Тема: Сухопутные и
морские границы России.
Цель урока:
·
Знать соотношение морских и сухопутных границ, особенности и
значение сухопутных границ и морских границ России.
·
Уметь работать с контурной картой, с текстом и иллюстративными
материалами учебника.
Средства обучения:
текст
учебника, карты атласа, контурная карта.
Ход урока:
І. Организация.
ІІ. Повторение
изученного материала.
1. Приведите
примеры разных типов границ: новые, интеграционные, соединяющие, прозрачные,
барьерные, конфликтные, безопасные.
2. Какие
природные границы России имеют наибольшую протяженность?
3. Что такое
государственная граница?
4. Какой
границы у Росси больше: морской или сухопутной?
ІІІ. Изучение
нового материала.
До
2008 года Россия признавала наличие границ с 16-ю
государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, КНР, Монголией, КНДР, Японией и США. После признания Россией государств Республика Абхазия и Южная Осетия Россия признаёт
наличие границ с 18-ю государствами[1]. Протяжённость российской границы
составляет 60 932 км.
Задание:
Заполните
таблицу
Страны,
с которыми только сухопутные границы
|
Страны,
с которыми только морские границы
|
Страны,
с которыми сухопутные и морские границы
|
|
|
|
Слово учителя:
На Земле 54
моря. Наша страна омывается 13, из них 12 принадлежит бассейну МО, а Каспийское
море относится к внутреннему бессточному бассейну. Самое большое и глубокое
море, омывающее берега России – Берингово (площадь 2315 тыс. кВ. км, средняя
глубина – более 1500 м, максимальная – 5500 м). самое маленькое и мелкое –
Азовское (площадь – 39 тыс. кВ. км., средняя глубина – около 8 м, максимальная
15 м). Самое теплое море – Черное, самое холодное – Чукотское, самое соленное –
Японское.
Все моря очень
разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их
изученности и освоенности.
Задание:
Определите
принадлежность морей к бассейнам: БТО, БАО, БСЛО, БВС
Учитель:
Все моря делятся
на 2 группы:
Окраинное море – это море,
прилегающее к материку, и слабо обособленное от океана полуостровами и
островами.
Внутренне море – это море,
глубоко вдающееся в сушу и сообщающееся с океаном проливами.
Общая
характеристика морей:
1. Положение
морей относительно океана (свободное сообщение с океанами СЛО и ТО, слабое
влияние АО);
2. Разные
глубины морей (самые мелкие на материковой отмели, самые глубокие моря ТО);
3. Незначительная
‰ морей СЛО по сравнению с морями более южных широт.
4. Экологические
проблемы морей.
Задание:
1. На
контурной карте подписать все моря, омывающие берега России
2. По плану
дать характеристику 2 морей – Карского и Охотского.
План
Характеристики:
1. ФГ
положение моря (принадлежность к бассейну, внутреннее или окраинное).
2. Изрезанность
береговой линии, полуострова, острова.
3. Глубина
(средняя, максимальная).
4. Особенности
климата, температурный режим.
5. Растительный
и животный мир.
6. Значение в
жизни и хозяйственной деятельности людей.
7. Экологические
проблемы.
ІІІ. Закрепление
изученного материала.
1. Характеристика
Карского моря:
1. СЛО,
окраинное, вдающееся в сушу.
2. Изрезанная,
Обская губа, п. Ямал, Гданьский п-ов, о. Новая Земля, Северная Земля, пр.
Вилькицкого, пр. Карские Ворота, о. Вайгач, о. Белый.
3. Глубина 200-1000
м (шельф материка).
4. Суровый
климат. Небольшое испарение, температура января - 24, температура июля – 0 +
8.
5. Морж,
белый медведь, гага, казарка, щука, налим, осетровые, сиговые, палтус.
6. Промысел,
северный морской путь.
7. Загрязнение
реки, радиоактивное загрязнение, деградация почв.
2. Характеристика
Охотского моря.
1. ТО,
окраинное, вдающееся в сушу.
2. Слабо
изрезанная береговая линия, зал. Шелихова, о. Сахалин, Шантарские острова, п-ов
Камчатка.
3. Глубина
200-4000 м.
4. Возрастание
солености ближе к экватору, температура января -8 -45, температура июля + 8.
5. Калан,
морской котик, минтай, лососевые.
6. Промысел,
северный морской путь, охрана территории.
7. Загрязнение
рек морей, сведение лесов, загрязнение между материком и о. Сахалин,
загрязнение нефтью.
V. Домашнее
задание.
Пр.6, стр. стр. 33
– 38.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.