Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазработка урока "Поговорим о начальной форме глагола"

Разработка урока "Поговорим о начальной форме глагола"

Скачать материал

                                              Урок русского языка в 3 классе

                                      Тема: Поговорим о начальной форме глагола

 

Цели урока:

 

Образовательные:

• обобщить знания учащихся о глаголе

• сформировать понятие «неопределённая форма глагола»

• развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам

•  систематизировать знания в кластер.

 

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе, парах.

 

Воспитательные:

•          формировать  интерес  к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

•          воспитывать  желание учиться и делать открытия.

 

 

УУД:

 

Личностные: освоение личностного смысла учения;

Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.

 

Тип урока: открытие новых знаний.

 

Технологии: проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.

 

Приемы и методы: работа учащихся на уроке: индивидуальная, парная, групповая; работа с текстом; составление кластера, метод «пресс-конференция», синквейн.

 

 

Оборудование: компьютер, проектор, смайлики, таблички с планом урока, для картинного плана, текст –сказка на карточках, карточки с заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ

  Психологический настрой учащихся: создание благоприятной рабочей обстановки, включение учащихся в деятельность.

- Я рада видеть вас отдохнувшими после перемены. У меня сейчас такое настроение (показываю смайлик). Покажите, с каким настроением вы пришли на  урок. (дети показывают смайлик – грустный или весёлый).

- Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца  урока.

- Садитесь. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

- Откройте тетради. Запишите число, вид работы. СЛАЙД1  На полях поставьте отметку, которую бы вы хотели заработать на уроке.

 

II.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

На экране слова Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных…»

-О чем говорят эти  слова? (Сегодня на уроке нас ждут открытия )

   - Однажды одна  часть речи давала интервью. Давайте послушаем его и узнаем, что это за часть речи. (заранее подготовить двух учеников)

1. Интервью.

 – Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что вы больше всего любите?

 – Люблю действовать.

 – Что вы больше всего не любите?

 – Не люблю предлоги .

 – Что бы вы пожелали ребятам?

 – Чтобы русский все ребята на "десятку" знали.

 На письме и в разговоре меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду - всё в действие придёт.

- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё) Мы продолжим открывать тайны глагола.

-С чего обычно мы открываем новое на уроке? (мы повторяем) Переворачиваю табличку на доске.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ.

1. Работа с кластером.

- Откройте  карту созвездия «Глагол», составьте вопросы  и задайте их друг другу.

2. Определение времени глагола. Работа в парах.  СЛАЙД 2

  -Прочитайте слова:

Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Почему их записали в одну группу?  (глаголы, все слова имеют безударную гласную)

- Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время)

-Поработаем в парах. Возьмите карточку №1

- Распределите данные слова по временам, указывая стрелками. 

-Вспомните, как  правильно определить время глагола? (надо поставить к глаголу вопрос)

3. Фронтальная проверка (маркерами проводят стрелки)

- Кто согласен? Кто не согласен?  ОЦЕНИТЕ  свою работу –поставьте отметку

IV.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

-  Какие слова не распределили? (решить, беречь, привезти). Запишите их в тетрадь.

- Предположите, почему эти глаголы  не попали ни  в одну из трех групп. (Это начальная форма глагола)                                       
- Кто уже догадался, какова тема урока? (Нач.ф. глагола). СЛАЙД 3

- Что бы вы хотели узнать о начальной форме глагола? (высказывания детей)

- Обозначим цель. (Узнать об особенностях начальной формы глагола, научиться определять н.ф.)

- К какому этапу урока приступим? (Исследованию)- Переворачиваю  табличку.

 

V. «ОТКРЫТИЕ» НОВЫХ  ЗНАНИЙ.

- А где мы можем узнать о новых сведениях? (в учебниках, справочниках, спросить у других  и др.)

– Предлагаю самостоятельно найти новые сведения  в сказке.

1.Работа с текстом в группах.

- Работать будем по группам.  Вспомним  правила работы в группе. Выберите командира.

- На столах у вас тексты, его читает командир.

- После чтения ответьте на вопросы.

   На выполнение задания 5 минут.

 

2. Работа с кластером. На доске составляется картинный план, дети работают с картой.

– Что вы знали о начальной  форме?

1 группа:  - Какие названия имеет нач.форма глагола? (неопределённая форма, инфинитив) –добавление сведений в кластер.  

2 группа - В каких отношениях Инфинитив со временем? - (показываю  часы)

Обратимся к глаголам: решить, беречь, привезти. Уч-ся пробуют определить время. Добавление сведений в кластер. 

3 группа – Почему странная фигура была в маске? (показываю  маску)  

Маска в переводе с др. русского – “личина” (лицо). (нет лица, дети пробуют определить лицо) Добавление сведений в кластер. 

4 группа – Что не умеет определять Инфинитив? (род) (появляются мальчик с девочкой) Определите его. (нет рода). Добавление сведений в кластер. 

5 группа – Почему  Неопределённая форма не смогла ответить, с кем живёт?

 (не умеет  считать, не может отличить, где один, где много) - (появляются числа)  Определите число этих глаголов? (нет числа) Добавление сведений в кластер. 

- Теперь вы можете сказать, почему форма этих глаголов называется неопределённой? ( ничего определить нельзя)

– В чём же смысл жизни Инфинитива? Какое положение занимает?

 

3. Обобщение. Мы провели исследовательскую работу. У нас получился план, по которому можем рассказать все  о начальной форме глагола

- К какому этапу приступим? (Вывод) Переворачиваю табличку.

- Проверим наши предположения  со сведениями учебника на с. 101.

 

                                   

                                                           ФИЗМИНУТКА

Отдохнём с пользой. Я буду называть действие, вы задаёте вопрос и называете неопределённую форму этого глагола, выполняете это действие.

             Встали, присядут, попрыгай, летят, плывут, хлопала, сидят.

- Вы образовывали неопределённую форму глагола, какие вопросы вы задавали?

- Запишите эти вопросы. СЛАЙД 4

- Как вы считаете, вопросы что делать? и что сделать? по значению- это одинаковые слова или различные?  Проверьте свои предположения- (сообщение на с.102.)

-Чем ещё отличаются? (основами) За какой частью слова  в вопросах нужно следить? (приставкой с-)

                        ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА.

VI.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. 

- Приступим к следующему этапу –проверке знаний. Переворачиваю табличку

1. Самостоятельная работа. Воспользуемся советом в ТПО с.23 №264  СЛАЙД5  Поработаем с глаголами: решить, беречь, привезти.

-Образуйте и рядом запишите их в форме прошедшего времени единственного числа женского рода. 1 глагол –коллективно, 2,3 –самостоятельно.

2. Работа в группе.

- В ТПО с. 23 №268 опишете ход рассуждений, как найти неопределённую форму глагола.

- Проверка. СЛАЙД 6

                                   

3. Дифференцированная работа по группам.

 

 

     СЛАЙД 7

1.        Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите.

 

Катать            гулять             дружить

пароль            сорить            навещать

сеять              считать            рисовал

помочь           думаю            плести

 

     СЛАЙД 8

 

2.      Образуйте от данных существительных однокоренные слова, но чтобы они были глаголами в неопределённой форме:

обед –    обедать

мечта –  мечтать

игра –    играть

соль –   солить

голод –  голодать

 боль –   болеть

 СЛАЙД 9

 

3.      Выберите пословицу, в которой глаголы употреблены в неопределённой форме.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Ученье и труд, всё перетрут.

- Какой общей темой объединены пословицы?

 

 

 

СЛАЙД 10

 

4.      Очень часто при написании работ по развитию речи нам требуется подобрать синонимы, чтобы избежать повторов, у 1 группы было задание- заменить целые словосочетания глаголами  неопределённой формы.

 

 задирать нос (важничать);

зарубить на носу (запомнить);

клевать носом (дремать);

водить за нос (обманывать);

повесить нос (опечалиться).

 

 

- Вы правильно, заменили словосочетания глаголом, кто знает, откуда пришло выражение «зарубить себе на носу»?

(в древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них были зарубки, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами. Зарубить себе на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.)

- Мне бы хотелось, чтобы вы «зарубили себе на носу», то есть запомнили всё то, о чём мы говорили на уроке.

VII. РЕФЛЕКСИЯ

 1.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Своё отношение к ней мы выразим в стихотворении-миниатюре из пяти строк (синквейне).

Такое стихотворение  имеет определенное строение.  СЛАЙД14

- Какая была тема урока? (начальная форма глагола)

Первая строка  -  тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме)

 

2.  Домашнее задание.

–ТПО с.23 –правило, №270. –это домашнее задание.

- Ребята 5 группы составили памятку, как его выполнять, используя глаголы неопределённой формы.

СЛАЙД 11                                    Памятка

1)      …  заданное правило.

2)      … внимательно задание упражнения.

3)      … нужные вопросы.

4)      Если есть приставка  с- , … её.

5)      Буквы перед – ть,  … узнай по словарю.           

                        

 3. Оценивание           ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТАПЕ –проверка знаний.

 -Посмотрите на свои отметки, которые вы ставили в течение урока. Подведите черту и поставьте отметку за работу на уроке.

- Поднимите руку,  у кого совпадает результат с желаемой отметкой в начале урока. У кого не совпадает? В чём причина? (ответы детей)

                                                   Выставление отметок учителем.

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

- Покажите, с каким настроением вы уйдёте на перемену. (Показывают смайлик)

                                                             Спасибо всем за урок!  

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока "Поговорим о начальной форме глагола""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                                              Урок русского языка в 3 классе

                                      Тема: Поговорим о начальной форме глагола

 Цели урока:

 Образовательные:

• обобщить знания учащихся о глаголе

• сформировать понятие «неопределённая форма глагола»

• развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам

•  систематизировать знания в кластер.

 Развивающие:

развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе, парах.

 Воспитательные:

•          формировать  интерес  к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

•          воспитывать  желание учиться и делать открытия.

 УУД:

 Личностные: освоение личностного смысла учения;

Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.

Тип урока: открытие новых знаний.

 Технологии: проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.

 Приемы и методы: работа учащихся на уроке: индивидуальная, парная, групповая; работа с текстом; составление кластера, метод «пресс-конференция», синквейн.

 Оборудование: компьютер, проектор, смайлики, таблички с планом урока, для картинного плана, текст –сказка на карточках, карточки с заданиями.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 833 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 360
    • DOCX 36.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Диденко Лариса Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Диденко Лариса Петровна
    Диденко Лариса Петровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 22025
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов