Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Пейзаж – жанр изобразительного искусства.
Традиции российской пейзажной живописи начали формироваться лишь в конце XVIII столетия. До этого художники писали под влиянием итальянских и французских мастеров, облагораживая природу согласно академическим законам, считавшимися обязательными в живописи той поры.
Огромный вклад в развитие русского пейзажа внесло Товарищество передвижных выcтавок (передвижники) под руководством И.Н.Крамского. Художники воспевали красоту неброской русской природы, простоту сельских пейзажей, необъятные просторы России.
Предлагаем Вам познакомиться с жизнью и творчеством крупнейших мастеров пейзажа!
2 слайд
Алексей Кондратьевич Саврасов
3 слайд
Художник родился 24 мая 1830 года в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году.
Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 — в академических выставках. Его картины также появляются на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882.
4 слайд
Важнейшие работы художника:
«Грачи прилетели»
«В Кунцеве»
«Вид в Ораниенбауме»
«Лосиный остров в Сокольниках»
«Лесная дорога в Сокольниках»
«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
«К концу лета на Волге»
«Жатва»
«Вечер»
«Близ Сухаревой башни»
«Радуга»
«Просёлок»
5 слайд
«весенний пейзаж»
6 слайд
Зимний пейзаж
7 слайд
Рыбаки на Волге.
8 слайд
Левитан Исаак Ильич
9 слайд
Прочно утвердив в пейзаже принципы демократического реализма, русские художники в конце 80-90-х годов стремятся обогатить его содержание многообразной гаммой переживаний, которые способно вызвать у человека созерцание природы. Это новый этап эстетического постижения действительности; он связан с изменением самого художественного видения и мышления, направленного в сторону создания так называемого пейзажа настроения.
В лучших произведениях этого плана изображение того или иного вида, передача различных состояний природы неотделимы от выражения навеянных ими эмоций художника. В отдельных случаях возможно и обратное: размышления и переживания живописца могут обусловить выбор пейзажного мотива. Соотношение субъективного и объективного моментов в восприятии может быть различно, но у художников-реалистов, как правило, всегда сохраняется известное равновесие того и другого, и произведение является результатом их гармонического единства.
Важная новая тенденция в развитии пейзажа этого времени - тяготение к созданию собирательных образов природы, утверждающих духовное богатство человека: величие его гражданских чувств, высокое представление о жизни в целом и назначении человека, вызывающее порой сложные и глубокие размышления философского порядка.
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) выступил как достойный преемник сложившейся демократической традиции в русской пейзажной живописи, развивая преимущественно ту линию национального лирического пейзажа, начало которой положил еще Венецианов и окончательно утвердили в 70-х годах А.К. Саврасов и Ф.А. Васильев. Опираясь на творческие достижения предшественников, он обогатил их введением ранее не привлекавших внимание пейзажных мотивов, использованием новых приемов образного воплощения. Природа в его картинах одухотворена сложнейшими эмоциями, сквозь призму которых она воспринимается художником, а затем и зрителем.
10 слайд
Вечер на Волге
11 слайд
После дождя
12 слайд
Вечерний звон
13 слайд
Золотая пора
14 слайд
Иван Константинович Айвазовский
Есть художники, творчество которых давно стало достоянием народа. Их имена известны каждому и произносятся с гордостью. Иван Константинович Айвазовский, выдающийся в мировом искусстве маринист, принадлежит именно к таким художникам. Рядом с его именем вспоминают обычно И.Е. Репина, И.И. Шишкина. У Айвазовского прочная и неувядаемая в народе слава. Пушкинская строка: «Он был, о море, твой певец», обращенная к Байрону, поэту-романтику, кумиру тогдашней прогрессивно настроенной молодежи, еще больше приложима к Айвазовскому. Она может служить эпиграфом ко всему его творчеству, раскрыть существо его произведений. П.М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал Айвазовскому: «...дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».
Обладая выдающейся зрительной памятью, Айвазовский мог писать быстро и уверенно. То, что поразило его в природе, он помнил всю жизнь. Художник решительно и смело обобщал виденное, добиваясь все большей жизненной правды. В живописи Айвазовский был прежде всего поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью». Творчество владело им целиком, без работы он жить не мог, был до глубокой старости трудолюбив и требователен к себе. За свою долгую жизнь он написал до 6000 произведений. Лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира.
15 слайд
Девятый вал
16 слайд
Буря у скалистых берегов
17 слайд
Утро на море
18 слайд
Венеция 1842 года.
19 слайд
Объясните высказывание французского писателя Сента Экзюпери:
«Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
20 слайд
Иван Иванович Шишкин.
Выступая художником русских лесов и полей, он видел в лесах «корабельные рощи», в полях – урожаи. Он понимал пейзажную живопись как чистое природоведение, и в этом был полной противоположностью пейзажистам-романтикам.
Но чисто природоведческие стремления Шишкина в его лучших картинах побеждались поэтическим ощущением размаха русской природы, высоты русского неба, дальности горизонтов земли, сумрака чащ непроходимых прикамских лесов. К этим лучшим картинам Шишкина принадлежат представленные в альбоме «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869) и «В лесу графини Мордвиновой» (1891).
Значение Шишкина в истории русской пейзажной живописи исключительно велико, ибо именно он освободил ее от романтической риторики и открыл для нее ту дорогу, по которой пошел в дальнейшем Левитан.
21 слайд
Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа.
Шишкина называли «царем леса». И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Это была ювелирная работа. Так писались и «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), и «Лесная глушь» (1872), и «Лесные дали» (1884).
«Лесные дали» - эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали.
22 слайд
Рожь.
23 слайд
24 слайд
В лесу.
25 слайд
Дубовая роща.
26 слайд
Утро в сосновом лесу.
27 слайд
Лесные дали.
28 слайд
Полдень в окрестностях Москвы.
29 слайд
Василий Дмитриевич Поленов
Годы жизни: 1 июня 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться на лоне природы. В 1890 приобрёл небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу над Окой. В тихом месте, в сосновом бору, чуть в стороне от села построил дом по собственному оригинальному проекту, и при доме художественные мастерские. Усадьба была названа Борок. Там Поленов много и продуктивно работал, охотно приглашал к себе сельских детей, проводил для них познавательные занятия и представления, развивал художественный вкус. По замыслу Поленова, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей. Поленов построил народный театр для крестьян и церковь в Бёхове.
30 слайд
Заросший пруд.
31 слайд
дворик
32 слайд
Золотая осень
33 слайд
Старая мельница
34 слайд
Федор Яковлевич Алексеев
Сын сторожа Академии наук. В 1764 году принят по прошению отца в обучение в Императорскую Академию художеств, до этого же учился в гарнизонной школе.
В 1773—1777 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи («Набережная Скьявони в Венеции», 1775, Художественный музей БССР, Минск).
В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга («Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», 1794, Третьяковская галерея), за которые в 1794 получил звание академика.
С 1803 преподавал в Академии художеств. «Для снятия видов» ездил в Херсон, Николаев, Бахчисарай (1795), Полтаву, Воронеж, Орёл и по акварельным этюдам с натуры затем писал картины («Площадь в г. Николаеве», Русский музей, Санкт-Петербург).
Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград, и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.
В 1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей («Вид Английской набережной», Русский музей).
35 слайд
Ф. Алексеев. Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля. 1800
36 слайд
Москва. Вид от Лубянки на Владимирские ворота. Ф.Я.Алексеев. 1800 г
37 слайд
Фёдор Яковлевич Алексеев. Вид Кремля от Троицких ворот
38 слайд
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста
39 слайд
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости. 1810
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Материал подготовлен для урока в 7 классе "Пейзаж - жанр изобразительного искусства". Обучающиеся знакомятся с мастерами пейзажа А.К. Саврасовым (Весенний пейзаж", "Зимний пейзаж", "Рыбаки на Волге"), И.И. Левитаном ("Вечер на Волге", "После дождя", "Вечерний звон", "Золотая пора"), И.К. Айвазовским (Девятый вал", "Утро на море", "Буря у скалистых берегов", "Венеция 1842 года"), И.И. Шишкиным (Рожь в лесу", "Дубовая роща", "Утро в сосновом бору"), обсуждают художественный стиль пейзажистов, сравнивают их картины. Объясняют смысл высказыванмя "Картину можно увидеть не глазами, а душой".
6 654 924 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Лидия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.