Главная / ИЗО, МХК / Разработка урока "Свет Христов просвещает всех.

Разработка урока "Свет Христов просвещает всех.

Тема урока: Свет Христов просвещает всех.

Предмет: Истрия русской Православной Церкви.

Возраст учащихся 11 – 12 лет.


Цель урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Задачи

обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси

развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны

воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости.


Ключевые понятия урока: Церковь, проповедь Евангельского учения, князь Владимир, Крещение, Святая Русь, благодать, добродетели, страшный Суд, святость.


Технологии: элементы исследовательская работа, работа в группах, работа с документами, ИКТ.














Ход урока.


Этап урока

Содержание

Виды деятельности

слайды

Актуализация










Создание образа






















Постановка проблемы





Создание 1 проблемной ситуации




Экспресс – опрос (повторение пройденного)





Освоение нового материала.

Микромодуль саморазвивающегося мышления на основе новых знаний.

















































































































































































































































































































































































Закрепление пройденного.






рефлексия




У.: Ребята, представьте, что вы встретились со своими сверстниками не из России, не говорящими на русском языке. Как бы вы не пользуясь разговорной речью, могли бы объяснить, что вы из России?

Д.: показать Россию на карте; показать флаг и герб; нарисовать что-то.

У.: Что же может быть изображено такого на рисунке, что наиболее ярко помогло бы понять, что вы русские ребята?

Д.: Москву, Кремль, реку Волгу, березу, храм.


Русский писатель А.И. Солженицын так описывает особенности нашей жизни: «Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными, вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной повседневностью — они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу. И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского. И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час — вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».


У.: Всегда ли так было?

Д.: Нет, до десятого века Русь была языческой.

У.: Что же произошло в 10 веке?

Д.: Князь Владимир принял православие как государственную религию и началось преображение целого народа.

У.: Итак, как бы вы могли определить тему сегодняшнего урока?

Д.: Крещение Руси.

У.: Да, действительно речь на сегодняшнем уроке пойдет о Крещении Руси, но тему урока я определила так: «Свет Христов просвещает всех». Почему? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

У.: Нас будут интересовать не только исторические особенности развития России в связи с этим событием, самое главное мы должны проследить как явил себя Промысел Божий в выборе веры православной, случайно ли именно Владимир стал той личностью, которая сыграла в этом событии значительную роль. Как произошло преображение жестокого язычника Владимира в равноапостольного святого и как произошло преображение и просвещение Руси языческой в Русь Святую.

Для этого мы должны с вами вспомнить значение понятий:

крещение, святость, промысел Божий, преображение, равноапостольный, проповедь, язычество, идолы, страшный суд, благодать, добродетели, Церковь.



У.: Христианское учение проникло на Русь задолго до официального принятия Православия как государственной религии. Вернемся с вами к истокам. Что происходило тогда, как жили наши предки. По мере того как мы будем знакомиться с сообщениями ребят, мы должны составить ленту времени, чтобы увидеть какой путь прошла Россия, как была приготовлена почва для утверждения Православия на Руси, ведь ближайшие народы, окружавшие Русь исповедовали к тому времени разные религии:

Хазарский каганат - иудаизм

Византия – православие

Волжская Булгария - ислам

Польша - католичество

Племена финно – угров, балтов – язычники.


Слушаем сообщения учащихся, подготовленные ими дома, и составляем ленту времени индивидуально.

Сообщения учащихся:

1. Крещение Руси не было одномоментным, путь к вере Христовой вёл через несколько веков.

По преданию, в начале I века н.э. земли будущей Руси посетил святой апостол Андрей Первозванный, положивший здесь начало христианству. По жребию апостолов в Иерусалиме, Андрей получил для проповеди Евангелия Скифию – территорию к северу от Черного моря и до Балтики. Придя в Херсонес, апостол Андрей основал здесь первую христианскую общину и построил храм. По свидетельству древнегреческих летописей, из Херсонеса апостол Андрей пришел к устью Днепра и поднялся в Среднее Приднепровье. У подножия Киевских гор, он пророчески сказал своим ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий…"

"И взойдя на горы эти, – повествует летописец, – он благословил их и поставил здесь крест…»

2. В конце 1V– начале V века серьезные отрицательные последствия для распространения христианства на Руси имело нашествие гуннов, т.к. на определенное время разорвало связи восточных славян с христианскими центрами Византии. Но уже конец V – начало V1 века становится временем решительных перемен, как в судьбах восточных славян, так и всего славянства. К этому времени в районе Среднего Поднепровья начинает складываться союз славянских племен, во главе которого стояло племя руссов, обитавшее в бассейне реки Росси. Создание такого союза положило начало древнерусской государственности, с центром в Киеве. Территория же, занимаемая этими объединившимися славянскими племенами, и явилась тем местом, «откуда есть пошла Русская земля». Становление государственности славян послужило началу военных походов и расселению славян в пределах Византийской империи. Ряд современных исследователей справедливо считает, что в этих походах славян на Византию принимали участие как южные, так и среднеднепровские племена, то есть руссы, а князь Кий (родоначальник киевских князей) представлял собой крупную историческую личность, был известен самому императору Византии, который пригласил его в Константинополь и оказал ему «великую честь», заключив с ним союз.

3. К первым сообщениям византийских источников, в которых рассказывается об обращении руссов ко Христу относятся византийские жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. В них рассказывается о нападении русских дружин на Амастриду и Сурож в конце V111 – начале 1Х вв. В житии Стефана Сурожского мы читаем: «По смерти же святого мало лет мину (V111 в.), прииде рать велика русскаа из Новаграда, князь Бравлин силен зело…», о страшной силе русских варваров говорится и во втором житии: «Было нашествие варваров Руси, народа… в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Они,… начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли, наконец, и отечества святого». Варвары, оскверняя св. мощи Стефана и Георгия, поражаются «божественным гневом» и, потрясенные силою христианских святынь, приносят раскаяние, Бравлин же после видения св. Стефана соглашается принять крещение.

4.Уже в ПВЛ сообщение о крещении Руси, связанно с ее нападением на Константинополь в 860 году и чудесном поражении россов. В его основе лежат не только летописные сведения о том, что во главе этого похода на столицу Византии стояли киевские князья Аскольд и Дир. Важным дополнением к ним является также сообщение Бертинских анналов, в которых впервые упоминается о существовании в первой половине 1Х века государства Рос, что и есть Русь, или Русская земля, в Среднем Поднепровье.

Важнейшими же источниками, описывающими это событие, являются проповеди Святейшего Патриарха Фотия и его Окружное послание, датируемое 867 годом. В этом послании к восточным епископам святитель сообщал, что русские «променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде на чистую и неподдельную христианскую веру.… И настолько разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью».

Согласно греческим источникам, первыми крестились в древней Руси в 867 году киевские князья Аскольд и Дир.

5. В 945 году во главе Русского государства стала вдова князя Игоря – великая княгиня Ольга (княжила с 945 по 969 год).

Княгиня Ольга – уроженка Псковской земли, дочь паромщика через реку Великую. Была женщиной умной и замечательной правительницей, достойной продолжательницей дела русских князей. Она заслужила признание и любовь народа, назвавшего её мудрой. Княгиня Ольга была первой из киевских князей, которая приняла православие непосредственно в Константинополе. После кончины равноапостольной Ольги её сын Святослав, сам не крестился, но "если кто собирался креститься, то не запрещал". После гибели Святослава в 972 году его сын Ярополк также не был крещен, но имел жену- христианку. Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, Ярополк "любяше христианы, а ще сам не крестися народа ради, но никому не претяше", и христианам даде волю велику".

6.Завершил крещение Киевской Руси младший сын Святослава, внук княгини Ольги, князь Владимир Святославович (княжил с 980 по 1015 год). Укрепляя государственность, князь решил укрепить и духовную основу страны. Так как формы славянского язычества пришли в противоречие с крепнувшей государственной властью, он стал думать о другой, лучшей вере.

Задание: составить портрет Владимира – язычника на основе рассказа учителя.

У.: Рассказ (эвристическая беседа), сопровожд. презентацией.

Князь Владимир начал править всей Киевской Русью в 980 году.

Летописцы и историки подразделяют время правления князя на два различных и противоположных периода: языческий и христианский.


В совсем юном возрасте Владимир испытывал на себе влияние своей бабки, великой княгини Ольги, которая была христианкой и стремилась к тому, чтобы ее веру приняли и члены ее семьи.

Однако пришлось долго ждать, пока появятся плоды тех семян, которые всевала святая княгиня.

  • С 12 лет князь Владимир по повелению отца Святослава сначала правил в Новгороде вместе со своим дядей Добрыней.

  • После того как его брат Ярополк Киевский посягнул и убил брата Олега князя Древлянского, Владимир скрылся от преследователей у варяг, а потом собрав войско отомстил за убийство брата, но все таки другому брату….

Владимир-язычник был человеком отважным, жестоким, мстительным, и безнравственным.

Он убил множество людей, был многоженцем.

Управление страной князь Владимир начал с попытки создать единую языческую религию.

Христиан он, по наущению жрецов стал подвергать гонениям.

Он поставил на своем дворе идолов наиболее почитаемых языческих богов всех покоренных народов. Перед ними жрецами-волхвами совершались кровавые жертвоприношения.

В 983 году Владимир вернулся в Киев из победоносного похода против ятвягов. Враги были наголову разбиты, войско получило большую добычу.

Он решил принести человеческую жертву, чтобы отблагодарить идолов.

Жребий, который подстроили языческие жрецы пал на юного Иоанна, сына варяга-христианина Феодора.

Отец не отдал сына, сказав чтобы «боги» сами пришли забрать его, если смогут.

Язычники в злобе убили христианских мучеников в собственном доме. Они подрубили столбы и здание обрушившись, погребло под своими обломками исповедников.

Они стали первыми русскими, из огромной вереницы верных пролившими кровь за Христа.

Владимиру надолго запомнился этот случай. Он почувствовал ложь идолопоклонства. Вскоре, разочаровавшись в язычестве, князь начал искать другую, истинную веру. Об этом стало известно в других странах.

У.: Каким же представляется нам Владимир?

Дети дают характеристику Владимира на основе рассказа учителя. После ответов детей появляется слайд 26

У.: Как вы думаете, ребята, образ жизни Владимира – язычника, типичный для того времени или характерен именно для Владимира как личности? Почему так, аргументируйте свои мнения.

Ответы детей, приводящие к выводу о том, что подобный образ жизни, мировосприятия характерен для всего языческого мира.


По сообщению летописи, Владимир обращается к "изучению" основных религий Европы и Западной Азии, ставя цель "избрать" наиболее соответствующую духовным устремлениям своей страны. Узнав об этом, "пришли болгары (волжские) магометанской веры… потом пришли иноземцы из Рима, …хазарские евреи, затем пришли греки к Владимиру", и все проповедовали свою религию". Владимиру более всего понравились проповеди греческого посланника, который изложил историю Православия и его сущность. Всем остальным проповедникам был дан решительный отказ. В том числе – "иноземцам из Рима".


Что же рассказал греческий философ Владимиру? Как вы думаете, что на Владимира произвело самое яркое впечатление и сыграло решающую роль для князя? (картина Страшного суда)

Дети отвечают то, что они уже знают об основах православной веры, что по их мнению является самым главным, в чем смысл Второго пришествия Христа.

У: А теперь проверим себя. После ответов детей, их предположений - просмотр фрагмента м/ф ПВЛ, серия «Выбор веры».


В 987 году Владимир собрал бояр и советчиков для обсуждения разных вер. По их совету князь отправил десять "мужей добрых и смысленных" во многие страны Европы для изучения вер. Когда они прибыли в Константинополь, то императоры Василий и Константин (они правили вместе) и Константинопольский патриарх, зная о важности этого посольства, с большим уважением отнеслись к русским. Сам патриарх в присутствии киевских послов с большой торжественностью отслужил Божественную литургию в Софийском соборе. Великолепие храма, патриаршая служба, величественное пение окончательно убедило киевских посланников в превосходстве греческой веры. Вернувшись в Киев, докладывали князю: "Не знали, на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать тебе об этом; знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Бояре к этому добавили: "Если бы нехорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков". После такого детального изучения вер было принято историческое решение об отказе от язычества и принятии греческого православия. Крещение Руси явилось результатом активного стремления правящих слоев древнерусского общества найти в византийском христианском мировосприятии те ценности, принятие которых поможет решать нелёгкие вопросы, волнующие людей.

Летом 988 года Владимир Святославович крестился в Херсонесе. Во время крещения, по преданию, князь Владимир исцелился от жестокой глазной болезни, внезапно поразившей его после завоевания города. При крещении князь был наречен Василием в честь святого Василия Великого.

Вместе с князем крестилась и его дружина. После крещения Владимира состоялось его бракосочетание с Анной, сестрой византийских императоров, в результате чего Византия присвоила киевскому князю титул "цесарь". Трудно представить себе более мудрое соединение крещения князя с величайшей духовно-политической выгодой для Руси – династическим браком, породнением с византийскими императорами. Это было небывалым возвышением дипломатического ранга государства.

У.: Каким же должен быть христианский правитель? Какими качествами человеческими и государственными должен он обладать?

Ответы детей: заботливый, человеколюбивый, мужественный, справедливый, мудрый, понимающий основы православной веры и стремящийся сам жить по Заповедям Божиим и подавать пример своему народу, милостивый.

У.: возможно ли такое нравственное возрастание, преображение в языческом мире? Почему?

Д.: нет личного идеала, к которому может стремиться каждый человек, иные смыслы жизни.

У.: Кто же является идеалом православного человека, в чем смысл жизни человека, живущего по Заповедям Божиим.

Д.: Идеалом, к которому стремится православный человек, является сам Христос.

Смыслом жизни верующего человека является изменение себя, своей жизни, исполняя Завет Божий, чтобы стать ближе к Богу, через спасение души, через духовное возрастание.

У.: Да, действительно именно приобретая веру, язычник впервые начинает осознавать значимость каждой личности, ценность каждой человеческой жизни, приобретает идеал – Христа, получает личный путь спасения и преображения, стяжая Дух Святой и возрастая в добродетели.

Ну что ж давайте поработаем в группах с источниками и узнаем, совершилось ли такое преображение с князем Владимиром?

Составляют портрет Владимира – христианина. Делают вывод.

У.: Через какие события Промысел Божий явил себя явно в судьбе Владимира?

Д.: Твердая вера Феодора и Иоанна; размышления о страшном суде, а значит о бессмертии души и ответственности за свои земные дела не только перед людьми, но и перед Богом; чудесное исцеление; и, конечно же, само таинство Крещения.

У.: Что получает человек при совершении таинства Крещения, что происходит особенного с самим человеком?

Д.: Крещение – это как второе рождение,

При Крещении человек получает прощение прошлых грехов и благодать Божию, чтобы противостоять греху.

У.: «Без благодати ум наш не может познать Бога. – учит Силуан Афонский, - каждый из нас может рассуждать о Боге, настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения Заповедей, спасения и духовного преображения, сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом.

Но возможно ли действие благодати без доброй воли самого человека, без его выбора свободного, без труда самого человека?

Д.: конечно, нет.

У.: Действие Божественной благодати происходит в сотрудничестве со свободной волей человека. Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность.

У.: Почему же князь Владимир был причислен к лику Святых? Почему равноапостольный?

Ответы детей.

У.: Ничто так не изменяет человека, как обретение истинной веры. История христианства знает немало примеров, когда идолопоклонники начинали верить в Бога и словно заново рождались, обретая неведомые им раньше милосердие и доброту.

Принятие христианства явилось одним из важных завершающих шагов в процессе формирования общества и государства. За великий подвиг просвещения земли нашей православной верой Русская Церковь причислила Владимира к лику святых и нарекла его равноапостольным.

У.: В чем значение принятия христианства для Руси?

Ответы детей. Совместно с учителем приходящим в выводу.

Крещение Руси способствовало объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его укреплению и духовному расцвету. Установление христианства как истинной веры содействовало упрочению власти великих князей, расширению международных связей древнерусского государства и утверждению мира во взаимоотношениях с соседними державами. Русь получила большую возможность познакомиться с высокой византийской культурой, воспринять наследие античности и мировой цивилизации.

В центре всех событий времен становления древнерусской государственности стоит фигура св. равноапостольного кн. Владимира, главной чертой которого, по выражению проф. П.В, Знаменского была «широта натуры».

Похожим характером обладали и первоверховные апостолы Перт и Павел. Страстный, всегда старавшийся опередить ход событий, ап. Петр не раз наталкивался на обуздывающие слова Господа (Мф. 16,23; Мф. 26,34), но именно ему сказано: «Ты – Петр, а на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (МФ.16, 18). Ап Павел – ревностный иудей, дышавший «угрозами и убийствами на учеников Господа» (Деян.9;1) но он единственный из апостолов «более всех потрудился»(КОр.15;10).

Поэтому человек, размах личностных качеств которого так необычайно широк, неизменно оставляет тот или иной след в истории. Но содействие благодати Божией, преображающей глубины личности, направляет и облагораживает гигантские силы воистину мировых масштабов. Без Божьей помощи эти силы извращаются и постепенно иссякают. Поэтому столь часты среди таких титанов и невероятные, потрясающие своими масштабами злодеяния, и примеры никем непревзойденной святости. И если Господь рядом, то фарисей Савл становится ап. Язычников Павлом, рыбак Симон – первым среди двенадцати равных – ап. , а языческий князь Владимир «благодатью Божиею» (1 Кор. 15,10) св.равноапостольным великим князем Владимиром – Василием - Крестителем Руси.


У.: Почему же урок наш я назвала не просто «Крещение Руси», а

«СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ»

Ответы детей.


Замечательно сказал об этом удивительном событии Александр Исаевич Солженицын:

__ «Русь не просто приняла христианство – она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его к себе в названье жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поимёнными святцами заменила всякий другой счётный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам – свои предрассветья, его постам – свою выдержку, его праздникам – свой досуг, его странникам – свой кров и хлебушек».



Работа с тестом – устный опрос.





Хотели бы вы быть современниками Святого равноапостольного князя Владимира?


Д/З. Завершить оформление (рисунки, изображения, карты, фотографии и др.) ленты времени. (С этого начать повторение на следующем уроке)


Беседа






































Экспресс – опрос (повторение пройденного)




















  1. Группа учащихся представляют свои сообщения, подготовленные дома

  2. Остальные индивидуально работают на листочках – составляют ленту времени









































































































Задание: составить портрет Владимира до Крещения и после Крещения на основе рассказа учителя.














































































Просмотр фр. м/ф « Приходил греческий проповедник…»











































































Работают в группах с фрагментами источников.









1 – 6

Пейзажи с храмами
















7.Васнецов

Крещение Руси

























8.Карта древней Руси 9 век

















9. Андрей Первозванный














10. древнерусский князь

























































11. Аскольд и Дир




12.Княгиня Ольга




















13














14 - 25











































26











27










28













29












30






31












32 - 36











































37



(38 – 45)













































46


































47





48











49 - 56













Примечание: при сохранении логики и структуры урока можно сократить элементы рассказа учителя и презентацию (38 – 45), либо разбить материал на два урока.




Фрагменты источников для работы в группах. (Раздаточный материал).

  • Сего не довольно: Владимир отказался от своего завоевания и, соорудив в Херсоне церковь - на том возвышении, куда граждане сносили из-под стен землю, возвратил сей город Царям Греческим в изъявление благодарности за руку сестры их. Вместо пленников он вывел из Херсона одних Иереев и того Анастаса, который помог ему овладеть городом; вместо дани взял церковные сосуды, мощи Св. Климента и Фива, ученика его, также два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам (сии, может быть, изящные произведения древнего искусства стояли в Несторово время на площади старого Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной церкви). Наставленный Херсонским Митрополитом в тайнах и нравственном учении Христианства, Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины Княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слезы, бывшие для них последнею данию суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди Русские, Вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда Великий Князь и Бояре предпочли ее старой Вере отцев своих. Там явился Владимир, провождаемый собором Греческих Священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; Иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителя. Когда же обряд торжественный совершился; когда Священный Собор нарек всех граждан Киевских Христианами: тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: "Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного, утверди в них Веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя Твое!"... В сей великий день, говорит Летописец, земля и небо ликовали

( Карамзин. История государства Российского)


  • Скоро знамения Веры Христианской, принятой Государем, детьми его, Вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. Великий Князь соорудил в Киеве деревянную церковь Св. Василия на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за Веру благочестивый Варяг и сын его. Между тем ревностные служители олтарей, Священники, проповедовали Христа в разных областях Государства. Многие люди крестились, рассуждая без сомнения так же, как и граждане Киевские; другие, привязанные к Закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XII века. Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить Россиян. Чтобы утвердить Веру на знании книг Божественных, еще в IX веке переведенных на Славянский язык Кириллом и Мефодием и без сомнения уже давно известных Киевским Христианам, Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостию, и жены знаменитые, у коих неволей брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством. ( Карамзин. История государства Российского)



  • Сей Князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Истинное ли уверение в святыне Христианства, или, как повествует знаменитый Арабский Историк XIII века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с Государями Византийскими решило его креститься? Известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и - что всего ужаснее - братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей Князь, похитив Единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою; выслав мятежных Варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, победил сильного Мечислава и славный храбростию народ Ятвяжский; расширил пределы Государства на Западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой главе Восточных Императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми Боярами о полезных уставах земских; завел училища и призывал из Греции не только Иереев, но и художников; наконец, был нежным отцом народа бедного. ( Карамзин. История государства Российского)



  • Крестился сам князь Владимир, и детей своих, и весь дом свой святым крещением просветил, и освободил каждую душу, и мужского пола, и женского, крещением святым. И возвеселился, как Давид, и возрадовался Богу князь Владимир, и «веселился, и Господу радовался», как святой пророк дивный Аввакум, Богу Спасу своему. О, блаженное время и день добрый, исполненный всякого блага, в который крестился Владимир князь и назван был в святом крещении Василий! И дар Божий осенил его, и благодать Святого Духа осветила сердце его, и научился по заповеди Божьей поступать, и жить добродетельно по-божьи, и веру соблюдал твердо и непоколебимо. Он крестил всю Русскую землю из конца в конец — и отверг нечестивое наваждение, и языческих богов, а вернее бесов, Перуна и Хорса, и других многих попрал, и сокрушил идолов. И церковь построил каменную во имя пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, чтобы о попах заботиться, и о сиротах, и о вдовицах, и о нищих. И потом всю землю Русскую и города все украсил святыми церквами. И отверг весь дьявольский обман, и пришел от тьмы дьявольской на свет с детьми своими, пришел к Богу, крещение приняв, и всю землю Русскую вырвал из пасти дьявола и к Богу привел, и к свету истинному. Ведь сказал Господь устами пророка: «Отводящий от нечестия нечестивого, ты — как уста мои». И был князь Владимир как уста Божий и людей от обмана дьявольского к Богу привел. О, сколько радости и веселия было на земле! Ангелы возрадовались и архангелы, и души святых воспряли. Сам Господь сказал: «Какая радость бывает на небесах, если хоть один грешник раскается». Бесчисленны души, приведенные к Богу святым крещением по всей земле Русской, исполнено дело, похвалы всякой достойное и радости духовной полное. (Память и похвала Иакова Мниха)

  • О блаженный и трижды блаженный князь Владимир, благоверный, и христолюбивый, и гостеприимный, велика награда твоя от Бога! То же блаженный Давид говорил: «Блажен человек, которого ты наставишь, Господи, и закону твоему научишь его, и сохранишь его в горькие дни». Блаженный князь Владимир, отказавшись от службы дьяволу, пришел к Христу Богу, своему Владыке, и людей своих привел, и научил их Богу служить. Ибо сам Господь сказал: «Тот, кто совершит и научит, тот великим назван будет в царстве небесном». А ты, блаженный князь Владимир, был апостолом в князьях, всю землю Русскую приведя к Богу святым крещением, научил людей своих поклоняться Богу и славить и петь Отца, и Сына, и Святого Духа. И все люди Русской земли через тебя познали Бога, божественный князь Владимир. Возрадовались ангельские чины, агнцы славные, теперь радуются верные, и воспели, и восхвалили! Как дети еврейские с ветвями встретили Христа, возглашая: «Осанна Христу Богу, победителю смерти!», так и новоизбранные люди Русской земли восхвалили Владыку Христа с Отцом и Святым Духом. И к Богу святым крещением приблизившись, и дьявола отвергнув, и службы его поругав, и бесов оплевав, истинного Бога познали, творца и создателя всего сущего. И поют во всякий день и час своей жизни песнь чудную, хвалу архангельскую: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение!» И ты, блаженный князь Владимир, подобно Константину Великому, дело совершил, как он, верой великой и любовию к Богу подвигнут был. Утвердил Константин всю вселенную любовью и верою, и святым крещением просветил весь мир, и закон Божий по всей вселенной заповедал. И разрушил храмы идольские с ложно возвеличенными богами, а церкви святые по всей вселенной поставил во славу Бога, в Троице славимого, Отца, и Сына, и Святого Духа, и крест обрел, всего мира спасение. С блаженной и богомудрой матерью своей святой Еленой и с детьми многими привел к Богу святым крещением людей бесчисленное множество. И жертвенники бесовские истребил, и храмы идольские разрушил, и украсил церквами и города, и всю вселенную, и повелел пением и молитвами в церквах память святым совершать и праздники праздновать во славу и хвалу Богу. То же блаженный князь Владимир и бабка его Ольга совершили. (Память и похвала Иакова Мниха)



 Материал для учителя.

1.По преданию, в начале I века н.э. земли будущей Руси посетил святой апостол Андрей Первозванный, положивший здесь начало христианству. По жребию апостолов в Иерусалиме, Андрей получил для проповеди Евангелия Скифию – территорию к северу от Черного моря и до Балтики. Придя в Херсонес, апостол Андрей основал здесь первую христианскую общину и построил храм. По свидетельству древнегреческих летописей, из Херсонеса апостол Андрей пришел к устью Днепра и поднялся в Среднее Приднепровье. У подножия Киевских гор, он пророчески сказал своим ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий…"

"И взойдя на горы эти, – повествует летописец, – он благословил их и поставил здесь крест… и, сойдя с горы этой, где впоследствии возник Киев, отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне Новгород, и увидел живших там людей…" Из Новгорода по реке Волхов апостол Андрей доплыл до Ладожского озера, а потом до Валаама. Он благословил там горы каменным крестом и обратил в истинную веру обитавших на острове язычников. Продолжателем благовестнических трудов апостола Андрея в Причерноморье был священномученик Климент, епископ Римский. Сосланный римским императором Траяном в Херсонес, он в течение трех лет (99-101) духовно окормлял здесь более двух тысяч крымских христиан. Проповедническую деятельность проводил и святитель Иоанн Златоуст, отбывавший ссылку в одном из городов Абхазии в V веке. Вся их деятельность служила постепенному распространению православия по Крыму, Кавказу и всему Причерноморью. В крещении Руси приняли участие и первые просветители славян святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Они составили славянскую письменность, перевели на славянский язык Священное писание и церковные книги. В 861 г. братья прибыли в Херсонес Таврический и крестили здесь сразу двести семей. Они посетили также древнюю территорию нынешнего Закарпатья, где крестили русинов, а святой Мефодий даже некоторое время проживал в здешнем монастыре в поселении Грушево.


2.Нашествие гуннов в конце 1V– начале V века имело серьезные отрицательные последствия для распространения христианства на Руси, т.к. на определенное время разорвало связи восточных славян с христианскими центрами Византии. Но уже конец V – начало V1 века становится временем решительных перемен как в судьбах восточных славян, так и всего славянства. К этому времени в районе Среднего Поднепровья начинает складываться союз славянских племен, во главе которого стояло племя руссов , обитавшее в бассейне реки Росси. Создание такого союза положило начало древнерусской государственности, с центром в Киеве. Территория же, занимаемая этими объединившимися славянскими племенами, и явилась тем местом, «откуда есть пошла Русская земля».Становление государственности славян послужило началу военных походов и расселению славян в пределах Византийской империи. Ряд современных исследователей справедливо считает, что в этих походах славян на Византию принимали участие как южные, так и среднеднепровские племена, то есть руссы, а князь Кий (родоначальник киевских князей) представлял собой крупную историческую личность, был известен самому императору Византии, который пригласил его в Константинополь и оказал ему «великую честь», заключив с ним союз. Поэтому с большой достоверностью можно говорить о том, что уже в те далекие времена часть руссов, возвращающихся из походов в Византию, и дружинники, побывавшие с князем Кием в Константинополе, не только увидели и ощутили новый для них мир, мир высочайшей культуры, но и сами приняли крещение. Через них остальная Русь могла непосредственно узнавать о вере Христовой.


3. Первые сообщения византийских источников, в которых рассказывается об обращении руссов ко Христу, следует рассматривать скорее не как свидетельства о первых христианах среди наших предков, но лишь в качестве источников, отразивших определенный этап распространения святой веры на Руси. К этим письменным источникам относятся византийские жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. В них рассказывается о нападении русских дружин на Амастриду и Сурож в конце V111 – начале 1Х вв. В житии Стефана Сурожского мы читаем: «По смерти же святого мало лет мину (V111 в.), прииде рать велика русскаа из Новаграда, князь Бравлин силен зело…», о страшной силе русских варваров говорится и во втором житии: « Было нашествие варваров Руси, народа… в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия.. они… начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли наконец и отечества святого». Варвары, оскверняя св.мощи Стефана и Георгия, поражаются «божественным гневом» и, потрясенные силою христианских святынь, приносят раскаяние, Бравлин же после видения св. Стефана соглашается принять крещение.


4.Уже в ПВЛ сообщение о крещении Руси, связанное с ее нападением на Константинополь в 860 году и чудесном поражении россов не оставляет сомнений в последнем предположении. В его основе лежат не только летописные сведения о том, что во главе этого похода на столицу Византии стояли киевские князья Аскольд и Дир. Важным дополнением к ним является также сообщение Бертинских анналов, в ко торых впервые упоминается о существовании в первой половине 1Х века государства Рос, что и есть Русь, или Русская земля, в Среднем Поднепровье.

Важнейшими же источниками, описывающими это событие, являются проповеди Святейшего Патриарха Фотия и его Окружное послание, датируемое 867 годом. В этом послании к восточным епископам святитель сообщал, что русские «променяли эллинское и нечистивое учение, которое содержали прежде на чистую и неподдельную христианскую веру… И настолько разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью». Епископ, прибывший в Киев несколькими годами позже, после убедительной проповеди и чуда с вынутым из огня невредимым Евангелием, основывает первую общину. ПВЛ под 882 г.сообщает о том, что на могиле Аскольда впоследствии был построен храм св. Николы, что указывает на факт принятия Аскольдом христианства. Крещение русских дружин в Константинополе в 860 имелотнеобычайно важное значение для распространения христианства в Русской земле. Можно с уверенностью говорить не только о наличии среди руссов отдельных христиан, но и о существовании среди них христианской общины, помимо Киева.


Согласно греческим источникам, первыми крестились в древней Руси в 867 году Согласно греческим источникам, первыми крестились в древней Руси в 867 году киевские князья Аскольд и Дир. Они пришли в Киев с боевыми дружинами в середине IХ века с севера. По свидетельству Константинопольского патриарха Фотия, в июне 860 года двести русских кораблей, предводимых Аскольдом и Диром, напали на Константинополь, который "едва не был поднят на копьё, и что "руссам легко было взять его, а жителям невозможно защищать". Но произошло невероятное: нападавшие неожиданно стали удаляться, город был спасён от разорения. Причиной отступления была внезапно поднявшаяся буря, которая разметала атакующий флот. Это стихийное лихо было воспринято руссами как проявление божественной христианской силы, что породило желание приобщиться к православной вере. Патриарх Фотий по этому поводу писал: "А в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей, вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго". Так, если верить греческим источникам, совершилось первое массовое

крещение на Руси. Князь Аскольд получил христианское имя Николай, в честь святителя Николая чудотворца. Вскоре на Руси появилась первая христианская община. Но настоящее крещение Руси совершилось только через столетие с лишним.

5. В 945 году во главе Русского государства стала вдова князя Игоря – великая княгиня Ольга (княжила с 945 по 969 год).

Княгиня Ольга – уроженка Псковской земли, дочь паромщика через реку Великую. Была женщиной умной и замечательной правительницей, достойной продолжательницей дела русских князей. Она заслужила признание и любовь народа, назвавшего её мудрой. Княгиня Ольга была первой из киевских князей, которая приняла православие непосредственно в Константинополе. Согласно летописи, во второй половине 50-х годов Х века "отправилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду". Ей в то время должно было быть от 28 до 32 лет. Когда Ольга встретилась с Византийским императором Константином, то он, увидев, "что она очень красива и лицом и разумом", сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей!» Ольга, поняв смысл этого предложения, ответила императору: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь". Мудрая Ольга решила принять крещение в Константинополе и от самого патриарха, чтобы добиться широкого признания Руси в мире могущественных христианских государств и обеспечить духовную поддержку Вселенского Патриарха своей собственной апостольской миссии на русской земле. И княгиня достигла чрезвычайно важных результатов. Она была с почестями крещена в столице Византии, в храме святой Софии – главном соборном храме Вселенской церкви того времени. При крещении Ольга получила имя Елены (в честь матери Константина Великого) и благословение на распространение христианства в своей стране. После крещения император Константин опять встретился с Ольгой и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". На что она ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь". Константин вынужден был ответить: "Перехитрила ты меня, Ольга», и «дал ей многие дары… отпустил её, назвав дочерью». Именование Ольги "дочерью" императора, как показывают современные исследования, ставило Русь в самый высокий ранг дипломатической иерархии государств (после самой Византии, разумеется, так как быть с ней равными никто не мог). Титул совпадал с христианским положением Ольги-Елены как крёстной дочери Византийского императора. Вернувшись домой, княгиня Ольга отмечает: "Да будет воля Божия; если захочет Бог миловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". Она уговаривала и сына своего Святослава принять христианство, но он не согласился и остался язычником. Княгиня Ольга не только молилась за сына и за людей "всякую нощь и день", но проповедовала христианство, строила церкви. Из Константинополя княгиня привезла многие христианские святыни, в частности, восьмиконечный крест, сделанный целиком из древа Животворящего Креста Господня. Эти святыни помогали в великом деле просвещения народа Киевской Руси. После кончины равноапостольной Ольги её сын Святослав, сам не крестился, но "если кто собирался креститься, то не запрещал". После гибели Святослава в 972 году его сын Ярополк также не был крещен, но имел жену- христианку. Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, Ярополк "любяше христианы, а ще сам не крестися народа ради, но никому не претяше", и христианам даде волю велику".

6. после того как состоялось крещение, отмечается в древнерусской летописи, князь Владимир "взял сосуды церковные и иконы на благословения себе" и в сопровождении дружины, бояр и духовенства направился в Киев. Сюда же прибыли посланные из Византии митрополит Михаил и шесть епископов. По возвращении в Киев Владимир, прежде всего, крестил своих сыновей в источнике, получившем название Крещатика. Одновременно с ними крестились и бояре. Массовое крещение киевлян Владимир назначил на 1 августа 988 года. По городу был оглашен указ: "Если не придёт кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – противен мне да будет!" Услышав это, – отмечает летописец, – с радостью пошли люди, говоря: "Если бы не добро это было (то есть крещение и вера), то не принял бы этого наш князь и бояре". К тому месту, где река Почайна впадает в Днепр, стеклось "людей без числа". Вошли в воду и стояли один по шею, другие до груди, некоторые держали младенцев, а крещёные и учившие новопосвящаемых бродили между ними. Священники читали молитвы и крестили бесчисленное множество киевлян. Так свершилось это небывалое, единственное в своем роде на Руси событие. Одновременно Владимир "повелел опрокинуть идолов – одних изрубить, а других сжечь…" Пантеон языческих кумиров на княжеском дворе был снесён с лица земли. Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано привязать к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем сопроводить до порогов, чтобы никто не мог вернуть его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Христианская вера стала распространяться по всей Руси. Вначале – в городах вокруг Киева. Князь сам принимал в этом деятельное участие. Он приказал "рубить", то есть строить, деревянные церкви. Так, деревянная церковь святого Василия Великого была поставлена на холме, где недавно стоял Перун. В 989 году Владимир начал строить первую величественную каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он приказал отчислять десятую часть всех расходов в стране в пользу этой церкви, после чего она получила название Десятинной. В конце Х – начале ХI века эта церковь стала духовным центром Киева и всей новопросвещённой Руси. В этот храм Владимир перенёс и прах своей бабки – равноапостольной княгини Ольги. Православная вера оказала самое благоприятное воздействие на нравы, быт и жизнь славян. И сам Владимир стал больше руководствоваться евангельскими заповедями, христианскими принципами любви и милосердия. Летописец отмечает, что князь "повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу – питьё и яденье". В праздники он раздавал деньги нищим. Повелевал снаряжать возы и телеги с хлебом, мясом, рыбой, овощами, одеждой и развозить по городу и наделять больных и нуждающихся. Он также заботился об устроении богаделен и больниц для нищих. Народ любил своего князя как человека безграничного милосердия, за что и прозвал его "Красным солнышком". При этом Владимир продолжал оставаться полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. Князь Владимир личным примером содействовал окончательному утверждению на Руси моногамного брака. Он создал Церковный устав. При нём стали действовать княжеский и церковный суды (людей от архиерея до низкого служителя судил церковный суд, но и некоторые гражданские люди подлежали церковному суду за совершение безнравственных поступков). При Владимире были заложены основы народного образования, стали основываться школы для обучения детей грамоте. Летопись сообщает, что Владимир "посылал… собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Шла подготовка и священнослужителей. Был организован перевод богослужебных и святоотеческих книг с греческого на славянский язык и их размножение. Начался рост грамотности, особенно городского населения. Больших успехов достигло церковное строительство. В XI веке, при Ярославе Мудром, в Киеве был построен подобный Константинопольскому собор святой Софии, вслед которому поднялась София Новгородская. Зарождалась Киево- Печерская лавра – светоч новой веры, уже в ХI веке давший таких людей, как преподобные Антоний и Феодосий, Никон Великий, Нестор-летописец и другие. Принятие христианства явилось одним из важных завершающих шагов в процессе формирования общества и государства. За великий подвиг просвещения земли нашей православной верой Русская Церковь причислила Владимира к лику святых и нарекла его равноапостольным.

Крещение Руси способствовало объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его укреплению и духовному расцвету. Установление христианства как истинной веры содействовало упрочению власти великих князей, расширению международных связей древнерусского государства и утверждению мира во взаимоотношениях с соседними державами. Русь получила большую возможность познакомиться с высокой византийской культурой, воспринять наследие античности и мировой цивилизации.




Разработка урока "Свет Христов просвещает всех.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Данный конспект урока предназначен для учащихся возраста 11-12 лет. Может использоваться на уроках Мировой художественной культуры, в курсе ОРКСЭ модуль ОПК, а также для классного часа.

Материал может быть сокращен или раздроблен на несколько уроков.

Цель урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Задачи

обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с  Крещением Руси

развивающая: понять, какое  значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны

воспитывающая: осознать, что представление о Святой  Руси – это представление о  России, стремящейся к святости.

 

Автор Коваленко Ирина Германовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 332
Номер материала 27710
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓