Главная / Химия / Разработка урока "Физические и химические явления"

Разработка урока "Физические и химические явления"

Тема урока: «Физические и химические явления».

    Цель урока. Сформировать понятие о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического явления, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.

   Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, признаки химических реакций.

   Планируемые результаты обучения. Знать определение химической реакции; признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические и химические явления.

Демонстрации: Горение магния, плавление сахарной, обугливание сахара концентрированной серной кислотой, фильтрование раствора глины, взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.

Раздаточный материал на столы учащихся: инструктивные карточки, тестовые задания (приложения 3,5), таблицы для внесения наблюдений, сопровождавших лабораторные опыты (приложение 2) и для рефлексии (приложение 4). Для лабораторных опытов: спички, парафиновая свеча, закрепленная на огнеупорной пластине, пробирка с кристаллической содой в штативе для пробирок и флакон с раствором уксусной кислоты (5 – 7%).

Домашнее задание: §3, с.13, упр. 11 – 13. Изобразить 1 физическое или 1 химическое явление, на обратной стороне листа дать объяснение явления.

План урока.

I.                Оргмомент.

Учитель:

В природе с момента ее зарождения

Всегда с веществами идут превращения

Про эти природные изменения

Мы с вами сказали бы – это явления.

Существуют явления различные

Рассмотрим физические и химические.

Должны научиться мы их наблюдать,

А самое главное – их различать!


В этом стихотворении говорится о теме нашего урока и его цели.

! Сформулируйте тему урока.

! А теперь сформулируем цель нашего урока.

II.              Изучение нового материала.

Я предлагаю посмотреть вам некоторые явления и определить их принадлежность: физические или химические.

1 – увеличение (ф. я.)

2 – горят дрова (х. я.)

3 – рвать бумагу (ф. я.)

4 – диффузия (ф. я.)

5 – таит снег (ф. я.)

Проверьте, как вы справились с заданием, если есть ошибки – исправьте!

Вывод: для того, чтобы определить какие явления относятся к физическим, а какие к химическим, необходимо знать признаки химических реакций.

С/р с учебником (стр. 11, пункт №1, первый абзац)


Почему химические явления принято называть химическими реакциями?

(Происходит превращение одних веществ в другие и эти превращения сопровождаются определенными изменениями)


! Определите, какие явления вы будите сейчас наблюдать.


   Демонстрационные опыты:

п/п

Содержание опыта

Наблюдения, сопровождающие опыт

Вывод о явлении

1.      

Горение бумаги

Тепло, изменение цвета

химическое

2.      

Плавление сахарной пудры

Образование сиропа

физическое

3.      

На срез картофеля капнем раствором йода

Изменение цвета

химическое

4.      

На кусочек мела нальем раствор соляной кислоты

Выделение газа

физическое

5.      

Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи

Образование осадка голубого цвета

химическое

6.

Добавить к осадку раствор соляной кислоты


Растворение осадка

химическое

7.

Зажечь свечу

Горение фитиля

Плавление парафина

химическое

физическое

8.

Медную проволоку порезать ножницами

Измельчение

физическое

9.

Медную проволоку поджечь

Изменение цвета

химическое










 





ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ ОТ ТЕМЫ УРОКА)

  1. сгорание угля

  2. испарение воды

  3. образование росы на траве

  4. плавление алюминия

5. выделение газа при взаимодействии соды с уксусом

6. испарение уксуса

7. сгорание бензина в двигателе

  1. обугливание древесины

  2. получение сока из плодов


 ! А сейчас вы сами проделаете два эксперимента, опишите свои наблюдения и сделаете соответствующие выводы

Но сначала проведем инструктаж по технике безопасности!


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

к лабораторным опытам.

   Проведите лабораторные опыты по инструкции, определите вид явлений, сопровождающих этот эксперимент, результаты внесите в таблицу.

Опыт 1. Горение спички. Зажгите спичку. Затушите ее, опустив в стакан с водой. Свои наблюдения запишите в таблицу.

Опыт 2Гашение соды раствором уксусной кислоты. В пробирку с кристаллической содой прилить несколько капель раствора уксусной кислоты. Склянку с кислотой не забудьте плотно закрыть. Наблюдаемые признаки впишите в таблицу.

 

опыта п/п

Содержание опыта

наблюдения

Вывод (физическое или химическое явление)

1.

Горение спички



 

 

2.

Гашение соды раствором уксуса


 

 

 


III.           Закрепление.

Учитель: Надеюсь, теперь вы легко сможете определить, о каком явлении идёт речь. Давайте попробуем.

1.     Какие из перечисленных явлений и почему относятся к химическим: ржавление железа, испарение воды, плавление стекла, горение спирта, растирание таблетки в порошок…

   Теперь вам предстоит поработать самостоятельно – выполнить тестовые задания и ответить на вопросы.

2.     Работа с тестами.

3.     Рефлексия.

Подведение итогов урока.

   Сегодня на уроке мы с вами продолжили знакомство с основными понятиями химии. Надеюсь, к данному моменту все справились с задачей, поставленной перед вами в начале урока. Работали все хорошо, если у кого-либо остались ещё вопросы или сомнения есть время их разрешить. Объявляются оценки за работу на уроке, собираются листы с выполненными тестовыми заданиями.

Домашнее задание: §3, с.13, упр. 11 – 13.

Подготовила и провела учитель химии и биологии школы-интерната №2 ОАО «РЖД»

 

 

 


















Разработка урока "Физические и химические явления"
  • Химия
Описание:

    Цель урока. Сформировать понятие о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического явления, учить наблюдать и выполнять химический эксперимент.

   Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, признаки химических реакций.

   Планируемые результаты обучения. Знать определение химической реакции; признаки и условия протекания химических реакций. Уметь отличать физические и химические явления.

 

Демонстрации: Горение магния, плавление сахарной, обугливание сахара концентрированной серной кислотой, фильтрование раствора глины, взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи.

Автор Дьякова Лариса Валерьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 673
Номер материала 30666
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓