Главная / Русский язык и литература / Разработка урока "Поговорим о начальной форме глагола"

Разработка урока "Поговорим о начальной форме глагола"

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Поговорим о начальной форме глагола


Цели урока:


Образовательные:

обобщить знания учащихся о глаголе

сформировать понятие «неопределённая форма глагола»

развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам

систематизировать знания в кластер.


Развивающие:

развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе, парах.


Воспитательные:

формировать интерес к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

воспитывать желание учиться и делать открытия.



УУД:


Личностные: освоение личностного смысла учения;

Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.


Тип урока: открытие новых знаний.


Технологии: проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.


Приемы и методы: работа учащихся на уроке: индивидуальная, парная, групповая; работа с текстом; составление кластера, метод «пресс-конференция», синквейн.



Оборудование: компьютер, проектор, смайлики, таблички с планом урока, для картинного плана, текст –сказка на карточках, карточки с заданиями.












I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Психологический настрой учащихся: создание благоприятной рабочей обстановки, включение учащихся в деятельность.

- Я рада видеть вас отдохнувшими после перемены. У меня сейчас такое настроение (показываю смайлик). Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (дети показывают смайлик – грустный или весёлый).

- Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока.

- Садитесь. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

- Откройте тетради. Запишите число, вид работы. СЛАЙД1 На полях поставьте отметку, которую бы вы хотели заработать на уроке.


II.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

На экране слова Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных…»

-О чем говорят эти слова? (Сегодня на уроке нас ждут открытия )

- Однажды одна часть речи давала интервью. Давайте послушаем его и узнаем, что это за часть речи. (заранее подготовить двух учеников)

1. Интервью.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги .

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята на "десятку" знали.

На письме и в разговоре меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду - всё в действие придёт.

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё) Мы продолжим открывать тайны глагола.

-С чего обычно мы открываем новое на уроке? (мы повторяем) Переворачиваю табличку на доске.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ.

1. Работа с кластером.

- Откройте карту созвездия «Глагол», составьте вопросы и задайте их друг другу.

2. Определение времени глагола. Работа в парах. СЛАЙД 2

-Прочитайте слова:

Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Почему их записали в одну группу? (глаголы, все слова имеют безударную гласную)

- Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время)

-Поработаем в парах. Возьмите карточку №1

- Распределите данные слова по временам, указывая стрелками.

-Вспомните, как правильно определить время глагола? (надо поставить к глаголу вопрос)

3. Фронтальная проверка (маркерами проводят стрелки)

- Кто согласен? Кто не согласен? ОЦЕНИТЕ свою работу –поставьте отметку


IV.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Какие слова не распределили? (решить, беречь, привезти). Запишите их в тетрадь.

- Предположите, почему эти глаголы не попали ни в одну из трех групп. (Это начальная форма глагола)
- Кто уже догадался, какова тема урока? (
Нач.ф. глагола). СЛАЙД 3

- Что бы вы хотели узнать о начальной форме глагола? (высказывания детей)

- Обозначим цель. (Узнать об особенностях начальной формы глагола, научиться определять н.ф.)

- К какому этапу урока приступим? (Исследованию)- Переворачиваю табличку.



V. «ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ.

- А где мы можем узнать о новых сведениях? (в учебниках, справочниках, спросить у других и др.)

Предлагаю самостоятельно найти новые сведения в сказке.

1.Работа с текстом в группах.

- Работать будем по группам. Вспомним правила работы в группе. Выберите командира.

- На столах у вас тексты, его читает командир.

- После чтения ответьте на вопросы.

На выполнение задания 5 минут.



2. Работа с кластером. На доске составляется картинный план, дети работают с картой.

Что вы знали о начальной форме?

1 группа: - Какие названия имеет нач.форма глагола? (неопределённая форма, инфинитив) –добавление сведений в кластер.

2 группа - В каких отношениях Инфинитив со временем? - (показываю часы)

Обратимся к глаголам: решить, беречь, привезти. Уч-ся пробуют определить время. Добавление сведений в кластер.

3 группа – Почему странная фигура была в маске? (показываю маску)

Маска в переводе с др. русского – “личина” (лицо). (нет лица, дети пробуют определить лицо) Добавление сведений в кластер.

4 группа – Что не умеет определять Инфинитив? (род) (появляются мальчик с девочкой) Определите его. (нет рода). Добавление сведений в кластер.

5 группа – Почему Неопределённая форма не смогла ответить, с кем живёт?

(не умеет считать, не может отличить, где один, где много) - (появляются числа) Определите число этих глаголов? (нет числа) Добавление сведений в кластер.

- Теперь вы можете сказать, почему форма этих глаголов называется неопределённой? ( ничего определить нельзя)

В чём же смысл жизни Инфинитива? Какое положение занимает?


3. Обобщение. Мы провели исследовательскую работу. У нас получился план, по которому можем рассказать все о начальной форме глагола

- К какому этапу приступим? (Вывод) Переворачиваю табличку.

- Проверим наши предположения со сведениями учебника на с. 101.


ФИЗМИНУТКА

Отдохнём с пользой. Я буду называть действие, вы задаёте вопрос и называете неопределённую форму этого глагола, выполняете это действие.

Встали, присядут, попрыгай, летят, плывут, хлопала, сидят.

- Вы образовывали неопределённую форму глагола, какие вопросы вы задавали?

- Запишите эти вопросы. СЛАЙД 4

- Как вы считаете, вопросы что делать? и что сделать? по значению- это одинаковые слова или различные? Проверьте свои предположения- (сообщение на с.102.)

-Чем ещё отличаются? (основами) За какой частью слова в вопросах нужно следить? (приставкой с-)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА.

VI.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

- Приступим к следующему этапу –проверке знаний. Переворачиваю табличку

1. Самостоятельная работа. Воспользуемся советом в ТПО с.23 №264 СЛАЙД5 Поработаем с глаголами: решить, беречь, привезти.

-Образуйте и рядом запишите их в форме прошедшего времени единственного числа женского рода. 1 глагол –коллективно, 2,3 –самостоятельно.

2. Работа в группе.

- В ТПО с. 23 №268 опишете ход рассуждений, как найти неопределённую форму глагола.

- Проверка. СЛАЙД 6

3. Дифференцированная работа по группам.



СЛАЙД 7

  1. Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите.



Катать гулять дружить

пароль сорить навещать

сеять считать рисовал

помочь думаю плести



СЛАЙД 8



  1. Образуйте от данных существительных однокоренные слова, но чтобы они были глаголами в неопределённой форме:

обед – обедать

мечта – мечтать

игра – играть

соль – солить

голод – голодать

боль – болеть

СЛАЙД 9



  1. Выберите пословицу, в которой глаголы употреблены в неопределённой форме.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Ученье и труд, всё перетрут.

- Какой общей темой объединены пословицы?







СЛАЙД 10



  1. Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, у 1 группы было задание- заменить целые словосочетания глаголами неопределённой формы.



задирать нос (важничать);

зарубить на носу (запомнить);

клевать носом (дремать);

водить за нос (обманывать);

повесить нос (опечалиться).





- Вы правильно, заменили словосочетания глаголом, кто знает, откуда пришло выражение «зарубить себе на носу»?

(в древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них были зарубки, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.)

- Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили на уроке.

VII. РЕФЛЕКСИЯ

1.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Своё отношение к ней мы выразим в стихотворении-миниатюре из пяти строк (синквейне).

Такое стихотворение имеет определенное строение. СЛАЙД14

- Какая была тема урока? (начальная форма глагола)

Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме)



2. Домашнее задание.

ТПО с.23 –правило, №270. –это домашнее задание.

- Ребята 5 группы составили памятку, как его выполнять, используя глаголы неопределённой формы.

СЛАЙД 11 Памятка

  1. заданное правило.

  2. внимательно задание упражнения.

  3. нужные вопросы.

  4. Если есть приставка с- , … её.

  5. Буквы перед – ть, … узнай по словарю.

3. Оценивание ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТАПЕ –проверка знаний.

-Посмотрите на свои отметки, которые вы ставили в течение урока. Подведите черту и поставьте отметку за работу на уроке.

- Поднимите руку, у кого совпадает результат с желаемой отметкой в начале урока. У кого не совпадает? В чём причина? (ответы детей)

Выставление отметок учителем.

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

- Покажите, с каким настроением вы уйдёте на перемену. (Показывают смайлик)

Спасибо всем за урок!



Разработка урока "Поговорим о начальной форме глагола"
  • Русский язык и литература
Описание:

                                              Урок русского языка в 3 классе

                                      Тема: Поговорим о начальной форме глагола

 Цели урока:

 Образовательные:

• обобщить знания учащихся о глаголе

• сформировать понятие «неопределённая форма глагола»

• развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам

•  систематизировать знания в кластер.

 Развивающие:

развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе, парах.

 Воспитательные:

•          формировать  интерес  к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

•          воспитывать  желание учиться и делать открытия.

 УУД:

 Личностные: освоение личностного смысла учения;

Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.

Тип урока: открытие новых знаний.

 Технологии: проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.

 Приемы и методы: работа учащихся на уроке: индивидуальная, парная, групповая; работа с текстом; составление кластера, метод «пресс-конференция», синквейн.

 Оборудование: компьютер, проектор, смайлики, таблички с планом урока, для картинного плана, текст –сказка на карточках, карточки с заданиями.

 

 

 

Автор Диденко Лариса Петровна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 511
Номер материала 10217
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓