Урок русского языка в 3 классе
Тема:
Поговорим о начальной форме глагола
Цели
урока:
Образовательные:
•
обобщить знания учащихся о глаголе
•
сформировать понятие «неопределённая форма глагола»
•
развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по
вопросам
•
систематизировать знания в кластер.
Развивающие:
развивать
коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе, парах.
Воспитательные:
• формировать
интерес к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и
оценивать свою деятельность;
• воспитывать
желание учиться и делать открытия.
УУД:
Личностные: освоение личностного
смысла учения;
Регулятивные: определять цель задания,
планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его
выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные: определять умения, которые
будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по
теме «Глагол»;
Коммуникативные: участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя
различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать
свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли,
договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.
Тип
урока:
открытие новых знаний.
Технологии: проблемно-диалогического
обучения и технологии критического мышления.
Приемы
и методы:
работа учащихся на уроке: индивидуальная, парная, групповая; работа с текстом;
составление кластера, метод «пресс-конференция», синквейн.
Оборудование:
компьютер,
проектор, смайлики, таблички с планом урока, для картинного плана, текст
–сказка на карточках, карточки с заданиями.
I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Психологический
настрой учащихся: создание благоприятной рабочей обстановки, включение учащихся
в деятельность.
-
Я рада видеть вас отдохнувшими после перемены. У меня сейчас такое настроение (показываю
смайлик). Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. (дети
показывают смайлик – грустный или весёлый).
-
Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока.
-
Садитесь. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
-
Откройте тетради. Запишите число, вид работы. СЛАЙД1 На полях поставьте
отметку, которую бы вы хотели заработать на уроке.
II.МОТИВАЦИЯ
К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
На экране слова Пушкина: «О, сколько нам
открытий чудных…»
-О чем говорят эти слова? (Сегодня
на уроке нас ждут открытия )
- Однажды одна часть речи давала
интервью. Давайте послушаем его и узнаем, что это за часть речи. (заранее
подготовить двух учеников)
1. Интервью.
– Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что
вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги .
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский все ребята на
"десятку" знали.
На письме и в разговоре меня
употребляли.
Что
без меня предметы?
Лишь
названия.
А
я приду - всё в действие придёт.
- О какой части
речи мы с вами будем говорить на уроке?
- Конечно же - это
знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так
сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё) Мы продолжим
открывать тайны глагола.
-С чего обычно мы открываем новое на
уроке? (мы повторяем) Переворачиваю табличку на доске.
III.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ.
1.
Работа с кластером.
- Откройте карту созвездия «Глагол»,
составьте вопросы и задайте их друг другу.
2. Определение времени глагола.
Работа в парах. СЛАЙД 2
-Прочитайте слова:
Выкопал, выдержал, угрожают, шагает,
стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти
- Почему их записали в одну группу? (глаголы,
все слова имеют безударную гласную)
- Какие можете назвать различия? (число,
с приставками и без приставок, время)
-Поработаем в парах. Возьмите карточку №1
- Распределите данные слова по временам, указывая стрелками.
-Вспомните, как правильно определить время глагола? (надо
поставить к глаголу вопрос)
3. Фронтальная проверка (маркерами
проводят стрелки)
- Кто согласен? Кто не согласен? ОЦЕНИТЕ
свою работу –поставьте отметку
IV.СООБЩЕНИЕ
ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Какие слова не распределили? (решить,
беречь, привезти). Запишите их в тетрадь.
- Предположите, почему эти глаголы не
попали ни в одну из трех групп. (Это начальная форма глагола)
- Кто уже догадался, какова тема урока? (Нач.ф. глагола). СЛАЙД 3
- Что бы вы хотели
узнать о начальной форме глагола? (высказывания детей)
- Обозначим цель. (Узнать об
особенностях начальной формы глагола, научиться определять н.ф.)
- К какому
этапу урока приступим? (Исследованию)- Переворачиваю табличку.
V.
«ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ ЗНАНИЙ.
- А где мы можем узнать о новых
сведениях? (в учебниках, справочниках, спросить у других и др.)
– Предлагаю самостоятельно найти новые
сведения в сказке.
1.Работа с текстом
в группах.
- Работать будем по группам. Вспомним
правила работы в группе. Выберите командира.
- На столах у вас тексты, его
читает командир.
- После чтения ответьте на вопросы.
На выполнение задания 5 минут.
2. Работа
с кластером.
На доске составляется картинный план, дети работают с картой.
– Что вы знали о начальной форме?
1 группа: - Какие названия имеет нач.форма глагола?
(неопределённая форма, инфинитив) –добавление сведений в кластер.
2 группа - В каких отношениях
Инфинитив со временем? -
(показываю часы)
Обратимся к глаголам: решить, беречь,
привезти. Уч-ся пробуют определить время. Добавление
сведений в кластер.
3
группа – Почему странная фигура была в маске? (показываю
маску)
Маска
в переводе с др. русского – “личина” (лицо). (нет лица, дети пробуют
определить лицо) Добавление
сведений в кластер.
4 группа –
Что не умеет определять Инфинитив?
(род) (появляются мальчик с
девочкой) Определите его.
(нет рода). Добавление сведений в кластер.
5 группа –
Почему Неопределённая форма не смогла ответить, с кем живёт?
(не умеет считать, не может отличить,
где один, где много) -
(появляются числа) Определите число этих глаголов? (нет числа) Добавление сведений в кластер.
- Теперь вы можете сказать, почему форма
этих глаголов называется неопределённой? ( ничего определить нельзя)
– В чём же смысл жизни Инфинитива? Какое
положение занимает?
3. Обобщение.
Мы провели исследовательскую работу. У нас получился план, по которому можем
рассказать все о начальной форме глагола
-
К какому этапу приступим? (Вывод) Переворачиваю табличку.
-
Проверим наши предположения со сведениями учебника на с. 101.
ФИЗМИНУТКА
Отдохнём с пользой. Я буду называть
действие, вы задаёте вопрос и называете неопределённую форму этого глагола,
выполняете это действие.
Встали, присядут,
попрыгай, летят, плывут, хлопала, сидят.
- Вы образовывали неопределённую форму
глагола, какие вопросы вы задавали?
- Запишите эти вопросы. СЛАЙД 4
- Как вы считаете, вопросы что делать? и
что сделать? по значению- это одинаковые слова или различные? Проверьте свои
предположения- (сообщение на с.102.)
-Чем ещё отличаются? (основами) За какой
частью слова в вопросах нужно следить? (приставкой с-)
ОЦЕНИТЕ СВОЮ
РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА.
VI.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
- Приступим
к следующему этапу –проверке знаний. Переворачиваю табличку
1. Самостоятельная работа. Воспользуемся
советом в ТПО с.23 №264 СЛАЙД5 Поработаем с глаголами: решить,
беречь, привезти.
-Образуйте
и рядом запишите их в форме прошедшего времени единственного числа женского
рода. 1 глагол –коллективно, 2,3 –самостоятельно.
2. Работа в группе.
- В ТПО с. 23 №268 опишете ход
рассуждений, как найти неопределённую форму глагола.
- Проверка. СЛАЙД 6
3.
Дифференцированная работа по группам.
СЛАЙД 7
1.
Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите.
Катать
гулять дружить
пароль сорить
навещать
сеять
считать рисовал
помочь думаю
плести
СЛАЙД 8
2.
Образуйте от данных существительных однокоренные слова, но чтобы
они были глаголами в неопределённой форме:
обед
– обедать
мечта
– мечтать
игра
– играть
соль
– солить
голод
– голодать
боль
– болеть
СЛАЙД
9
3.
Выберите пословицу, в которой глаголы употреблены в неопределённой
форме.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.
Ученье и труд, всё перетрут.
-
Какой общей темой объединены пословицы?
СЛАЙД
10
4. Очень
часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы,
чтобы избежать повторов, у 1 группы было задание- заменить целые словосочетания
глаголами неопределённой формы.
задирать нос (важничать);
зарубить
на носу (запомнить);
клевать
носом (дремать);
водить
за нос (обманывать);
повесить
нос (опечалиться).
-
Вы правильно, заменили словосочетания глаголом, кто знает, откуда пришло
выражение «зарубить себе на носу»?
(в
древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них были
зарубки, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.)
- Мне
бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём
мы говорили на уроке.
VII.
РЕФЛЕКСИЯ
1.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Своё
отношение к ней мы выразим в стихотворении-миниатюре из пяти строк (синквейне).
Такое
стихотворение имеет определенное строение. СЛАЙД14
-
Какая была тема урока? (начальная форма глагола)
Первая
строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая
строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья
строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая
строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).
Пятая
строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме)
2.
Домашнее задание.
–ТПО
с.23 –правило, №270. –это домашнее задание.
-
Ребята 5 группы составили памятку, как его выполнять, используя глаголы неопределённой
формы.
СЛАЙД
11 Памятка
1)
… заданное правило.
2)
… внимательно задание упражнения.
3)
… нужные вопросы.
4)
Если есть приставка с- , … её.
5)
Буквы перед – ть, … узнай по словарю.
3.
Оценивание ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТАПЕ –проверка знаний.
-Посмотрите
на свои отметки, которые вы ставили в течение урока. Подведите черту и
поставьте отметку за работу на уроке.
-
Поднимите руку, у кого совпадает результат с желаемой отметкой в начале урока.
У кого не совпадает? В чём причина? (ответы детей)
Выставление отметок учителем.
- Мне сегодня очень приятно было работать
с вами. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не
получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
- Покажите, с каким настроением вы
уйдёте на перемену. (Показывают смайлик)
Спасибо всем за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.