Автор: Щекочихина Александра Аниковна
Образовательное учреждение: МБОУ
Лестранхозовская СОШ
Курс: физика
Раздел: Давление твердых, жидкостей и
газов
Тема: Сила Архимеда
Класс: 7
Учебно-методическое обеспечение:
Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений
/ Перышкин А.В.– 12-е изд., доработанное. – М.: Дрофа, 2008.
Время реализации занятия: 90 мин.
Авторский медиапродукт: наглядная
презентация « Сила Архимеда»
Цель урока: Изучить действие жидкости на
погруженное тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы
от других физических величин, развивать навыки самостоятельной работы.
Задачи урока:
Образовательные:
Установить
, от каких факторов зависит и от каких – не зависит выталкивающая сила на
основе эксперимента в форме активной деятельности учащихся .
Способствовать
формированию у них творческих способностей и приемов логической деятельности.
Продолжить
формирование умений решать творческие задачи.
Развивающие:
Продолжить приобщение к процессу изобретательства, дальнейшее
формирование приемов логической деятельности.
Отработка элементов дедуктивного метода познания. Развитие эмоций
учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности,
парадоксальности.
Воспитательные:
Содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира.
Продолжить формирование политехнических умений: выполнение
измерений, проведение простых экспериментов.
Продолжить формирование личностной позиции - воспитание
самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания друг за друга.
Тип урока: урок изучения углубления,
обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок-исследование
Формы обучения:
фронтальная экспериментальная работа
индивидуальная работа
групповая работа
Оборудование:
ПК и видеопроектор
На каждом столе оборудование для экспериментальных работ: рычаг,
укрепленный на штативе , два стакана с водой , тела одного объема, но разные
по массе (калориметрические тела), поваренная соль , линейка , тела одинаковой
массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел и
картофелина, предварительно обвязанная нитью).
Методы: проблемно-эвристические
Мозговой штурм
Эвристическая
беседа
План
проведения урока:
Этапы
урока
|
Временная
реализация
|
Организационный
момент. Вступительное слово учителя.
Этап
актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового
|
3
мин
|
Демонстрация
(Вызов)
|
3
мин
|
Постановка
цели: в ходе исследования узнать, от каких факторов (физических величин)
зависит выталкивающая сила
|
3
мин
|
Выдвижение гипотез
Эвристическая беседа
|
5мин
|
Экспериментальная работа
1.Проверка зависимости Fвыт от Vтела.
2.Проверка зависимости Fвыт от веса (массы) тела.
3.Проверка зависимости Fвыт от глубины погружения тела в жидкость.
4. Проверка зависимости Fвыт
от формы тела.
5. Проверка зависимости Fвыт
от плотности жидкости.
|
7
мин
7
мин
7
мин
7
мин
7
мин
|
Коллективное обсуждение результатов опытов под руководством
учителя
Эвристическая беседа.
Вывод формулы выталкивающей силы.
|
9мин
|
Закрепление
Решение познавательных задач
Эвристическая беседа.
|
10мин
|
Это интересно!
Решение познавательной задачи «Исследование по архимеду»
Коллективное обсуждение под руководством учителя.
Эвристическая
беседа.
|
5
мин
7
мин
|
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Обобщение изученного материала.
Рефлексия с помощью инструмента «PMI» (плюс, минус, интересно).
|
4
мин
4
мин
|
Домашнее задание
|
2
мин
|
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя
-Уважаемые
коллеги!
Нет
я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги –физики-экспериментаторы,
исследователи действия жидкости на погруженное тело. Именно этой проблеме посвящена
наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев. (слайд
2). Все это звенья процесса научного познания, и мы сегодня вместе в таком
процессе поучаствуем. Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не
нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на
погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287г.
До нашей эры. (слайд 3). Нам предстоит сегодня спросить природу, прав ли
Архимед. Итак в путь! «сперва собирать факты и только после этого связывать
мыслью», - советовал Аристотель . Прислушаемся к его совету.
2. Демонстрация
Учитель
демонстрирует опыт по растяжению пружины под действием груза, находящегося
сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется
существование выталкивающей силы. Начинается серьезное научное исследование, но
сначала ребята самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования
узнать, от каких факторов (физических величин) зависит выталкивающая сила. Цель
записывается в тетрадь.
3.Выдвижение гипотез
Учащиеся
предполагают, что выталкивающая сила зависит:
от
объема погруженного тела;
его
веса (или массы);
глубины
погружения;
плотности
жидкости;
формы
тела;
Учителю
не следует отбрасывать неверные предположения: каждая гипотеза нуждается в
проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь. (слайд 4)
4.Экспериментальная работа
(слайд
5). Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю
выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Поэтому подвергнем
экспериментальной проверке наши гипотезы:
1)Проверка
зависимости Fвыт
от Vтела
Учащиеся
предлагают как это можно сделать используя имеющееся оборудование.
Подвешивают к
рычагу два тела равной массы, но разного объема, добиваются равновесия, а
затем погружают тела в воду. Наблюдается нарушение равновесия, делают вывод о
зависимости Fвыт
от объема тела, причем эта зависимость прямая пропорциональность. Делают
соответствующие записи в таблицу тетради.
2)Проверка
зависимости Fвыт от
веса (массы) тела
Учащиеся предлагают, как можно проверить. Подвешивают к рычагу два
тела одного объема, но разной массы, добиваются его равновесия, а затем
погружают в воду. Наблюдают :равновесие не нарушилось, следовательно,
выталкивающая сила от массы не зависит. Результаты отражают в таблицу тетради.
3)Проверка
зависимости Fвыт от
глубины погружения тела в жидкость
Учащиеся
приходят к мысли, что нужно использовать два тела абсолютно одинаковых,
добиваются их равновесия, погружают на разную глубину. Наблюдают: равновесие не
нарушилось, делают вывод о независимости выталкивающей силы от глубины
погружения в жидкость. Делают соответствующие записи в тетради.
4)
Проверка зависимости Fвыт от
формы тела
Учащиеся
предлагают использовать два тела одинакового объема, но разной формы,
добиваются равновесия и погружают в воду. Наблюдают : равновесие не
нарушилось. Делают вывод о независимости силы выталкивания от формы тела,
делают записи в тетради.
5)
Проверка зависимости Fвыт от
плотности жидкости
Учащиеся догадываются, зачем им соль. Подвешивают к рычагу два одинаковых тела
, добиваются равновесия и погружают одно тело в чистую воду, а второе в
насыщенный раствор поваренной соли. Наблюдают : нарушение равновесия, в
растворе соли тело выталкивается сильнее. Делают вывод о зависимости силы
выталкивания от плотности жидкости. Характер зависимости – прямая
пропорциональность.
После
экспериментальной проверки всех гипотез учащиеся формулируют вывод о
зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объема тела. (слайд 6)
(слайд
6 )
5.Вывод
формулы выталкивающей силы
( слайд 7 ) Учитель теоретически объясняет вывод формулы выталкивающей силы
и обращает внимание учащихся на физические величины, входящие в неё, ребята
отмечают полное соответствие теоретических выкладок с результатами только что
проведенных экспериментов.
6.Закрепление
-Мы
вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной
теории и «переоткрыли» уже известный и открытый закон Архимеда. Все цели нашего
исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все
этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными
экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и
интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
А
теперь попробуем решить несколько задач. (слайды 8,9,10 ). Коллективное
обсуждение ответов.
7.Это
интересно!
Учитель
вместе с учащимися вспоминает об интересных фактах касающихся изучаемой темы.
Например , существует море , в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мертвое
море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно
живое существо. Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя: человеческое тело
легче ее. (слайд 10)
Разбираем
совместно с учащимися, что легче килограмм железа или килограмм ваты.
Оказывается,
тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5кг из-за действия закона Архимеда в
газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогичной силы,
действующей на тонну железа, в силу разности объемов. Следовательно, истинный
вес дерева равен 1 тонне плюс FА
дерева; истинный вес железа равен 1тонне плюс FА
железа.
Учитель
предлагает провести «Исследование по Архимеду»
Известна
легенда о золотой короне царя Гиерона. Царю донесли, что мастер при её
изготовлении частично подменил золото, отвешенное ему для этого, серебром.
Гиерон разгневался, но сам не смог найти способ уличить мастера и обратился за
помощью к Архимеду.
Как
решил эту задачу Архимед? Предложите разные способы. Учтите , что во времена
Архимеда не было понятия «плотность» тела. (слайд 11 )
8.Подведем итоги
Что
вы сегодня нового узнали на уроке?
После выводов учащимся предлагается заполнить таблицу. В графу «плюс»
записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,
которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему
полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не
понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось
непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не
нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу
«интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке
и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Учитель: Мы успели рассмотреть и ответить
вопросы, поставленные в начале урока. Проверили экспериментально закон
Архимеда. Не появились ли у вас новые вопросы, не обозначенные в ходе урока?
Появились. Например?
Домашнее задание по выбору: (слайд12)
1. Если погруженный в воду мячик перестать удерживать,
то он выпрыгнет из воды. Как зависит высота прыжка от начальных условий
(условия придумайте сами)? Исследование проведите с резиновым и теннисным мячиками.
2.Пользуясь
ванной с водой , в которой вы купаетесь, определите объем своего тела. Зная
массу своего тела и объем , рассчитайте среднюю плотность тела человека. [2]
3. Порассуждайте
когда гиря весит больше – зимой или летом? [2]
4.Почему
яйцо со стола на пол падает быстро, а в кастрюле с водой опускается на дно
медленно? Попробуйте (в кастрюле конечно).[1]
5.В
некоторых мультфильмах надувшийся человек всплывает в воздухе. Каким должен
стать объем человека вашей массы, чтобы человек мог всплыть? (плотность воздуха
1,3кг/м3) [1]
Список использованной
литературы:
1. Балашов М.М О
природе: Кн.для учащихся 7кл. – М.: Просвещение, 1991.-64с
2.
Головкина
Е. В. «Подведение итогов урока. Рефлексия». Сайт МОУ
Эжвинского Лицея г. Сыктывкара. Код доступа: http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
3.
Перельман
Я.И.Занимательная физика: в 2 кн.кн1-я.
–М.:Наука,1979г.-224с
4.
Перельман
Я.И.Занимательная физика: в 2 кн.кн2-я.
–М.:Наука,1976г.-272с
5.
Хуторской А.В., Хуторская Л.Н.Увлекательная физика: сборник
заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами.- М.: АРКТИ, 2001
г.-192с
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.