Тема. «Работа
сердца»
Задачи:
Образовательные – повторение, закрепление и учет знаний по теме «Транспорт
веществ».
формирование новых
анатомических понятий: сердечный цикл, фазы работы сердца, пауза,
автоматия, узлы проводящей систем.
Воспитательные – формирование диалектико – материалистического мировоззрения.
Соблюдение гигиенических норм. Борьба с вредными привычками подростков.
Развивающие – развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений
сравнивать и обобщать. Расширение кругозора учащихся на основе
познавательного материала.
|
|
Оборудование: портреты Гиппократа,
Аристотеля, Клавдия Галена,
У. Гарвея, А. Везалия.
Рисунки – схемы сердца всех классов
млекопитающих.
Рисунки следующих животных – сельдь,
лягушка, ящерица, страус, обезьяна. Учебник, рабочие тетради, доска раздвижная,
многостворчатая, раздаточный материал: рисунок сердца, тесты для проверки,
схемы и таблицы для закрепления изученного материала.
Таблицы – «Строение сердца», «Круги
кровообращения», «Фазы работы сердца»,
«Вред алкоголя», «Гигиена работы
сердца» образец электрокардиограммы,
медицинская кардиограмма.
Ход урока: Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке, мы
с вами изучали тему «Органы кровообращения» из раздела «Транспорт веществ».
Каковы цели нашего
урока? Обратимся к плану нашего урока. Он находятся на левой стороне доски.
План урока:
I. Опрос – а) фронтально – повторение
терминологии
б) тест «Транспорт крови».
|
II. Изучение нового материала
1. История изучения работы сердца.
|
2. Работа сердца и её фазы
|
3. Регуляция работы сердца в организме.
|
4. Электрокардиограмма, её анализ.
|
5.Гигиена и профилактика заболеваний сердца.
|
III. Закрепление нового материала (по вопросам учителя в ходе
изучения данной темы).
|
Во-первых, проверим, как вы усвоили
материал прошлого урока.
Затем приступим к изучению новой темы
– «Работа сердца», разберем понятия и новые термины по данному уроку и закрепим
их.
Итак, начинаем наш урок.
I.
Опрос
а) Терминология –
|
АРТЕРИЯ, ВЕНА, КАПИЛЛЯР,
АОРТА, СЕРДЦЕ,
СТВОРЧАТЫЕ КЛАПАНЫ, ЛЕВЫЙ ЖЕЛУДОЧЕК,
ПРАВЫЙ ЖЕЛУДОЧЕК, ПОЛУЛУННЫЕ КЛАПАНЫ,
ПРАВОЕ ПРЕДСЕРДИЕ, ЛЕВОЕ
ПРЕДСЕРДИЕ.
|
Фронтальный опрос: определения понятий, по выше
перечисленным терминам.
В это время два ученика выполняют индивидуальные
задания у доски: определяют по условным обозначениям рисунков терминологию большого
и малого кругов кровообращения.
Проверка индивидуальных заданий совместно с учащимися.
Учитель:
У вас на партах лежат
карточки-заготовки (бланки ответов).
Бланк ответов. Ф.И.
_____________________________________ Кл. 8 «___»
Тест. «Транспорт крови».
Задание. Из перечня отделов
сердца и кровеносных сосудов (1-10) выберите
правильные и полные ответы
(I-X) и зашифруйте их.
Ответы:
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка ____________
б) Опрос – тест «Транспорт
крови» (проверка домашнего
задания).
Результаты теста
проверяет учитель к следующему уроку.
Задание. Из перечня отделов сердца и кровеносных
сосудов (1-10)
выберите правильные и полные ответы (I-X) и
зашифруйте их.
1.
|
Левый желудочек
|
I.
|
Отдел сердца –
начало малого круга кровообращения
|
2.
|
Левое предсердие
|
II.
|
Отдел сердца –
конец малого круга кровообращения
|
3.
|
Правый желудочек
|
III.
|
Артерия, по которой
течет венозная кровь
|
4.
|
Правое предсердие
|
IV.
|
Вены, по которым
течет артериальная кровь
|
5.
|
Аорта
|
V.
|
Вены с венозной
кровью
|
6.
|
Легочная артерия
|
VI.
|
Отдел сердца –
начало большого круга кровообращения
|
7.
|
Полые вены
|
VII.
|
Отдел сердца –
конец большого круга кровообращения
|
8.
|
Легочная вена
|
VIII.
|
Сосуды, в которых
артериальная кровь становится венозной
|
9.
|
Капилляры в легких
|
IX.
|
Сосуды, в которых
венозная кровь становится артериальная
|
10.
|
Капилляры в тканях
|
X.
|
Кровеносный сосуд
выходящий из сердца с самой толстой стенкой
|
ОТВЕТЫ.
Бланк ответов. Ф.И.
______________________________________кл. 8 «___»
Тест. «Транспорт
крови».
Задание. Из
перечня отделов сердца и кровеносных сосудов (1-10) выберите
правильные и
полные ответы (I-X) и зашифруйте их.
Ответы:
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
X
|
3
|
2
|
6
|
8
|
7
|
1
|
4
|
9
|
10
|
5
|
Оценка
_________________
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
|
Кол-во ошибок
0-1
2-3
4-5
6 и более
|
II. Изучение нового материала
1. История изучения
работы сердца.
Слова учителя:
С очень давних времен люди пытались
познать свой организм, интересовались
функциями различных органов и,
конечно, работой сердца. Нет почти ни одного мыслителя древнего мира, который
не затрагивал бы этих вопросов. При изучении трудов древних мыслителей мы
обнаруживаем неточности в их представлении о функциях различных органов.
Мы проверили ваши знания по теме
«Кровообращение».
Посмотрите на доску, вы видите 5
схем – сердец и 5 животных.
А правильно ли я их расположила?
Посмотрите и объясните.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обезьяна
|
ящерица
|
сельдь
|
лягушка
|
страус
|
Один ученик выходит к доске и
правильно располагает рисунки к схеме,
с пояснением, если, не справляется,
помогают учащиеся.
Учитель: А теперь обратимся к истории
изучения работы сердца.
Сообщения учащихся (индивидуальные
задания: 1,2,3,4), а учитель открывает портреты ученых в ходе беседы
1.
«Отец
медицины» Гиппократ (он жил в Греции 2400 лет назад) считал, что
сердце – очаг теплоты и что в левом его желудочке находится не кровь, а
поступающая туда из воздуха особая жизненная сила - которую он назвал ПНЕВМА.
2.
Другой
выдающийся греческий мыслитель Аристотель, спустя сто лет после
Гиппократа, анатомируя и исследуя животных, пришел к заключению, что кровь и
теплота образуются в сердце, кровь «одухотворяется» особой жизненной силой и
течет по венам, а в артериях находится воздух.
3.
Выдающийся
римский мыслитель и врач Клавдий Гален
(он жил во – II в.) исправил некоторые
ошибки Аристотеля, но не
создал правильного представления о
кровообращении. Гален считал,
что кровь образуется из пищи в печени и
по полой вене поступает в
правую половину сердца.
В левый же желудочек из
легких поступает жизненная пневма. Через
поры в перегородке,
отделяющей правую половину сердца от левой,
пневма
смешивается с венозной кровью и «одухотворяют» её. В
результате
венозная кровь превращается в алую, текущую по
артериям.
Связь между
артериями и венами Гален не допускал.
4.
Только в
1628 году вышла в свет книга выдающегося английского ученого Уильяма Гарвея
под названием «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у
животных». В этой книге автор излагал новое стройное учение о кровообращении.
ГИППОКРАТ
|
АРИСТОТЕЛЬ
|
К. ГАЛЕН
|
А. ВЕЗАЛИЙ
|
У. ГАРВЕЙ
|
1 2
3 5 4
5-ое задание – слово
учителя.
Учитель: Среди блестящих имен эпохи Возрождения видное место
занимает имя Андрея Везалия – врача, основателя научной анатомии. Своим
трудом
«О строении человеческого тела»,
изданным в 1543 году, Везалий положил
начало современной анатомии.
Достаточно сказать, что он вскрыл 200 ошибок Галена, чем нанес смертельный удар
по его учению. История изучения сердца уже длится более 2000 лет.
«Однажды А.
Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину
смерти. Каков
же был ужас самого Везалия и всех
присутствующих,
когда после вскрытия грудной клетки трупа они
увидели слабо
сокращающееся сердце!
Но почему же
все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой
выдающийся врач,
каким был Андрей Везалий, принял за мертвеца
ещё живого
человека».
Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий
– ведь уровень знаний той эпохи был ещё очень низок. Ответ на него
человечество получило только через три столетия. А мы с вами узнаем ответ на
этот вопрос в течение нашего урока.
2. Работа сердца и её
фазы.
Объяснение учителем нового
материала, фазы работы сердца, с использованием таблиц «Строение сердца»,
«Фазы работы сердца», «Круги кровообращения».
Как же работает наше сердце без
отдыха в течение всей жизни?
Работаем ли мы, спим, отдыхаем,
читаем, занимаемся спортом, а сердце работает строго и ритмично. Можно привести
много примеров о работе сердца, но я приведу только два.
Если можно было бы использовать
работу сердца для поднятия человека, то за
8 часов работы, удалось бы поднять человека
на высоту Московского университета (около 240
м.), а за 30-31 день – можно поднять на вершину Джомолунгмы –
высочайшую точку земного шара (8848
м.).
ü Это объясняется
особенностью строения сердца. Его работа состоит из последовательных фаз работы.
|
Объяснение учителя: «Сердечный цикл»
Закрепление материала с
использованием учебника. Работа выполняется в карточках. Образец таблицы на
доске (заготовка и ответ).
Работа № 2
Работа с
учебником, заполните таблицу.
Сердечный цикл
Фазы
сердечного цикла
|
Длительность
фазы,
(с)
|
Движение
крови
|
Состояние
клапанов
|
Створчатых
|
Полулунных
|
1. Сокращение
предсердий
(систола)
|
|
|
|
|
2. Сокращение
желудочков
(систола)
|
|
|
|
|
3. Пауза
или
общее
расслабление
(диастола)
|
|
|
|
|
ОБЩАЯ
РАБОТА
|
|
|
|
|
Затем проверяется выполненная работа
(устно).
Результаты ответов учащиеся сверяли в
ходе проверки с ответами, указанными в аналогичной таблице, на доске.
Сердечный цикл
Фазы
сердечного цикла
|
Длительность
фазы,
(с)
|
Движение
крови
|
Состояние
клапанов
|
Створчатых
|
Полулунных
|
1.Сокращение
предсердий
(систола)
|
0,1
|
из
предсердий
в
желудочки
|
открыты
|
закрыты
|
2. Сокращение
желудочков
(систола)
|
0,3
|
из
желудочков
в
артерии
|
закрыты
|
открыты
|
3. Пауза
или
общее
расслабление
(диастола)
|
0,4
|
из
вены
в предсердии
|
открыты
|
закрыты
|
ОБЩАЯ РАБОТА
|
0,8
|
|
|
|
Слово учителя.
А есть, ли у нас в классе математики?
Давайте подсчитаем.
Если весь цикл работы сердца принять
за 100%, то, сколько % занимает каждая фаза? (Заготовка таблицы на доске,
вторая часть таблицы открывается во время проверки задания, выполненного
учащимися).
Длительность
фазы, (с)
|
% соотношение в различных
фазах работы сердца
|
|
0,1
|
12,5 %
|
0,3
|
37,5 %
|
0,4
|
50 %
|
0,8
|
100 %
|
Проверка ответов
учащихся
Вывод делают
учащиеся: наше сердце 50% времени отдыхает.
Слово учителя.
ü Еще одна причина высокой
работоспособности – обильное кровоснабжение самой мышцы сердца (вокруг сердца
находятся коронарные сосуды) – в состоянии покоя 300 см3
в минуту, а при тяжелой
физической работе до 2000 см3.
|
3. Регуляция работы
сердца в организме.
Мы не можем управлять работой сердца,
но в сердце есть особые клетки, в которых возникает возбуждение, эти клетки
располагаются скоплениями в правом предсердии и на границе между
предсердиями. Скопление этих клеток называют узлами. А сам процесс
называют автоматизмом сердца.
Контрольный вопрос? Что обозначают
указанные на схеме точки (рисунок – схема сердца размещен на доске). Ответ
учащихся.
Беседа с учащимися на основе знаний,
полученных на предыдущих уроках.
Вопросы: «Какие способы регуляции мы
с вами знаем»? Какими путями регулируется работа сердца? Ответы учащихся.
Работа с учебником (стр131)
Учитель: у вас на партах лежит
раздаточный материал с работой № 3, вам предстоит выполнить задание карточки
с использованием учебника (устно).
Работа № 3
Регуляция работы сердца
1.Блуждающие нервы –
|
|
1. Адреналин –
|
2.Cимпатические нервы –
|
|
2. Ацетилхолин –
|
В ходе работы проверяются результаты
задания.
Учитель. Дома вы заполните эту
карточку самостоятельно.
Образец выполнения
Работа № 3
Регуляция
работы сердца
1.Блуждающие
нервы – замедляет и ослабляет работу сердца
|
|
1. Адреналин
– усиливает работу сердца
|
2.Cимпатические
нервы – учащает и усиливает работу сердца
|
|
2. Ацетилхолин –
угнетает работу сердца
|
Слово учителя.
Теперь мы с вами можем ответить на
вопрос «Почему билось сердце трупа»?
Вывод делают учащиеся: специализированные клетки,
находящиеся в правом предсердии и на границе двух предсердий, работают
самостоятельно, не зависимо от нервной и гуморальной регуляции.
4.Электрокардиограмма, её анализ.
Слово учителя.
Как же можно узнать здоровое ли
сердце или нет? Для этого проводят медицинское обследование, снимают
электрокардиограмму.
Эта медицинская кардиограмма, а это
схема-рисунок, каждый зубец обозначает
определенную фазу работы сердца.
|
Условные обозначения кардиограммы:
Р – сокращения предсердий
Q, R, S, T – сокращения желудочков
|
Кардиограмму, могут читать только
специалисты, и они же могут назначить лечение. (Можно
взять кардиограмму из больницы – для показа детям)
5.
Гигиена и
профилактика заболеваний сердца.
Слово учителя.
Посмотрите на таблицу «Вред
алкоголя». На таблице показаны кардиограммы, здорового человека и больного
алкоголизмом.
Сердце здорового человека работает с
меньшей нагрузкой, но выбрасывается
большее количество крови в большой
круг кровообращения.
Посмотрите на частоту сердечных
сокращений различных животных, какая
зависимость просматривается?
Вывод учащихся: кардиограмма
здорового человека показывает, что за один и
тот же промежуток времени ударов
сердца у здорового человека меньше, чем
у больного алкоголизмом.
Слово учителя.
Познавательная информация (таблица «Частота
сердечных сокращений у различных животных» на доске).
Частота сердечных сокращений
у различных животных
8-28
|
слон
|
20-40
|
верблюд
|
28-60
|
лев, гепард, лошадь
|
60-80
|
корова, еж, свинья
|
70-135
|
собака, коза
|
120-180
|
заяц
|
110-290
|
кошка, обезьяна
голубь
|
280-320
|
попугай
|
300-400
|
курица
|
500-780
|
мышь
|
745-1000
|
колибри
|
Вывод делает учитель с учащимися
Чем мельче животное, тем частота
сокращений сердца больше, т.к. обменные
процессы происходят быстрее у мелких
организмов. Большое влияние на организм имеют физические упражнения.
Работа с таблицей «Работа сердца у
тренированного и нетренированного человека».
Слово учителя.
Авиценна (980-1037) европеизированное имя –
выдающегося среднеазиатс-
кого ученого, философа, врача (Абу Али Хусейн Ибн
Абдаллах Ибн Сина), почти 1000 лет назад им были написаны строки, которые
уместны и в наши дни.
В гимнастике умеренность нужна,
Пусть будет главным правилом она,
Умеренность не изнуряет тела,
Но очищает организм всецело…
Бесцельны долгий отдых и покой:
В излишествах нет пользы никакой.
Коль человек недвижен, вреден сок
Заполнит тело, и еда не впрок
|
|
А для нас с вами, необходимо знать, информацию
о здоровом питании: влияние указанных продуктов на работу сердца.
Информационная таблица размещена на
доске.
ü Абрикосы (курага)
ü Персики
ü Бананы
ü Слива (чернослив)
ü Огурцы
ü Помидоры
ü Мед
ü Кукуруза
ü Грибы
ü Ламинария
Увеличение концентрации ионов К+ тормозит
работу сердца
|
ü Виноград
ü Крыжовник
ü Лимон
ü Баклажаны
ü Горох
ü Капуста белокочанная
ü Тыква
ü Укроп
ü Чеснок
K+ Ca2+
Нейтральное
действие
|
ü Яблоки
ü Сыр
ü Рыба
ü Овес
Увеличение концентрации
ионов
Са2+вызывает
учащение и усиление
сердечной деятельности
|
Итог урока.
Ученики по плану урока изучение
нового материала (находящегося на доске) в течение урока делают выводы.
Обобщающий вывод делает учитель.
Оценивает работу учащихся (успехи
учащихся, дает советы учащимся, ставит оценки).
В оставшееся время
учащиеся выполняют работу № 4, проверяют её.
Работа №4 Найди ошибку.
Сердце – двигатель крови в организме.
Это трехкамерный мышечный орган,
расположенный в брюшной
полости. Масса сердца около 1
кг. И снаружи, и внутри сердце выстлано однослойным
эпителием. Внутри – клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови
только в одном направлении. Желудочки разделены неполной перегородкой,
и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются.
Самая крупная вена, несущая кровь от сердца – аорта,
начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минуты.
Учитель: Спасибо за
урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.