Главная / Биология / разработка урока "Методы селекции растений".

разработка урока "Методы селекции растений".

Биология 11 класс.

Учитель: Просвирина Н.А.


Тема урока: «Методы селекции растений».

«Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё – наша задача»

И.В.Мичурин

Цели урока: изучить основные методы, выявить особенности селекции растений.

Задачи:

  • Образовательная: показать основные методы селекции, выявить их суть, особенности их применения к растительным организмам;

  • Развивающая: формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы;

  • Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных селекционеров, формирование чувства гордости за российскую науку, понимания значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.


Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, наглядный, исследовательский
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Методы селекции растений» раздаточный печатный материал
 ХОД УРОКА:


Деятельность учителя на каждом этапе урока


Деятельность ученика




  1. Организационный момент Приветствие, проверка наличия учащихся в классе и их готовность к работе



Подготовка к работе на уроке




2.Мотивация, актуализация знаний
житель города Калининграда российский мальчик Петя, родившийся 31 декабря 2011 года и ставший семимиллиардным жителем планеты. А всего лишь тридцать лет назад население Земли составляло 4,5 миллиарда человек. Как видите, за такой относительно короткий промежуток, население Земли увеличилось на два с половиной миллиарда человек.

Как вы думаете, какие проблемы, связанные с этим процессом, могут встать перед землянами в ближайшем будущем?

Верно, одной из проблем может стать нехватка продовольствия. Как же справиться с этой проблемой?

Какая наука может придти землянам на помощь?

Что изучает селекция?

Каковы её первоочередные задачи?
 

Определить первоочередные задачи селекции нам поможет работа в группах.

^ Работа в группах

Задания для групп

Группа №1. Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили бы свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?

Группа №2.Вам необходимо  вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?

Группа №3. Вам необходимо  вывести новый сорт томата, который мог бы произрастать в условиях короткого вегетационного периода. Какими признаками селекционерам необходимо наделить этот сорт томатов?

Группа №4
 .Вам поручено вывести сорт томатов под названием «Детский». Какими свойствами вы бы наделили свой сорт
После завершения работы в группах заслушиваются варианты решения поставленных задач, проводится беседа, в ходе которой учащиеся формулируют первоочередные задачи селекции

Какие ещё задачи можно поставить перед селекцией?

Формулировка темы урока.Селекционеры успешно справляются со многими из поставленных перед ними задач. (Слайды презентации с изображениями пород животных и сортов растений.) Как удалось добиться такого разнообразия?

Итак, тема сегодняшнего урока
«Методы селекции растений»




Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают мнение, спорят. Используют известные понятия: селекция, сорт, порода, штамм.




Результат работы в группах формулировка задач селекции:

Повышение урожайности сортов растений и продуктивности пород животных.

Повышение экологической пластичности сортов (выведение сортов, которые можно выращивать в различных климатических условиях – вспомнить понятие « районирование»)

Выведение сортов, устойчивых к различным заболеваниям (на примере фитофтороустойчивых сортов картофеля)

Выведение сортов растений, пригодных для механического выращивания

Учащиеся предлагают другие варианты


Ответы учащихся:

Использование разнообразных методов селекции.




 

 

 3. Изучение  нового материала

1. В 1760 году английский селекционер Р. Бейкуэлл сформулировал два правила селекции крупного рогатого скота: «Скрещивай лучшее с лучшим» и «Подобное рождает подобное». Трудами этого специалиста Англия во многом обязана своим лидирующим положением в племенном животноводстве.

Предположите, как в наше время называется метод селекции, вытекающий из правил, сформулированных Бейкуэллом
 

Верно, в настоящее время этот метод называется искусственный отбор.

Самостоятельная работа с учебником.

Прочтите текст учебника на стр. 127

Выявите особенности массового и индивидуального видов отбора. Заполните таблицу «Сравнение видов отбора».


Отбор



Селекция растений




Массовый








Индивидуальный






Сделайте вывод об особенностях данных видов отбора.
Гибридизация один из основных методов в селекции растений и животных.

( Слайды презентации)

Самостоятельная работа с учебником

Задания для групп. Обратитесь к тексту учебника на стр. 127.

1 группа. Изучите особенности близкородственного скрещивания

2 группа. Изучите данные об эффекте гетерозиса и причинах его затухания.
 

3 группа. Выясните, с какой целью в селекции проводится межвидовое скрещивание.

4 группа. Выясните, с чем связано бесплодие межвидовых гибридов.
 

 Информация к размышлению


На слайде презентации вы видите сорта винограда кишмиш

Всеми любимый виноград кишмиш не имеет семечек, обладает раннеспелостью и приятным вкусом. Сорт Кишмиш Чёрный и сорт Кишмиш Белый овальный обладают хромосомным набором 4 п. Предположите возможный способ получения этих сортов винограда.


Полиплоидия является одним из основных методов селекции. На слайде презентации сорта культурных растений - полиплоидов.
 

Опираясь данные слайдов презентации и свой жизненный опыт, ответьте на вопрос: Почему полиплоидия является распространенным методом в селекции культурных растений?


Полиплоидия у растений - частный случай бурно развивающегося в настоящее время метода селекции – искусственный мутагенез.
 

Искусственный отбор, гибридизация, полиплоидия и мутагенез являются традиционными методами селекции.

Но в последние годы наряду с названными традиционными методами селекции развиваются новые методы - генная и клеточная инженерия.
 

Информационные проекты учащихся.

Презентация проекта «Клонирование» Презентация проекта «Генная инженерия»
Включение в проверку знаний и повторение

- Познакомились с методами селекции. Как вы думаете, наша работа достигла поставленной цели?

- Результаты процесса познания проверим с помощью теста
 

4. Рефлексия учебной деятельности
1.Необходимо ли в школе знакомиться с методами селекции?

2.Какая информация на уроке была наиболее интересна и полезна?

3.Где в вашей жизни вы сможете использовать полученную информацию?


 5. .Домашнее задание

Параграф 65. Сообщения по теме: «Нанотехнологии в селекции».




Поддержание произвольного внимания, отвечают на вопросы, анализируют информацию


Отвечают на вопрос, определяют затруднения, слушают, корректируют ответы


Анализируют прочитанное, строят логический ответ, отрабатывают понятия массовый и индивидуальный отбор. 



Работают с таблицей.

Высказывают предположения, рассуждают, сравнивают, делают выводы.
 


Решают проблемную ситуацию на основе первичных знаний,
 


Ответы учащихся .


Читают текст учебника, обсуждают, составляют план ответа, делают записи, обсуждают полученные результаты, применяют полученные знания для объяснения, сворачивают полученные знания в вывод


работают с информацией слайда, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод

Был удвоен хромосомный набор капустно-редечного гибрида. У этой новой полиплоидной формы каждая клетка содержала диплоидный набор хромосом редьки и диплоидный набор хромосом капусты. В результате конъюгация снова стала возможна, и способность к мейозу была восстановлена.


Решают проблемную ситуацию на основе жизненного опыта и первичных знаний, работают с информацией слайда, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод.

Эти сорта имеют тетраплоидный набор хромосом, что связано с геномной мутацией. Такой вид геномной мутации называется полиплоидия.


работают с информацией слайда, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод

Полиплоидные растения отличаются быстрым ростом, крупными размерами и высокой урожайностью


получают информацию от одноклассников.

Решают ситуацию на основе жизненного опыта и первичных знаний, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод


Делают вывод.












Отвечают на вопросы, использую полученные знания, высказывают свои мнения .













(сопровождается мультимедийной презентацией)





(сопровождается мультимедийной презентацией)








( индивидуальные карточки). Комментарии по выполнению и взаимопроверке.







Задание №2
1 группа. Изучите особенности близкородственного скрещивания



Задание №2
2 группа. Изучите данные об эффекте гетерозиса и причинах его затухания.
 



Задание №2
3 группа. Выясните, с какой целью в селекции проводится межвидовое скрещивание.



Задание №2
4 группа. Выясните, с чем связано бесплодие межвидовых гибридов.
 



Задание №1
Группа №1. Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили бы свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?


Задание №1

Группа №2.Вам необходимо  вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?


Задание №1

Группа №3. Вам необходимо  вывести новый сорт томата, который мог бы произрастать в условиях короткого вегетационного периода. Какими признаками селекционерам необходимо наделить этот сорт томатов?


Задание №1

Группа №4 .Вам поручено вывести сорт томатов под названием «Детский». Какими свойствами вы бы наделили свой сорт

разработка урока "Методы селекции растений".
  • Биология
Описание:

Тема урока: «Методы селекции растений».

«Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё – наша задача»

И.В.Мичурин
 

Цели урока: изучить основные методы, выявить особенности  селекции растений.

Задачи:

·        Образовательная: показать основные методы селекции, выявить их суть, особенности их применения к  растительным организмам;

·        Развивающая: формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы;

 

·        Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных селекционеров, формирование чувства гордости за российскую науку, понимания значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.

Автор Просвирина Наталья Александровна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 981
Номер материала 11076
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓