Главная / Технология / Разработка урока "Художественное творчество и народные промыслы"

Разработка урока "Художественное творчество и народные промыслы"

Тема урока: «Художественное творчество и народные промыслы».


Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, его историей.

2. Формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства;

3. Развивать понимание того, что творчество дает возможность саморазвиваться и самореализоваться каждому человеку.


Оборудование: выставка изделий декоративно – прикладного творчества.

Словарь: природа творчества, художественное творчество, архаичные технологии, самореализация, самовыражение.

Ход урока:

  1. Организация урока.

    1. Приветствие.

    2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  2. Сообщение темы урока.

Учитель: Что такое «художественное творчество», какие бывают виды народного творчества, что такое «Народный костюм», в чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Почему мы считаем изделие, выполненное своими руками, произведением искусства? Почему в наше время необходимо поддерживать и развивать народные художественные промыслы? Ответы на эти вопросы Вы получите сегодня на уроке.

Сообщение 1. Художественное творчество – неотъемлемая часть жизни человека. «Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», - гласит древняя пословица. Жизнь крестьян в прошлые века была очень тяжёлой. Почти всё: одежду, посуду, еду, орудия труда им приходилось изготавливать самим. Крестьянская семья никогда не сидела без дела. Женщина шила, вязала, ткала или пряла нить на пряхе или прялке, одновременно качая своего малыша. Мужчины занимались изготовлением обуви – лаптей, предметов быта. В долгие вечера помещение освещала лучина, а позднее керосиновая лампа. В каждой избе всегда был красный угол, где помещалась икона с лампадой. Сердцем каждой избы являлась печь, которая в холодные зимние дни согревала людей, а также служила для приготовления пищи. Готовилась еда в посуде из глины: использовались разных размеров кувшины, миски. В быту крестьян было очень много предметов из дерева: дежа, разделочная доска, лоток для муки. Была, хоть и редко, металлическая посуда, это разных размеров чугуны, сковороды. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства. И это сочетание утилитарного и художественного – вершина развития народного искусства.



Сообщение 2. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных. Дерево, глина, кость, кусок материала, железо – все становилось предметом творчества. «От добрых рук ничего не уходит», говорит другая пословица. Глиняную посуду наши предки в основном покупали или меняли на ярмарках. Но в нашей местности были, хоть и редко, свои мастера-гончары. Из глины они изготавливали всевозможную посуду: миски, горшки, макитры и кубышки, в которых хранились жидкие продукты. Глиняная посуда не утратила своей значимости и в настоящее время. Различные вазы, кувшины, тарелки, чашки можно увидеть у многих современных хозяек.

Обставляли свои избы крестьяне нехитрой мебелью. Столы, стулья, сундуки, лавки были в каждой избе, а шкафы, диваны и кровати считались роскошью. Спали на печи, лавках и полатях, подстилали дерюжки и войлочные подстилки. Подушки и перины были редкостью.

Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями. Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, швеи, чьи работы не по прошествии нескольких столетий, живописцы, чьи фрески привлекают нас так же как и в ХV веке.

Сообщение 3. «Виды занятий крестьян»

Крестьяне занимались, земледелием, скотоводством, птицеводством и пчеловодством. Основными орудиями труда этого периода были: плуг и соха для вспашки земли, серп и коса для уборки хлебов, цеп для обмолота колосьев, деревянные вилы, грабли. Об этих орудиях труда мы познакомились в музее. У более зажиточных крестьян были сохи, бороны, сеялки и жнейки. Выращивали в основном, рожь, пшеницу, ячмень, просо, чечевицу, гречиху, овес. Сеяли также лен и коноплю.

Следующий вид занятий – ткачество. Практически в каждой избе был ткацкий стан, и всех девочек с детства приучали работать за ним. Когда заканчивались полевые работы, женщины долгими зимними вечерами на стане ткали полотно. Основой служили нити, полученные из волокон, льна и конопли. После долгой кропотливой работы получался длинный узкий холст, который весной на берегу речки женщины долго отбеливали и в дальнейшем шили из него одежду и изготавливали рушники, украшая вышивкой.

Крестьяне-мужчины, занимались плетением. Из соломы и лозы изготавливались различные корзины и лукошки. Солому подвергали специальной обработке – ошпаривали кипятком. Лозу для изготовления корзин брали только молодую. А из лыка, специально обработанной коры липы, плели лапти с помощью нехитрого приспособления – свайки и колодок разных размеров. Для изготовления пары лаптей требовалось срезать два десятка двухметровых побегов липы, очистить от листвы, сделать надрез по всему прутику и осторожно снять кору.

Различные ключи, самоковные замки, пута для лошадей, рогачи, тяпки и многое другое изготавливали сельские кузнецы. Более сложные железные предметы быта, орудия труда крестьяне покупали или меняли на ярмарках: утюги, ножницы для стрижки овец, безмены, топоры. Несмотря на строгий запрет, жители сел Сетища, Готовья, Красного выжигали древесный уголь и сбывали его мастерам кузнечных дел, которым он был необходим. Не все люди знали секреты мастерства кузнецов, поэтому ходили слухи, якобы они связаны с нечистой силой. Их побаивались, но в то же время и уважали.

Сообщение 4. (Чехонадских Оля) С изделиями современных народных умельцев можно познакомиться здесь, на нашей выставке. Мы представляем произведения искусства наших наставников. Вот это головной убор – сорока. О многом он мог рассказать в те далекие времена: совершеннолетняя девушка или нет, можно ли её сватать, замужем ли она, каков достаток и семейное положение.

И хотя этот обычай ушел безвозвратно, но ремесло изготовления сороки востребован и сегодня. Изготовлением головного убора – сорока занимаются учителя нашей школы, это: Ломова Татьяна Митрофановна, Лесунова Валентина Николаевна, Лесунова Татьяна Петровна. Русский наряд артистов местного дома культуры ансамбля «Барыня», которые имеют звание Народного дополняет головной убор – сорока, изготовленный умельцами уже в наше время.

Педагог дополнительного образования Зернин Александр Иванович занимается художественной обработкой дерева. Вот его работы, которые принимали участие и в областных выставках.

Вышивка – старинный вид рукоделия, но не потерял актуальности и в наши дни. Вышитый рушник, салфетка, наволочка – это работы учителя математики Рогачевой Анны Григорьевны.

Старшая вожатая Искренок Алла Петровна передает секреты своего мастерства юным художникам. Здесь представлены работы Аллы Петровны: и ее питомцев:

Изготовлением окладов для икон занимается директор Дома культуры Чеснокова Нина Николаевна. Замечательные поздравительные открытки ко Дню Рождества никого не оставят равнодушными.

Технологии декоративно – прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать, шить.

Учитель. В прошлом учебном году на внеклассное мероприятие - «Творческую мастерскую по изготовлению веников» пригласили местного жителя Ходыкина Николая Петровича. Он рассказал и показал различные способы изготовления веников. И учителя, и учащиеся активно включились в работу. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий идёт передача народных традиций и обычаев, осуществляется связь поколений. Такие мероприятия надолго остаются в памяти, как у участников, так и у гостей.

Работа по обобщению полученных знаний учащихся

Задание 1. Определите, какие изделия выполнены с использованием промышленных технологий, объясните выбор.

Задание 2. Назвать народные промыслы, представленные на выставке изделиями.

Задание 3 Почему, ребята, не все знали секреты мастерства кузнецов, столяров, плотников и других умельцев?

Задание 4. Хотели ли бы вы освоить один из видов художественного творчества? Если да, то почему?

Задание 5. Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы?



(Ответ ученика). Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить свое собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, мы лучше понимаем и верно оцениваем изделия художественного творчества, относимся к ним с большей любовью.

IV.Актуализация знаний.

А, может быть, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Учитель: Очень часто бывает так, что мало изготовить какое – либо изделие, но, для того, чтобы заиграло, ярко передало эмоциональное состояние, его нужно правильно оформить, преподнести.

Кукла. Попробуйте найти более древнюю игрушку! А сколько у нее назначений! Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол. В стародревние времена в куклы играли не только дети. Были куклы, применявшиеся в ритуальных обрядах. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда с ним и в играх, и во сне.

У каждого народа кукла имела свое значение. У народов Средней Азии, например, считалось, сто кукла приносит хороший урожай, если с ней играют до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» лет с пяти. Куклы делались с большим старанием, так как по ней судили о мастерстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали.

По народным приметам кукла без лица как бы приобретала душу и могла поверить человеку, особенно ребенку. Поэтому безликая кукла одновременно являлась и оберегом.

Еще нужно помнить, что по наряду куклы, можно узнать как ей живется хорошо или плохо.

V. Практическая работа.

Для изготовления куклы потребуется: ножницы, иглы, три куска ткани различной расцветки (15*15 см., 20*20 см., 25*25 см.), кусок белой ткани (10*25 см.), 50 см. любых ниток, кусок ткани для платка размером 15*15 см.

Последовательность изготовления куклы.

  1. Раскрой деталей.

Вырезать из ткани три круга диаметром: 15 см., 20 см., 25 см.

Вырезать прямоугольник из ткани белого цвета размером: 10*25 см.

hello_html_m29e788a0.gifhello_html_c4bbdce.gif





hello_html_40633915.gifhello_html_m27c8f5c2.gif









hello_html_m42f9bd8c.gif

hello_html_m441d7c7e.gifhello_html_m2ce28258.gif







































см


















15





см


















20









см


















25












































































hello_html_m964cc21.gifhello_html_m124e248a.gif

































hello_html_m1934923.gif



















10

см
















hello_html_m5a1a2fb2.gif











































































см


















30


































































































































































  1. Изготовление куклы «Добрые вести».

  • Накладываем круги друг на друга в следующей последовательности: 25 см., 20 см., 15 см.

  • Иголкой прошиваем сметочным стежком по указанной линии.

  • Концы нитей затягиваем, образовавшийся шар набиваем ватой (образками ткани) и затягиваем до упора нить и завязываем.



hello_html_m21b3cd30.gifhello_html_m6a6eeca0.gifhello_html_724fc811.gifhello_html_10004b98.gif










hello_html_m29f4bc1a.gif













  • Дhello_html_36aadd45.gifhello_html_20f0dd4e.gifhello_html_m5dd55c05.gifлинные концы прямоугольника заворачиваем вовнутрь.

hello_html_18a59cb8.gifhello_html_18a59cb8.gif








  • По указанным жирной чертой линиям

  • Обтягиваем набитый ватой шар - голову



Повязываем куклу платком, прикрепляем цветок с надписью «Обрядовая кукла «Добрые вести».

Подведение итогов урока: ребята, мне хочется сказать, что вы сегодня поработали хорошо, с любовью создавали свое произведение искусства, занимались народным промыслом «Изготовлением тряпичной куклы». Поэтому я оцениваю вашу работу на «отлично».

Домашнее задание: подготовить сообщение или отобразить на рисунке те виды народного промысла, которыми занимались ваши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Рефлексия: ребята, на этом уроке мы продолжили знакомство с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, его историей. Я думаю, что ваше творчество позволило вам самореализоваться, передать свои чувства, умения и старания через выполнение данной работы. Мне бы хотелось узнать, понравился ли вам наш урок. Давайте создадим букет из цветов. Желтый, красный – этот урок вам очень понравился, синий, малиновый – просто понравился, коричневый, фиолетовый – не понравился.



Барышников Саша. По русскому обычаю мы хотим подарить вам эти обереги и пожелать, чтобы в ваш дом приходили только добрые вести.





























Тема моего урока «художественное творчество и народные промыслы»


Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, его историей.

2. Формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства;

3. Развивать понимание того, что творчество дает возможность саморазвиваться и самореализоваться каждому человеку.

Поставленные цели были достигнуты: познакомились с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, продолжили работу по саморазвитию и самореализации.


Тему урока я назвала сама, познакомила с целями урока, поставила проблему, которую пытались решить вместе с детьми.

Материал был научен, доступен, посилен для учащихся, соответствовал уровню их подготовленности. При объяснении нового материала, были привлечены и учащиеся (по экспонатам музея и сведениям, которые они добыли в ходе подготовки к уроку, были сделаны сообщения). Я опиралась на ранее изученный материал, раскрыла практическую значимость того, что изделие, выполненное своими руками, является произведением искусства, значимость того, что в наше время необходимо поддерживать и развивать народные художественные промыслы.

На этапе усвоения новых знаний и способов действий была проведена практическая работа, где учащиеся занимались сами народным промыслом «изготовление тряпичной куклы». С этим заданием они справились. Учащиеся подготовлены для формирования художественного сознания, так как они могут объяснить почему выбрали более яркий цвет одежды для своей куклы, почему необходимо было выбрать более яркий платок.

На этапе закрепления новых знаний и применения знаний и способов действия подвели итог урока и выразили свое мнение о нем. Я думаю, что урок запомнился и учащиеся приобрели новые знания и умения. Уровень развития умений и навыков проявлялся во время всего урока.

Использование различных средств обучения – выставка, использование компьютера, было направлено на эффективность деятельности учащихся.

Время на уроке было распределено рационально. Больше всего оно использовано на практические задания. Смена, чередование различных видов деятельности позволило выработать оптимальный темп ведения урока.

Обратная связь прослеживалась на протяжении всего урока: учащиеся отвечали на вопросы, были эмоциональны, готовы для сотрудничества, не боялись ошибиться. На уроке можно проследить межпредметную связь (история, технология, графика).

Использовалась индивидуальная, парная виды работы. Учащиеся подвели итоги урока, раскрыли значимость народных промыслов и в наши дни. Домашнее творческое задание позволит продолжить развивать творческие способности учащихся на основе традиций родного края.

Технику безопасности я старалась соблюдать. Здоровьесберегающие технологии проявлялись как в подборе материала к уроку, так и в самой методике проведения урока. Результат урока – завешенная работа – обрядовая кукла «Добрые вести».

Опираясь на личный педагогический опыт, можно сказать: чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свою индивидуальность, и тем полнее сливаются наши усилия по обучению и воспитанию детей с их ответными усилиями по усвоению учебного материала, саморазвитию, самовоспитанию.

Отдаю предпочтение музейному уроку как форме организации учебного занятия. Именно такие уроки являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства, а через любовь к отчему краю идёт процесс формирования чувства патриотизма, уважения и любви к великой Родине – России.



hello_html_m38447598.gif

hello_html_m38447598.gifhello_html_m38447598.gif

hello_html_m38447598.gif







hello_html_m38447598.gif



hello_html_m38447598.gifhello_html_m38447598.gif

hello_html_m38447598.gif







Разработка урока "Художественное творчество и народные промыслы"
  • Технология
Описание:

  Тема урока: «Художественное творчество и народные промыслы».

 Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, его историей.

2. Формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства;

3. Развивать понимание того, что творчество дает возможность саморазвиваться и самореализоваться каждому человеку.

 

Оборудование: выставка  изделий декоративно – прикладного творчества.

Словарь: природа творчества, художественное творчество, архаичные технологии, самореализация, самовыражение.

Ход урока:

1.     Организация урока.

1.1.         Приветствие.

1.2.         Проверка готовности учащихся к уроку.

2.     Сообщение темы урока.

Учитель: Что такое «художественное творчество», какие бывают виды народного творчества, что такое «Народный костюм», в чем заключена столь притягательная сила народного костюма?  Почему мы считаем изделие, выполненное своими руками,  произведением искусства? Почему в наше время необходимо поддерживать и развивать народные художественные промыслы? Ответы на эти вопросы Вы получите сегодня на уроке.

 Технологии декоративно – прикладного искусства  складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать, шить.

Учитель. В прошлом учебном году на внеклассное мероприятие - «Творческую мастерскую по изготовлению веников» пригласили местного жителя Ходыкина Николая Петровича. Он  рассказал и показал различные способы изготовления веников. И учителя, и учащиеся активно включились в работу. В ходе подготовки и проведения  таких мероприятий  идёт передача народных традиций и обычаев, осуществляется связь поколений. Такие мероприятия надолго остаются в памяти, как у участников, так и у гостей. 

 

Работа по обобщению полученных знаний учащихся

Задание 1. Определите, какие изделия выполнены с использованием промышленных технологий, объясните выбор.

Задание 2. Назвать народные промыслы, представленные на выставке изделиями.

Задание 3Почему, ребята, не все знали  секреты мастерства кузнецов, столяров, плотников и других умельцев?

Задание 4. Хотели ли бы вы  освоить один из видов художественного творчества? Если да, то почему?

Задание 5. Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы?

 

(Ответ ученика). Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить свое собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, мы лучше понимаем  и верно оцениваем изделия художественного творчества, относимся к ним с большей любовью.

 IV.Актуализация знаний.

А, может быть, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.

Учитель: Очень часто бывает так, что мало изготовить какое – либо изделие, но, для того, чтобы заиграло, ярко передало эмоциональное состояние, его нужно правильно оформить, преподнести.

Кукла. Попробуйте найти более древнюю игрушку! А сколько у нее назначений! Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол. В стародревние времена  в куклы играли не только дети. Были куклы, применявшиеся в ритуальных обрядах. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда с ним и в играх, и во сне.

У каждого народа кукла имела свое значение. У народов Средней Азии, например, считалось, сто кукла приносит хороший урожай, если с ней играют до самого замужества.

В русской деревне тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» лет с пяти. Куклы делались с большим старанием, так как по ней судили о мастерстве хозяйки. Куклу наряжали, но лицо не рисовали.

 По народным приметам кукла без лица как бы приобретала душу и могла поверить человеку, особенно ребенку. Поэтому безликая кукла одновременно являлась и оберегом.

Еще нужно помнить, что по наряду куклы, можно узнать  как ей живется хорошо или плохо.

V.  Практическая работа.

Подведение итогов урока: ребята, мне хочется сказать, что вы сегодня поработали хорошо, с любовью создавали свое произведение искусства, занимались народным промыслом «Изготовлением тряпичной куклы». Поэтому я оцениваю вашу работу на «отлично».

Домашнее задание: подготовить сообщение или отобразить на рисунке те виды народного промысла, которыми занимались ваши  бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Рефлексия: ребята, на этом уроке мы продолжили знакомство с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, его историей. Я думаю, что ваше творчество позволило вам  самореализоваться, передать свои чувства, умения и старания через выполнение данной работы. Мне бы хотелось узнать, понравился ли вам наш урок. Давайте создадим букет из цветов. Желтый, красный – этот урок вам очень понравился,  синий, малиновый – просто понравился, коричневый, фиолетовый – не понравился.

 

Автор Лесунова Татьяна Петровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 817
Номер материала 52560
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓