Лысечко Ирина Анатольевна
преподаватель дисциплин филологического
цикла
Государственное бюджетное образовательное
учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж» город Волгодонск
Ростовской области
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: В.М.ШУКШИН. РАССКАЗЫ
«ОДНИ», «ЧУДИК»,
«СРЕЗАЛ»,
«МИЛЬ ПАРДОН, МАДАМ». КОЛОРИТНОСТЬ И ЯРКОСТЬ ШУКШИНСКИХ ГЕРОЕВ - «ЧУДИКОВ»
Тип занятия: Занятие «открытия» новых
знаний
Урок-исследование
Вид: занятие по приобретению практических
занятий с включением частично самостоятельной деятельности студентов ЦЕЛИ:
Деятельностная: формирование
способности студентов основательно и сознательно следить за мыслями писателя,
за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство.
Образовательная: расширение
умения понимать произведение как художественное единство.
Формирование УУД:
-
Личностные УУД: способность к самооценке на основе
критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;
-
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности
(своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности
(этапа) в сотрудничестве с преподавателем;
-
Коммуникативные УУД: определять цель учебной
деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию,
с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;
-
Познавательные УУД: систематизировать материал,
полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в тексте художественного
произведения, находить нужную информацию, работать с разными по уровню
заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
Планируемый Предметные:
Результат: Студенты
должны стать внимательными, чуткими к
художественной литературе
читателями, чтобы они испытывали благотворное нравственное и общекультурное
влияние художественных произведений, чтобы вырабатывали эстетический вкус;
учить понимать сущность данного вида искусства, его специфический язык.
Личностные: уметь
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,
мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты
деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать
свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной
деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной
деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные
УУД)
Уметь систематизировать
материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в тексте
художественного произведения, находить нужную информацию, работать с разными по
уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
(Познавательные УУД)
Основные понятия: герой – «чудик»;
пародийность художественного языка Внутрипредметные: творчество Шукшина
и произведения «деревенской прозы» (В.Распутин, Ф.Абрамов, Б.Можаев)
Межпредметные связи: кинодраматургия
Шукшина (к/ф «Живёт такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.)
Ресурсы:
-
основные
-
дополнительные
|
Тексты рассказов
В.М.Шукшина
Распечатанные
разноуровневые задания (карточки), презентация к занятию
|
Организация
|
Фронтальная
работа, индивидуальная работа
|
пространства
Технологическая карта урока
Этап занятия
|
Действия преподавателя
|
Действия
студентов
|
УУД
|
I.Орг. момент
Оглашение темы занятия
Постановка целей
|
Он так же, как и вы, не знал, кем будет,
но благодаря
упорному
труду дошёл до вершины
своего творчества…
Василий Макарович очень любил свое село, свою
маленькую
родину…
Сегодня я
попытаюсь рассказать вам о человеке
– писателе, актере, режиссёре Василии Шукшине. Хочется, чтобы наша
сегодняшняя встреча вызвала желание прочитать произведения Шукшина, увидеть
его фильмы. Эпиграф к уроку: «Нам бы про душу не забыть..
Нам бы немножко добрее быть. Мы одни ,раз так уж случилось, живем на земле.
Ну так будьте повнимательней к
друг другу, подобрее».
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в
степень уважения также
|
Настраиваются на работу
Записывают в
тетрадь
Записывают в
тетрадь
|
|
II. Работа по теме занятия
1.Слово преподавателя (подготовка к
восприятию)
2.Постановка
проблемы занятия
Работа с
материалом
|
человеческие
качества, которые не подлежат
пересмотру: честность, трудолюбие, совесть, доброта. В.Шукшин
Давайте подумаем, что хотел сказать нам этими
словами В.М.Шукшин?
Тема занятия: В.М.Шукшин. Рассказы «Одни»,
«Чудик», «Срезал», «Миль пардон,
мадам».
Колоритность и яркость шукшинских
героев - «чудиков». Занятие у нас сегодня необычное. Мы сегодня с вами проведём
исследование
рассказов
В.М.Шукшина
На занятии мы с вами будем формировать способности
основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его
образов, понимать произведение как художественное единство; расширять умения
понимать произведение как художественное
|
Докладчики выступают, студенты
группы делают письменные
и устные рецензии
Запись в тетрадь
|
|
Сообщение о
родине писателя
Аналитическая работа с текстом
(коллективная) Комбинированное
чтение и аналитическая работа
|
единство.
Одна из главных тем творчества
В.М.Шукшина – тема подлинных и мнимых
нравственных ценностей, тема
правды и фальши в человеческих отношениях.
Его идеалом было воспитание
цельной, нравственно здоровой и духовно богатой личности. Мотив утверждения
доброты в
человеческих отношениях пронизывает
все его творчество.
Именно для нашего занятия мы выбрали рассказы «Одни»,
«Чудик», «Срезал». Готовясь к этому уроку, студенты
подготовили сообщения:
«Шукшин –
писатель»,
«Шукшин
– актер»,
«Шукшин – режиссер»
Вы сейчас прослушаете сообщения и
подготовитесь дать рецензию на выступление.
Сегодня на занятии
|
Слушают, дают
рецензию на ответ
(в тетрадь)
Василий
Шукшин
Звук / образ
Звук / образ Шелест/дом шепот /природа
Шорох/кот журчание /лес Шуршание/печка
(в тетрадь) -Олицетворение домашнего уюта,
деревенского пейзажа, простоты.
Студенты читают, отвечают на вопросы, ведут
записи в тетрадях
Внешне Бронька Пупков — неудачник и пьяница. К
работе в колхозе душа у него не лежит, а любит он бродить с городскими
охотниками по тайге. Семейная жизнь у него не сложилась: он постоянно
скандалит со своей женой — грубой, некрасивой, толстогубой бабой,
|
|
Самостоятельная
работа в группах
|
мы должны найти ответы на вопросы: Почему героев
Шукшина критики называют
«чудиками»? В чём колоритность и яркость
шукшинских героев?
На фоне песни
«Тихая река» учитель читает стихотворение "Разметалось…")
Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя.
Стародавнее это сёло.
Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьет в берег Катуни волна.
Знает каждый в
России, что
Сростки -
Это родина Шукшина. Студент
рассказывает
- Первое впечатление о
Василии Шукшине предлагаю высказать вам.
(На доске запись:
Василий
Шукшин
( Звук образ Звук
образ)
|
ругающей его «лесным скотом». У
Броньки есть сынподросток, которого он любит и стесняется. Ещё герой любит
подраться с деревенскими мужиками и поноситься с оглушительным треском по
всей деревне на своём мопеде. Короче говоря, Бронька — несерьёзный и
беспутный человек.
В его поведении автор отмечает две
странности-чудинки. Во-первых, французская фраза «Миль пардон, мадам!»,
которую он непонятно где услышал и употребляет к месту и не к месту.
Вовторых, придуманная им история о покушении на Гитлера, которую он упорно
рассказывает каждой партии городских охотников в последний вечер у костра.
Эта история обнаруживает в Броньке самобытность и талантливость, так и не
раскрывшиеся в
повседневной
жизни
и в силу
|
|
III. Рефлексия
|
Работа с материалом. -Какие образные и звуковые
ассоциации у вас возникают при произношении имени и фамилии автора?
(ответы
студентов)
Чтение рассказа «Миль пардон, мадам
по частям», анализ по вопросам: В.И.НемировичДанченко говорил, что в пьесах А.П.Чехова
создаётся «подводное течение», то есть двойное представление (внешнее и
сущностное) о каждом действующем лице. Этот же принцип использует Шукшин для
раскрытия образа Броньки Пупкова.
1.Прочитайте описание внешности главного героя рассказа.
|
обстоятельств, и по его собственной
вине.
|
|
|
2.Что говорит автор о характере
главного героя и его отношении к жизни?
3.Где и в чём проявляется талант
Броньки Пупкова?
4. Какие две странности – чудинки
отмечает автор в своём герое?
5.Почему Бронька придумал историю
|
|
|
|
покушения на Гитлера и рассказывает
её несмотря на насмешки окружающих?
6.Как относятся к нему местные
жители и почему? 7.Как сам Бронька Пупков объясняет причину своих неудач?
I.
Рассказ
«Срезал»: - дайте речевую
характеристику главному герою рассказа Глебу Капустину. - Почему рассказ
называется «Срезал»? - Кого из героев рассказа можно назвать «чудиком» и за
что?
II.
Рассказ «Одни»:
- что вы можете сказать о жизни Антипа Калачикова?
- докажите, что в
Антипе была «душевная чуткость
и доброта»; - за что Антона
Калачикова можно назвать «чудиком»?
III. Рассказ «Чудик»:
- почему все окружающие считали
главного героя рассказа «чудиком»?
|
|
|
|
- можно ли его назвать «маленьким человеком»?
Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст рассказа; - сравните шукшинского
героя с «маленькими людьми» из известных вам произведений. Что у них общего,
чем они отличаются друг от друга?
Что общего между всеми героями
В.М.Шукшина?
Почему их называют «чудиками»? Как сам автор, на ваш
взгляд, относится к своим героям и почему?
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.