «Большого пальца»

палец поднят вверх - урок понравился

палец горизонтально - урок не вызвал положительных эмоций

палец вниз - урок не понравился

5. Домашнее задание. Творческое задание на выбор по материалу 1 раздела:































Тема урока: Жизнь древних людей

Цели урока:

обобщить знания учащихся об истории и культуре первобытного общества;

осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;

развивать познавательную активность и умение работать в группах.

Тип урока: повторение

Оборудование:

макет "Машины времени”;

карточки с заданиями;

таблицы.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! Приходилось ли вам путешествовать по необъятным просторам Казахстана, шагать по изрезанным весенними водами оврагам, по выжженным знойным солнцем пескам с причудливыми, манящими миражами, карабкаться по горам, подниматься по раскаленным барханам? Ночевали ли вы в палатке или просто кошме под бесконечной глубиной ночного неба, ели ли вы неприхотливую пищу, пропахшую дымком походного костра? Что интересовало вас, с какой целью вы входили в мир природы, не так уж и важно, но каждый ваш поход был путешествием в мир удивительный и прекрасный! Сейчас мы с вами совершим путешествие в первобытное общество. Мы отправляемся в наше путешествие с командами знатоков, которые должны будут показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории первобытного общества.

Организационная часть урока

Класс делится на команды – племена по 5-6 учеников. Каждая команда должна придумать себе название. Учащимся оглашаются правила игры. В роли ведущего выступает учитель, который оценивает ответы команд. Устанавливается "Машина времени”.

Ведущий.

На пульте вы должны правильно выбрать кнопку, чтобы переместиться в далекое прошлое.

Ведущий.

Всех поздравляю! Выбор сделан правильно! Команды готовы к испытаниям? Если готовы, тогда мы начинаем наш первый конкурс, который называется "Предки современного человека”.

Каждая команда получает рисунок "Этапы формирования современного человека”.

Командам необходимо подписать под рисунками названия предков современного человека.

Ответ: 1 – австралопитек, 2 – питекантроп, 3 – неандерталец, 4 – homo sapiens (человек разумный)

Ведущий.

Путешествие продолжается, и вас ожидает следующее испытание – конкурс "Историческая наука”.

Каждой команде выдается карточка со словами "Вы недавно вернулись из археологической экспедиции…” и предложением продолжить рассказ.

Ведущий.

Камень нередко называют молчаливым свидетелем древних эпох. Это верно лишь отчасти. Попав в руки археолога, камень обретает свой "голос”. А я объявляю новый конкурс "Говорящий ориентир”. Необходимо по рисункам изображенных камней назвать орудия труда, определить, в какой период они были изготовлены.

Ответ: на рисунке изображены скребла, ручные рубила, наконечники копья.

Ведущий.

Вас ожидает новое испытание – конкурс "Достижения первобытных людей”.

Командам выдаются карточки со словами в двух колонках. Необходимо соединить правильные ответы стрелками.

1. Шкура А. еда Д. Жилье

2. Бивни Б. Нитки Е. Одежда

3. Сухожилия В. Веревки Ж. Орудия труда

4. Мясо Г. Тетива лука

Ведущий.

Вы знаете, что для лучшей сохранности продуктов человек научился изготавливать из глины посуду. Я объявляю конкурс "Первобытный гончар”.

Команды получают куски пластилина и лепят сосуды, затем наносят на сосуды рисунок так, чтобы он помог уберечь его содержимое от злых духов (рисунки должны располагаться по горловине сосудов).

Ведущий.

Все знают поговорку: "Что посеешь, то и пожнешь”. Между тем, ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свой ответ. А я объявляю конкурс "Логика”.

Ответ: еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

Ведущий. Посмотрите, эти рисунки принадлежат руке первобытного человека (показывает наскальные рисунки). Не верится, что рисунки первобытных людей могли быть такими совершенными.

Команды получают набор разноцветных карточек: черную, темно-коричневую, светло-коричневую, желтую, светло-зеленую, темно-зеленую, красно-коричневую, синюю, белую, алую, серую. Из предложенных цветов нужно выбрать карточки того цвета, которые мог использовать первобытный художник.

Ответ: первобытный художник мог использовать только те краски, которые давала ему природа. Например, разные оттенки желтого и желто-коричневого он получал из светлой охры и охры золотистой, черную краску – из сажи и угля, белила – из известняка.

Ведущий.

Объявляю следующий конкурс "Музыкально-танцевальный”. Первобытные люди любили танцевать. В своих танцах они рассказывали о событиях прошедшего дня, о своих чувствах. А вы должны рассказать о том, что увидите в танце, которые для вас подготовили древние охотники.

Выходят охотники – заранее подготовленная группа учащихся – и исполняют ритуальный танец, имитирующий охоту. Команды должны рассказать, что они смогли узнать из этой танцевальной инсценировки.

Ведущий.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся назад в будущее и нажмем на "Машине времени” кнопку с надписью "ХХI век”. Я считаю, что мы справились с поставленными перед нами задачами.

Далее учитель объявляет имена наиболее отличившихся учащихся и выставляет оценки за урок каждому ученику.

Урок по всемирной истории 6 класс

Тема: повторение темы «Азия» и «Египет»

Цель: повторить пройденный материал, систематизировать ранее изученные темы по главам Древний Египет, Передняя Азия, Индия и Китай, обобщить знания учащихся. Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории, умение работать в группе, прислушиваться к мнению других.

Задачи:

  • повышение мотивации учащихся

  • сплочение ученического коллектива, работа в команде.

  • умение работать с картой.

Тип урока: урок - путешествие

Оборудование:

  • Условия игры: класс делиться на две команды, за правильные ответы команды получают баллы.

  • Карты: Древний Египет, Китай, Азия.

  • Карточки со словами.

  • Иллюстрации: Египетская пирамида, Великая Китайская стена.

Организационный момент: учитель дисциплинирует учащихся, сосредотачивает внимание.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет необычный урок, мы будем с вами путешествовать по Древнему Востоку, вы сможете показать свои знания, оригинальность, творческие способности. За урок вы должны пройти 6 блоков.

1 блок. Кроссворд.

Каждая команда получает кроссворд (задание одинаковое). Задание на скорость, чья команда ответит быстрее.

По горизонтали:

2. Что называли в Египте "священным письмом".

3. Как назывался высокий тростник в долине Нила на котором писали.

5. Чем являлась пирамида для фараона.

7. Как называли знатных людей в Египте.

9. Кто совершил самые крупные завоевания около 1500г до н. э.

10. Короткие копья

По вертикали:

1. Чья пирамида построена 2600г до н. э.

4. Кто охранял бога, какие каменные чудовища.

6. Самая большая река в мире.

8. Какой город стал первой столицей египетского государства.

11. Бог солнца в Египте.

Учитель проверяет кроссворды. Количество верных ответов приравнивается 1 баллу. Баллы записываются на доску.

2 блок. Знаешь ли ты карту?

На доске висят две карты (Египет и Китай). Команды получают карточки с названиями городов, морей, рек. Из команды выбирают по одному человеку, подходят к карте и показывают, где они находятся.

Мемфис

Река Хуанхэ

Нил

Средиземное море

Китай

Красное море

Река Янцзы

Фивы

Пекин

Египет

За правильные ответы 2 балла.

3 блок. О чем идет речь.

Командам учитель зачитывает текс, по которому они должны определить, о чем идет речь. За правильный ответ 1 балл.

1 команда.

Если человек украл имущество бога, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор и должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если по вине человека погиб чужой вол, виновный должен возместить хозяину вола за вола. (Законы Хаммурапи)

2 команда.

Когда ты заходишь на западе - земля погружается во тьму, подобную смерти. Во мраке выходят из своих логовищ хищные звери и выползают ядовитые гады. Когда ты восходишь на востоке - гонишь мрак и вся земля торжествует. От лучей твоих оживают растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, и на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки и принимаются за работу. (Бог солнца Амон- Ра)

4 блок. Историческая перестрелка.

Учащиеся должны дать определения данным словам, у каждой команды будут свои слова.

1 команда. 2 команда

Оазис

дельта

Колония

буддизм

Иероглифы

клинопись

Папирус

каста

фараон

мумия

(За правильный ответ 1 балл.)

5 блок. Рассказ.

Первой команде необходимо рассказать о том, как египтяне строили пирамиды.

Второй команде рассказать о Великой Китайской стене.

(За это задание 3балла.)

6 блок Соотнести карточки.

На доске висят карточки со словами, первая команда выбирает те, которые относятся к Азии, вторая команда выбирает те, которые относятся к Египту. Команды записывают слова сначала себе на листы, а затем ученик зачитывает, учитель проверяет.

(1 балл за каждый правильный ответ).

Двуречье

Сфинкс

Ур

Египет

Иероглифы

Амон - Ра

Хеопс

Нил

Крез

Пирамида

Хаммурапи

Вавилон

Ассирия

Мумия

 

Клинопись

Давид

 

Подведение итогов. Команда набравшая большее количество баллов выигрывает.






Разработка урока "Жизнь древних людей"
  • История
Описание:

Разработка  урока  по  истории  Казахстана.  6 класс

Тема. Обобщение. Жизнь древнейших людей.

Цели:

1 повторить,  закрепить знания по разделу   «Жизнь древнейших людей. Древнейшие собиратели и охотники», создать условия для  их практического  применения

2 Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативной компетенции,  умению работать в группе, применять свои знаний на практике, формировать  навык само и взаимооценки

3 Способствовать воспитанию интереса к предмету, формированию ответственного отношения к результатам своего труда

Ожидаемый результат: учащиеся на практике применяют знания:   версии о происхождении человека, периодизацию каменного века, этапы формирования предков человека, характеризуют изменения в природно- климатических условиях, орудиях труда и  занятиях древнего человека, определяют особенности появления древних  людей в Казахстане. Учащиеся умеют применить знания на практике, устанавливать причинно-следственные связи,  систематизировать материал.

Тип урока: обобщение и применение знаний

Оборудование: раздаточный материал, оформленная  доска.

Форма урока: урок-соревнование  «Путешествие по станциям»

План урока.

1.Орг. момент.

А) Формирование групп (4  группы)

Б) Определение капитана, ведущего подсчет очков команды  за задания.

В) Команда придумывает название, связанное с изученным периодом.

Г) Оформление счетного листа в течение урока.

Д) привлечение сильных учащихся  (3-4)  в качестве экспертов, при проверке заданий

Счетный лист.

Команда  ___________________

        станция                     баллы

1   Разминка

2  Хронологическая

3  Знатоки терминов

4  Археологическая

5  Казахстанская

6  Почемучки

 Всего баллов_______________

       Слово учителя:  Ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по историческим знаниям, в ходе которого вы должны показать, что вы   хорошо изучили жизнь древнейших людей. Каждая станция будет для вас небольшим испытанием, а заработанные баллы, внесенные в копилку команды, помогут вам стать победителями.

  2. Конкурсная программа

1. Разминка. 

 Соотнесите теорию и её содержание (раздаточный материал)  (макс. 5 баллов)   1 мин.

            Теория                                                                   Содержание

Тотемная теория                                     А. Человек создан пришельцами инопланетянами

Религиозная теория                                Б. Человек возник в результате развития                                                                                      микроорганизмов, занесенных из космоса

Эволюционная теория Ч. Дарвина           В. Человек произошел от священного животного

Космическая теория                                Г.Человек возник в результате длительного                                                                                  развития  от человекоподобных обезьян

Радиационная теория                               Д. Человек был создан богом

1 - ….,   2 - …., 3 - …..  4 - …., 5 - …..  (соотнесите цифру и букву)

Самопроверка, заполнение счетного листа.

2.Станция «Хронологическая»

Завершить таблицу периодизацию каменного века (раздаточный материал каждой команде) -3 мин.

(каждый правильный ответ - 1 балл, максимально - 16 баллов)

   Проверка учениками -экспертами, заполнение счетного листа.

3.Станция «Знатоков терминов»

Допишите к определениям  термины (макс. 10 баллов) 3 мин. (раздаточный материал)

термин                          определение

                                       Первоначальный коллектив древнего человека

                                       Способ обработки камня

                                       Постоянный, устойчивый коллектив родственников

                                       Мелкое орудие труда (1-2 см)

                                        Орудие труда, обработанное с двух сторон

                                       Древний каменный век

                                      Орудие труда, обработанное с одной стороны

                                       Главенство в роду женщины

                                      Средний каменный век

                                       Место, где проживали древние люди

Самопроверка (озвучивание правильных ответов), заполнение счетного листа.

4.Станция «Археологическая»

Восстановите последовательность,  место и время  появления древних людей (10 баллов) 5 мин.

(Материал разрезается и систематизируется учащимися в виде схемы)

Человек умелый  Синантроп  Китай  Кроманьонец    200-500 тыс. лет

Франция  Человек прямоходящий  О.Ява, Юг.-Вост. Азия      1 млн. л.

Человек разумный  2,6 млн. лет  Питекантроп   Неандерталец

Австралия, Африка  35-40 тыс. лет  Германия  Австралопитек  100-35 тыс.л.

 Проверка учениками-экспертами, заполнение счетного листа.

5.Станция  «Казахстанская»

Завершите кластер «Древние люди в Казахстане»  (1 балл за каждый правильный ответ)  5 мин.

Др. человек в Казахстане

Проверка учениками-экспертами, заполнение счетного листа.

6.Станция «Почемучки»

Каждая группа получает по 3 вопроса, за каждый правильный  ответ - 3 балла (30 сек. на подготовку)

      Почему  человек изобрел лук и стрелы?

Почему охота становиться основным занятием древнего человека?

Почему древние люди не жили подолгу на одном месте?

Почему древние люди мало жили?

Почему собака стала первым прирученным животным человеком?

Почему человек изобрел лодку и плот?

Почему костер горел  у  древних людей не потухая  сотни лет?

Почему в эпоху каменного века формируется материнский род?

Почему 100 тыс. лет назад жизнь древних людей  резко изменились?

Оценивание ответов команд  учениками-экспертами, заполнение счетного листа.

3. Итог игры.

Слово учителя:  Мы завершили путешествие, вы показали свои знания и умения. Вы молодцы! А теперь капитаны озвучат набранную сумму баллов и мы определим победителей.

А) подведение общих итогов команд

Б)самооценивание работы ученика  в группе по критериям (каждому выдается таблица)            

Критерий

Как я выполнял(а) задание

Я отлично справился(лась), и принес(ла) несколько баллов группе  4

Я справился с частью заданий, но активно участвовал(а) в работе группы  3

Я немного подсказал(а) своей группе, но задания для меня были сложными  2

Я не участвовал(а) в выполнении задания. 1

Моя работа в группе

Я был(а) активно   вовлечен(а) в работу своей  группы  4

Большую часть времени я работал(а)  вместе с ребятами.  3

Часть времени я работал(а) вместе с ребятами, но моя работа могла быть лучше.  2

Я  практически не работал со всеми. Другие ребята работали больше меня.  1

«5» -  8  баллов

 «4» -7-6 баллов

«3» - 5-4 баллов

  выставление оценок

В) оценка работы  учеников-экспертов

4.Рефлексия.

Ребята оцените наш урок. Прием «Большого пальца»

палец поднят вверх -  урок понравился

палец горизонтально - урок не вызвал положительных эмоций

палец вниз - урок не понравился

 

5.  Домашнее задание. Творческое задание  на выбор по материалу 1 раздела:

Автор симон Мария Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1206
Номер материала 41780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓