Главная / Русский язык и литература / Разработка урока: "Технология критического мышления на уроках русского языка в 10- м классе".

Разработка урока: "Технология критического мышления на уроках русского языка в 10- м классе".

Образовательный потенциал уроков русского языка на старшей ступени обучения

(при изучении раздела «Лексика» с использованием технологии критического мышления).

Н.В. Журавлева, учитель русского языка и литературы
ГБОУ РО «Неклиновская ОШИ с ПЛП»

Ю.Н. Лукьянченко, учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ № 25/11, г. Таганрог

Е.А. Кондратьева, учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ № 25/11, г. Таганрог

Споры о том, каким должно быть преподавание русского языка на старшей ступени обучения, ведутся давно, но сегодня эта тема приобретает дискуссионный, полемический характер. Существует две точки зрения по данному вопросу. Одни считают, что русский язык необходимо изучать на старшей ступени обучения, другие утверждают, что изучение предмета можно закончить уже в 9-м классе. Разберёмся в этой полемике. Действительно, логично второе мнение, так как изучение систематического курса русского языка заканчивается в 9 классе. А далее идёт только отработка полученных навыков (подготовка рефератов, обработка текстов разных стилей и жанров, написание сочинений, участие в дебатах и дискуссиях, исследовательская деятельность, выступления на конференциях, создание статей и другое).

А если предмет русский язык остается в десятом классе, то каким он должен быть? Вся сложность заключается в том, что, с одной стороны, необходимо обобщить и систематизировать знания, полученные за курс средней школы; а с другой стороны, важно вводить элементы нового, иначе не будет развития. Необходимо создать условия, чтобы постижение законов русского языка было не только «тяжкой обязанностью», но и наслаждением. А для этого важно акцентировать внимание на неизвестных сторонах русского языка, ведь урок должен удивлять. На основе ранее изученного учащиеся постигают сущность языка, его взаимосвязь с историей народа, роль в жизни общества на более высоком уровне. Сам возраст обучающихся позволяет это осознание. Старшеклассники способны воспринять язык как живой организм, понять, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое...» (К.Д.Ушинский)

И благодатной почвой для осмысления этого является изучение лексики. С одной стороны, важно рассмотреть лексику как культурный пласт русского языка, с другой, показать её состояние на сегодняшнем этапе развития общества. Анализируя лексический состав современного русского языка, мы с сожалением наблюдаем чрезмерное тяготение его к заимствованным словам, которые пополнили все сферы жизнедеятельности человека: боулинг, дартс, фитнес, шейпинг, скейтборд - в спорте; бра, трансформатор, блендер, миксер - в быту; плюрализм, президент, импичмент, легитимность - в политике; индифферентность, инфантильность, рефлексия, социометрия, эмпатия, толерантность - в психологии. Учитель должен показать уместность использования этих заимствований наряду с эквивалентами в русском языке, раскрыть богатство, поэзию и красоту русского слова. Следовательно, изучение лексики в старших классах помогает продуктивному решению задачи духовного развития ребёнка, формированию чувства патриотизма, ведь бережное отношение к слову способствует воспитанию поколения, которое не назовёшь «Иванами, не помнящими родства». «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений», - говорится в послании президента В.В.Путина Федеральному собранию РФ.


Именно этот подход к изучению русского языка в старших классах, а в частности, раздела «Лексика», лёг в основу нашего урока «Живой язык» (Лексика) (Технология критического мышления. Смысловое чтение на уроках русского языка в 10 классе).

Представить всю палитру лексики с точки зрения современности помогают следующие методы обучения: исследовательский, проблемный, коммуникативный. Технология критического мышления (как ведущая технология урока) позволяет развить у обучающегося умения:

  • высказывать своё мнение с опорой на текст, аргументировать выбранную позицию;

  • комментировать текст в представленной исторической лексике;

  • проводить сопоставительный анализ текстов различных стилей и жанров;

  • формировать языковое чутьё, интуицию с опорой на тексты, взятые из украинского, русского, древнерусского языков.

В ходе занятия нашли отражение все основные фазы урока, характерные для ТКМ: вызов, осмысление, рефлексия.

На стадии «вызов» с целью актуализации и обобщения имеющихся у учащихся знаний по теме «Лексика», мотивирования ребят к учебной деятельности используются следующие приёмы: выстраивание ассоциаций (толкование понятия «слово»), составление кластера «Слово».

На втором этапе - «осмысление» - посчитали эффективным применение приема инсерта (маркировки текста), который позволяет сохранить активность ученика, сделать чтение осмысленным для достижения нового понимания. Учащиеся анализируют текст о русском языке и делают необходимые пометки: «V»- уже знал, «-»-думал иначе, «+» - новое, «?»- не понял, есть вопросы. Работа осуществляется в группах. В итоге делается вывод о роли русского языка, о важности изучения лексики как культурного пласта языка. Учащиеся осмысляют и комментируют «Золотое слово Святослава» из «Слова о полку Игореве» (выбор текста был сделан нами не случайно: тема единения народа звучит в наши дни очень актуально), сопоставляют данный отрывок в трех интерпретациях (древнерусской, украинской и белорусской), анализируют лексику «Слова», а также производят его текстуальный анализ. Такая деятельность готовит учащихся к созданию собственного текста. Также эта работа имеет серьёзное воспитательное значение, направлена на достижение личностных результатов. Старшеклассники учатся толерантно относиться ко всем участникам своей группы, других групп, а также, учитывая тематику анализируемого текста, и к людям разных народов.

На заключительном этапе урока «Рефлексия» ребята составляют синквейн.

В ходе урока предполагается и использование элементов ролевой (деловой игры): в классе создаются группы историков, комментирующих текст с точки зрения истории, теоретиков, осуществляющих анализ слова.

В течение учебного занятия старшеклассники заполняют таблицу «Я знал. Что узнал нового? Что хочу узнать?». При помощи данного приема реализуется технология самооценивания.

Цели урока:

Личностные: осознать русский язык как главную национальную, культурную, эстетическую ценность русского народа; формировать уважительное отношение к родному языку его чистоте; создать условия для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные: понимать информацию устного и письменного текста; осмысленное чтение (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее) текстов разных стилей и жанров; извлекать информацию из различных источников, анализировать и интерпретировать её, пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; овладеть приемами отбора и систематизации материала на тему урока; уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; развивать способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; в результате коммуникативного целесообразного взаимодействия с членами группы в процессе речевого общения, совместно выполнять задания; овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в ситуациях межличностного и межкультурного общения.

Предметные: формировать представление о роли русского языка как национального языка русского народа, о связи языка и культуры народа, понимание места родного языка в системе гуманитарных наук; продолжить усвоение основ научных знаний о лексике родного языка; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); развивать умения проведения лексического анализа слова; осознавать эстетическую функцию родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста «Слова о полку Игореве»


Итак, вашему вниманию предлагается модель урока русского языка для обучающихся в 10 классе.

«Живой язык» (Лексика)

Технология критического мышления на уроках русского языка в 10- м классе. Смысловое чтение.


Ход урока

  1. Организационно — мотивационный этап.


  • Здравствуйте, ребята! Я вас очень рада видеть сегодня на уроке, желаю вам успешной работы и верю в ваши силы и возможности.

2. Этап постановки личностных целей.

- На экране вы видите список личностных целей:

  1. Приобрести способность доказывать собственную точку зрения.

  2. Подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ.

  3. Научиться контролировать процесс и результат своей учебной деятельности.

  4. Научиться точно и грамотно излагать свои мысли.

  5. Получить хорошую оценку.

  6. Заслужить похвалу товарищей и учителя.

  • Выберите из списка целей ту цель, которая будет для вас особенно важна сегодня на уроке. Напишите на полях тетради ее номер. Постарайтесь поработать на нее в течение урока. В конце мы проанализируем, удалось ли вам ее достичь.

3. Этап актуализации знаний.

  • Ребята, перед вами два афоризма. Прочтите их и скажите, в чем сходство и в чем различие смысла этих двух высказываний:

  1. Слово — полководец человечьей силы. В.В. Маяковский

  2. Слово — великое оружие жизни. В. Ключевский

- На что обращает внимание каждый из авторов? Какое высказывание вам ближе? Почему?

- О чем, судя по данным афоризмам, сегодня пойдет речь на уроке? (о слове, языке)

  • Давайте с вами сейчас назовем любые ваши ассоциации с лексемой «СЛОВО».

Формируется кластер:

речь


Библия (Вначале было Слово)

язык

лексика


СЛОВО

слово подсудимого


рассказ


обещание

свобода слова


поучение

«Слово о полку Игореве»

разговор

«Вам слово!»

песня

словарь



- Итак, мы набросали наши ассоциации, теперь попробуйте установить связи между ними, которые вам кажутся подходящими. Озаглавьте полученные группы (например, так:

1. Слово — единица языка.

2. Слово как публичное выступление

3. Слово как способность говорить и др.)

  • Ребята, взгляните на слайд, который подготовила нам группа теоретиков, и выполните их задание.

«ТЕОРЕТИКИ»

На слайде представлена статья из Толкового словаря С.И. Ожегова. Давайте сравним результаты нашей работы с кластером со словарной статьей. Все ли значения «слова» нами рассмотрены?

СЛОВО, -а, мм. слова, слов, словам, ср. 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. С. в с. (о переводе, пересказе: буквально). Не нахожу слов или не хватает (нет) слов для чего-н. (не в состоянии выразить что-н. от волнения, возмущения). С. за с. (о постепенном развитии разговора, спора; разг.). В одно с. (употр. в случаях, когда двое или многие сказали одновременно одно и то же; разг.). Слова не добиться от кого-н. (трудно вызвать на разговор). Словом не обмолвился кто-н. (не произнес ни слова, промолчал;разг.). Двух слов связать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет понятно изложить свою мысль; разг. неодобр.). 2. ед. Речь, способность говорить. Дар слова. 3. обычно мн. Разговор, беседа, что-н. сказанное. Понять друг друга без слов. Рассказать в немногих словах. Спасибо на добром слове (за хорошие, добрые слова). Перейти от слов к делу. Передать что-н. на словах:(устно). Взять свои слова обратно (отказаться от сказанного). Добр только на словах (на самом деле не добр). Со слов кого-к. (как сказал кто-н.). На слове и на слове ловить кого-н. (требовать исполнения обещанного, а также подмечать ошибку, несообразность в том, что сказано). Рассказать своими словами (не буквально, передавая только содержание). По словам кого-н. (как говорит или как выражается кто-н.). С. ранит, с. лечит (поел.). 4. ед. Публичное выступление, речь. Вступительное с. Заключительное с. докладчика. Последнее с. подсудимого. 5. Речь на какую-н. тему, повествование, рассказ (устар. и высока. С. о пользе стеклам Ломоносова. С. о полку Игореве. 6. ед. Право, позволение говорить публично. Свобода слова. Взять с. (выступить перед собравшимися). Дать с. кому-н. Лишить кого-н. слова. Прошу слова (заявление о желании высказаться). 7. ед.,с определением. Мнение, вывод (часто о достижениях в какой-н. области). Сказать свое веское с. С. за вами (вы должны высказать свое мнение, решить). Новое с. в технике. По последнему слову науки. 8, ед. То же, что обещание. Дать с. сделать что-н. Верить на с. Не сдержать слова. Взял с него с. молчать. Не давши слова крепись, а давши - держись (поел.). 9. мм. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова Пушкина. * Вначале было слово (книжн.) - утверждение примата мысли, разума, слова [по евангельскому сказанию о проповеди Иоанна Богослова, начинавшейся словами о первичности разума, слова, мысли, об их божественном начале]. Слово и дело! - в Русском государстве до 1762 г.:возглас в знач.: вот преступник против государя, знаю это, готов донести на него в сыскную службу. К слову пришлось (разг.) - о том, что сказано кстати, по поводу чего-н. К слову сказать, вводи, ел. - то же, что кстати (в 3 знач.). Не то слово! (разг.) - реплика, выражающая одновременно подтверждение и мысль о необходимости более сильной, категорической оценки. Устал? - Не то слово Я просто с ног валюсь. Нет слов! (разг.) - выражение крайнего удивления, одобрения или осуждения. Так поступать с друзьями! Просто нет слов! Одним словом, вводи, ел. - то же, что словом. Слов нет, вводи, ел. - конечно, это так, но... Слов нет, он красив, но не в моем вкусе. || уменьш. словечко, -а, ср. (к 1 знач.). || прил. словесный, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).

(Словарная статья в тетрадях учеников дополняется)

УЧИТЕЛЬ: - Спасибо теоретикам, мы еще предоставим им слово в течение урока. И сегодня предметом разговора на нашем уроке станет «Слово» как жанр.

4. Основной этап урока.

  • Перед вами текст о языке. Прочитайте его. В процессе чтения промаркируйте текст на полях таким образом:

- «V»- «галочка»- это то, что вам уже известно

  • «-» - «минус», если прочитанное противоречит тому, что вы уже знаете

  • «+» - «плюс» - это новая для вас информация

  • «?» - «вопрос» - непонятная информация или требуются подробности


Русский литературный язык является прямым преемником староцерковнославянского языка, созданного славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием. Он богат и велик, емок и точен одновременно.
Великий русский педагог Ушинский писал: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык, — народа нет более!». Если есть язык, то есть народ, а если его нет, то нет и народа. Это прописная истина, которая не требует ни подтверждения, ни опровержения.
Давайте посмотрим на опыт мировой истории. Переворачивая ее страницы, мы можем говорить о том, что разрушение цивилизации и культуры, исчезновение с лица Земли народов и государств всегда начиналось с утраты языка, с отказа от языковой самостоятельности, с капитуляции перед лингвистической экспансией. С утратой языка народ как личность перестает осознавать свою самобытность, свою культуру, свою идентичность. Что касается русского языка, то со сложившимися культурно­- историческими традициями он является основным средством межнационального общения народов России. Наша страна никогда не вытесняла и не вытесняет другие языки, не ассимилирует их, а осуществляет функционирование и выполнение своих собственных общественных функций параллельно с ними.
Проблема сохранения русского языка и повышение его культуры должна стать сейчас одной из приоритетных задач как для законодательных, так и для исполнительных органов власти. В подтверждение этому в качестве исторического примера можно привести Японию. Потерпев в 1945 году сокрушительное поражение, возрождение своей страны японцы начали с создания теории и программы повышения культуры языка как решающего фактора национального и культурного прогресса. Русский язык является важнейшим фактором обеспечения государственных интересов и государственной безопасности. Это язык жизнедеятельности почти тридцати миллионов российских соотечественников ближнего зарубежья, который является сильнейшим интегрирующим фактором на постсоветском пространстве. Проблема функционирования русского языка неразрывно связана с поддержкой русской культуры и образования на русском языке. По сути дела, язык, культура и образование составляют триединый организм, от здоровья или болезни любой его составной зависит состояние других. 
Русский язык — одна из важнейших сил, которая соединяет наш многонациональный народ. Язык является главным средством общения внутри народа, задает общий набор понятий, которыми живет и мыслит народ. Это своего рода мировоззрение.«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» — в свое время воскликнул писатель Иван Тургенев.
Изучение русского языка и владение им является одним из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека и его приобщения к непреходящим гуманистическим ценностям, что особенно важно в сложных условиях современной общественной жизни. Во всем цивилизованном мире признано, что русская литература и русская культура в широком понимании этих слов занимают в таком воспитании одно из ведущих мест.  Русский язык сегодня — это необходимое и крайне важное средство консолидации общества и обеспечения государственной целостности России, объединяющее элемент политической, экономической и культурной сфер жизни нашей страны.
Самая большая ценность народа — его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Поэтому лучший способ узнать человека — его умственное развитие, моральный облик, характер — это прислушаться к тому, что и как он говорит. Язык человека является важным показателем общей культуры личности. Но сегодня на родине Толстого и Достоевского сложилась ситуация, когда приходится ежедневно и ежечасно бороться за выживание нашего великого языка.
В настоящее время идет лихорадочная переделка русского языка. Подбираются иностранные аналоги русским словам, и затем к ним приучают людей через радио, телевидение и прессу. Происходит эстетизация блатного фольклора и пропаганда криминального жаргона. Матерные слова, загрязняющие русский язык, обрушиваются на нас со страниц книг, газет и журналов, теле­ и киноэкранов, театральных подмостков. Уродованию подвергается не только словарь обиходного русского языка, но и строение фразы, ритм, интонации.
Защита русской культуры и русского языка должна стать общенациональной задачей. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры нуждается в охране и его правильном использовании. А русский язык как знаковая система передачи информации требует дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации.

Маркировочная таблица учащихся

(пример)


V

+

-

?

Язык — преемник старославянского языка.

Язык - эффективный путь воспитания человека

Возрождение нации происходит с возрождения языка.

Русский язык — язык жизнедеятельности почти тридцати миллионов российских соотечественников ближнего зарубежья.

Лучший способ узнать человека — его умственное развитие, моральный облик, характер — это прислушаться к тому, что и как он говорит.

Почему настоящее время идет лихорадочная переделка русского языка?

Почему русский язык нуждается в охране?

Как и от кого нужно защищать русский язык?

УЧИТЕЛЬ:

  • Какова основная мысль данного текста? (Защита русского языка должна стать общенациональной задачей)

- Да, ребята, вы отметили, что язык живой. Он меняется, одни слова уходят, другие появляются, особенно много в последнее время заимствованных слов, которые лишают наш язык природной «русскости», певучести, самобытности, иногда даже истории, а вместе с тем культуры. В нынешних непростых социально - политических условиях сохранение своей национальной культуры, своей истории, своего языка особенно актуально. Сохранение СЛОВА как символа русской национальной культуры трудно переоценить. И речь идет сейчас о совершенно особенном СЛОВЕ. Послушайте аудиозапись отрывка. О каком Слове пойдет разговор?

Воспроизводится аудиозапись отрывка из «Слова о полку Игореве»

«Золотое слово Святослава»

  • Откуда взят прослушанный текст? Как называется произведение?

  • О чем в нем говорится?

  • В каком значении употреблено лексема «слово» в данном отрывке и во всем произведении?

  • Группа ребят - «ИСТОРИКОВ» расскажет об истории создания памятника русской культуры и по окончании выступления предложат вам небольшой тест из 5 вопросов по данному материалу.


ТЕСТ

  1. В каком году был предпринят описанный поход князя Игоря на половцев? (1185)

  2. В каком году состоялся удачный поход великого князя Святослава на половцев? (1184)

  3. Где происходило действие «Слова...»? (в степях у Северского Донца)

  4. Кто является автором «Слова...»? (автор неизвестен)

  5. Кем было подготовлено первое издание памятника в России в 1800 году? (граф А.Мусин - Пушкин)

Шкала оценки теста: за каждый правильный ответ -1 балл

УЧИТЕЛЬ:

- Ребята, вы неплохо поработали с историческим и литературоведческим материалом, а на данном этапе урока мы будем исследовать «Золотое слово Святослава», с точки зрения языка.

- Итак, у нас 5 групп. «ИСТОРИКИ» и «ТЕОРЕТИКИ» уже представили нам свое групповое домашнее задание. За его выполнение ребята получили дополнительные оценки. А мы переходим к заданиям для групп. На слайде представлены правила работы в группе, вспомните их и постарайтесь действовать в соответствии с ними:

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

- Возьмите также задания, которые вам предстоит выполнить (см. таблицу). Познакомьтесь с ними внимательно. Выполнение заданий даст нам возможность проанализировать данный текст, его языковое, художественное своеобразие и выявить его эстетическую ценность.

Задания для групп и предполагаемый материал для ответов


Номер

группы

Задание

для группы

Предполагаемый ответ группы

1 группа

Проанализируйте «Золотое слово Святослава» (тема, основная мысль, микротемы текста, изобразительно – выразительные средства языка и их роль в тексте). Составьте план текста.

Тема. Горячий призыв к объединению.

Осн.мысль. Необходимо приложить все усилия, для того чтобы, объединившись, дать необходимый отпор врагу.

Микротемы текста (план):

1. Обращение великого князя к детям, сыновьям, братьям.

2. Мысли о Руси (воспоминания о былом, о героической славе предков).

3. Необдуманный поступок князей.

4. Страдающая русская земля.

Роль изобразительно-выразительных средств.

Само название «Золотое слово» говорит об истинности того, к чему призывает великий князь Святослав. Но эпитет «со слезами смешанное» позволяет понять нам горечь такого обращения. Проникновенно звучит обращение к Игорю и Всеволоду «О мои дети!». Князь хочет, чтобы молодые прислушались к его «седой мудрости». Хотя он хвалит их храбрость из «крепкого булата» скованную (метафора), но не может понять их неоправданного поступка: почему они не искали помощи у других русских князей.

2 группа

Прочитайте дословный перевод фрагмента«Золотого слова Святослава» Д.С.Лихачёва. Составьте перевод данного отрывка на современный язык. Составьте свое мнение о художественной ценности дословного перевода и о роли языка в воплощении идейного замысла «Слова».





Дословный перевод

Современный перевод

Тогда великий Святослав изронил золотое слово,
со слезами смешанное, и сказал:
"О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать.
Но без чести для себя вы одолели, без чести для себя кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены.
Что же сотворили вы моей серебряной седине?

Тогда знаменитый Святослав произнес речь, наполненную слезами. Он сказал:

« Мои дети, Игорь и Всеволод!

Прежде времени начали вы воевать с половцами, для того чтобы себя восхвалять.

Бесславно победили и кровь врагов пролили. Ваши сердца мужественны и отважны. Что же вы сделали на моей старости?

Вывод. Перевод на современный язык изменяет всю эмоциональную окраску «Золотого слова…», не даёт понять всей глубины обращения мудрого Святослава. В полученном переводе теряется сила воздействия. Сравнив два отрывка, мы понимаем, что слово обладает великой силой (оно может убить, устыдить, поднять на защиту Родины, пробудить совесть, усмирить гордыню и ненависть), русская лексика отличается огромной палитрой оттенков значений, наш язык удивителен, красочен, выразителен…

3 группа

Сравните фрагменты «Золотого слова Святослава» на древнерусском, украинском и белорусском языках. Что общего и что различного в языке данных фрагментов? Сделайте вывод о родстве трех языков, приведите примеры.



Сходства:

1. Однокоренные слова:

Русский язык

Украинский язык

Белорусский язык

великий

сердце

кричит

великий

серця

кричить

вялiki

сэрцы

крычаць

2. Употребление синонимичных слов:

Русский язык

Украинский язык

Белорусский язык

булат

скованы

времена

Булат

Викутi

година

Сталь

Крепка

часы

Различия:

Собственное видение автором перевода смысла предложений:

Русский язык

Украинский язык

Белорусский язык

Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены.

Серця вашi хоробрі з булата міцного викуті,

Буйною відвагою гартовані

Вашы сэрцы ў сталь крэпка закованы
ўзброены гартам адвагі


Вывод. Лексический состав «Золотого слова Святослава» позволяет утверждать, что украинский, белорусский и русский языки являются родственными, принадлежат к одной языковой группе, а значит и сами народы - братья, ведь язык – это то, что объединяет и сближает людей. В наше непростое время такое осознание крайне актуально. Мы видим, что белорусы, украинцы, русские - одна кровь, одна культура и жить между собой они должны в ладу. Сила их в единстве. В связи с этим особым, новым смыслом наполняется «Золотое слово». Мудрый князь сквозь века обращается к неразумным потомкам и призывает их к сплочению, миру.

4 группа

В данном фрагменте «Золотого слова Святослава» найдите слова - свидетели эпохи. Приведите примеры архаизмов и историзмов, сделайте вывод об их роли в тексте.

Архаизмы

Историзмы

Щитов, засапожными, кликом, полчища, худо, поганую

Половецкая земля, с шельбирами, с ревугами, с ольберами, с топчаками

Вывод. Архаизмы, как и историзмы, необходимы художникам слова для создания колорита древности при изображении старины. Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания на время, в которое происходит действие. Устаревшие слова (по преимуществу архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции, являться выразительными средствами, придавая тексту особую торжественность. Однако в данном тексте приведенные слова не были архаичными, поскольку отражали современные реалии того времени.

5 группа

Проанализируйте текст «Золотого слова Святослава» с точки зрения стилистической окраски. Подсчитайте примерное количество «высоких», нейтральных и «низких» слов. Сделайте вывод.

Близко к плачам («плач Ярославны») «золотое слово» Святослава, если принимать за «золотое слово» только тот текст «Слова», который заключается упоминанием Владимира Глебовича: «Туга и тоска сыну Глебову». «Золотое слово» «съ слезами смешено», и Святослав говорит его, обращаясь, как и Ярославна, к отсутствующим, — к Игорю и Всеволоду Святославичам. Автор «Слова» словно мысленно следует за полком Игоря и мысленно его оплакивает.

Но также присутствует в стилистике данного отрывка и элементы песенной славы, которая звучит в обращениях Святослава к русским князьям.

Превалирует «высокая» лексика, придающая монументальность и торжественность отрывку.

Вывод. «Золотое слово Святослава» - это плач и слава, «жалость и похвала». Оно полно патриотического и одновременно поэтического раздумья над былой славой и могуществом Русской земли, а также горячей мольбою к объединению. 




5. Рефлексия.

УЧИТЕЛЬ:

- В каких значениях употреблена лексема «слово» в «Слове о полку Игореве» и в «Золотом слове Святослава»?

- Почему же «Слово Святослава» называется «золотым» в оригинале и во всех переводах?

- Каковы же требования к современному «золотому слову»?

- Часто ли в нашей речевой и языковой практике мы используем или слышим «золотое слово»?

- Вспомните вопросы, которые вы выделили, маркируя текст: «Почему русский язык нуждается в охране? Как и от кого нужно защищать русский язык?» Как вы теперь можете ответить на них?

- Как научиться правильно и красиво говорить? Что для этого нужно делать?

- Итак, ребята, вы хорошо поработали сегодня. Что было в центре нашего внимания на протяжении всего урока? (слово)

- Подводя итог урока, я предлагаю вам продолжить работу в группах и составить СИНКВЕЙН.

Пример: «СЛОВО»

Золотое, ораторское

Изучай, сохраняй, защищай

«Вначале было Слово…»

ДАР

  1. Домашнее задание.

  • Ответ на проблемный вопрос «Почему А.А. Реформатский сказал: «Язык – это достояние коллектива и предмет истории»? Как вы понимаете смысл высказывания? (с опорой на «Золотое слово Святослава»)

  • Статья в газету «Что необходимо для поддержания статуса русского языка в регионах? (с опорой на «Золотое слово Святослава»)

  • Составление словаря современных слов (не менее 30).


Такая работа целенаправленно готовит детей к созданию собственного текста.

Приложение

(Тексты для работы)

«Золотое слово Святослава». Перевод на русский язык Д.С.Лихачёва

Тогда великий Святослав
изронил золотое слово,
со слезами смешанное,
и сказал:
"О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творить,
а себе славы искать.
Но без чести для себя вы одолели,
без чести для себя кровь поганую пролили.
Ваши храбрые сердца
из крепкого булата скованы
и в отваге закалены.
Что же сотворили вы моей серебряной седине?
А уж не вижу власти
сильного, и богатого,
и обильного воинами
брата моего Ярослава,
с черниговскими боярами,
с воеводами, и с татранами,
и с шельбирами, и с топчаками,
и с ревугами, и с ольберами.
Они ведь без щитов, с засапожными ножами,
кликом полки побеждают,
звоня в прадедовскую славу.
Но сказали вы: "Помужествуем сами:
прошлую славу себе похитим,
а будущую сами поделим".
А разве дивно, братья, старому помолодеть?
Если сокол в линьке бывает,
то высоко птиц взбивает,
не даст гнезда своего в обиду.
Но вот зло - князья мне не подмога:
худо времена обернулись.
Вот у Римова кричат под саблями половецкими,
а Владимир под ранами.
Горе и тоска сыну Глебову!"

«Золотое слово Святослава». Перевод на украинский язык. Максим Рыльский

Зронив тоді великий Святослав
Золоте слово, зо слізьми змішане:

«Дітки мої, Ігорю і Всеволоде!
Рано взялись ви землю Половецьку
Мечами разити,
А собі слави шукати.
Не з честю ви ворога подолали,
Не з честю пролили кров поганську.

Серця ваші хоробрі
З булата міцного викуті,

Буйною відвагою гартовані.
Що ж бо зробили ви
З сивиною моєю срібною?

Уже не бачу я влади сильного,
На війська багатого
Брата мого Ярослава
З чернігівськими боярами,
З могутами і з горянами,
З зайдиголовами та з похожанами,-
Ті без щитів,
Із ножами захалявними
Криком війська побивають,
Прадідною славою видзвонюючи.

Ви ж сказали: «Самі мужаймось,
Самі візьмем славу прийдешню,
Колишньою самі поділимось».

Чи то диво, браття,
Старому помолодіти?

Коли сокіл перелиняє,
Високо він птахів ганяє,
Не дає гніздо своє скривдити.

Тільки ж лихо: не маю підмоги

Від князівства, братів моїх кревних. –
Невесела година настала!

Уже Римів кричить
Під шаблями половецькими,
А Володимир поранений-порубаний,

Туга і печаль сину Глібовому!

«Залате слова Святаслаў». Перевад на белорусский язык. Янка Купала

Тады вялікі Святаслаў
Азваўся словам залатым,
Змяшаным з горкімі слязьмі
I так сказаў баярам тым:

О сыны мае, Ігар і ўсевалад!
Рана пачалі крышыці
Мячами зямлю Палавецкую,
А сабе славу сачыці.

Але толькі не з чэсцяй уходалі
Бо вы не ў чэсці і хвале
На тым полі далёкім паганскую
Кроў на зямлю вылівалі

Вашы сэрцы ў сталь крэпка закованы
ўзброены гартам адвагі

Але што ж натварылі сівізне вы
Тамка маёй без развагі?

Не даждалі багатага й сільнага
Брата майго Яраслава
На падмогу з яго мнагавоямі
3 войскам чарнігаўскім бравым.

А ваякі яны ўсе сусветныя:
Там і магуты, й шальберы,
I татраны упобач з равугамі;
Там тапчакі і альберы.

А яны бо з нажмі захаляўнымі
I без шчытоў б’юцца жвава –
Пабяждаюць палці толькі клікамі,
Звонячы прадзеднай славай.

Але вы там сказалі «Мужаймася
Caмі з cваімі мячамі!
Славу самі захопім пярэднюю
Й з задняй падзелімся самі»

A ці ж дзіва тут, брацці вялікае
Памаладзеці й старому!

Калі сокал у годах – ён высака
Птушку ўзбівае ад дому;

Не папусце гнязда свайго роднага
Ў крыўду, як бача трывогу.

Але гора ўсё ў тым, што во буйныя
Князі ўжо мне ў непадмогу:

Тыя часы ў нішто абярнуліся.

Вось боля Рымава зрана
Пад шаблямі крычаць палавецкімі,
А Ўладзімір – у ранах!

Древнерусский текст

Тогда великій Святславъ изрони злато слово, слезами смѣшено, и рече: 

«О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте.

Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена.

Се ли створисте моей сребреней сѣдинѣ! 

А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ черниговьскими былями, съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы. Тіи бо бес щитовь, съ засапожникы, кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу. 

Нъ рекосте: «Мужаемѣся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю ся сами подѣлимъ».

А чи диво ся, братіе, стару помолодити?

Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ възбиваетъ, не дастъ гнезда своего въ обиду.

Нъ се зло – княже ми непособіе,

наниче ся годины обратиша. 

Се у Римъ кричатъ подъ саблями половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. 

Туга и тоска сыну Глѣбову!».


12


Разработка урока: "Технология критического мышления на уроках русского языка в 10- м классе".
  • Русский язык и литература
Описание:

Старшеклассники способны воспринять язык как живой организм, понять, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое...» (К.Д.Ушинский)

И благодатной почвой для осмысления этого является изучение  лексики. С одной стороны,  важно рассмотреть лексику как культурный пласт русского языка,  с другой, показать её состояние на сегодняшнем этапе развития общества.   

Автор Кондратьева Елена Анатольевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1002
Номер материала 12763
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓