Тема урока: «Физические
и химические явления».
Цель урока. Сформировать понятие о
химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического
явления, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.
Основные понятия: физические и химические
явления, химическая реакция, признаки химических реакций.
Планируемые результаты обучения. Знать
определение химической реакции; признаки и условия протекания химических
реакций. Уметь отличать физические и химические явления.
Демонстрации: Горение магния, плавление
сахарной, обугливание сахара концентрированной серной кислотой, фильтрование
раствора глины, взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.
Раздаточный материал на столы
учащихся: инструктивные карточки, тестовые задания (приложения 3,5), таблицы
для внесения наблюдений, сопровождавших лабораторные опыты (приложение 2) и для
рефлексии (приложение 4). Для лабораторных опытов: спички, парафиновая свеча,
закрепленная на огнеупорной пластине, пробирка с кристаллической содой в
штативе для пробирок и флакон с раствором уксусной кислоты (5 – 7%).
Домашнее задание: §3, с.13, упр. 11 – 13.
Изобразить 1 физическое или 1 химическое явление, на обратной стороне листа
дать объяснение явления.
План урока.
I. Оргмомент.
Учитель:
В природе с момента ее зарождения
Всегда с веществами идут превращения
Про эти природные изменения
Мы с вами сказали бы – это явления.
Существуют явления различные
Рассмотрим физические и химические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А самое главное – их различать!
В этом стихотворении говорится о теме нашего урока и его цели.
! Сформулируйте тему урока.
! А теперь сформулируем цель нашего урока.
II. Изучение
нового материала.
Я предлагаю посмотреть вам некоторые явления и
определить их принадлежность: физические или химические.
№1 – увеличение (ф. я.)
№2 – горят дрова (х. я.)
№3 – рвать бумагу (ф. я.)
№4 – диффузия (ф. я.)
№5 – таит снег (ф. я.)
Проверьте, как вы справились с заданием, если есть ошибки –
исправьте!
Вывод: для того, чтобы определить какие явления относятся к
физическим, а какие к химическим, необходимо знать признаки химических реакций.
С/р с учебником (стр. 11, пункт №1, первый абзац)
Почему химические явления принято называть химическими реакциями?
(Происходит превращение одних веществ в другие и эти превращения
сопровождаются определенными изменениями)
! Определите, какие явления вы будите сейчас наблюдать.
Демонстрационные опыты:
№ п/п
|
Содержание опыта
|
Наблюдения,
сопровождающие опыт
|
Вывод
о явлении
|
1.
|
Горение бумаги
|
Тепло, изменение цвета
|
химическое
|
2.
|
Плавление сахарной пудры
|
Образование сиропа
|
физическое
|
3.
|
На срез картофеля капнем раствором йода
|
Изменение цвета
|
химическое
|
4.
|
На кусочек мела нальем раствор соляной кислоты
|
Выделение газа
|
физическое
|
5.
|
Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи
|
Образование осадка голубого цвета
|
химическое
|
6.
|
Добавить к осадку раствор соляной кислоты
|
Растворение осадка
|
химическое
|
7.
|
Зажечь свечу
|
Горение фитиля
Плавление парафина
|
химическое
физическое
|
8.
|
Медную проволоку порезать ножницами
|
Измельчение
|
физическое
|
9.
|
Медную проволоку поджечь
|
Изменение цвета
|
химическое
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ ОТ ТЕМЫ УРОКА)
1.
сгорание угля
2.
испарение воды
3.
образование росы на траве
4.
плавление алюминия
5. выделение
газа при взаимодействии соды с уксусом
6. испарение
уксуса
7. сгорание
бензина в двигателе
8.
обугливание древесины
9.
получение сока из плодов
!
А сейчас вы сами проделаете два эксперимента, опишите свои наблюдения и
сделаете соответствующие выводы
Но сначала проведем инструктаж
по технике безопасности!
ИНСТРУКТИВНАЯ
КАРТОЧКА
к
лабораторным опытам.
Проведите
лабораторные опыты по инструкции, определите вид явлений, сопровождающих этот
эксперимент, результаты внесите в таблицу.
Опыт
1. Горение спички. Зажгите спичку. Затушите ее, опустив
в стакан с водой. Свои наблюдения запишите в таблицу.
Опыт 2. Гашение
соды раствором уксусной кислоты. В пробирку с кристаллической содой прилить
несколько капель раствора уксусной кислоты. Склянку с кислотой не забудьте
плотно закрыть. Наблюдаемые признаки впишите в таблицу.
№ опыта п/п
|
Содержание опыта
|
наблюдения
|
Вывод (физическое или химическое явление)
|
1.
|
Горение спички
|
|
|
2.
|
Гашение соды раствором уксуса
|
|
|
III. Закрепление.
Учитель:
Надеюсь, теперь вы легко сможете определить, о каком явлении идёт речь. Давайте
попробуем.
1. Какие
из перечисленных явлений и почему относятся к химическим: ржавление железа,
испарение воды, плавление стекла, горение спирта, растирание таблетки в
порошок…
Теперь вам предстоит поработать самостоятельно –
выполнить тестовые задания и ответить на вопросы.
2. Работа
с тестами.
3. Рефлексия.
Подведение
итогов урока.
Сегодня на уроке мы с вами продолжили знакомство
с основными понятиями химии. Надеюсь, к данному моменту все справились с
задачей, поставленной перед вами в начале урока. Работали все хорошо, если у
кого-либо остались ещё вопросы или сомнения есть время их разрешить. Объявляются
оценки за работу на уроке, собираются листы с выполненными тестовыми заданиями.
Домашнее задание: §3, с.13, упр. 11 – 13.
Подготовила и провела учитель химии и биологии школы-интерната №2
ОАО «РЖД»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.