Разработка
урока
«Язык
химии. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева»
Раздел
«Вещество»
8
класс
Автор:
учитель
химии МБОУ ООШ № 6
н/п
Щукозеро Мурманской области
Нездолий
Татьяна Михайловна
Мурманск
2013
Аннотация
к уроку химии в 8 классе
«Язык
химии. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева»
Урок
разработан учителем химии МБОУ ООШ №6 н/п Щукозеро Мурманской области Нездолий
Т.М. в соответствии с примерной программой по химии для 8 класса с
использованием учебного пособия для учащихся «Химия. 8 класс» О.С.Габриеляна.
Этот урок проводится в разделе «Вещество». На уроке используются такие формы
обучения как фронтальная, парная и индивидуальная. Методы обучения: беседа,
рассказ, показ презентации, самостоятельный поиск информации, упражнения на
тренажере «Знаки химических элементов» на компьютере. Урок имеет большое
значение при изучении курса химии. Это как бы фундамент, на котором стоит
здание предмета химия. В последующем ученики постоянно будут возвращаться и к
знакам химических элементов и к самой периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева. Этот материал также изучается в курсе физики основной
школы.
Цели
урока:
Образовательные:
Обеспечить
в ходе урока усвоение понятия химического языка.
Дать
учащимся представление о знаках химических элементов, познакомить с этимологией
их названий.
Сформировать
понятие структуры Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева
(периоды и группы).
Развивающие:
Систематизировать
и обобщить знания о названии химических элементов.
Развивать
познавательные интересы учащихся, внимание, память, кругозор, формировать
умения работать с различными источниками информации.
Развивать
самостоятельность учащихся. Развивать эмоции и мотивы учащихся, используя яркие
примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать
патриотизм, интерес к предмету химия, способствовать созданию ситуации успеха,
воспитывать коммуникативные компетентности. Продолжить формирование научной
(химической) картины мира.
Оборудование:
ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийная
презентация «Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических
элементов Д.И.Менделеева».
Для
учащихся: мобильный компьютерный класс, тренажер «Знаки химических элементов»
(http://fcior.edu.ru/card/14733/trenazher-znaki-himicheskih-elementov.html),
этимологический список знаков химических элементов (http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%E8%EC%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F1%EF%E8%F1%EE%EA_%F5%E8%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5_%FD%EB%E5%EC%E5%ED%F2%EE%E2),
задания на карточках, кроссворд для домашнего задания.
Программное
обеспечение – офисные программы, проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216
Кб) для ОС Windows; проигрыватель ресурсов версии 2.2.2.138 (33673 Кб) для ALT
Linux 4.1
Тема урока:
Язык химии. Знаки химических элементов. Периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. 8 класс
Цели урока:
Образовательные:
Обеспечить в ходе урока усвоение понятия химического
языка.
Дать учащимся представление о знаках химических
элементов, познакомить с этимологией их названий.
Сформировать понятие структуры Периодической таблицы
химических элементов Д.И.Менделеева (периоды и группы).
Развивающие:
Систематизировать и обобщить знания о названии
химических элементов.
Развивать познавательные интересы учащихся, внимание,
память, кругозор, формировать умения работать с
различными источниками информации.
Развивать самостоятельность учащихся. Развивать эмоции
и мотивы учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на
чувства учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать патриотизм, интерес к предмету химия, способствовать
созданию ситуации успеха, воспитывать коммуникативные компетентности.
Продолжить формирование научной (химической) картины мира.
Тип
урока: Комбинированный урок
продолжительностью 45 минут.
Методы
обучения: беседа,
рассказ, показ презентации, наблюдение, самостоятельный поиск информации;
упражнения на тренажере «Знаки химических элементов» на компьютере.
Формы работы: фронтальная,
групповая, парная, работа с компьютерным тренажером.
Оборудование: ноутбук,
интерактивная доска, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Знаки
химических элементов. Периодическая таблица химических элементов
Д.И.Менделеева».
Для учащихся: мобильный компьютерный класс, тренажер
«Знаки химических элементов» (http://fcior.edu.ru/card/14733/trenazher-znaki-himicheskih-elementov.html),
этимологический список знаков химических элементов
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F2%E8%EC%EE%EB%EE%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F1%EF%E8%F1%EE%EA_%F5%E8%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E8%F5_%FD%EB%E5%EC%E5%ED%F2%EE%E2
), задания на карточках, кроссворд для домашнего задания.
Программное обеспечение
– офисные программы, проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС
Windows; проигрыватель ресурсов версии 2.2.2.138 (33673 Кб) для ALT Linux 4.1
Ход урока
I.
Организационный момент.
Приветствие учителя, выявление отсутствующих, сообщение темы урока. 1 минута.
II.
Актуализация
опорных знаний. 7 минут.
Учащиеся отвечают по карточкам.
После
выполнения задания попарно обмениваются карточками для взаимопроверки друг
друга.
Фронтальный опрос.
Вопросы для повторения:
1.
Какие явления называются химическими
явлениями или химическими реакциями?
2.
Какие явления относятся к химическим?
3.
Какие явления называются физическими?
4.
Какие явления относятся к физическим?
5.
Какая разница между химическими и
физическими явлениями?
III.
Изучение нового материала. 24-25
минут (из них 10 минут презентация, 4 минуты тренинг, 5 минут тест, 1 минута –
проверка теста).
Вопрос:
Что называется химическим элементом?
Определенный вид атомов.
Вопрос:
Что такое буквы в русском языке?
Буквы — условные знаки для изображения на письме звуков речи.
Вопрос:
Что можно написать с помощью букв?
Слова.
Вопрос:
Что можно написать с помощью слов?
Предложения.
Вопрос: Что
является алфавитом химического языка?
Алфавитом в химическом языке являются знаки химических элементов, их 114. С их
помощью можно писать слова – химические формулы, на их основе записывать
предложения – уравнения химических реакций.
Каждый химический элемент обозначают собственным химическим знаком, или
символом.
Запишите
в тетрадь тему урока: Язык химии. Знаки химических элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Запишите
определение:
Химический знак – условная запись химического элемента.
Открыть шторку проектора. Слайд № 3.
Каждый химический элемент обозначают собственным
химическим знаком, или символом, который наряду с названием химического
элемента записан в таблице Д.И.Менделеева. В качестве символов по предложению
шведского химика Й. Берцелиуса были приняты в большинстве случаев начальные или
начальные и одна из последующих букв латинского названия данного элемента. Водород
(Hydrogenium) обозначают
буквой H (читают
«аш»), кислород (Oxygenium) – буквой
О (читают «о»), углерод (Carboneum) – буквой
С (читают «цэ»). Чтобы различить кальций, медь и кобальт Й.Берцелиус предложил
к начальной букве латинского названия добавлять еще одну из последующих букв
названия – Ca, Cu, Co. Обратите
внимание, как обозначаются химические элементы калий и кальций. В латинском
языке, если буква «С» стоит вначале слова, то она читается как «К». Многие
делают ошибки в написании символов этих химических элементов.
Вопрос: Как вы думаете, что отражено в названии
химических элементов? Слайд №4, прокомментировать.
Слайд № 5.В названиях одних химических
элементов отражены важнейшие свойства элементов, например, водород – рождающий
воду, кислород – рождающий кислоты, фосфор – несущий свет. Открыл фосфор в 1669
году солдат-алхимик Хёнинг-Бранд (1630-1710). В поисках «философского камня»,
он занялся упариванием человеческой мочи. Он собрал около тонны мочи из
солдатских казарм и перегнал сухой остаток от ее выпаривания. Бранд заметил
появление в сосуде белой пыли, которая ярко светилась в темноте. Это было
простое вещество – белый фосфор P4. Название
«фосфор» в переводе с греческого означает «светоносец».
Вопрос: Какие химические элементы названы в честь
планет?
Слайд № 6. В честь небесных тел или планет Солнечной системы названы
селен (Луна); теллур (Земля); уран (Уран) и т.д.
Вопрос: Какие названия взяты из мифологии?
Слайд № 7. Тантал. Тантал – любимый сын
Зевса. За преступления Тантал был сурово наказан. Стоял по горло в воде, при
желании напиться вода утекала от него. Хотел утолить голод – ветви с плодами,
свисавшими над ним, отклонялись в сторону. Химики испытали не меньше мучений,
пытаясь выделить тантал из руд. Элемент прометий назван
в честь мифического героя Прометея, похитившего у Зевса огонь и передавшего его
людям
Вопрос: Какие химические
элементы названы в честь государств?
Слайд № 8. Рутений - в честь
России, германий – в честь Германии, полоний - в честь Польши.
Вопрос: Какие химические
элементы названы в честь городов?
Слайд
№ 9.
В честь городов названы элементы дубний (город Дубна в России); лютеций
(Париж); берклий (город Беркли в США) и т.д.
Вопрос: Какие химические элементы названы в
честь частей света?
Слайд № 10. Европий, америций, скандий (в
честь Скандинавии),
Вопрос: Имена великих ученых присутствуют в
названиях химических элементов?
Слайд № 11.Это кюрий, фермий, эйнштейний,
менделевий, лоуренсий. Шторка закрывается.
Сейчас, используя этимологический список химических
элементов, найдите 4-5 химических элемента и этимологию названия этих
химических элементов. (Список распечатан, перед уроком роздан учащимся по
одной или 2 страницы на человека). Далее учащиеся зачитывают свои ответы.5
минут.
Откройте,
пожалуйста, учебники на странице 35 и запишите в тетрадь название химического
элемента, его символ и произношение.7 минут.
Вопрос: Как же классифицируют все эти 114
химических элемента?
Слайд № 12.Они «живут», образно выражаясь, в
одном доме, который называется Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева. Строго определены «этажи» - периоды, на которых живут
химические элементы. Их 7.
Слайд № 13. 7 щелчков компьютерной мыши.
На
подвальных этажах Периодической системы «живут» по 14 элементов-близнецов,
похожие по своим свойствам на лантан, другие – на актиний.2 щелчка
компьютерной мыши.
Три
первых периода, состоящие из одного ряда, называются малыми периодами. 3
щелчка компьютерной мыши.
4,
5 и 6-й включают по два ряда элементов, эти периоды называются большими. 3
щелчка компьютерной мыши.7-й период незаконченный, он состоит из одного
ряда. Щелчок мыши.
По
вертикально расположенным стоякам дома – группам, «живут» химические элементы в
сходных по свойствам квартирах. Слайд № 14. Их 8. 8 щелчков мыши. Каждая
группа состоит из двух подгрупп – главной и побочной. Щелчок мыши. В
главную подгруппу или группу А (щелчок мыши) входят элементы и малых и
больших периодов. В побочную группу или группу В (щелчок мыши) входят
только элементы больших периодов. Из каких химических элементов состоит главная
подгруппа II группы? Из бериллия,
магния, кальция, стронция, бария, радия. Побочная подгруппа II группы? Она
включает цинк, кадмий, ртуть.
Вопрос: в каком месте ячейки –
«квартиры» стоят химические элементы главной подгруппы? Побочной подгруппы? Ответ
учащихся.
В
этом доме каждому химическому элементу отведена своя «квартира» - клетка со
строго определенным номером. Щелчок мыши. Литий – номер 3, 2 щелчка
мыши, хлор – номер 17, 2 щелчка мыши, тантал – номер 73, щелчок
мыши. Номер «квартиры» – это порядковый номер элемента.
Кроме
представленной формы таблицы Д.И.Менделеева, короткопериодной, существует
множество других форм, например, длиннопериодная. Слайд № 15.Она
отличается от короткопериодной тем, что на ней представлены не группы, а
подгруппы. Шторка проектора закрывается.
Подобно
тому, как 33 буквы русского алфавита образуют десятки тысяч слов, так и 114
химических элементов в различных сочетаниях создают более 20 миллионов
различных веществ. Когда вы изучите закономерности образования слов, то есть химических
формул, перед вами откроется мир веществ.
Но
для этого вначале нужно выучить эти буквы – символы химических элементов.
Поможет
вам в этом тренажер «Знаки химических формул».
IV.
Закрепление материала. 10
минут.
Работа
на тренажере «Знаки химических элементов». (Работать или в интернете или скачать
тренажер на компьютер).4 минуты.
Выполнение
теста – 5 минут. Шторка открывается. Слайд 16.
Слайд 17. Проверка теста, учащиеся сами выставляют
себе отметки по критериям теста. 1 минута.
V.
Подведение итогов.2-3
минуты.
Анализ
результатов, выставление оценок.
Домашнее
задание: § 5, выучить таблицу 1, упражнение 1,4,5.
Решите
кроссворд. Заполните по вертикали подходящие пустые клетки русскими названиями
следующих химических элементов: P,
Au,
F,
C,
Cl,
N,
Sn,
Cr,
Br,
Ne,
Ra.
Приложение
1. презентация.
Приложение
2. Карточки для повторения.
Приложение
3. Кроссворд.
При
наличии свободного времени провести игру. Учитель называет координаты
химического элемента (период, группа), ученик, который ответил, называет
координаты следующего химического элемента и т.д.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.