Инфоурок Химия Другие методич. материалыРазработка урока "Физические и химические явления"

Разработка урока "Физические и химические явления"

Скачать материал

Тема урока: «Физические и химические явления».

    Цель урока. Сформировать понятие о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического явления, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.

   Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, признаки химических реакций.

   Планируемые результаты обучения. Знать определение химической реакции; признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические и химические явления.

Демонстрации: Горение магния, плавление сахарной, обугливание сахара концентрированной серной кислотой, фильтрование раствора глины, взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.

Раздаточный материал на столы учащихся: инструктивные карточки, тестовые задания (приложения 3,5), таблицы для внесения наблюдений, сопровождавших лабораторные опыты (приложение 2) и для рефлексии (приложение 4). Для лабораторных опытов: спички, парафиновая свеча, закрепленная на огнеупорной пластине, пробирка с кристаллической содой в штативе для пробирок и флакон с раствором уксусной кислоты (5 – 7%).

Домашнее задание: §3, с.13, упр. 11 – 13. Изобразить 1 физическое или 1 химическое явление, на обратной стороне листа дать объяснение явления.

План урока.

I.                Оргмомент.

Учитель:

В природе с момента ее зарождения

Всегда с веществами идут превращения

Про эти природные изменения

Мы с вами сказали бы – это явления.

Существуют явления различные

Рассмотрим физические и химические.

Должны научиться мы их наблюдать,

А самое главное – их различать!

 

В этом стихотворении говорится о теме нашего урока и его цели.

! Сформулируйте тему урока.

! А теперь сформулируем цель нашего урока.

II.              Изучение нового материала.

            Я предлагаю посмотреть вам некоторые явления и определить их принадлежность: физические или химические.

№1 – увеличение (ф. я.)

№2 – горят дрова (х. я.)

№3 – рвать бумагу (ф. я.)

№4 – диффузия (ф. я.)

№5 – таит снег (ф. я.)

Проверьте, как вы справились с заданием, если есть ошибки – исправьте!

Вывод: для того, чтобы определить какие явления относятся  к физическим, а какие к химическим, необходимо знать признаки химических реакций.

С/р с учебником (стр. 11, пункт №1, первый абзац)

 

Почему химические явления принято называть химическими реакциями?

(Происходит превращение одних веществ в другие и эти превращения сопровождаются определенными изменениями)

 

! Определите, какие явления вы будите сейчас наблюдать.

 

   Демонстрационные опыты:

№ п/п

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

1.      

Горение бумаги

Тепло, изменение цвета

химическое

2.      

Плавление сахарной пудры

Образование сиропа

физическое

3.      

На срез картофеля капнем раствором йода

Изменение цвета

химическое

4.      

На кусочек мела нальем раствор соляной кислоты

Выделение газа

физическое

5.      

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи

Образование осадка голубого цвета

химическое

6.

 Добавить к осадку раствор соляной кислоты

Растворение осадка

химическое

7.

Зажечь свечу

Горение фитиля

Плавление парафина

химическое

физическое

8.

Медную проволоку порезать ножницами

Измельчение

физическое

9.

Медную проволоку поджечь

Изменение цвета

химическое

 

 

 

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ ОТ ТЕМЫ УРОКА)

1.      сгорание угля

2.      испарение воды

3.      образование росы на траве

4.       плавление алюминия

5. выделение газа при взаимодействии соды с уксусом

6.  испарение уксуса

7. сгорание бензина в двигателе

8.      обугливание древесины

9.      получение сока из плодов

 

 ! А сейчас вы сами проделаете два эксперимента,  опишите свои наблюдения и сделаете соответствующие выводы

Но сначала проведем инструктаж по технике безопасности!

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

к лабораторным опытам.

   Проведите лабораторные опыты по инструкции, определите вид явлений, сопровождающих этот эксперимент, результаты внесите в таблицу.

Опыт 1. Горение спички. Зажгите спичку. Затушите ее, опустив в стакан с водой. Свои наблюдения запишите в таблицу.

Опыт 2Гашение соды раствором уксусной кислоты. В пробирку с кристаллической содой прилить несколько капель раствора уксусной кислоты. Склянку с кислотой не забудьте плотно закрыть. Наблюдаемые признаки впишите в таблицу.

 

№ опыта п/п

Содержание опыта

наблюдения

Вывод (физическое или химическое явление)

1.

Горение спички

 

 

 

2.

Гашение соды раствором уксуса

 

 

 

 

III.           Закрепление.

Учитель: Надеюсь, теперь вы легко сможете определить, о каком явлении идёт речь. Давайте попробуем.

1.     Какие из перечисленных явлений и почему относятся к химическим: ржавление железа, испарение воды, плавление стекла, горение спирта, растирание таблетки в порошок…

   Теперь вам предстоит поработать самостоятельно – выполнить тестовые задания и ответить на вопросы.

2.     Работа с тестами.

3.     Рефлексия.

Подведение итогов урока.

   Сегодня на уроке мы с вами продолжили знакомство с основными понятиями химии. Надеюсь, к данному моменту все справились с задачей, поставленной перед вами в начале урока. Работали все хорошо, если у кого-либо остались ещё вопросы или сомнения есть время их разрешить. Объявляются оценки за работу на уроке, собираются листы с выполненными тестовыми заданиями.

Домашнее задание: §3, с.13, упр. 11 – 13.

Подготовила и провела учитель химии и биологии школы-интерната №2 ОАО «РЖД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока "Физические и химические явления""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Цель урока. Сформировать понятие о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического явления, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.

   Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, признаки химических реакций.

   Планируемые результаты обучения. Знать определение химической реакции; признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические и химические явления.

 

Демонстрации: Горение магния, плавление сахарной, обугливание сахара концентрированной серной кислотой, фильтрование раствора глины, взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 865 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 404
    • DOCX 25.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дьякова Лариса Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дьякова Лариса Валерьевна
    Дьякова Лариса Валерьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 26955
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Методика реализации образовательного процесса и мониторинг эффективности обучения по дисциплине «Химия» в соответствии с требованиями ФГОС СПО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 573 человека

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 219 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Мини-курс

Figma: продвинутый дизайн

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 24 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек